Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 14 апреля 2014 г.)
Наука: Психология
Секция: Социальная психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДУХОВНОГО КРИЗИСА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Катаева Татьяна Николаевна
соискатель Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
E-mail: katany75@yandex.ru
REVIVAL OF FAMILY VALUES UNDER THE CONDITIONS OF OVERCOMING SPIRITUAL CRISIS OF THE MODERN SOCIETY
Tatiana Kataeva
applicant of Southern Federal University, Russia Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
В условиях духовного кризиса современного общества большинство молодых людей не стремятся создавать семьи и брать на себя ответственность, исполнять определенные обязанности, уважать права и достоинство близкого человека. Все это свидетельствует о преобладании потребительской ориентации в обществе. Выходом из этого тупика является возрождение семейных ценностей, пропаганда здорового образа жизни и приобщение молодого поколения к культурно-религиозным традициям своего народа.
ABSTRACT
Under the conditions of spiritual crisis of the modern society the majority of the young people does not long for starting a family and taking responsibility, carrying out particular duties and respecting rights and dignity of a loved one. All this speaks for domination of consumer orientation in society. Breaking the deadlock is a revival of family values, healthy lifestyle promotion and introduction of the younger generation to the cultural and religious traditions of their nation.
Ключевые слова: любовь; сексуальность; половое воспитание; социокультурные образцы; культура семьи.
Keywords: love; sexuality; sex education; sociocultural patterns; family culture.
Общество, культура, семья — неразрывны. Культура семьи — это развитие и становление личности в почитании истинных ценностей своего народа. В условиях духовного кризиса в обществе большинство людей воспринимают формы искаженной любви как норму. Причиной этого является атеистическое воспитание прошлого века и пренебрежение к религиозными и культурными традициями народа. Любовь — великий дар. Восхождение к ней имеет долгий путь во времени: от восторженной влюбленности, через испытания и трудности, — к истинной любви. Позиционно-уровневая модель отношений мужчины и женщины показывает направленность отношений по позиционным основаниям — ядро «эго-влечений» и ядро «совести». Совесть — основание для проявления истинной любви. Эго-влечения — основание для искаженного проявления любви между мужчиной и женщиной. Поступки, потребности, устремления эго-влечения определяются лексической формулой — «себя ради». Жизнедеятельность, происходящая из уважения к долгу и совести, выражается формулировкой «другого ради».
Психологическая реальность эго-влечений атеистична. В ее основе лежит идеология разрушения христианских ценностей. Психологическая реальность совести вводит человека в смыслы православной культуры, утверждает евангельские истины и божественные законы бытия. Сила любви высвобождает человека из плена греховных влечений и очищает душу. Супружеский союз, основанный на единой системе нравственных ценностей, со временем приводит мужа и жену к постижению смысла истинной любви [8, с. 55].
В наши дни сексуальная зрелость у подростков наступает на 2—3 года раньше, а эмоциональное созревание замедляется. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо комплексное объединение родителей, учителей, врачей вокруг темы «Половое воспитание детей и юношества».
Половая принадлежность индивида является определяющей силой, творческим фактором, можно сказать, с первых дней его жизни. Именно поэтому неправильно сводить половое воспитание детей и юношества лишь к санитарно-гигиеническим знаниям, касающимся половой жизни человека, к разъяснению детям анатомических и физиологических различий полов. Многое в половом воспитании детей и юношества зависит от того, в какой семье они растут: в полной или не полной, верующей или атеистической. При этом важен и преобладающий стиль воспитания: демократический, авторитарный или попустительский. Неумелыми действиями (жестокостью, грубостью, потаканием, насмешками) взрослый может глубоко травмировать душу ребенка, вызвать отчуждение, которое нелегко будет потом устранить.
Э. Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества [5, c. 383]. Игры, в которые играют люди, передаются из поколения в поколение. Любимая игра конкретного человека может быть прослежена как в прошлом — у его родителей, так и в будущем — у его детей. В каждой семье бытуют определенные игры, где дети с малых лет знакомятся с их правилами. Сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора [2].
На взрослых людях, окружающих ребенка, лежит огромная ответственность за его дальнейшее воспитание и развитие. Русский религиозный философ И.А. Ильин писал, что семья — это лаборатория человеческих судеб. Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребенку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине. Философ отмечал, что ребенку для полноценного психофизического развития необходимо создать обстановку искренности и целомудрия. Философ писал: «…счастливый ребенок наслаждается в счастливой семье эротически чистой атмосферой. Для этого родителям необходимо искусство духовно-целомудренной любви» [7, с. 250]. Красивое и психологически верное определение «сексуальности человека» мы находим у Л.В. Жарова: «Сексуальность человека — цветок, расцветающий на плодородной почве и при минимуме угроз для жизни и здоровья. Он может украсить жизнь, а может сделать ее еще более несносной и нестерпимой. В этом смысле наше будущее — в наших головах и руках!» [6, с. 129].
В настоящее время кризис российской семьи порожден безнравственностью, распущенностью, пошлостью, которые насаждаются в виде социальных образцов поведения и установок в молодежной субкультуре. В результате отсутствия христианских оснований неправославного брака исказилось все эмоционально-смысловое устроение семейной жизни. Безусловно, уважение к морально-этическим нормам и правовым законам общества, чувства долга и справедливости, любовь и милосердие изначально формируются у ребенка в семье и получают дальнейшее развитие на всех ступенях образования: детский сад-школа-вуз.
Именно на семье лежит вся полнота ответственности за половое воспитание ребенка. Образовательные учреждения страны призваны помочь ей в этом процессе, так как формирование зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа [3, с. 83]. Ведущую роль в этом процессе должны играть гуманитарные науки, а духовные скрепы общества станут одними из главных ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, основанием для ее приобщения к истокам русской культуры [1, с. 60].
Однако, не стоит забывать о роли литературы и СМИ в процессе полового воспитания, поскольку они «тиражируют» в массы социокультурные образы определенного «сорта» — положительные и отрицательные. Средства коммуникации не только влияют на массы, но и «производят» их. Прежде всего, это проявляется в том, что читатель примеряет на себя социальный образец и воспроизводит модель поведения в соответствии с той, которую пропагандирует то или иное периодическое издание. Глянцевые журналы создают для аудитории привлекательный мир сбывшихся надежд и предлагают образцы для подражания, проявляющиеся в рекламе, текстах и фотографиях, в результате чего теряется уникальность и индивидуальная привлекательность молодого человека, а формируется разновидность личности, которая, как и современная массовая культура в целом, является продуктом целенаправленного серийного производства. «Социокультурные образцы обычно рождаются в повседневной жизни. Сначала они появляются у отдельных индивидов или какой-либо группы людей, используются в практике, затем сфера их применения расширяется, и, наконец, они могут стать общепризнанными ценностями и нормами. Иными словами, общество может и должно создавать такие социокультурные образцы, которые, помимо привлекательности, будут нести в массы высокий смысл и нравственные ценности» [4, с. 63].
В условиях духовного кризиса современного общества у большинства молодых людей преобладает потребительская ориентация характера и модель поведения «себя ради». На наш взгляд, выходом из этого тупика является возрождение семейных ценностей, пропаганда здорового образа жизни и приобщение молодого поколения к культурно-религиозным традициям своего народа.
Список литературы:
- Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 11 (31): сборник статей по материалам XXXI международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. — с. 57—61.
- Агеева Н.А. Идея судьбы в противостоянии мифологического и рационального мышления: дис. канд. филос. наук: Ростов-н/Д, 2004. — 112 с.
- Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 10 (30): сборник статей по материалам XXX международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. — с. 79—83.
- Агеева Н.А. Социокультурные образцы как эффективное средство духовного возрождения семьи и общества // Гуманитарные и социальные науки, — 2012. — № 3. — с. 58—64.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.; М: Университетская книга, 1998. — 398 с.
- Жаров Л.В. Состояние сексуальности в современной России (субъективные заметки об объективном процессе) // Гуманитарные и социальные науки, — 2012. — № 2. — с. 116—131.
- Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И.А. Ильин. М.: Эксмо, 2008. — 912 с.
- Культура семьи: Учебное пособие. М., 2009. — 184 с.
дипломов
Оставить комментарий