Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 октября 2013 г.)
Наука: Психология
Секция: Социальная психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РОЛЬ ЭМПАТИИ В МОТИВАЦИИ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Тарасова Лидия Николаевна
канд. филос. наук, профессор кафедры психологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск
E-mail:
THE ROLE OF MOTIVATION EMPATHY INPROSOCIAL BEHAVIOR
Lidia Tarasova
candidate of Science, professor of Psychology Mordovia State University. NP , Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ философских и психологических подходов о роли эмпатии в мотивации просоциального поведения. Показано, что на современном этапе, с позиции западных исследователей эмпатия, в чистом виде, не мотивирует просоциальное поведение.
ABSTRACT
The paper presents an analysis of the philosophical and psychological approaches of the role of empathy in motivating prosocial behavior. It is shown that at the present stage, from the perspective of Western researchers empathy, alone, does not encourage pro-social behavior.
Ключевые слова: эмпатия; просоциальное поведение; просоциальная мотивация.
Keywords: empathy, prosocial behavior, prosocial motivation.
Анализ феномена просоциального поведения личности обнаруживает огромный пласт факторов, причин, условий обуславливающих его развитие и реализацию личностью, а также своеобразие структуры и моделей данного вида поведения. Что на наш взгляд, подчеркивает его многоаспектность и полиморфность. Поэтому для качественного осмысления изучаемого феномена, считаем необходимым, начать анализ с описания основных компонентов структуры просоциального поведения. Заметим, что в выделенных и изученных психологической наукой видах человеческого поведения, от обрядового до экономического, ясно прослеживается трехкомпонентная структура, включающая в себя когнитивный, аффективный и практический блоки, поэтому мы также будем придерживаться классической схемы анализа.
Осмысление эмоционального (аффективного) компонента просоциального поведения личности, эмпирический поиск его составляющих, привел таких исследователей как Айзенберг Н., Батсон Д., Гаврилова Т.П., Джус К.Я., Калинский Л.П., Карягина Т.Д., Кок Дж., Шварц С. и др. к выводу о том, что эмоциональной основой просоциального поведения можно считать эмпатию. Заметим, что хотя эмпатийная составляющая является важным компонентом эмоционального блока просоциального поведения личности, однако, как замечает Карягина Т.Д., [3], сама трактовка феномена в современной академической науке обнаруживает неопределенность термина, противоречивость подходов и концептуализаций.
Исходным ориентиром анализа феномена эмпатии в философском контексте можно считать теорию вчувствования Т. Липпса, трактовка эмпатии в которой исходит из понимания ее как психологического обоснования умозаключения. Гаврилова Т.П. проанализировав понимание эмпатии в философских подходах Гуссерля, Смита, Спенсера, Шопенгауэра, выделила следующие аспекты их рассмотрения: а) вчувствование как форма познания; б) симпатия как свойство человека; в) роль собственного опыта в акте симпатии/вчувствования; г) наличие различных форм симпатии /вчувствования; д) связь симпатии с альтруизмом [1]. Интересным представляется момент, что в философских работах была подчеркнута связь между эмпатией и просоциальным поведением, где эмпатия выступает мотиватором последнего.
Пузыревский В.Ю, анализируя современный философский контекст изучения эмпатии представленный в работах Басина Е.Я., Борисова Е.В., Ветлизена А.Дж., Кёглера Х.Г., Кубановой О.Ю. и д.р., отмечает, что актуализация интереса философии к проблемам эмпатии на современном этапе, обусловлена попыткой философов найти допредикативные основания понимания и отчуждения, эмоционально-познавательного отношения к миру и техники [4].
На современном этапе психологической мысли, отмечает Дж. Иган, существует три уровня понимания эмпатии. Самый глубокий уровень — это «способ бытия», второй эмпатия — как способ профессионального присутствия, способ профессионального контакта с клиентами, внутренняя жизнь которых сложна и многообразна, наконец, эмпатия — это коммуникативный навык. Существует также и третья точка зрения на эмпатию, как на навык коммуникации, — способность сообщать о собственных переживаниях (эмоциональная эмпатия) и/или понимании клиента, возникающего в результате ролевого отождествления с клиентом (эмпатии перевоплощения) [2].
Необходимо отметить, что изучение роли эмпатии в мотивации просоциального поведения привело многих западных исследователей к идее того, что эмпатия «в чистом виде» не влияет на просоциальное поведение. Ее влияние обнаруживается косвенно, т. е. через вызываемые ею иные эмоциональные состояния. Согласно данным эмпирических исследований эмпатия в чистом виде не мотивирует просоциальные действия, она способна актуализировать другие эмоциональные состояния, которые, в конечном счете, и приводят к просоциальным действиям. Так Hoffman M.L. в свое работе “The development of empathy”, определяя эмпатию как аффективный ответ, относящийся скорее к ситуации другого человека, чем к нашей собственной, говорит о том, что эмпатия это результат развития личности, начиная с младенчества, итогом которого является ясное ощущение чувств другого человека, как отличных от своих собственных [7, с. 46]. Воспринимаемое же страдание может вызвать «эмпатическое страдание» или «сочувствующее страдание» (sympathetic distress), последнее и является основой альтруистической мотивации, приводящей к просоциальному поведению.
Vignemont и Singer’s также предлагают отличать эмпатию от сочувствия (sympathy) и сострадания (compassion) [6, с. 83]. Указывая, что во все трех случаях мы занимаем позицию другого субъекта, но при эмпатии мы разделяем чувство другого, а при сочувствии и сострадании это условие не обязательно. Например, если кто-то эмпатизирует человеку, который испытывает грусть, то он тоже сам испытывает грусть, когда же он сочувствует или сострадает, то он испытывает жалость, заботу по отношению к грустящему человеку, но сам не грустит. Проведя эмпирические исследования Vignemont и Singer’s сделали вывод о том, что эмпатия сама по себе не является необходимым условием для возникновения просоциальной мотивации, в виде желания увеличить благополучие другого или облегчить страдание, в то время как сочувствие и сострадание непосредственно связаны с просоциальной мотивацией, поведением или намерениями. Они приводят пример, что эмпатией может злоупотреблять садист, который использует ее для нахождения слабых сторон жертвы, не испытывая при этом ни сочувствия ни сострадания [6, с. 84]. Так же авторы проводят различия между эмпатией и эмоциональной зараженностью, при которой субъект разделяет эмоции другого человека, но не отдает себе отчет, что они вызваны эмоциями другого. Например, младенцы плачут в ответ на плач другого младенца, задолго до формирования самосознания. Эти реакции могут предшествовать развитию эмпатии, но не являются эмпатийными ответами сами по себе, т.к. не осознаваемы.
Singer T., Seymour B., Stephan K.E., O’Doherty J.P., Dolan R.J. и Frith C.D. определяя эмпатию как а) аффективное состояние, которое б) изоморфно аффективному состоянию другого человека и в) вызвано наблюдением или воображением аффективного состояния другого и г) осознается субъектом, как мотивированное аффективным состоянием другого, отмечают, что следует отличать эмпатию от когнитивных представлений, утверждая, что эмпатия это только аффективный процесс [8, с. 860]. Это различие особенно заметно в эмпирических исследованиях психопатов, у которых не ослаблена способность понимать мотивы, намерения, установки других, но полностью отсутствует к вовлеченной эмпатии, которая позволяет здоровым людям предвосхищать и оценивать страдания другого, т. е. готовность к просоциальному поведению.
Подводя итог можно заметить, что для психологического вектора трактовки роли эмпатии в мотивации просоциального поведения личности характерно разнообразие точек зрения. Работы, посвященные эмпатии, изобилуют множеством определений и подходов, моделей эмпатического процесса.
Список литературы:
1.Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии/Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. — 1975. — № 2. — С. 147—158.
2.Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык // Журнал практической психологии и психоанализа. — 2001, — № 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.psyjournal.ru (дата обращения 4.10.2013).
3.Карягина Т.Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии / Т.Д. Карягина // Московский психотерапевтический журнал. — 2009. — № 4. — С. 50—74.
4.Пузыревский В.Ю. Феномен эмпатии в контексте современной западной философии/ В.Ю. Пузыревский// Сибирь. Философия. Образование. Альманах. — 2002. — № 6. — С. 103—118.
5.Тарасова Л.Н. Ценностные факторы смыслообразования / Л.Н. Тарасова, С.И. Соболев. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 2007. — 160 с.
6.Hein G. Neuroscience Meets Social Psychology: An Integrative Approach to Human Empathy and Prosocial Behavior /Hein G. and Singer Т.// Prosocial Motives, Emotions, and Behavior: The Better Angels of Our Nature.-American Psychological Association. 2010. — Р. 78—106.
7.Hoffman M.L. The development of empathy./ In J.P. Rushton, & R.M. Sorrentino (Eds.)// Altruism and helping behavior: Social, personality, and developmental Perspectives. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1981. — Р. 41—63.
8.Singer T. Empathic neural responses are modulated by the perceived fairness of others/ Singer T., Seymour B., O’Doherty J. P., Stephan K. E., Dolan R. J., & Frith C. D.// Neuroscience and Biobehavioral Reviews.-2006.-Р. 855-873.
дипломов
Оставить комментарий