Статья опубликована в рамках: LXXXIX Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2024 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
FORMATION OF THE CONCEPT OF "GAME TECHNOLOGY" IN PEDAGOGICAL SCIENCE
Elena Grigorenko
Postgraduate student, Moscow City Pedagogical University,
Russia, Oboyan
Tatyana Pashina
Educator of the MDOU Kindergarten No. 6 of the city of Belgorod,
Russia, Belgorod
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена изучению формирования понятия «игровая технология» в контексте педагогической науки. В ней анализируются основные аспекты, определяющие игровую технологию как метод обучения, который активно использует элементы игры для повышения мотивации и интереса обучающихся. Рассматриваются ключевые теоретические подходы к определению игры и ее роли в образовательном процессе. Также акцентируется внимание на практическом применении игровых технологий, их преимуществах и недостатках, а также на перспективах их развития в современных условиях.
ABSTRACT
The article is devoted to the study of the formation of the concept of "game technology" in the context of pedagogical science. It analyzes the main aspects that define gaming technology as a learning method that actively uses game elements to increase the motivation and interest of students. The key theoretical approaches to the definition of the game and its role in the educational process are considered. Attention is also focused on the practical application of gaming technologies, their advantages and disadvantages, as well as on the prospects for their development in modern conditions.
Ключевые слова: игровая технология, педагогика, метод обучения, мотивация, образовательный процесс, теоретические подходы, практика, развитие.
Keywords: game technology, pedagogy, teaching method, motivation, educational process, theoretical approaches, practice, development.
В педагогической науке существует множество подходов к игровым технологиям и их характеристикам. Джон Локк в конце XVII веке в труде «Мысли о воспитании»[7] предложил идею развивающего обучения, а именно рекомендовал использовать игровые формы обучения. В принципах обучения, которые пропагандировал Дж. Локк можно выделить, прежде всего, принцип наглядности и принцип сознания.
Игру, как педагогическое явление, одним из первых классифицировал швейцарский ученый Ф. Фребель. Теория игры стала основой его педагогической концепции, изложенной в первом томе педагогических сочинений «Воспитание человека» [10]. Ф. Фребелем впервые была реализована и разработана научная (теоретическая) основа для использования игр в обучении.
Об игре, как важном элементе в становлении и развитии личности, говорили А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, М.М. Бирштейн, Я.Н. Бельчиков, Л.С. Выготский. Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали, как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей.
А.С. Макаренко в своих лекциях «О воспитании» [8, c.138] отмечал, что игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка, такое же как для взрослого человека имеет любая рабочая деятельность, что потенциал ребенка раскрывается через игровую деятельность. Л.С. Выготский в работе «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» [3, c.62] раскрывал смысл игры в развитии всех способностей ребенка. Д.Б. Эльконин в своем труде «Психология игры» [11] пишет о том, что игра социальна по своей природе и сущности, она направлена на отражения взрослого мира. М.М. Бирштейн и Я.Н. Бельчиков в работе «Деловые игры» [1, c.79] дают развернутый анализ на основе экспериментальной работы о возникновении деловых игр, об их назначении, о правильном их проведении и многих других проблемах, связанных с деловыми играми.
Большой вклад в методологическую науку внесла Г.А. Кулагина. В работе «100 игр по истории» [6, c.84] Г.А. Кулагина делает акцент на требовании отсутствия в играх серости и однообразия. Игровая деятельность должна регулярно обогащать знания, являясь для ребенка средством всестороннего развития его способностей, а также вызывать у обучающегося положительные эмоции и наполнять жизнедеятельность детского коллектива интересным содержанием.
В современной педагогической литературе к работам, освещающим использование игр в преподавании истории, можно отнести труд Л.П. Борзовой «Игры на уроке истории» [2, c.79], где отражены разнообразные возможности дидактических игр, применительно и к учебному и к воспитательному процессу.
На современном этапе развития методики преподавания истории педагоги активно изучают возможность использования игры на уроке. В методической литературе можно встретить ряд статей по данной проблематике: А.П. Панфилова «Игровое моделирование в деятельности педагога» [9, c.309], где автор делает акцент на ролевой функции педагога на уроке и выделяет несколько видов деятельности учителя; М.В. Кларин «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» [5, c.155], где акцентируется внимание также на роли педагога, как судьи, инструктора и организатора; Н.В. Гуремина «Эдьютейнмент как эффективная технология развития творческого потенциала личности в учебном процессе»[4], где говорится, что игровая практика работы, как решение проблемы организации образовательного процесса, реализует воплощение наиболее прогрессивных педагогических идей, так как она на ряду с методами активного обучения позволяет повысить эффективность обучения за счет новых форм представления информации, ее восприятия, анализа и осмысления.
Таким образом, можно утверждать, что нет в истории педагогики ни одной системы педагогики, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре. Использование игровых технологий было актуально во все исторические периоды и остается таковым на сегодняшний момент.
Список литературы:
- Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. - Рига: Авотс, 1989. - 304 с.
- Борзова Л.П. Игры на уроке истории. - М.: Владос, 2004. - 161 с.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. СПб., 1966. №6 С.62-68.
- Гуремина Н.В. Эдьютейнмент как эффективная технология развития творческого потенциала личности в учебном процессе // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 3–2 (59). С. 88–94.
- Кларин М. В. Видеоигры: введение в исследования. - М.: Арена, 1994. - 224 с.
- Кулагина Г.А. 100 игр по истории. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1983. - 240 с.
- Локк Джон «Мысли о воспитании» // Труды классиков природосообразной педагогики URL: http://jorigami.ru/PP_corner/Classics/Locke/Locke_John_Thought_concerning_education.htm
- Макаренко А.С. О воспитании: Золотой фонд педагогики / сост. Д.И. Латышина. М., 2003. С. 138.
- Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. - М.: Академия, 2003. - 368 с.
- Фребель Ф. Педагогические сочинения / Ф. Фребель; пер. И. Д. Городецкий. – 2-е изд. – М.: Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913. – т.1. Воспитание человека. – 359 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=81360
- Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1999. - 360 с.
дипломов
Оставить комментарий