Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 января 2022 г.)
Наука: Психология
Секция: Общая психология и психология личности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОБЗОР МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
OVERVIEW OF CREATIVE THINKING DEVELOPMENT METHODS
Victoria Ivanova
student, "Psychology" (Department of Psychology and Education, School of Arts and Humanities), Far Eastern Federal University,
Russia, Vladivostok
Maria Dolgova
PhD in Psychology, Associate Professor (Department of Psychology and Education, School of Arts and Humanities), Far Eastern Federal University,
Russia, Vladivostok
АННОТАЦИЯ
Целью работы являлось рассмотреть основные методы развития креативного мышления. Были исследованы труды отечественных и зарубежных учёных. Исследование показало, что на данный момент можно выделить 4 ведущие методологии по созданию креативных решений: ТРИЗ, латеральное мышление, CRAFT и дизайн-мышление. Методологии по развитию креативного мышления не только предлагают базу инструментов для развития творческих способностей. В первую очередь такие методологии основываются системном поэтапном подходе к созданию креативной идеи.
ABSTRACT
The aim of the work was to consider the main methods of developing creative thinking. The works of domestic and foreign scientists were studied. The study showed that now there are 4 leading methodologies for creating creative solutions: TRIZ, lateral thinking, CRAFT and design thinking. Creative thinking methodologies not only offer a framework for developing creativity. First of all, such methodologies are based on a systematic step-by-step approach to creating a creative idea.
Ключевые слова: креативность, ТРИЗ, CRAFT, латеральное мышление, Эдвард Де Боно, дизайн-мышление.
Keywords: creativity, TRIZ, CRAFT, lateral thinking, Edward De Bono, design thinking.
Развитие креативного мышления в современном мире очень важно. Оно необходимо в различных сферах, и применяется не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Креативность по Т. Любарту означает способность создавать продукт, который обладает новизной и при этом соответствует контексту, в котором он находится [1]. То есть креативность требует не только создание совершенно новой идеи, но, и чтобы эта идея была полезна, имела практическую значимость [4].
Методологии по развитию креативного мышления не только помогают развивать творческие способности, но и показывают, какие шаги необходимо использовать, чтобы прийти к эффективной и креативной идеи. В прошлом веке советскими учёными была разработана концепция проблемного обучения. В её разработку сделали вклад педагоги (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов и др.), так и психологи (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин и др.). Особенность проблемного обучения является то, что знания учащимся не даются в готовом виде, а усваиваются ими в процессе активной познавательной деятельности, в условиях особой проблемной ситуации [8]. В проблемном обучении процесс усвоения знаний учащимися воспроизводит существенные моменты научного поиска, актуализирует у них познавательный интерес и творческую самодеятельность [9]. Основу проблемного обучения составляет проблемная ситуация. Проблемными называются ситуации, которые вызывают необходимость овладения новыми, ранее неизвестными способами поведения и мышления. По определению А. М. Матюшкииа, проблемная ситуация характеризует психическое состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе действия с предметом или об условиях выполнения действия [7].
Одной из распространенных и самых ранних методологий по развитию креативного мышления является ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ТРИЗ была основана в России в период с 1946 по 1971 г. Создатель данной методологии – Генрих Альтшуллер. ТРИЗ является методологией для организации мышления, делает поиск идей более целенаправленным и продуктивным. Идея данной методологии в том, что все вокруг нас – это система, а креативный процесс – разрешение противоречий внутри этой системы. Система – это некоторая совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов.
Генрих Альтшуллер говорит о том, что необходимо стремиться к идеальной конечной цели, то есть к получению желаемого результата без всяких затрат. При условии нулевых затрат можно получить эффективность, равную бесконечности. Такой ориентир помогает разработчикам двигаться в необходимом направлении: «важнейший элемент творчества – это представление конечного результата до решения задачи, «знание о незнании»».
В соответствии с методологией ТРИЗ каждое творческое решение новой технической задачи включает три основных момента: постановку задачи и определение противоречия, которое мешает ее решению обычными, уже известными в технике путями; устранение причины противоречия с целью достижения нового технического эффекта; приведение других элементов совершенствуемой системы в соответствие с измененным элементом (системе придается новая форма, соответствующая новой сущности).
Ещё одним способом развития креативного мышления является активное обучение. Активные методы – это совокупность способов и форм, побуждающих учащихся (студентов) к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Такие методы, при реализации которых познавательную и исследовательскую активность проявляют в равной степени, как преподаватели, так и студенты. Активные методы можно отнести имитационным способам обучения, когда учебно-позновательская деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Среди самых эффективных активных методов выделяют деловую игру, ролевой тренинг и коллективную мыслительную деятельность (в частности, мозговой штурм). Деловая игра представляет собой репетицию будущей профессиональной деятельности, позволяет проигрывать те или иные конкретные ситуации и рефлексировать свои действия в данных ситуациях с целью осознания и коррекции их мотивов и стратегий. Ролевой тренинг представляет собой многократные тренировки обучаемых с целью отработки у них необходимых навыков и умений, а также важнейших профессиональных качеств. Он позволяет имитировать сложные разносторонние ситуации и отношения реальной профессиональной деятельности [6].
В последнее время большую популярность набирает применение проектных методов в развитии креативности. Идея метода проектов стремится повышать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически при менять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления. Автор концепции проективного образования Г. Л. Ильин исходит из понятий проектной культуры и проективного творческого мышления. Особенностью проектной культуры является стремление создать что-то новое в материальной и духовной сферах. Стремление найти лучшее, свое, отличное от других решение определяет основную мотивацию обучения в проектном образовании [2].
Митчел Ресник предлагает метод развития креативности 4-П. Он рассказывает, как страсть и игра, присущие детскому саду, могут помочь людям всех возрастов развивать креативность и мышление. Митчел Ресник предлагает спираль обучения через творчество, через которую проходят дети в детском саду (вообразить-сделать-испытать и поиграть со сделанным-поделиться с другими-обдумать результаты-вообразить по новой и так далее). Он разработал 4 П-принципа: проекты, пылкая увлеченность, партнерство, процесс игры. Исследования Митчела показали, что наилучший способ пестовать креативность - это содействовать всем детям и взрослым, когда они в духе игры и сообща с партнерами-единомышленниками работают над проектами, связанными с предметами их пылкого увлечения [3].
Рассмотрим методологию латерального мышления. Её создателем является британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления Эдварда де Боно. Он разработал ее в 1968 г. и опубликовал в своей книге «Механизмы ума» в 1969 г. «Этот подход считается альтернативой неуклонному продвижению к цели и чаще позволяет найти разные способы решения одной и той же проблемы». Суть его состоит в фокусировке на проблеме, создании латерального разрыва и установлении связи новой идеи с реальным миром. Латеральный разрыв – это изменение шаблонного мышления, которое нарушает логику идеи. Для его осуществления применяют такие методы провокаций, как случайный вход, от обратного, отстранение, преувеличение, искажение, создание воздушных замков. Все абсурдные идеи после латерального разрыва перерабатываются в решения, которые возможно осуществить в реальном мире.
Помимо классических креативных методологий, как ТРИЗ и литеральное мышление, набирают популярность и новые направления. Например, методология CRAFT (Creative Algorithm Framework & Tools). В основе концепции – понятие «большой идеи» – социальной формы отношений, создавая которую мы выстраиваем новые роли на основе существующих в обществе моделей. Автор методологии – Василий Лебедев, основатель школы креативного мышления ИКРА. CRAFT выделяет абстрактное и предметное мышление. Абстрактное мышление – «идеальный мир в нашей голове, сотканный из миллионов образов», Предметное мышление – «мир нашей физической реальности со своими физическими законами, временем и пространством». Во время постановки задачи и поиска абстрактных идей по методологии CRAFT используется абстрактное мышление, а предметное мышление используется при поиске предметных идей и создании креативной концепции. На стадии формулирования идеи используются оба мышления.
Ещё одна современная методология поиска креативных идей – «дизайн мышление». Создателями данной методологии считают основателей Hasso Plattner Institute of Design (дизайн-школа, объединяющая практики управления и бизнеса с традиционным инженерным образованием) – Хассо Платтнера и Дэвида Келли. Они первыми сформулировали принципы данной методологии и стали распространять их как практику. «Дизайн-мышление – ориентированный на человека подход к инновациям, который отображает профессиональные приемы дизайнера для совмещения потребностей людей, возможностей технологий и требований к успеху в бизнесе». Американский учёный в области когнитивистики, дизайна и пользовательской инженерии Дональд Норман говорит о том, что дизайн – это соответствие продукта тому, как его понимает человек [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что существуют различные методы создания креативных идей. Но чтобы получить эффективное решение, необходимо использовать систематизированные подходы.
Список литературы:
- Захарова, О. Г. Развитие креативности дошкольника в научно-педагогических исследованиях / О. Г. Захарова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14345/ (дата обра-щения: 08.01.2022).
- Колентионок, Е. Н. Специфика проектных методов в развитии креативности младших подростков на уроках иностранного языка / Е. Н. Колентионок // Амурский научный вестник. – 2007. – № 2. – С. 98a-103.Утемов, В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы / В. В. Утемов // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2012. – № 1. – С. 16-22.
- Кутрунова, З. С. Применение метода развития креативности Митчела Резника в дополнительном профессиональном образовании инженеров / З. С. Кутрунова, С. В. Максимова, Е. И. Вялкова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – № 4. – С. 11.
- Любарт, Т. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. — Москва : Когито-Центр, 2009 — 300 с.
- Норман Д. Дизайн привычных вещей / Дональд Норман. — Манн, Иванов и Фербер, 2021. — С. 384.
- Тараканов, А. В. Развитие креативности студентов при помощи активных методов обучения в вузе / А. В. Тараканов // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 8. – С. 65-68.
- Утемов, В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы / В. В. Утемов // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2012. – № 1. – С. 16-22.
- Утемов, В. В. Модель развития креативности учащихся на основе системы задач открытого типа / В. В. Утемов // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2012. – № 2. – С. 28-36.
- Утемов, B. B. Технология формирования креативности на основе задач открытого типа / B. B. Утемов // Образование. Наука. Научные кадры. – 2011. – № 2. – С. 204-209.
дипломов
Оставить комментарий