Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2015 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Начальное образование: теория, практика и тенденции развития
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Артемова Тамара Александровна
музыкальный руководитель ГБДОУ № 67 Московского р-на,
РФ, г. Санкт-Петербург
E-mail: froscat@mail.ru
DRAMATIZED GAMES IN KINDERGARTEN AS A MEANS OF COMPREHENSIVE DEVELOPMENT OF THE CHILD
Tamara Artemova
music teacher, preschool educational institution № 67, Russia, Saint-Petersburg
АННОТАЦИЯ
Выполнен поиск способов приобщения детей к театральной культуре через их участие в театрализованной деятельности. Определено качество развития творческих способностей детей при их участии в театрализованной деятельности. Представлены методы приобщения детей к театральной культуре через их участие в театрализованной деятельности. Полученные результаты показывают пользу участия детей в театрализованной деятельности для их всестороннего развития. Театрально-игровая деятельность при помощи сценок-этюдов способствует развитию творческих способностей детей без подавления их индивидуальности.
ABSTRACT
Made to find ways of introducing children to theater culture through their participation in theatrical activities. Defined as the development of creative abilities of children when they participate in theatrical activities. Methods of introducing children to theater culture through their participation in theatrical activities. The results show the benefit of the involvement of children in theatrical activities for their all-round development. Theatre-play activity using comic sketches contributes to the development of creative abilities of children without stifling their individuality.
Ключевые слова: дошкольное образование; развитие музыкальных способностей.
Keywords: preschool education; development of musical abilities.
Одним из направлений содержания программы дошкольного воспитания по ФГОС является художественно-эстетическое развитие воспитанников, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, в т. ч. музыкального.
Игры, как основной вид деятельности воспитанников в детском саду играют очень важную роль в развитии детей, но игры музыкальные, театрализованые имеют ещё большее значение, т. к. в процессе театрально-игровой деятельности идёт всестороннее развитие ребёнка. Развивается эмоционально-двигательный контроль, пластика движений, певческие навыки, символическое мышление, усвоение социальных норм поведения, коммуникативные навыки. Формируются психические процессы: память, внимание, воображение, совершенствуется речь.
Театрально-игровая деятельность [6] – это процесс. В этом процессе формируются способности ребёнка, но чтобы эта деятельность не превратилась в многочисленное повторение и не убила детскую индивидуальность, важно использовать сценки-этюды [7], [8].
В них принимают участие все дети.
Целью является поиск способов приобщения детей к театральной культуре через их участие в театрализованной деятельности и определение качества развития творческих способностей детей при их участии в этом виде деятельности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи.
- Учить использовать выразительные средства: интонацию, мимику, жесты, движение в создании художественного образа.
- Развивать стремление самостоятельно искать выразительные средства.
- Активизировать и развивать словарь детей, в т. ч. театрально-понятийный словарь.
- Совершенствовать монологическую и диалогическую речь, культуру речевого общения.
- Развивать высшие психические процессы: память, восприятие, внимание, воображение, мышление.
- Создание предметно-развивающей среды для развития фантазии и воображения.
Театрально-игровая деятельность включает:
- Драматизация песен, стихов, знакомых сказок, потешек.
- Танцевальное творчество.
- Основы кукловождения.
- Игра на детских муз. инструментах.
- Самостоятельная театрально-игровая деятельность.
- Праздники, развлечения и театральные постановки.
Этюды и игры на развитие воображения, фантазии, творческой активности, пластической выразительности.
Драматизация песен, стихов, потешек [2], [3] включает в себя исполнение текста под музыку. Например, «Тень-тень» (муз. В. Калинникова), «Теремок» (обр. Т. Попатенко), «Как на тоненький ледок» (обр. Т. Попатенко), «Дождик» (обр. Красев) и др.
Танцевальное творчество включает в себя сочинение несложных танцев с движениями, отражающими характер музыки.
Основы кукловождения [1], [4] включают знакомство с различными видами театров: настольный, пальчиковый, бибабо, театр теней.
Знакомство с видами кукол: варежковые, штоковые, платковые, перчаточные, большие напольные куклы.
Музыкальные этюды на создание музыкального образа. Например, «Разноцветные облака», «Барыня», «Оркестр», хороводные игры: «На горе-то калина», «Здравствуй, осень», «Плетень» и др.
Игра на детских муз. инструментах: импровизация и подбор знакомых песен.
Самостоятельная театрально-игровая деятельность происходит в группе под наблюдением музыкального руководителя и воспитателя [5].
Праздники, развлечения и театральные постановки являются результатом перечисленных выше мероприятий.
Жесты как важное средство выразительности являются неотъемлемой частью работы с детьми.
Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребенка участвовало все тело. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Жест может быть оправдан на сцене лишь в том случае, когда он вызывается внутренней потребностью, выражает определенные чувства по отношению к окружающим.
Работа над выразительностью жестов включается в игры, упражнения, этюды. Например: «Считалочка», «Бабушка Маланья», «Как живешь?». В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики. Педагог может рассказывать, вызывая нужные эмоции, подсказывать, но как можно меньше показывать, чтобы не выработать штампы, лишенные внутреннего импульса, эмоциональной окраски.
Творческие задания на развитие пантомимики.
Диалоги-пантомимы: разговор двух иностранцев, не знающих языка друг друга.
Загадки-пантомимы: в магазине отгадать, какой товар стоит на полке. В зоопарке: отгадать кто сидит в клетке. Отгадать, какая на улице погода и др.
Развитие воображения и фантазии
Развивать воображение и фантазию, создавать образы с помощью выразительных движений: «В детском мире», «Кто на картинке?», «Зёрнышко», «Чудо-юдо из яйца» и др.
Развивать внимание, воображение, находчивость. «Бабушка Маланья», «Закрыть книжку, раскрыть», «Скульптор» и др.
Развитие наблюдательности и выразительности движений
«Оживи камешки», «Джунгли», «Облака», «Большой-маленький».
Диагностика развития театральных способностей проводилась следующим способом. Трехуровневый подход.
- Высокий уровень (5 баллов). Соответствует сформированности того или иного показателя и самостоятельному использованию в деятельности ребенка.
- Средний уровень – 4. Уровень, близкий к достаточному. Но проявляется неустойчиво. То есть тот или иной показатель находится в состоянии становления.
- Низкий уровень – 3. Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной, ни в самостоятельной).
Результаты
Проведенный анализ результатов свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам навыков.
На начало учебного 2014–2015 года: высокий 32 % средний 45 % низкий 23 %/
На конец учебного года высокий 86 % средний 10 % низкий 4 %.
Наблюдаются следующие качественные показатели.
- Сформированность нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (сопереживание, ответственность, общительность, вежливость, успешность).
- Умение пользоваться эмоциональной сферой: мимикой, жестом, пантомимикой.
- Желание участвовать в праздниках и театральных постановках.
Таким образом театрально-игровая деятельность при помощи этюдов формирует эмоции ребенка, а диалоговая форма общения персонажей способствует речевому развитию. Включение пения, танцев и игры на музыкальных инструментах развивает способности к песенно-танцевальной импровизации. Целенаправленное руководство укрепляет чувство товарищества, привязанности друг к другу, чувство ответственности за порученное дело.
Список литературы:
- Караманенко Т.Н. «Кукольный театр в деском саду». М. 1960 г.
- Метлов Н., Михайлова Л. «Играем и поем» – М.: «Советский композитор», 1973 – с. 38.
- Орлова Ф.М., Соковнина Е.Н. «Нам весело» – М.: «Просвещение», 1973 – с. 86–102
- Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия». Вып. 1 – СПб, «Музыкальная палитра», 2008 г. с. 21, 24, 32, 42, 46, 48.
- Сказка в жизни ребёнка. Педагогический альманах «Аничков мост» под. Ред. Бурениной СПб 2005 г. – c. 6–18.
- Сорокина Н.Ф. Программа «Театр-творчество-дети», М. 1995 г. – с. 3–4.
- Шленникова С.Н. Картотека «Игр и упражнений по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://mirdoshkolyat.ru/muzyikalbnoe_razvitie/5768-kartoteka/ (дата обращения: 20.10.2015).
- Ильина М. «Детский сад. Блоги воспитателей» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.maam.ru/detskijsad/marina5555 (дата обращения: 20.10.2015).
дипломов
Оставить комментарий