Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики» (Россия, г. Новосибирск, 26 апреля 2016 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Современные психолого-педагогические технологии
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АРТ-ТЕРАПИЯ В СВЕТЕ ТЕОРИИ Л.С. ВЫГОТСКОГО
ART THERAPY IN THE LIGHT OF THE THEORY L.S. VYGOTSKY
Olga Skryabina
educational psychologist, clinical psychologist, neuropsychologist, a graduate student II course of the Department of Applied Psychology,
Russia, Kirov
АННОТАЦИЯ
Показана роль искусства в воспитании и развития детей с отклонениями в развитии. Проведена параллель концепции Л.С. Выготского «системного социогенеза высших психических функций» как основного (онто) генетического закона развития и показана важность этого принципа со стороны искусства и механизм влияния арт-терапевтических методик на развитие психических функций.
ABSTRACT
The role of art in the upbringing and development of children with developmental disabilities. Drawing a parallel concept of Vygotsky's “systemic sociogenesis higher mental functions” as the main (Ontogenetic development of the law and shows the importance of this principle by the art and the mechanism of the effect of art therapy techniques in the development of mental functions.
Ключевые слова: воспитание и развитие детей с отклонениями в развитии, принцип социогенеза, арт-терапия, искусство и воспитание, высшие психические функции, доминантность полушарий.
Keywords: upbringing and development of children with developmental disabilities, sociogenesis principle, art therapy, art and education, higher psychological functions, dominant hemisphere.
Имя Л.С. Выготского у его поклонников вызывает ассоциации не только с общей, возрастной, педагогической психологией и дефектологией, но и с проблемами искусствознания.
Его теоретические изыскания позволили разрешить многие проблемы, связанные с реабилитацией детей и взрослых, у которых были выявлены проблемы развития высших психических функций [3]. Арт-терапия была для Л.С. Выготского на одном из первых мест в коррекции и развитии нарушенных или не сформированных психических функций. В своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте», он отмечал необходимость участия детей в разных видах художественно-творческой деятельности, указывал на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, тем самым подтверждая идею «воспитание посредством искусства», получившую распространение вначале XX в. [8].
Выготский обращал внимание, что «... познание мира ребенком происходит на всем пути его развития в процессе обучения и воспитания в культурно-образовательном пространстве». В своей культурно-исторической концепции Л.С. Выготский отмечает, что «по содержанию процесс культурного развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка» [11].
«... Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами» [11]. Л.С. Выготский, еще в те времена отмечал, что развитие ребенка с отклонением в развитии будет протекать иначе, чем нормального. Поэтому нужны «специально созданные культурные формы (разные виды художественно-творческой деятельности) для того, чтобы осуществить культурное развитие дефектного ребенка» [10].
На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи А.И. Граборов, В.П. Кащенко и др. Объективно доказано положительное влияние различных форм искусства, таких как музыка, изобразительное искусство, на детей с умственной отсталостью, с ДЦП, на аутичных детей.
В последние годы наблюдаются интересные исследования в области механизма влияния искусства на развитие ребенка. Каков же этот механизм воздействия на ребенка с проблемами развития, используемый арт-терапией? Для того, чтобы это понять, нам необходимо сделать небольшой экскурс в область строения головного мозга и провести параллель с концепцией «системного социогенеза высших психических функций» Л.С. Выготского.
Как известно, и правое и левое полушария головного мозга вовлечены во все когнитивные процессы, но степень такой вовлеченности каждого из полушарий изменчива. В раннем развитии ребенка доминантным является правое полушарие мозга, которое постепенно «отдает бразды правления» левому, становящемуся у взрослого человека ведущим. Это означает, что оно отвечает за речевую функцию и большую часть других высших психических функций, а также контролирует правое [7]. Правое полушарие, в зрелом мозге играет субдоминантную роль.
Будучи древнее левого по филогенетическому возрасту, пра¬вое полушарие функционирует по принципу непосредственного чувственного и целостного отражения действительности и способствует лучшей работе и формированию левого полушария. Для то¬го чтобы правое полушарие функционировало, оно должно со¬прикоснуться с действительностью непосредственно (чувствен¬но). Такой способ деятельности обусловливает то, что содержа¬нием этого полушария становятся целостные образы и символы (чувственные гештальты). Весьма важно, что они носят индивидуальный характер. Левое полушарие, напротив, функционирует по принципу абстрагирования от чувственных стимулов. Оно является кодово-языковым в широком смысле слова. У всех людей принцип деятельности левого полушария оди¬наков, однако количественные характеристики существенно разнятся [8].
Из сказанного понятно, что правое полушарие имеет боль¬шее отношение к искусству и рождению новых идей вообще. Ле¬вое полушарие более тесно связано с логикой. Э. Голдберг в монографии «Управляющий мозг» пришел к выводу, что правое полушарие отвечает за когнитивную (познавательную) новизну, а левое – за когни¬тивную «рутину» [8]. Иначе говоря, все, с чем сталкивается человек впервые, воспринимается правым полушарием мозга, а все, чему человек обучился, становится достоянием левого и хранится там, в виде неких паттернов (типовых моделей). Таким образом, то, чего человек не знает или не умеет делать, необходимо, провести через образ – через правое полушарие, чтобы оно (это знание) начало функционировать в левом полушарии. Здесь уместно вспомнить Л.С. Выготского, раз¬личавшего смысл и значение слова. Если ребенку предоставлять больше зрительных образов (предметов) на начальном этапе формирования и связывать их со значением или понятием, тем лучше происходит процесс усвоения и накапливания знаний.
В целом, правое полушарие преимущественно воспринимающее (перцептивное), а левое – исполнительное. Считается, что ускоренная и запаздывающая латерализация приводит к дефектам развития высших психических функций: ранняя – к обеднению правого полушария, что приводит к потере веры и надежды в будущем, поздняя – может привести к задержке психического развития [9].
Взаимосвязь полушарий мозга помогает сформироваться творчеству, новым идеям, осуществлению этих идей. Полагаем, что если бы Выготский успел, то он, наверняка, описал бы во многих своих монографиях влияние арт-терапевтических методов на развитие и обучение человека через чувственное гештальт-полушарие, потому что первое, с чем сталкивается ребенок, – это зрительные образы, воспринимаемые правым полушарием и уже потом закрепляющиеся в левом. И, конечно же, если у ребенка идет нарушение развития или «поломка» ранее сформировавшийся функции, то метод арт-терапии – это первый метод, с которого необходимо начинать восстановительную реабилитацию (необходимо формировать какие-либо отстающие функции или дефекты с целых образов). Не зря в работах Ахутиной Т.В., Пылаевой Н.В., Глозман Ж.М., Семенович А.В., прослеживается коррекционная работа в игровой, творческой форме. Возможно, заставляя работать правое полушарие по средствам искусства, арт-терапевтических методов, мы тем самым выстраиваем связи в головном мозге для восстановления или развития когнитивных высших психических функций.
Принцип социального генеза высших психических функций, выдвинутый Л.С. Выготским, как основной (онто)генетический закон развития, гласит, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах: сперва социальном, потом – психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Иначе говоря, всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию. Рассматривая формирование произвольного действия, Л.С. Выготский выделяет три этапа интериоризации: «Сначала интерпсихологический – я приказываю, вы выполняете; затем экстрапсихологический – я начинаю говорить сам себе; затем интрапсихологический – два пункта мозга, которые извне возбуждаются, имеют тенденцию действовать в единой системе и превращаются в интракортикальный путь» [3]. Важно начинать любую коррекцию совместно с ребенком, затем, постепенно стимулировать ребенка делать самому, но под чутким контролем взрослого, а когда он усвоит предыдущие действия, позволить ему полную самостоятельность действий.
Таким образом, приведенные выше аргументы обосновывают следующие выводы:
- во-первых, работа правого полушария, которая преимущественно задействована при использовании арт-терапевтических методов, играет важную роль в получении и усвоении различных образов, что помогает формироваться левому полушарию, оказывает неоценимую помощь в коррекции и развитии нарушенных высших психических функций;
- во-вторых, в основе механизма применения арт-терапевтических методик в целях коррекции развития высших психических функций должны лежать идеи концепции их системного социогенеза Л.С. Выготского;
- в-третьих, применение психологом арт-терапевтических методик для коррекции высших психических функций ребёнка, безусловно, предполагает его компетентность в области нейрофизиологии и нейропсихологии.
Список литературы:
- Астахов А.И. Воспитание творчеством. – М., 1986.
- Арт-терапия: Диалог: Россия-Великобритания: Сборник статей. Островитянин, 2008.
- Ахутина Т.В. Культурно-исторические и естественно-научные основы нейропсихологии // Психологический журнал. 2004. № 4. С. 20–27.
- Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Аметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт. – М., 2003.
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М, 2005.
- Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: издательский дом «Удмуртской Университет». 2001.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителей. 3-е издание. – М.: «Просвещение», 1991.
- Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация / Пер. с англ. Д. Бугакова. – М.: Смысл, 2003. – 335 с.
- Котик Б.С. М. Кинсборн (ред.). Асимметричная работа мозга // Вопросы психологии. 1981. – № 4 – С. 170–170.
- Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с. (1925).
дипломов
Оставить комментарий