Статья опубликована в рамках: LXXXIX Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2024 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ НА ПРИМЕРЕ ОЛИМПИЙСКОГО ВИДА СПОРТА ТХЭКВОНДО
PEDAGOGICAL AND SPIRITUAL TRADITIONS OF EASTEN MARTIAL ARTS: THE EXAMPLE OF THE OLIMPIC SPORT TAEKWONDO
Nadezhda Son
Master’s, Department of Theory and Methods of Teaching and Education, Sakhalin State University,
Russia, Yuzhno-Sakhalinsk
Elvira Lim
PhD in Pedagogical Science, Associate Professor, Sakhalin State University,
Russia, Yuzhno-Sakhalinsk
АННОТАЦИЯ
В статье предпринята попытка изучить и раскрыть культурно-исторические и педагогические традиции восточных единоборств на примере олимпийского вида спорта тхэквондо. Актуальность исследования состоит в том, что знания философских основ восточных единоборств и возможность применения некоторых практик в подготовке специалистов в области физической культуры и спорта сможет существенно дополнять методики преподавания физической культуры на всех уровнях подготовки. Кроме того, автор акцентирует внимание на специфику культурно-исторического развития региона, анализирует потенциал национального вида спорта тхэквондо как средство развития межнациональных коммуникаций.
ABSTRACT
The article attempts to study and uncover the cultural-historical, as well as pedagogical traditions of Eastern martial arts using the Olympic sport of Taekwondo as an example. The relevance of this study lies in the understanding of the philosophical foundations of Eastern martial arts and the potential application of certain practices in training specialists in physical culture and sports. Such knowledge can significantly enhance the teaching methodology of physical education at all levels of training. Moreover, the author emphasizes the specific cultural and historical development on the regional level and analyzes the potential of Taekwondo as a national sport to foster intercultural communication.
Ключевые слова: культурно-исторические традиции, педагогические традиции, восточные единоборства, физическая культура и спорт, диаспора, тхэквондо.
Keywords: cultural & historical traditions, pedagogical traditions, martial arts, physical education and sports, diaspora, taekwondo
Боевые искусства Востока – это прежде всего часть уникальной тысячелетней культуры народов восточных стран, сформировавшейся под влиянием религиозно-философских воззрений буддизма, даосизма, конфуцианства и др. Культурно-исторические традиции восточных единоборств выражаются в теориях, методах обучения, педагогических системах физических упражнений и тренировках для всестороннего развития духа и тела. Философские основы восточных единоборств представляют собой комплекс идей и представлений, определяющий основные биомеханические особенности техники, методики развитие физических и психических качеств, совершенствования человека [2].
Тхэквондо (тхэ – удар ногой, квон – удар рукой, до – путь для достижения прозрения) – это не только контактный вид единоборств, но и глубокая философия, направленная на достижение гармонии с природой, гармонии со Вселенной. Это понимание диалектического закона единства и борьбы противоположностей (в китайской философии взаимодействие двух первоначал «инь» и «ян»), который представлен в восьми основных техниках формального комплекса пхумсэ.
Пхумсэ – это основа тхэквондо и представляет собой специальные комбинации упражнений, позволяющие в полной мере освоить базовую технику восточного единоборства. Иными словами – это строго регламентированные упражнения, представляющие собой комбинации приемов защиты и нападения, выполняемые по определенным траекториям, в точно установленной последовательности и имитирующие реальный бой с несколькими соперниками, из которого выполняющий пхумсэ выходит победителем.
Тхэквондо включает первые восемь пхумсэ, которые необходимо уметь выполнять для аттестационных экзаменов на цветные пояса Гып – ученическая ступень, и девять следующих техник формального комплекса пхумсэ, которые необходимо знать для получения мастерской ступени в соответствии с Дан.
Восемь пхумсэ ученической ступени
Пхумсэ № 1 (кор. тхэгык иль чан) означает начало «Восьмеричного пути», символизирующее небо и «ян» (мужское начало).
Пхумсэ № 2 (кор. тхэгык и чан) является символом внутренней силы и внешней гибкости.
Пхумсэ № 3 (кор. тхэгык сам чан) означает огонь.
Пхумсэ № 4 (кор. тхэгык са чан) олицетворяет гром (грозу) и означает силу, величие и достоинство.
Пхумсэ № 5 (кор. тхэгык о чан) представляет собой символ ветра.
Пхумсэ № 6 (кор. тхэгык юк чан) символизирует воду, символ постоянного потока и гибкости.
Пхумсэ № 7 (кор. тхэгык чхиль чан) символизирует гору, что означает силу и непоколебимость.
Пхумсэ № 8 (кор. тхэгык пхаль чан) представляет «инь» (женское начало) и землю, что означает стабильность, а также является символом начала и конца.
Тхэгык дословно переводится как «Великий Предел» и является одной из основных категорий восточной философии, которая тесно связана с концепцией восьми триграмм, символизирующей цикл непрерывных превращений, которые постоянно происходят как с самим человеком, так и с миром, который его окружает. Восемь триграмм представляют собой комбинации трех черт, которые могут быть сплошными или прерывистыми. Каждая триграмма символизирует определенные процессы и состояния. Каждому пхумсе из группы тхэгык соответствует определенная триграмма, а пхумсе символизирует те свойства, которая она выражает.
Девять пхумсэ мастерской ступени
Пхумсэ Корё символизирует «сонбэ», образованного человека, отличающегося сильным духом, воинственным и праведным. Этот образ, пройдя сквозь эпохи государства Когурё (277 г. до н. э. – 668 г. н. э.) и Пархэ (698–926 гг.), сохранился вплоть до династии Корё (918–1392 гг.), в честь которой и назван данный комплекс упражнений.
Пхумсэ Кымган (перев. «алмаз») подразумевает «твердость» и «массивность». Данный комплекс пхумсэ назван в честь гор Кымган на Корейском полуострове, которые считаются символом национального духа.
Пхумсэ Тхэбэк (перев. «яркая гора») – это название горы, где родился Тангун, основатель Кореи, а само место олицетворяет корни традиций, святость души и идею Тангуна о философском учении «хоник инган» (значение: идеал гуманизма, общественного блага).
Пхумсэ Пхёнвон означает необъятную равнину, охватывающую огромную территорию. Она является источником существования для всех организмов и местом, где люди проводят свою жизнь.
Пхумсэ Сипджин произошло от концепции десяти символов долголетия (солнце, луна, горы, вода, камень, сосна, трава вечной молодости, черепаха, олень и журавль). Это два небесных светила, три природных ресурса, два растения и три животных – все они дают людям веру, надежду и любовь.
Пхумсэ Читхэ означает человека, твердо стоящего на земле обеими ногами и смотрящего в небо. Символизирует его стремление к жизни, подобно тому, как он бьет ногами, ходит и прыгает по земле.
Пхумсэ Чонквон означает Великое Могущество Небес, которое является источником всего сущего, Космоса. Его бесконечная способность заключается в создании, изменении и завершении. Поскольку люди страшились величия Небес, они прозвали все важнейшие земные формы и понятия в его честь.
Пхумсэ Хансу означает воду, источник существования и развития всех живых организмов. Хансу символизирует рождение и рост, силу и слабость, великодушие, гармонию и адаптивность.
Пхумсэ Ильё означает идею святого Вонхё, великого буддийского священника государства Силла (57 г. до н. э. – 935 г.), которая характеризуется философией единства ума (духа) и тела (материи). Она подразумевает, что точка, линия или круг в конечном итоге сливаются в единое целое. Ильё олицетворяет гармонию духа и тела, саму суть боевого искусства после продолжительного обучения различным видам техники и духовного совершенствования для полноценного освоения практики тхэквондо.
Специфика островного региона, Сахалинской области, оказывает особое влияние на выбор тхэквондо как одного из видов восточных единоборств и широкую популярность среди детей и молодежи. Это объясняется несколькими причинами. Непосредственная близость региона со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. А также культурно-исторические предпосылки региона. В Сахалинской области вторыми по численности населения считаются сахалинские корейцы (24,993 чел., 5,30 % населения области) [4, с. 84]. Общественные организации, в частности, региональная общественная организация «Сахалинские корейцы» (президент организации Пак Сун Ок) активно занимаются популяризацией национальных видов спорта, в частности тхэквондо.
В качестве успешного опыта по популяризации олимпийского вида спорта тхэквондо можно привести организацию работы спортивного клуба (СК) «Торнадо» (президент клуба Ри Павел Гирсонович). За последние два года секции по тхэквондо открыты в 26 образовательных учреждениях Сахалинской области. Возможность обучаться данному виду спорта имеется как у воспитанников детских садов, так и у студентов высшего учебного заведения. В сентябре 2024 г. впервые в Сахалинском государственном университете открылась секция по олимпийскому тхэквондо под руководством опытного наставника, мастера спорта России, обладательницы черного пояса (5 дан), тренера-преподавателя высшей категории, тренера СК «Торнадо» Сон Надежды Хоейевны.
Восточный вид единоборств соединил студентов университета разных направлений и профилей подготовки, изучающие восточные языки. В частности, для студентов изучающие корейский язык знакомство со спортивной терминологией позволяет расширить лексический запас, в свою очередь знания об истории, религии и культуре Востока способствуют лучшему пониманию основ тхэквондо.
Тхэквондо как один из видов восточных единоборств включают в себя духовно-нравственные принципы и методы самосовершенствования, гуманистическое мировосприятие, эстетические критерии. Можно предположить, что познание философских основ восточных единоборств может существенно дополнять методики преподавания физической культуры на всех уровнях подготовки. Занятия восточными единоборствами способствуют развитию таких личностных качеств, как самоуважение, самоуверенность, последовательность, ответственность. Изучение боевых искусств Востока способствует сближению культур, имеет педагогическое и развивающее влияние на личность человека.
Список литературы:
- Асобина Т. В. Перспективы использования восточных единоборств, как форм досуга при формировании стратегии жизни молодежи в современной России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 33. – С. 1–5. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/56692.htm (дата обращения: 16.12.2024).
- Виноградов О.В. К вопросу о философских основах восточных единоборств. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-filosofskih-osnovah-vostochnyh-edinoborstv (дата обращения: 16.12.2024).
- Корнеева И. В., Лим Э. Х. Российско-корейские отношения: локальные культурные практики в контексте диаспоральной дипломатии / Россия и Корея в современном информационном пространстве : тезисы и доклады Международной научно-практической конференции. Иркутск, 1–2 октября 2022 г. / [отв. ред. К. В. Иванов, И. В. Олейников] ; ФГБОУ ВО «ИГУ». – Иркутск : Издательство ИГУ, 2022. – С. 117-124. ISBN 978-5-9624-2074-5
- Потапова Н.В. Этническая самоидентификация населения Сахалинской области в конце XX – начале XXI в. // Россия и АТР. 2023. - №4.- С. 80-94. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-samoidentifikatsiya-naseleniya-sahalinskoy-oblasti-v-kontse-xx-nachale-xxi-v (дата обращения: 16.12.2024).
дипломов
Оставить комментарий