Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXV Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 19 августа 2024 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Технологии социально-культурной деятельности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пешкова Е.А. СОВРЕМЕННАЯ МЕДИАСРЕДА И КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXXV междунар. науч.-практ. конф. № 8(82). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 63-67.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОВРЕМЕННАЯ МЕДИАСРЕДА И КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Пешкова Елена Александровна

учитель начальных классов, МБОУ СОШ с. Быков,

РФ, Сахалинская область, с. Быков

MODERN MEDIA ENVIRONMENT AND READING CULTURE IN THE YOUNG GENERATION

 

Elena Peshkova

Primary school teacher, MBOU Secondary School Bykov,

Russia, Sakhalin Region, Bykov

 

АННОТАЦИЯ

Чтение является основным навыком, необходимым для получения человеком образования, поэтому одной из основных задач системы школьного образования считается формирование у подрастающего поколения культуры чтения. Однако нынешние школьники воспитываются в условиях абсолютно новой медиасреды, в которой доминируют визуальные способы передачи информации - неспроста эту новую среду иногда именуют “видеокультурой”. Данная медиасреда возникла относительно быстро и недавно, из-за чего разные поколения имеют абсолютно разные представления о ней и её роли в современной жизни. В связи с этим среди учителей и родителей возникают небезосновательные опасения, что в таких условиях воспитание классической культуры чтения в подрастающем поколении станет если не невозможным, то как минимум крайне сложной задачей. В данной статье рассмотрим то, как современная медиасреда влияет на культуру чтения и какие возможности существуют для ее интеграции в процесс обучения в условиях российской системы образования.

ABSTRACT

Reading is a basic skill necessary for a person to obtain any kind of education, therefore formation of a reading culture in the younger generation is considered to be one of the main tasks of the school education system. However, today's schoolchildren are brought up in a completely new media environment, in which visual means of transmitting information dominate – that is why this new environment is sometimes called «video culture». This media environment came into being relatively recently, which is why different generations have completely different understanding of it and its role in modern life. Teachers and parents have reasonable concerns that in such conditions the cultivation of a classical reading culture in the younger generation will become, if not impossible, at least an extremely difficult task. In this article, we will discuss how the modern media environment affects the reading culture and what opportunities exist for its integration into the learning process in the Russian education system.

 

Ключевые слова: медиасреда, культура чтения, чтение, культура, школьная программа, литература, визуализация.

Keywords: media environment, reading culture, reading, culture, school curriculum, literature, visualization.

 

Со времён возникновения человеческой цивилизации чтение служило основой для процесса образования. Чтение формирует у человека способность не просто осознавать определенные факты, но и находить взаимосвязи между ними, понимать связи процессов и явлений, что в конце концов приводит к формированию у ученика целостной картины окружающего его мира. Поэтому читательская грамотность и культура чтения у школьников считается одним из важнейших критериев качества образования: к примеру, в системе оценивания «Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся» (более известной под её англоязычной аббревиатурой PISA) среди всего 3 критериев «читательская грамотность» значится наравне с математической грамотностью и познаниями обучающихся в сфере естественных наук [7, с.246].

Однако нельзя игнорировать тот факт, что современные школьники формируют свои личностные качества и мировоззрения в условиях, которые значительно отличаются от тех, в которых развивались их родители и учителя. Из всех возможных перемен в качестве фундаментальных можно отметить две: возникновение сети интернет распространение новых типов устройств, необходимых для доступа к нему. Интернет формирует новую медиасреду, в которую можно включить такие формы контента как цифровое видео, видеоигры и т.д.

При этом чтение воспринимается как часть традиционной медиакультуры, которая вымирает и замещается формами контента, упомянутыми нами ранее. Следовательно, чтение требует определённых действий по защите и развитию [1, с. 36–37].

Здесь следует отметить, что такая постановка ситуации со стороны старшего поколения вызвана разницей в понимании того, что следует считать «полноценным» чтением. Дело в том, что классическое чтение с бумажного носителя является линейным процессом (то есть автор читаемого текста заранее выстраивает логику повествования и читатель заочно с ней согласен), а также самоцелью. В то же время, чтение с экрана, более свойственное современной молодежи, часто лишь один из нескольких элементов в процессе восприятия информации, которая в целом состоит из множества модулей, таких как видео, аудио, изображения и интерактивные элементы [5, с. 98–100].

С другой стороны, благодаря данным инновациям эпохи цифровизации возникли новые каналы визуализации литературы, которые номинально не являются чтением в классическом понимании. К примеру, буктрейлер - видеоклип-аннотация к художественному произведению призванный бегло познакомить зрителя с происходящими в произведении событиями, главной особенностью которого является определенная недосказанность, призванная пробудить интерес к непосредственному прочтению произведения. Примерно такую же задачу ставят перед собой различные перформансы на тему литературных произведений, такие как лазерное шоу по мотивам романа «Мастер и Маргарита», имевшее место в рамках Московского международного фестиваля «Круг света». Однако принципиально иным каналом передачи литературы являются комиксы по мотивам классических произведений - жанр, русскоязычный сегмент которого находится лишь на этапе зарождения [9, 165–166].

Несмотря на цифровизацию, школьники от 15–18 лет все-таки входят в группу активных читателей бумажных книг, наравне с людьми в возрасте от 45 лет и старше, но это можно списать на практическую необходимость в виде подготовки к сдаче Единого государственного экзамена и поступлению в высшие учебные заведения, нежели на собственное желание приобщится к литературе [8, с. 87-89]. При этом школа хоть и не единственный, но весьма значимый фактор в формировании культуры чтения у подрастающего поколения, так как в среднем подросток в возрасте от 11 до 16 лет проводит в учебной заведении от двадцати до сорока часов в неделю [6, с. 138].

Школьная культура чтения также переживает значительные изменения, однако эти изменения носят не технологический, а общественный характер. Современным школьникам свойственно негативное отношение к классической литературе, изучаемой в рамках образовательной программы, а чтение они воспринимают как развлечение [3].

Доминантой этой новой медиасреды остаётся видео и видео-культура, которой свойственна определенная степень грубости и жестокости. Под видео-культурой можно понимать достаточно широкий спектр современных медиа: телевидение, кино, видеоигры, контент на популярных видеохостингах, а также возникший относительно недавно жанр “короткого видео”. [4, с.112]

Говоря о негативном влиянии вышеописанного положения вещей на культуру чтения у подрастающего поколения, можно выделить как минимум три негативных аспекта.

Во-первых, у нового поколения возникает стремление к такой же остроте и жёсткости в той немногочисленной литературе, которую они читают. Очевидно, что классическая литература, включенная в школьную программу, не может и не должна удовлетворять подобный запрос.

Во-вторых, подобная литература, в отличие от классической литературы, не развивает лексикон читателя, а в масштабах всего общества это приводит к огрублению и деградации разговорного и письменного языка.

В-третьих, из-за незаинтересованности в чтении литературы, у подрастающего поколения возникают проблемы с пониманием прочитанного, так в условиях новой медиасреды у читающего больше возможностей отвлечься от чтения текста, из-за чего падает сосредоточенность и осознание прочитанного [2, с.91].

Однако при всех возможных негативных последствиях цифровизации и медиасреды ей порождаемой, у данного процесса существует один крайне существенный положительный аспект - более широкий доступ к информации приводит к расширению доступа к культуре. Следовательно, учреждениям образования и культуры следует не избегать процесса цифровизации, а наоборот, пытаться адаптироваться в условиях этой новой медиакультуры.

Основной упор в данном процессе следует сделать на увеличение визуальной части на уроках литературы. Ранее много раз упоминали, что подрастающее поколение более благосклонно именно к визуальному потреблению культуры, поэтому считается, что именно через этот медиум можно вызвать интерес к литературе. Говоря о визуализации литературы принято вспоминать об экранизациях, однако имеющее место на протяжении последних нескольких лет переоборудование классных комнат по всей стране позволяет использовать специально разработанные для этих целей видео и интерактивные приложения.

Таким образом можно прийти к выводу, что современная медиасреда безусловно имеет определенное влияние на культуру чтения у подрастающего поколения, однако нельзя утверждать, что это влияние исключительно негативное. Цифровизация и распространение визуальных медиа значительно расширяет доступ к информации и культуре. Считаю, что у российской системы образования существуют все возможности для интеграции новой медиасреды в процесс обучения. Для этого необходимы новые разработки в области видео и аудиоматериалов, специально предназначенных для уроков чтения и литературы, основой для которых могут послужить новые формы визуализации литературы, которые уже набирают популярность среди подростков.

 

Список литературы:

  1. Богданова, Ф. Ф. Влияние цифровизации на чтение // Литературная педагогика и читательская грамотность: новые форматы и практики : материалы Международной научно-практической конференции. 2022. – С. 34-37.
  2. Изменение медиасреды и современные практики чтения // Социологические исследования . - 2017. - №2. - С. 84-95.
  3. Использование ИКТ в формировании культуры чтения // Инфоурок URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-ikt-v-formirovanii-kulturi-chteniya-1766273.html?ysclid=lw4dwcgog2976228117 (дата обращения: 01.07.2024).
  4. Ковалевская Наталья Ивановна, Петрова Людмила Ивановна Влияние видеокультуры на читательские предпочтения детей и подростков // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2017. №2 (201). – С. 108-116.
  5. Ломбина Тамара Николаевна, Мансуров Валерий Андреевич, Юрченко Олеся Викторовна Проблемы чтения в новой цифровой реальности (на примере школьников). Часть 1 // СНиСП. 2019. №4 (28). С. 97-107.
  6. Маслакова, М. В. Формирование культуры чтения подростков в цифровой среде // Документ в социокультурном пространстве: теории и цифровые трансформации : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Казань, 18 мая 2023 года. – Казань: Казанский государственный институт культуры, 2023. – С. 137-143.
  7. Морозова М.И., Николаев С.В., Чупина Т.И. Оценка эффективности формирования читательской грамотности с использованием цифровых технологий // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2022. №2. С. 243-263.
  8. Назаров М. М., Ковалев П. А. Изменение медиасреды и современные практики чтения // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 84-95.
  9. Яньшева В.М. Инновационные формы развития культуры чтения в эпоху цифровой трансформации общества // Детская книга в цифровую эпоху. - Томск: Издательство ТПГУ, 2022. - с. 163 - 167.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.