Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 13 ноября 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Копылова Л.В. МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ РЕПЕРТУАР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 11(34). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ  РЕПЕРТУАР  МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНИКА  ПОСРЕДСТВОМ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ФОРМ  И  МЕТОДОВ  В  КЛАССЕ  СПЕЦИАЛЬНОГО  ФОРТЕПИАНО

Копылова  Людмила  Викторовна

преподаватель  «Солнечной  детской  школы  искусств»,  РФ,  Ханты-Мансийский  автономный  округ  —  Югра  г.  Сургут

E-mail: 

 

MUSICAL-EXECUTIVE  REPERTOIRE  OF  PRIMARY  SCHOOL  CHILDREN  BY  MEANS  OF  IMPROVING  THE  FORMS  AND  METHODS  IN  THE  CLASS  OF  PIANO

Lyudmila  Kopylova

Teacher  of  “Solnechnaya  Children’s  Art  School”,  Surgut

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  поднимается  вопрос  о  музыкально-исполнительском  репертуаре  учащегося-пианиста.  Обобщая  многолетний  педагогический  опыт,  автор  предлагает  детально  разработанную  методику,  нацеленную  на  совершенствование  форм  и  методов  работы  над  репертуаром.  Результатом  методики  является  —  формирование,  сохранение,  накопление  исполнительского  репертуара  и  его  практическое  применение  в  творческой  деятельности  учащегося-пианиста.

ABSTRACT

Accept  raises  the  question  of  the  musical-executive  repertoire  of  student  pianist.  Summarizing  the  many  years  of  pedagogical  experience,  the  author  has  thoroughly  prepared  methodology  aimed  at  improving  the  forms  and  methods  of  work  on  repertoire.  The  result  of  this  technique  is  te  formation,  preservation,  accumulation  of  the  executive  repertoire  and  its  practical  application  in  the  creative  activity  of  student’s  pianist. 

 

Ключевые  слова:  специальное  фортепиано;  методика.

Keywords:  special  piano  technique.

 

Музыкально-исполнительский  репертуар  учащихся,  наряду  с  общим  музыкальным  развитием,  является  одной  из  главных  задач  курса  обучения  игре  на  фортепиано.  Учащиеся  под  руководством  преподавателя  учат  музыкальные  произведения  для  того,  чтобы  сдать  их  на  академических  концертах.  Получают  отличные  и  хорошие  оценки  за  выступления,  а  спустя  некоторое  время,  забывают  все  выученное,  так  и  не  реализовав  их  в  творческой  деятельности.  Причем  забывают  произведения  учащиеся  не  только  со  слабыми  и  средними  музыкальными  данными,  но  и  хорошими.  Существует  проблема.  Причина  ее  —  в  методики  преподавания.  Для  решения  данной  проблемы,  мы  поставили  цель  —  разработать  методику,  которая  своими  совершенными  методами  и  формами,  может  организовать  и  активизировать  младшего  школьника  в  работе  над  исполнительским  репертуаром.  Актуальность  данной  темы  состоит  в  том,  что  используя  данную  методику,  учащиеся  могут  применять  свои  знания  и  умения  в  творческой  деятельности,  так  например:  в  оформлении  общественных,  семейных  мероприятий,  в  художественной  самодеятельности.  Новизна  данной  работы  состоит  в  формировании,  сохранении  и  накоплении  исполнительского  репертуара.  Следуя  требованиям  разработанной  методики,  начиная  с  младшего  школьного  возраста,  учащиеся,  отрабатывают  и  сохраняют  в  памяти  ежегодно  —  два,  три  самостоятельно  выбранных  произведения  из  репертуара.  В  дальнейшем,  количество  произведений  увеличится.

Анализируя  методы  работы  отечественных  педагогов  —  музыкантов  Г.Г.  Нейгауза,  А.Б.  Гольденвейзера,  Е.Я.  Либермана,  И.  Гофмана,  В.Х.  Разумовской  и  многих  других,  можно  сказать,  что  такой  проблемы  с  исполнительским  репертуаром  не  существовало.  Педагоги  постоянно  возвращались  к  ранее  пройденным  произведениям.  Их  ученики  играли  произведения  по  первому  требованию  наизусть,  в  надлежавшем  темпе,  даже  если  после  изучения  произведений  проходили  годы.  Это  тренировало  их  память,  эстрадное  чувство,  приучало  к  самостоятельным  поискам.  Пьеса,  звучала  по-новому,  показывая  рост  пианиста.  У  А.Б.  Гольденвейзера,  ученики  стремились  выступать  на  эстраде.  Они  владели  большим  репертуаром,  зная,  что  в  любую  минуту,  педагог  мог  назначить  их  играть  в  концерте  [3,  с.  128].  А.Б.  Гольденвейзер  писал,  что  важным  условием  в  воспитании  музыканта  является  длительность  исполнения  одних  и  тех  же  произведений  в  различном  возрасте,  на  различном  уровне  развития  учащихся.  Он  считал,  что  это  имеет  большое  воспитательное  значение,  так  как  ученик  открывает  в  себе  творческие  силы,  видит  свой  успех,  стремиться  работать  еще  лучше,  сравнивая  свою  более  совершенную  работу,  с  менее  совершенной  [3,  с.  127].  В.Х.  Разумовская  говорила:  «Как  ни  глубока  проезжая  колея,  но  она  может  зарасти,  если  долгое  время  по  ней  не  будет  движения».  Она  прилагала  этот  образ  к  музыкальной  памяти  и  требовала  от  своих  учеников  повторения  однажды  выученных  произведений.  «Не  надо  играть  их  подолгу,  лучше  немного,  но  чаще,  чтобы  не  приходилось  проделанную  работу  начинать  заново»  [1,  с.  98].  Не  потеряла  своего  значения  и  в  наши  дни,  теория  повторения  К.Д.  Ушинского.  Повторение  только  тогда  рационально,  говорил  он,  когда  оно  является  предупреждением  забывания,  а  не  возобновлением  забытого  [9,  с.  194].  Все  эти  высказывания,  имеют  под  собой  твердую  научную  основу,  так  как  с  точки  зрения  педагогики,  повторение  —  это  специальное  дидактическое  средство,  обеспечивающее  закрепление  знаний,  а,  следовательно,  их  прочность  [9,  с.  186].  С  точки  зрения  психологии,  в  результате  повторения  учащийся  закрепляет  и  надолго  сохраняет  в  памяти  полученные  знания,  которые  создают  основу  для  сознательного  овладения  новыми  знаниями  [8,  с.  144]. 

  Ответственная  роль  в  формировании,  сохранении  и  накоплении  репертуара  учащихся,  лежит  на  педагоге.  Если  педагог,  осознает  важность  данной  перед  ним  задачи,  то  этот  процесс,  он  будет  контролировать.  Без  помощи  педагога,  ученики,  особенно  начинающие,  сами  не  справятся.  Важной  особенностью  рассматриваемого  нами  возрастного  периода,  является  тот  факт,  что  младший  школьный  возраст  содержит  в  себе  значительный  потенциал  умственного  развития  детей.  Начало  этого  возраста  связано,  если  пользоваться  терминологией  Л.С.  Выготского,  с  доминированием  дооперационального  мышления,  а  конец  —  с  преобладанием  операционального  в  понятиях.  В  этом  возрасте  достаточно  хорошо  раскрываются  общие  и  специальные  способности  [2,  с.  22].  Период  от  7  до  10  лет  в  возрастной  психологии  описывается  как  период  физической  и  психологической  стабильности.  Состояние  психики  ребенка  достигшего  школьного  возраста,  характеризуется  естественной  умственной  потребностью,  заложенной  в  ребенке  самой  природой.  В  этом  возрасте  закрепляются  и  развиваются  основные  характеристики  познавательных  процессов  —  внимание,  восприятие,  память,  воображение,  мышление,  речь  [2,  с.  15].  А.Б.  Гольденвейзер  писал:  «  Педагог  должен  быть  не  только  мастером  своего  дела,  но  и  психологом.  Он  должен  проникать  в  самую  природу  своих  учеников  и  чувствовать,  что  им  свойственно,  чего  им  не  хватает,  и  репертуар  ставить  в  зависимости  от  того  пути,  по  которому  их  надо  вести»  [3,  с.  148].  Сегодня  издается  много  сборников,  которые  знакомят  учеников  с  музыкой  различных  композиторов.  Педагог  должен  выбирать  интересные,  доступные  детям  произведения.  Вся  пианистическая  база  создана  в  основном  на  классическом  репертуаре  и  основой  работы  является  классика.  Воспитание  в  течение  длительного  времени  только  на  классическом  репертуаре  вырабатывает  у  учеников  некоторую  односторонность  слуха.  Все  это  прочно  внедряется  в  сознание,  образуя  некий  слуховой  стереотип  [4,  с.  171].  Современная  музыка,  с  ее  своеобразием,  ритмом  воспринимается  такими  учениками,  как  нарочитая  фальшь.  Учеников  необходимо  знакомить  с  современным  звучанием  музыки,  с  первого  года  обучения,  расширять  их  слуховые  представления.  Педагог,  ведущий  учеников  сочетая  две  линии  в  обучении,  к  концу  школы  подводит  к  пониманию  музыкального  языка  современных  композиторов.  При  формировании  репертуара,  необходимо  учитывать  интересы  учеников.  Репертуар  нельзя  составлять  хаотично,  произведения  должны  подбираться  с  особой  заинтересованностью.  Педагоги  не  должны  увлекаться  большим  количеством  произведений,  одно,  два,  чтоб  хватило  времени  на  отработку  качества  исполнения.  Формирование,  накопление  и  сохранение  репертуара,  должно  контролироваться  педагогом,  в  противном  случае,  репертуар,  исчезнет.  Репертуар  должен  постоянно  проигрываться  на  концертах,  классных  часах.  При  подборе  произведения  для  репертуара  необходимо  учитывать,  где  его  можно  применить  на  практике,  как  приспособить  к  художественной  самодеятельности,  лекции,  концерту,  праздничному  вечеру,  ко  дню  рождения.  Педагог  должен  проводить  беседы  с  родителями  об  организации  домашних  концертов,  вечеров  музыки,  видеосъемок.  С  младшего  школьного  возраста  необходимо  воспитывать  бережное,  отношение  к  музыкальному  труду.  Учащиеся  должны  быть  всегда  готовыми  к  исполнительству,  только  тогда  это  положительно  отразится  на  их  музыкальной  деятельности. 

  Методикой  накопления  и  сохранения  репертуара  необходимо  заниматься  с  первого  класса.  Повторение  в  младших  классах  необходимо  проводить  непрерывно,  систематически.  Правильно  поступают  учителя,  объединяющие  в  единый  процесс  изучения  нового  и  повторения  пройденного.  Сообщение  нового  в  ходе  повторения  [5,  с.  18].  При  накоплении  репертуара  приходиться  сталкиваться  с  определенными  трудностями.  Если  не  создать  определенных  условий  для  работы  над  репертуаром,  сами  младшие  школьники  не  справятся.  У  них  еще  не  выработались  определенные  привычки  и  навыки.  Им  мешает:  недостаточная  самостоятельность,  трудность  при  повторении,  неумение  работать.  Для  организации  учащихся  необходимо  наладить  планомерный  контроль.  Все  произведения  репертуара,  должны  прослушиваться  педагогом.  Педагог  наряду  с  новыми  произведениями  продолжает  работать  над  одним  или  двумя  произведениями  из  репертуара.  Вначале  формирования  репертуара  не  надо  бояться  несовершенства  исполнения  пьес,  излишни  упреки  в  недоработке,  недостаточной  отшлифовке.  Предельно  совершенствуя  легкие  пьесы,  добиваясь  непринужденности,  выразительности  исполнения,  учащиеся  быстрее  видят  результаты  своего  труда,  особенно  это  касается  детей  со  средними  музыкальными  данными  и  какими-либо  пианистическими  дефектами.  Педагог  должен  строго  оценивать  работу  учеников,  призывать  к  максимальной  ответственности  за  качество  исполнения.  Как  показывают  исследования  советских  и  зарубежных  психологов,  повторение  выученного  материала  оказывается  эффективным  тогда,  когда  оно  включает  в  себя  нечто  новое,  а  не  просто  восстановление  того,  что  уже  было.  В  каждое  повторение  необходимо  всегда  вносить  элемент  новизны  [8,  с.  144].  Быстрота  и  прочность  заучивания  связана  с  рациональным  распределением  повторений  во  времени.  Заучивание,  распределенное  на  ряд  дней,  даст  более  длительное  запоминание,  чем  упорное  заучивание  в  один  прием.  Наилучшие  результаты  запоминания  оказываются,  как  показывают  исследования,  при  повторении  материала  через  день.  Не  рекомендуется  делать  большие  перерывы  при  заучивании,  в  этом  случае,  оно  может  превратиться  в  новое  выучивание  наизусть  [8,  с.  142].  При  заучивании  наизусть  хорошо  зарекомендовали  себя  приемы  пассивного  и  активного  повторения,  при  которых  материал  сначала  играется  по  нотам,  а  затем  делается  попытка  воспроизвести  его  в  памяти.  Исполнение  произведения  наизусть,  во  многих  случаях  сопровождается  неточностями  и  ошибками.  Такое  исполнение  от  учащихся  требует  слухового  контроля,  сосредоточенного  внимания,  собранной  воли.  Даже  когда  произведение  выучено  наизусть,  необходимо  работать  с  нотным  текстом,  выискивать  в  нем  новые  смысловые  связи.  Повторение  по  нотам  регулярно  чередовать  с  проигрыванием  наизусть.  Необходимо  произведение  играть  в  медленном  темпе,  для  того,  чтобы  уяснить  все,  что  могло  с  течением  времени  ускользнуть  от  контроля  сознания  [8,  с.  149].  Учащимся  необходимо  иметь  слуховое  представление  об  исполняемом  произведении.  Исполнение  произведения  становится  законченным,  когда  его  исполнишь  на  эстраде  [7,  с.  133].  Хорошая  физическая  подготовка,  дающая  ощущение  здоровья,  силы,  выносливости  и  хорошее  настроение,  прокладывает  путь  к  хорошему  эмоциональному  состоянию  во  время  публичного  выступления  [7,  с.  126].  Выступление  учащихся  младших  классов  на  эстраде  невозможно  без  предварительной  подготовки.  Для  этого  необходимо:  психологическая  адаптация  к  ситуации  публичного  выступления,  игра  перед  воображаемой  аудиторией,  ролевая  подготовка  —  вхождение  в  образ.  Обыгрывание  —  в  этом  приеме  психологической  подготовки,  младший  школьник  постепенно  приближается  к  ситуации  публичного  выступления,  начиная  от  самостоятельных  занятий  и  кончая  игрой  в  кругу  друзей.  Обыгрывание  музыкальных  произведений  надо  делать  как  можно  чаще.  Эмоциональный  компонент  —  концертное  состояние,  складывается  из  ощущений  эмоционального  подъема,  предстоящего  выступления,  желание  играть  для  других  людей  и  приносить  им  радость  [7,  с.  102].  Мыслительный  компонент  —  перевод  программы  умственных  представлений,  содержащих  в  сознании,  в  технический  аппарат  учащегося,  осуществляется  при  помощи  целенаправленной  исполнительской  воли,  которая  включает  через  контролирующую  деятельность  внимания,  все  психические  процессы  —  мышление,  память,  воображение.  Волевое  сосредоточение  внимания  позволяет  учащимся  перенести  все  то,  что  было  сделано  в  умственном  плане  в  процессе  предварительной  работы,  во  внешний  план,  то  есть  показать  свою  работу  слушателям  [7,  с.  148]. 

В  процессе  выступлений,  у  учащихся  формируются  такие  качества,  как  чувство  ответственности,  сила  воли,  навык  законченности  исполнения  произведения,  исполнительский  опыт,  культура  звука,  чувство  меры,  техника.  Для  систематизации  накопленного  репертуара,  необходимо  учитывать  следующие  разделы:

·     классический  репертуар; 

·     советская  и  современная  музыка.

Эти  разделы  состоят  из  произведений  учебного  плана.  В  них  входят:  пьесы,  полифонии,  вариационная  и  крупная  форма.  Ежегодно,  учащиеся  самостоятельно  выбирают  по  одному,  два  произведению  из  любого  раздела.  Под  контролем  педагога  совершенствуют  эти  произведения,  выучивают  наизусть,  исполняют  на  эстраде.  К  концу  восьмого  класса,  учащиеся  имеют  восемь-шестнадцать  хорошо  выученных  произведений.  Есть  возможность,  без  затруднений  участвовать  в  художественной  самодеятельности,  в  оформлении  семейных  и  общественных  мероприятий,  то  есть  активно  нести  свои  знания  и  умения.  У  учащихся  с  хорошими  и  отличными  данными,  количество  произведений  в  репертуаре  может  превышать  цифру  двадцать.  Далее  следуют  разделы:

·     технический  репертуар  —  в  этом  разделе  этюды  на  различные  технические  формулы.  Постоянно  исполняя  этюды,  не  испытывая  затруднения  в  тексте,  учащиеся  замечают,  что  их  движения  автоматизируются,  руки  выполняют  положенное  задание,  а  мысли  переходят  на  качество  звука,  ровность,  артикуляцию.  Исполнение  приобретает  виртуозность,  удобство,  легкость;

·     легкая  музыка  —  в  этом  разделе  музыка  из  мультфильмов,  кинофильмов,  танцы  разных  народов,  песни,  марши; 

·     эскизы  —  в  этом  разделе,  в  облегченном  переложении  -  отрывки  из  опер,  балетов,  симфоний; 

·     репертуар  собственных  произведений; 

·     ансамбли.

Контрольные  зачеты  по  репертуару  проходят  после  летних  каникул  и  зимних,  так  как  на  каникулах  у  учащихся  достаточно  времени,  чтобы  повторить  репертуар.  Проводить  контроль  за  репертуаром  помогает  оформленная  тетрадь  на  пятьдесят  файлов,  где  перечисляются  разделы  и  строго  по  ним  хранятся  музыкальные  произведения  учащихся  с  младшего  школьного  возраста.

Совершенные  формы  и  методы  в  работе  над  исполнительским  репертуаром,  помогли  активизировать  и  организовать  учащихся  младших  классов.  Нами  была  установлена  проблема,  которая  заключалась  в  быстром  забывании  выученных  музыкальных  произведений.  Для  решения  проблемы,  мы  поставили  цель  —  разработать  эффективную  методику  для  младших  школьников.  Для  раскрытия  цели,  определили  задачи:

·     проанализировать  научно-методическую  литературу  по  теме  исследования;

·     обозначить  значимость  работы  педагога  над  репертуаром  младшего  школьника;

·     определить  эффективные  формы  и  методы  работы  над  репертуаром.

Большое  значение  в  работе  имели  труды:  Л.С.  Выготского,  А.Б.  Гольденвейзера,  В.Х.  Разумовской,  К.Д.  Ушинского,  Г.Г.  Нейгауза.

Вывод:  при  систематической  и  последовательной  работе  педагога  и  ученика,  музыкально-исполнительский  репертуар,  будет  формироваться,  сохраняться,  пополняться.  Разработанная  нами  методика  проста,  универсальна  и  эффективна.  Многим  ученикам,  методика  помогла  раскрыть  свой  потенциал,  проявить  свою  инициативу  в  творческой  деятельности.

 

Список  литературы:

1.Бейлина  С.  Уроки  Разумовской.  М.:  Изд.  дом  «Классика»,  2007.  —  144  с.

2.Выготский  Л.С.  Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте.  М.,  1970.  —  235  с.

3.Грохотов  С.В.  Уроки  Гольденвейзера.  М.:  Изд.  дом  «Классика»,  2009.  —  248  с.

4.Грохотов  С.В.  Как  научить  играть  на  рояле.  М.:  Изд.  дом  «Классика»,  2009.  —  220  с.

5.Кошаровская  Н.И.  Некоторые  аспекты  педагогики,  методики  и  психологии  в  деятельности  преподавателя  детской  музыкальной  школы.  Ф.:  Издательство  «Мектеп»,  1989.  —  54  с.

6.Нейгауз  Г.Г.  Об  искусстве  фортепианной  игры.  М.:  Музыка,  1988.  —  240  с.

7.Петрушин  В.И.  Артистизм  —  это  и  тренировка.  М.:  «Советская  музыка»,  1971.  —  203  с.

8.Петрушин  В.И.  Музыкальная  психология.  М.:  ТОО  «Пассим»,  1994.  —  304  с.

9.Харламов  И.Ф.  Педагогика:  Учеб./И.Ф.  Харламов.  7-е  изд.  Мн.:  Университетское,  2002.  —  560  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий