Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 сентября 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кирдяшова Е.В. В.В. ЗЕНЬКОВСКИЙ КАК ВИДНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ И ОРГАНИЗАТОР НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РОССИЙСКОМ ЗАРУБЕЖЬЕ (БЕЛГРАДСКО-ПРАЖСКИЙ ПЕРИОД) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 9(32). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

В.В.  ЗЕНЬКОВСКИЙ  КАК  ВИДНЫЙ  ДЕЯТЕЛЬ  И  ОРГАНИЗАТОР  НАЦИОНАЛЬНОГО  ВОСПИТАНИЯ  И  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ  И  ПОДРОСТКОВ  В  РОССИЙСКОМ  ЗАРУБЕЖЬЕ  (БЕЛГРАДСКО-ПРАЖСКИЙ  ПЕРИОД)

Кирдяшова  Евгения  Васильевна

канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  психологии  ФГБОУ  ВПО  «Мордовский  государственный  университет  им.  Н.П.  Огарёва»,  г.  Саранск

E-mail: 

 

V.V.  ZENKOVSKY  AS  OF  EMINENT  PERSONS  AND  ORGANIZER  OF  THE  NATIONAL  TRAINING  AND  EDUCATION  OF  CHILDREN  AND  YOUTH  IN  RUSSIAN  FOREIGNNESS  (BELGRADE-PRAGUE  PERIOD)

Evgenie  Kirdyashova

candidate  of  Pedagogics  Sciences,  Associate  Professor  the  Department  (Chair)  of  Psychology  of  Mordovian  State  University  named  after  N.P.  OgaryovSaransk

 

АННОТАЦИЯ

В.В.  Зеньковский  много  времени  и  внимания  уделял  национальному  воспитанию  и  образованию  детей  и  подростков,  оказавшихся  за  границей.  Одной  из  главных  целей  зарубежной  русской  школы  ученый  считал  развитие  в  детях  национального  самосознания  и  воспитания  в  них  любви  к  Родине  и  родной  духовной  культуре.

ABSTRACT

V.V.  Zenkovsky  lot  of  time  and  attention  to  national  training  and  education  of  children  and  adolescents  who  were  abroad.  One  of  the  main  goals  of  Russian  foreign  schools  scientist  considered  the  development  of  national  consciousness  in  children  and  education  in  their  love  for  the  Motherland  and  spiritual  culture.

 

Ключевые  слова:  Российское  Зарубежье;  национальное  образование  и  воспитание  детей  и  подростков;  национальные  ценности.

Keywords:  Russian  Foreignness,  national  education  and  upbringing  of  children  and  youth,  national  values.

 

Работа  осуществлялась  при  финансовой  поддержке  РГНФ  (проект  №  110600344а  «Система  русского  образования  и  воспитания  детей  и  подростков  эмиграции  «первой  волны»  как  фактор  развития  национального  самосознания  молодежи»)

 

Имя  и  труды  В.В.  Зеньковского  только  входят  в  научный  оборот  современной  российской  гуманитарной  науки.  Его  имя,  долгое  время  находившееся  в  забвении,  окружено  загадками,  легендами,  связано  с  неточными  оценками,  а  порой  и  конъюнктурой  и  односторонним  идеологизированным  подходом.  Сегодня  очевидно,  что  биография  ученого  не  существует  сама  по  себе,  а  становится  эффективным  инструментом  восприятия  истории  и  культуры  эпохи,  демонстрирует  значение  личности  в  истории  развития  педагогической  мысли,  в  актуализации  опыта  прошлого.  Современный  уровень  науки  требует  рассмотрения  персоналии  в  совокупности  системы  личностных,  социокультурных  и  внутринаучных  детерминант.  В  человеке  как  в  микрокосме  отражается  его  эпоха;  центром  биографии  и  ее  главной  задачей  является  интерпретация  научного  творчества.  Это  в  полной  мере  относится  к  личности  В.В.  Зеньковского,  в  биографии  которого  отразились  все  сложности,  противоречия,  достижения  и  эволюция  научной  мысли  русской  эмиграции. 

Педагогическое  наследие  Российского  Зарубежья  —  неотъемлемая  часть  многовековой  истории  образования  и  культуры  России.  В.В.  Зеньковский,  с  одной  стороны,  —  плоть  от  плоти  русской  зарубежной  педагогики  и  основатель  одного  из  ее  направлений.  С  другой  стороны,  он  —  один  из  организаторов  научно-педагогической  мысли  и  активного  действия  в  области  практической  педагогики,  обслуживавшей  насущные  образовательные  нужды  эмиграции.  Благодаря  В.В.  Зеньковскому  получили  возможность  работать  в  области  педагогики  и  психологии  многие  крупные  деятели  общественно-педагогического  движения  русской  эмиграции  (С.И.  Гессен,  Л.А.  Зандер,  И.А.  Лаговский,  С.И.  Четвериков  и  др.).

Педагогические  воззрения  В.В.  Зеньковского  развивались  в  тесной  связи  с  научной,  образовательной  и  культурной  деятельностью  эмиграции,  в  ее  социокультурном  и  научном  контексте.

В  1919  году  В.В.  Зеньковский  прибыл  в  Белград.  В  Югославии  (тогда  Королевстве  СХС)  он  был  приглашен  в  качестве  профессора  на  богословский  и  философский  факультеты  Белградского  университета.  В  Белграде  он  органично  вошел  в  круг  российской  эмиграции.  Здесь  началась  общественно-педагогическая  и  общественно-научная  деятельность  В.В.  Зеньковского.  В  1921  году  была  создана  Государственная  комиссия  по  делам  русских  беженцев  [4,  с.  12].

Однако  пребывание  Зеньковского  в  Белграде  было  непродолжительным.  Югославия  того  периода  находилась  на  периферии  активной  жизни  русской  эмиграции,  основным  центром  которой  стала  Русская  Прага.  В  1923  году  В.В.  Зеньковский  принял  решение  о  переезде  в  Прагу.  По  инициативе  профессуры  и  российской  общественности  на  средства  чехословацкого  правительства  в  Праге  был  создан  Высший  русский  педагогический  институт  им.  Я.А.  Коменского. 

Образование  в  русских  зарубежных  вузах  строилось  на  отечественных  педагогических  традициях  высшей  школы.  Занятия,  как  правило,  велись  по  дореволюционным  программам  российских  университетов  и  вузов,  которые  обогащались  мировым  научным  опытом,  индивидуальными  научными  изысканиями  российской  профессуры.  Одним  из  требований,  предъявлявшихся  местными  властями,  было  изучение  государственного  языка  и  предметов,  отражающих  особенности  науки,  экономики,  культуры  страны  пребывания.  Наиболее  острой  являлась  проблема  учебной  литературы  на  родном  языке. 

Несмотря  на  большое  число  русских  школ  за  границей  все  они  стремились  выполнять  идентичные  цели  и  задачи.  Одной  из  главных  целей  зарубежной  русской  школы  являлось  развитие  в  детях  национального  самосознания  и  воспитания  в  них  любви  к  Родине  и  родной  духовной  культуре.  Ни  один  педагогический  съезд,  ни  одно  совещание  по  проблемам  русской  школы  не  обошли  этот  важный  вопрос.

Значительную  работу  по  определению  содержания  образования,  созданию  учебных  планов  и  программ  зарубежной  русской  школы  проделало  Педагогическое  Бюро  по  делам  средней  и  низшей  русской  школы  за  границей.  Была  предпринята  уникальная  попытка  создания  нового  типа  русской  школы.  В  основе  формирования  содержания  образования  лежала  «игнатьевская»  программа,  приспособленная  как  к  общим  условиям  жизни  беженской  школы  (совместное  обучение,  восьмиклассный  курс,  два  новых  языка,  введение  трудового  метода  и  практических  предметов),  так  и  к  местным  условиям  ее  существования  (местный  язык,  география  и  история  страны  проживания,  согласование  программ  с  требованиями  министерства  народного  просвещения  данной  страны). 

Общественные  деятели  рассматривали  особенности  воспитания  детей  в  условиях  эмиграции.  Большое  количество  русской  интеллигенции,  оказавшейся  за  границей,  считало,  что  удаленность  от  России  и  русского  быта,  ослабление  роли  семьи  привели  к  проблемам  в  национальном,  нравственном  и  религиозном  воспитании.  По  инициативе  и  под  руководством  В.В.  Зеньковского  ученые  и  общественностьизучили  морально-психическое  состояние  детей,  переживших  ужасы  революции,  войны,  эмиграции,  распада  семейных  отношений  [3,  с.  219].  В  этих  условиях  русская  зарубежная  школа  брала  на  себя  дополнительные  функции:  воспитание,  забота  о  здоровье,  питании  детей,  снабжение  их  одеждой,  обувью  и  пр.  Особая  роль  отводилась  школьному  и  внешкольному  воспитанию,  которое  строилось  на  христианских,  национальных  и  трудовых  началах.  Пристальное  внимание  уделялось  нравственному  воспитанию  учащихся.  В  центре  отечественной  классической  педагогики  всегда  стояло  формирование  гражданских  качеств  и  идеалов  у  юношества,  развитие  у  него  высокой  нравственности,  чувства  чести  и  благородства.  Не  прерывается  данная  традиция  и  в  эмиграции.  Русские  психологи  и  педагоги  надеялись,  что  молодежь,  сохранившая  русскую  культуру  и  национальное  самосознание  в  зарубежье,  внесет  большой  вклад  в  возрождение  будущей  России.  В  связи  с  этим  в  Российском  Зарубежье  были  тщательно  разработаны  вопросы  национального  воспитания  детей  и  молодежи.  В  Российском  Зарубежье  организовывались  воскресные  школы,  где  изучались  предметы  только  национального  цикла,  патриотическое  воспитание  осуществлялось  в  детских  лагерях,  молодежных  организациях.  «Дни  русской  культуры»  способствовали  становлению  национального  самосознания,  стали  подлинными  праздниками,  объединяющими  все  российское  зарубежье.  Таким  образом,  в  эмигрантской  школе  поддерживался  и  оберегался  духовный  менталитет  России.  Теоретики  и  практики  образования,  такие  как  В.В.  Зеньковский,  С.И.  Гессен  и  другие,  придавали  большое  значение  сохранению  национального  самосознания  детей  и  молодежи,  а  также  лучших  национально-исторических  традиций  русского  народа. 

В  эмиграции  проявился  в  особой  степени  талант  В.В.  Зеньковского  как  организатора.  В.В.  Зеньковский  стремился  к  объединению  вокруг  идеи  воспитания  будущего  поколения  России  разных  научных  сил  [2,  с.  39].  Вместе  с  группой  видных  деятелей  эмиграции  он  стоял  у  истоков  общественно-педагогического  движения  российского  зарубежья.  На  Первом  съезде  педагогических  деятелей  эмиграции  был  создан  его  центр  —  Педагогическое  Бюро  по  делам  средней  и  низшей  русской  школы  за  границей,  которое  возглавил  В.В.  Зеньковский  [4,  с.  75]. 

На  учительских  съездах  обсуждались  многочисленные  проблемы  средней  и  начальной  школы.  Освещались  такие  вопросы,  как  финансирование  эмигрантской  школы,  снабжение  ее  учебными  пособиями,  выбор  типа  школы,  выработка  учебных  программ  и  методов  преподавания,  правовое  положение  русской  зарубежной  школы,  ее  учеников  и  педагогического  персонала  и  др.  Педагоги  пришли  к  выводу,  что  русская  зарубежная  школа  должна  быть,  прежде  всего,  национальной  и  давать  своим  воспитанникам  не  только  определенно  построенные  знания,  но  прежде  всего  национальное  воспитание. 

В.В.  Зеньковский  способствовал  изданию  альманахов  для  детей  «Русская  земля»  и  «Русский  колокол»,  которые  были  проникнуты  пылким  патриотическим  чувством,  любовью  к  России,  пониманием  истинной  сути  исторического  пути  России  и  ее  будущей  роли.

Таким  образом,  революция  и  гражданская  война  в  России,  вовлекшие  В.В.  Зеньковского  в  политику  и  положившие  начало  долгому  изгнанию,  обусловили  резкое  изменение  не  только  жизни,  но  и  социальных  и  педагогических  воззрений  ученого.  В  этот  период  проявляется  талант  В.В.  Зеньковского  как  организатора  национального  образования  и  воспитания  и  общественного  деятеля.  Благодаря  ему  прошли  почти  все  съезды  российской  педагогической  эмиграции,  совещания  по  национальному  воспитанию,  создана  педагогическая  журналистика.  В  эти  годы  проявляется  стремление  ученого  подойти  к  проблемам  педагогики,  исходя  из  особенностей  русского  национального  сознания  и  основываясь  на  том,  что  православие  —  явление  русской  национальной  культуры  и  этики. 

 

Список  литературы:

1.Зеньковский  В.В.  Дети  эмиграции.  Детская  душа  в  наши  дни.  Прага,  1925.  —  251  с.

2.Зеньковский  В.В.  Духовный  облик  современной  молодежи  //  Вестник  Педагогического  Бюро.  —  1929.  —  №  16—17.  —  С.  29—31.

3.Кудряшова  С.К.,  Кирдяшова  Е.В.  Проблема  национального  образования  и  воспитания  в  педагогическом  наследии  видного  представителя  русской  эмиграции  «первой  волны»  В.В.  Зеньковского  //  Бизнес.  Образование.  Право.  Вестник  Волгоградского  института  бизнеса.  Волгоград,  —  2012.  —  №  4  (21).  —  С.  218—221. 

4.Русская  эмиграция  в  Югославии.  М.:  Индрик,  1996.  —  350  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.