Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 29 мая 2013 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.И. ИЛЬМИНСКОГО ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧИТЕЛЬСКИХ СЕМИНАРИЙ
Щербакова Елена Викторовна
завуч по воспитательной работе Оренбургской епархиальной православной гимназии имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, г. Оренбург.
THE ORGANIZATION OF TEACHERS’ SEMINARIES BY N.I. ILMINSKY.
Shcherbakova Elena
Vice principal of education NOU OOSH Orenburg Orthodox diocesan school of St. John of Kronstadt
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены основополагающие принципы педагогической системы Н.И. Илминского, проведен сравнительный анализ деятельности по организации учительских семинарий Н.И. Ильминского и К.Д. Ушинского.
ABSTRACT
The article is devoted to the fundamental principles of the pedagogical system of N.I. Ilminskiy, and comparative analysis of the activity of organizing teachers' seminaries N.I. Ilminskiy and K.D. Ushinskiy.
Ключевые слова: принципы педагогической системы Н.И. Ильминского; образование инородцев; учительская семинария; «Проект учительской семинарии» К.Д. Ушинского.
Key words: pedagogical principles of N.I. Ilminskiy, education of foreigners; teacher's seminary, the "Project of teachers’ seminary" by K.D. Ushinskiy.
Николай Иванович Ильминский — видный деятель образования XIX века, директор Инородческой учительской семинарии в Казани. Определяющей педагогической заслугой Николая Ивановича является разработанная им система образования инородцев, которая широко применялась в регионах с полиэтническим составом, в том числе — Оренбургской губернии.
Основополагающие принципы педагогической системы Николая Ивановича заключались в следующем:
1. обучение должно проводиться на родных языках (для этого Ильминский работал над созданием учебных пособий — букварей, книг для чтения, учебников, Закона Божия — на родных языках с русской транскрипцией);
2. русский язык, как один из основных предметов должен изучаться на родном языке в течение четырех лет в начальной школе, затем дети обучались на русском языке;
3. выступал за совместное обучение девочек и мальчиков;
4. детей учить, по его мнению, могут только люди той же национальности, православные христиане, имеющие хорошее педагогическое образование [7].
Главная задача школы, по мнению Н.И. Ильминского — подготовка к выпуску хороших людей: «Художником, ученым, даже ремесленником не всякий может быть и не всякий должен быть; а хорошим человеком, т. е. нравственным, честным, добрым и религиозным, всякий может быть и всякий обязан быть. Добрая нравственность есть основание, на котором всякая специальность, научная, ремесленная и тому подобная, получает особенную прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист» [2, с. 5—9].
Решение этой задачи ученый видел в приобщении учащихся к христианству. Православному просвещению народов посвящено множество трудов Ильминского, а вся его жизнь наполнялась миссионерской деятельностью среди инородцев. Так, он вел активную переписку с обер-прокурором Священного Синода К.П. Побеноносцевым, в которой изложил основные принципы просвещения инородцев. Согласно этим принципам необходимо: 1) прививать христианство в языковой и культурной среде народностей; 2) рукополагать духовенство из числа инородцев; 3) переводить богослужебные книги на национальные языки; 4) выступать против дискриминации мусульман; 5) организовать подготовку учителей для миссионерской работы [3, с. 414].
Такая подготовка учителей стала осуществляться инородческой учительской семинарии в Казани, которую организовал Николай Иванович.
Отметим, что разработкой проекта учительских семинарий для Министерства Народного Просвещения занимался Константин Дмитриевич Ушинский. В 1861 году в «Журнале Министерства Народного Просвещения» опубликована статья «Проект учительской семинарии». В этой работе Ушинский доказывает необходимость организации учительских семинарий в России. Это учебное заведение направлено на подготовку учителей для народных школ. Семинария — заведение закрытого типа на базе сиротских заведений, быт в семинариях скромен, знания — ориентированы на практику, при семинарии необходима образцовая школа, учебное заведение лучше открывать в местности приближенной к той, в которой будет работать народный учитель. Главной опорой школы Константин Дмитриевич считал русскую православную церковь. Нравственность мыслилась педагогом только в рамках православия, которым пронизан весь русский менталитет [8, с. 13—15]. Что касается содержания образования, то набор изучаемых предметов по проекту Константина Дмитриевича, должен быть разнообразен: Закон Божий, арифметика, грамматика, церковно-славянский язык, история, законодательство, ботаника и зоология, география, естественные науки, сельское хозяйство, медицина, чистописание, черчение, рисование, пение.
Таким образом, Ушинским была разработана теория учебного заведения, которая послужила основанием создания сети учительских семинарий по всей России. На основе проекта, одобренного Министерством Народного Просвещения, разработаны инструкции и правила для таких учебных заведений.
В «Инструкциях для учительских семинарий министерства Народного Просвещения» от 1875 и «Всеподданейших отчетах Министерства Народного Просвещения» содержатся подробные описания учительских семинарий: «учительские семинарии имеют целью доставить педагогическое образование молодым людям всех сословий, православного исповедания, желающим посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах» [6, с. 452]. Кроме того, Министерство определило 3 категории учительских семинарий: «по условиям существования, источникам содержания и порядку управления, все эти учебные заведения могут быть поделены на 3 категории: а) правительственные учительские семинарии, хотя бы содержимые не только на средства казны, но и на другие источники, б) правительственные же учительские школы для инородцев, в) земские и частные учительские семинарии и школы» [6, с. 458]. Таким образом, на практике учительские семинарии стали открываться как заведения для абитуриентов из всех сословий и социальных статусов, а не только при сиротских домах
Н.И. Ильминский создал проект на основе инструкций и организовал работу инородческой учительской семинарии в Казани. В этой школе реализовывались все педагогические и миссионерские принципы системы Николая Ивановича, которые дополняли идеи К.Д. Ушинского.
Семинария представляла из себя закрытое учебное заведение с 3-х годичным сроком обучения. Семинаристы, по окончанию обучения, имели возможность работать: 1) учителями в начальных училищах; 2) переводчиками национальных языков; 3) на клиросе певчими; 4) юношам предоставлялась возможность стать православными священнослужителями (отметим, что в семинарии обучались также и девушки).
При семинарии действовали 4 образцовых начальных училища: марийское, мордовское, удмуртское, чувашское, в которых проходили педагогическую практику будущие учителя [1, с. 344—345].
Ученый старался реализовать в семинарии принцип подготовки хорошего человека: «Учительская семинария должна представлять род одной семьи, в которой все воспитанники, несмотря на разноплеменность, живут мирно, трудятся мирно для одной цели, взаимно помогают друг другу в занятиях» [4].
Николай Иванович оказывал помощь и поддержку не только учащимся семинарии, но и выпускникам: вел переписку, встречался с ними, помогал советом, обеспечивал литературой.
Н.И. Ильминский превратил Казанскую инородческую учительскую семинарию в крупный центр подготовки кадров национальной интеллигенций и духовенства народов Поволжья и Урала, который подготовил более 1500 педагогов для нерусских школ [5].
В период реформ образования послереволюционной России на основе инородческой учительской семинарии создана Восточная академия, на сегодняшний день это Казанский педагогический университет [5].
И Н.И. Ильминский, и К.Д. Ушинский видели учительскую семинарию как центр, в котором готовят человека интеллигентного, любящего детей и умеющего с ними работать, готового к самообразованию, преданного своему учительскому делу, человека, незаменимого и необходимого для народностей, не говорящих на русском языке, для села, а значит и всей России.
К концу XIX века число семинарий увеличивалось. В начале XX века количественная динамика наблюдалась по всей стране, число учащихся возрастало. При организации учебного процесса правлениями учебных заведений использовались оба проекта учительских семинарий, дополнявшие друг друга.
Список литературы:
- Загоскин Н.П. Спутник по Казани: иллюстрир. указат. достопримечательностей и справ. книжка города. — Казань: Типо-лит. Императорского Университета, 1895. — 690 с.
- Ильминский Н.И. Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни. — Казань, 1892. — 148 с.
- Ильминский Н.И. Письма Николая Ивановича Ильминского [к обер-прокурору Св. Синода К.Г. Победоносцеву]. — Казань, 1895. — 414 с.
- Иоанн (Каплун). Деятельность профессора Н.И. Ильминского как просветителя татар / иеромонах Иоанн. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pravostok.ru/blog/deyatelnost-professora-ni-ilminskogo-kak-prosvetitelya-tatar. (дата доступа 12.03.2012).
- Колчерин А.С. Н.И. Ильминский. Директор Казанской инородческой учительской семинарии. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://kds.eparhia.ru/bibliot/kaz_schule/direktor_ilm/ (дата доступа 13.05.2012).
- Пругавин А.С. Инструкции для учительских семинарий Министерства Народного Просвещения: Утв. Министерством Народного Просвещения 4-го июля 1875 г./ А.С. Пругавин//Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. — СПб., 1898, 806 с
- Сковородкина И.З. Идея просвещения российского народа в педагогике Н.И. Ильминского. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.jeducation.ru/6_2008/91.html. (дата доступа 25.12.2012).
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т. 1 / К.Д. Ушинский; вводн. ст. и примеч. В.Я. Струминского. — М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1939. — 416 с.
дипломов
Оставить комментарий