Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 мая 2024 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Мамбетова К.М. О ГЛУБОКОЙ СВЯЗИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА, ФИЛОСОФИИ И ПЕДАГОГИКИ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXXII междунар. науч.-практ. конф. № 5(79). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 39-43.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

О ГЛУБОКОЙ СВЯЗИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА, ФИЛОСОФИИ И ПЕДАГОГИКИ

Мамбетова Камилла Муратовна

преподаватель Казахского национального университета искусств,

Республика Казахстан, г. Астана

Музыка является ключевым фактором интеллектуального и духовного развития личности и общества в целом. Музыка сопровождает человека с момента его рождения и до самой смерти. С древних времен люди включали музыку в повседневных делах и во время больших праздников. Мы привыкли слушать музыку в больших концертных залах или за рулем автомобиля. Музыка, как противоположность тишине, символизирует жизнь как противоположность смерти.

Музыканты Иоганн Форкель, Эдуард Ханслик и Иоганн Гербарт писали о формах мышления, которые рождаются под влиянием музыки. Психологические аспекты воздействия музыки описаны в работах Ричарда Фрейнфельса. Отакар Зих был первым, кто определил музыкальное мышление как синтетическое. Эрнст Курт изучал физические и физиологические реакции, вызываемые музыкальными произведениями. Музыкальное искусство остается предметом пристального изучения различных аспектов философии, социологии, культурологии и даже медицины.

Музыке уделяется особое внимание при формировании культурного наследия, поскольку она всегда оставалась неотъемлемой частью любой культуры. Специфика музыкального искусства изучалась в трудах философов с древних времен. Несмотря на то, что музыкальные произведения древности не были сохранены, музыка занимала важное место в суждениях древних философов. Будучи произведением искусства, музыка играла значительную роль в жизни общества. Можно с уверенностью сказать, что музыка была чем-то особенным, магическим и важным. В древние времена науки были тесно переплетены. Наука о музыке зародилась в мифических представлениях и легендах. Конечно, особое место отводилось и музыкальной педагогике.

Идея музыкально-эстетического воспитания зародилась в античной философии. Музыкальное искусство составляло основу гражданского воспитания в древнем полисе. Музыкальное и эстетическое образование считалось необходимым условием для воспитания высокообразованных граждан.

Известный российский философ и культуролог Алексей Лосев писал о философском осмыслении сущности музыки как особого предмета познания, который содержит в себе весь мир со своим “эпосом”, “моралью” и законами “музыкального бытия” [1].

А.Ф. Лосеву удалось соотнести феномен музыки и философии. “Музыка как предмет логики” (1927) – первая фундаментальная работа, призванная заполнить пространство между философией и музыкой, как между чистым разумом и звучащим образом. Исследователь приводит не только яркий пример философского понимания музыки как особого вида мировосприятия, но и намечает возможные пути реконструкции системных музыкальных знаний. Осмысление музыковедения в контексте интеллектуальных достижений современности позволяет выявить те творческие силы, которые заложены в культурном и духовном опыте людей.

А.Ф. Лосев реконструирует древнее мышление, связывавшее музыку и математику, основываясь на их глубокой структурной взаимосвязи. Ученый вводит понятие “музыкальное время, число”, определяя музыкальное искусство как “выражение чисел во времени”. Алексей Лосев раскрывает антиномию музыки, которая заключается в следующем: музыка воплощает гармонию и порядок и в то же время она спонтанна, хаотична и иррациональна. Таким образом, музыкальная форма является выражением диалектического соотношения числа и времени [2].

Философские и культурологические исследования музыкального искусства, проводимые А.Ф. Лосевым, можно отнести к категории объективистских. Идейное содержание его диссертации заключается в следующем: музыка является основой мироустройства, его объективным началом, концентрирующим гармонию и ритм. Такое понимание музыки нашло отражение в трудах древних мыслителей, таких как Платон и Пифагор. Для пифагорейцев музыкальная математика и гармония составляли единое эстетическое целое.

 Концепция музыкального канона, существующая в христианском музыкальном искусстве, также связана с объективно-космологическим пониманием музыки. Господство объективистских музыкальных концепций продолжалось в течение достаточно длительного исторического периода.  Только в эпоху Европейского Возрождения, с появлением новой концепции искусства, родилась субъективистская концепция существования музыки. Эта концепция выражает антитезу, предложенную А.Ф. Лосевым. Музыка больше не понимается как нечто абсолютно гармоничное, лежащее в основе мирового порядка. Прежде всего, это связано с новым пониманием музыки как творчества отдельного композитора. Эта точка зрения становится основополагающей в эпоху романтизма и неоромантизма, когда создатель музыкального произведения воспринимается как человек, способный внести видимые изменения во вселенную.

Для обозначения фундаментальных свойств музыки философ использует выражение “музыкальное бытие”. Он имеет в виду такие свойства, как совершенная завершенность и неподвижность, “внепространственность”, хаос и бесформенность. А.Ф. Лосев утверждает, что музыка далека как от математики, так и от психологии. Музыку нужно отличать от самой музыки. Алексей Лосев говорит: “Она может быть раскрыта только сама по себе”.

А.Ф. Лосев стал основоположником философского течения в русской эстетике.  Философское осмысление музыки основано на осмысленном опыте. Исследователь определяет содержание философии музыки. Она состоит из четырех “наук”: музыкальной феноменологии, музыкальной психологии, музыкальной эстетики и музыкальной критики. Музыкальная феноменология изучает музыку как “абсолютное бытие”, которое следует своим собственным законам. Музыкальная психология изучает типы музыкального опыта, определяя, соответствуют ли они музыкальным формам. Большая роль в этом разделе отводится именно музыкальной педагогике, методам и способам музыкального воспитания. Музыкальная эстетика описывает внешние формы музыкальных произведений и анализирует музыкальный опыт в целом. Музыкальная критика изучает интерпретацию музыкальных произведений. По словам А.Ф. Лосева, критик создает свой собственный “миф” [4].

А.Ф. Лосев изучает музыку в нескольких измерениях. Прежде всего, музыка имеет пространственно-временную форму, поскольку основана на волновых колебаниях. С другой стороны, музыка воспринимается людьми, поэтому у нее есть анатомо-физиологическое измерение. В-третьих, у нее есть психологическая сторона, которая существует в двух формах: а) как форма восприятия определенных деталей; б) как форма восприятия музыкального произведения как единого целого.  Наконец, исследователь выделяет интенциональное измерение музыки, основанное на эмоциональном переживании.

По мнению сербского профессора М. Узелаца, в работах Лосева есть смысловая неточность, которая касается определения объекта музыки [3]. В связи с этим следует помнить, что существует два понимания музыки, в зависимости от исторического периода. С одной стороны, это древние представления о музыке как предмете учения о гармонии. С другой стороны, это так называемая “чувственная музыка” Нового времени. Таким образом, философ использует понятия нового времени, когда говорит о музыке в ее древнем понимании. Более того, вопрос об определении музыки все еще остается открытым.

А.Ф. Лосев отождествил музыку и Абсолютное Бытие, что приводит к эквивалентности “Музыка – Ничто” и определяет музыку как тишину [1]. Здесь мы подходим к космологическому пониманию музыки – метафизическому открытию, сделанному Алексеем Лосевым. В концепции исследователя музыка является не источником эмоциональных переживаний, а предметом логического и философского анализа. В музыке существует особый вид логики – смыслообразование. Философ назвал этот особый вид логики гилетически экспрессивным.

Таким образом, А.Ф. Лосев ставит задачу определить сущность музыкального опыта. По его мнению, человек и мир находятся в противоречивых отношениях. Музыка становится отражением этой реальности. Музыкальное восприятие мира — это суть диалектического закона единства и борьбы противоположностей. Музыка — это постоянное движение. У нее нет законченной формы. Однако музыка — это не иррациональная сила, музыка — это откровение. Как отмечает Д. Римонди, музыка близка к молитве. А.Ф. Лосев также предпринимает попытку описать взаимосвязь музыки и религии, выявляя их сходства и противоречия [2].

Будучи неординарной личностью и философом, опередившим свое время, А.Ф. Лосев раскрыл связь музыки с целым рядом научных областей: математикой, физикой, психологией, эстетикой. Хотя ученый порой высказывал противоречивые суждения о сути природы музыки, о ее объекте. Музыка, по мнению Лосева, — это Абсолют. Ее нельзя однозначно отнести к какой-либо конкретной области научного знания, поскольку она находится на стыке дисциплин. Более того, музыка стоит на ступень выше, она существует в нескольких измерениях восприятия. Мыслитель заложил основы для нового и глубокого познания сущности музыкального искусства с точки зрения философии.

Философское осмысление музыки, ее влияние на психологические и эстетические факторы развития человека оказало большое влияние на становление музыкальной педагогики. Преподавание музыки с древних времен несло в себе не только передачу определенных знаний, но и некое философское учение, нравственное воспитание человека. Постепенно музыкальное искусство развивалось, проходило разные этапы исторического развития, впитывая в себя философские и мировоззренческие течения. Все это, несомненно, влияло и на способы и методы преподавания. Появлялись новые трактаты, научные труды, методические пособия, возникали целые национальные школы, каждая из которых была наполнена не только музыкальными традициями прошлого, но и синтезировала в себе философские, идеологические взгляды и традиции. Таким образом во все времена философия оказывала огромное влияние на все сферы музыкального искусства, включая педагогику. Все это послужило основой для нынешней системы преподавания, богатой традициями. В то же время и в наше время учителя музыки не только передают свои знания, но и стараются сформировать нравственную, высокодуховную личность, что берет свое начало с древних времен.

 

Список литературы:

  1. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Форма – стиль – экспрессия. - М.: Мысль, 1995. - С. 405-583.
  2. Римонди Г. Музыкальное восприятие мира в прозе А.Ф. Лосева // Соловьеведение, 2017. № 3 (55). С. 88-95.
  3. Узелац, М. Философия музыки А.Ф. Лосева: на пути к новому пониманию бытия музыки /М. Узелац // XIV Международная научная конференция "Лосевские чтения": Творчество А.Ф. Лосева в контексте русской и европейской культурных традиций (электронный журнал). Москва, 2013, с. 1-12. Доступно по адресу: https://www.uzelac.eu/Strane_studije/33_Losev_2013.pdf (дата обращения: 10 января 2021 г.).
  4. Зенкин К.В. Музыка. Эйдос. Время: А.Ф. Лосев и горизонты современных наук о музыке. М.: Память исторической мысли, 2015. - 462 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.