Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 июня 2024 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лю Ю., Наумова Ю.В. КРАТКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЮ НАТЮРМОРТА В КИТАЙСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(80). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 42-48.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КРАТКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЮ НАТЮРМОРТА В КИТАЙСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Лю Юйсинь

магистр кафедры рисунка, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

Наумова Юлия Валерьевна

канд. пед. наук доц. кафедры живописи, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

A BRIEF ANALYSIS OF EFFECTIVE WAYS TO TEACH STILL LIFE PAINTING IN A CHINESE ELEMENTARY SCHOOL

 

Liu Yuxin

Graduate Student of the Department of Drawing and Painting, State University of Education,

Russia, Moscow

Julia Naumova

Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Натюрморт является основой изобразительной грамоты и обязательным предметом для вступительных экзаменов в колледж или университет по программе «Изобразительное искусство». Поэтому изображение натюрморта – это популярная тема для рисования в начальной и средней школах Китая. В данной статье предлагаются эффективные способы обучения для достижения лучших результатов в развитии творческих способностей учащихся и повышению их общего уровня владения изобразительной грамотой.

ABSTRACT

Still life is the basis of visual literacy and is a required subject for college or university entrance exams in the Fine Arts program. Therefore, still life painting is a popular drawing topic in primary and secondary schools in China. This article suggests effective teaching methods to achieve better results in developing students' creative abilities and increasing their overall level of visual literacy.

 

Ключевые слова: изобразительное искусство, начальная школа; китайское образование, обучение; натюрморт, методика преподавания.

Keywords: fine arts, elementary school; Chinese education, training; still life, teaching methods.

 

Изображение натюрморта является неотъемлемой частью программы обучения изобразительному искусству в китайской школе и является одним из способов обучения школьников базовым изобразительным навыкам и их дальнейшему усовершенствованию.

Однако в настоящее время многие преподаватели изобразительного искусства сталкиваются с отсутствием у учащихся начальной и средней школы интереса к урокам рисования и изображению натюрморта в частности. Поэтому вопрос о том, как способствовать развитию интереса учеников к эскизированию и рисованию натюрмортов, постепенно стал проблемой, требующей инновационного подхода и разработки методов решения данной проблемы.

Согласно мнению китайских исследователей в области преподавания изобразительного искусства основными принципами обучения школьников являются: принцип осознанности обучения, принцип повторения, принцип обучения по классическим образцам [4]. Те же правила используются и в обучении натюрморту. Анализируя мнение российских ученых, таких как Ростовцев Н.Н., Беда Г.В., Игнатьев С.Е, Ломов С.П., Пучков А.С., Триселев А.В. и многих других, можно выделить такие принципы обучения натюрморту: наглядность, доступность, последовательность, систематичность [1; 2]. Объединив постулаты, приведенные выше, можно найти пути решения поставленных перед китайскими преподавателями задач – повышение результативности обучения натюрморту в начальной школе.

Учитывая количество учащихся в классе, а в китайских школах это количество может доходить до 35 человек, важно применять педагогические методы, которые будут не только способствовать успешному обучению предмету, но и контролю поведения учащихся во время выполнения заданий. Основным общепринятым методом обучения школьников изображению натюрморта в Китае по-прежнему является копирование картин великих художников. Копирование считается традиционным педагогическим методом в области рисования и применяется на всех этапа обучения. Чжун Хуэй в своей книге «Проблемы и стратегии преподавания художественного эскизирования в младших классах средней школы» сказал, что «копирование считается традиционным методом обучения рисованию и применяется на всех этапа обучения» [7]. Рассматриваемый способ имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, копирование помогает школьникам сосредоточиться на деталях, освоить азы техники изображения предметов, научиться правильно подбирать цветовые сочетания красок. С другой стороны, копирование – это механический процесс переноса изображения с репродукции на бумагу, не позволяющий ребенку проявить творческий подход к изображаемому сюжету. Большинство детей в классе выполнит задание, но при этом не проявит особого интереса к нему. Тем более, когда речь идет о натюрморте, где изображены предметы.

Для стимулирования интереса учащихся начальных классов к такому предмету как «Натюрморт» можно предложить некоторые способы и методы, которые помогут преподавателю в его работе.

Метод наблюдения и анализа.

1. У. Шицзюн в своей книге «Изучение эффективных стратегий преподавания художественного рисования в младших классах средней школы» сказал, что «качество эскиза обычно тесно связано с наблюдательностью художника» [6]. Наблюдение за окружающей нас действительностью, изучение свойств и формы предметов – это первый шаг в создании натюрморта. При обучении рисованию натюрмортов учителя должны в первую очередь заинтересованность учащихся исследовательским процессом. Как правило, в Китае на занятиях рисованием педагоги предоставляют учащимся фотографии или натурные объекты для ознакомления, и потом ребята рисуют их на бумаге акварелью или гуашью. Но если, скажем, предложить ученикам сперва тактильно изучить предметы, сделанные из различных материалов, разных цветов и форм, а затем описать то, что они увидели на словах, это может подтолкнуть детей к дискуссии, вызвать у них вопросы о происхождении или применении того или иного предмета.

2. При помощи проектора преподаватель может демонстрировать фрагменты произведений великих художников, на которых изображены те предметы, которые только что были изучены учащимися. При этом педагог акцентирует внимание ребят на том, в какой технике и какими оттенками цвета художник изобразил уже изученный детьми предмет. Такой метод раскрывает перед учениками возможность сопоставить изображенный предмет с натурой, провести сравнительный анализ и понять, что даже яблоко можно изобразить различными способами и с помощью разных техник.

3. В процессе беседы преподаватель может обращать внимание ребят на форму изображенных вещей (квадратная, круглая, вытянутая), на их размер (большой или маленький), на технику изображения текстуры предмета (например, крупными или мелкими мазками, квадратной или округлой формы), цвет предмета (красный, зеленый) или оттенок (теплый, холодный), на взаимосвязь объекта с другими предметами и драпировками (пропорции и цветовые сочетания).

Метод вовлеченности поможет освоить элементарные правила компоновки натюрморта.

Для того, чтобы активизировать творческий потенциал каждого ученика в классе, достаточно предложить им стать создателями натюрморта. Для этого преподавателю понадобятся самые простые предметы, которые есть в каждом классе – учебники, пеналы, карандаши, стаканчики, бутылки с водой и т.д.  Например, помогая учащимся делать зарисовки, учитель просит детей разложить на столе свои любимые вещи или принесенные из дома фрукты и игрушки, а затем позволить им самим расставить эти предметы на столе, создать свой натюрморт и затем нарисовать его. Таким образом, школьники учатся понимать, что такое рисование с натуры, обучаются простейшим правилам компоновки натюрморта, выбирают правильный ракурс, учатся размещать все предметы на одном листе бумаги. Вовлеченность в процесс самостоятельного создания натюрморта поможет детям не потерять интерес к последующему эскизированию и творческой деятельности.

Рисование по представлению – один из методов развития воображения и творческих способностей. Для достижения той цели можно предоставить учащимся возможность нарисовать натюрморт по памяти. Учитель ставит натюрморт из различных предметов быта и трудовой деятельности, затем просит учеников внимательно изучить его, постараться запомнить расположение предметов, их форму, цвет и фактуру драпировок. Затем натюрморт накрывают тканью, а дети начинают изображать его на бумаге.

Второй вариант – это рисование по словесному описанию натюрморта. Учитель описывает композицию, которая скрыта от глаз детей, и предлагает изобразить ее выбранными для занятия материалами. В результате такого метода обучения, ученик может проявить свою индивидуальность, изображая предметы так, как он их себе представил.

Метод последовательного усложнения поможет освоить принципы формообразования предметов. На уроках изобразительного искусства преподаватель сталкивается с неуверенностью школьников перед поставленной учебной задачей. Эту проблему можно решить следующим образом. Во время занятий необходимо обращать внимание учащихся на то, что несмотря на внешнюю сложную форму предметов, каждый из них вписывается в форму простую. Примеры: яблоко – шар, кувшин – цилиндр, табурет – это призма и т.д. На уроке, используя мультимедийные средства или метод демонстрации, учитель объясняет детям на доске: как проще нарисовать тот или иной предмет (например: сперва рисуем круг, а в него вписываем яблоко), затем учащимся предлагается привести примеры, какие предметы вокруг них можно нарисовать подобным образом (мебель, пенал, книга, карандаш и т.д.). В итоге дети делают зарисовки этих предметов с помощью способа упрощения формы с постепенной прорисовкой деталей внутри нее. Это повысит уверенность детей в своих силах и даст им способ лучше справиться с заданием.

Метод освоения различных материалов для создания натюрморта.

В китайской программе обучения натюрморту учитывается фактор владения различными материалами. На примере такого жанра как «натюрморт», есть возможность в полной мере познакомить учащихся с различными художественными техниками. Учитывая возраст и навыки учащихся, задания на освоение техники изображения натюрморта целесообразно расположить по принципу «от простого к сложному»:

  • графические материалы – простые и цветные карандаши, плоские маркеры или фломастеры, восковые мелки, пастель.
  • живописные материалы – акварель, гуашь.

Подобное пошаговое изучение техник способствует развитию у школьников уверенности в освоении материала, постепенному улучшению изобразительных навыков.

Метод подражания великим мастерам.

Данный метод основывается на изучении манеры живописи известных художников и применении этих знаний на практике после того, как учащиеся освоят все способы изображения натюрморта различными материалами. Целью подобного задания является повышение уровня творческого мышления и развития изобразительных навыков, сложившихся в процессе выполнения предыдущих упражнений по рисованию натюрморта. С помощью презентации преподаватель знакомит учащихся с произведениями художников, которые отличаются индивидуальной манерой живописи. Для примера приводятся натюрморты таких художников как Ван Гог, Ж. Сёра, Матисс, В. Кандинский, К. Коровин и др. Учащимся предлагается изобразить натюрморт с натуры, но в технике выбранного ими художника. Также ребята могут выбрать наиболее подходящие для выполнения задания художественные материалы, изученные ранее. Подобная практика помогает детям не только расширить свой кругозор, но и освоить азы художественной стилизации.

Использование вышеперечисленных методов обучения учащихся начальных классов изображению натюрморта имеет огромное значение и играет очень важную роль в развитии способностей к новаторству, практических навыков и эстетических представлений об изобразительном искусстве у детей в целом. Известные российские преподаватели-художники говорят, что «преподавание искусства натюрморта направлено на развитие основных способностей учащихся» [2]. При обучении учеников начальной школы рисованию натюрморта необходимо разработать научный и обоснованный план обучения, опирающийся на психологические возрастные характеристики обучающихся, чтобы способствовать повышению уровня освоения учебного материала. Образовательная программа должна включать в себя такие аспекты как:

- использование научно обоснованных, классических и инновационных методов обучения, которые смогут повысить интерес детей к изображению натюрморта и творческой деятельности;

- иллюстративный материал должен соответствовать тематике урока, быть интересным, ярким, производящим впечатление;

- предметы и драпировки натюрморта для каждого занятия должны быть подобраны с учетом возраста и уровня изобразительных навыков учащихся;

- на протяжении всего времени обучению натюрморту необходимо постепенно вводить такие профессиональные понятия как: «блик», «рефлекс», «тень-полутень», «теплые и холодные цвета», «пропорции» и т.д., поскольку профессиональная терминология легко запоминается детьми, если на каждом уроке объяснять по одному понятию, периодически повторяя ранее изученные термины;

- в критерии оценки детских работ должен быть включен оценочный критерий творческого подхода к работе, что может способствовать поднятию самооценки учеников, сомневающихся в своих результатах;

- уделять внимание на развитие у учащихся навыков творческого мышления и полезных навыков в изображении натюрморта, отмечать заметные успехи учащихся;

Объединив таким образом усилия преподавателя и учеников для достижения наилучших результатов обучения, можно способствовать повышению всестороннего уровня подготовки детей начальной школы в области изобразительного искусства, и заложить прочную основу для их дальнейшего обучения художественным дисциплинам в будущем.

 

Список литературы:

  1. Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. – Ч. 1. – 3-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2014. – 143 с.
  2. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. – М., 1996.
  3. Ростовцев Н.Н. Теоретические вопросы развития творческих способностей // Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М., 1987.
  4. Чжан Ц. Натюрморт в программе детской художественной школы г. Харбин // Новая наука: современное состояние и пути развития. – 2017. – Т. 2. – № 3. – С. 115–119.
  5. 王宏.初中美术课中指导学生进行植物花卉素描的教学研究[J].植物学报,2023,58(01):173. [Ван Хонг. Инструкции по преподаванию и исследованию рисования учащимися растений и цветов на уроках изобразительного искусства в младших классах средней школы // Вестник ботаники. – 2023. – № 58 (1). P. 173].
  6. 吴仕军.初中美术素描教学的有效策略探索[J].美术教育研究,2021,(21):170-171. [У Шицзюн. Изучение эффективных стратегий преподавания художественного рисования в младших классах средней школы // Исследование художественного образования. – 2021. – № 21. – 170–171].
  7. 钟慧.初中美术素描教学的问题及策略[J].美术教育研究,2023,(14):177-179. [Чжун Хуэй. Проблемы и стратегии преподавания художественного скетчинга в младших классах средней школы // Исследование художественного образования. – 2023. – № 14. – 177–179].
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.