Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 августа 2018 г.)
Наука: Психология
Секция: Психологическое консультирование
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИСЦЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ТРАВМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
HEALING THE TRAUMA CONSEQUENCES OF CHILD-PARENT RELATIONSHIP
Natalia Dmitrieva
D.Sc. (Psychology), Professor of Psychology of deviant behavior Department of St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work,
Russia, Saint Petersburg
Natalia Krasovskaya
Cand.Sc. (Psychology) The State Duma of Russian Federation,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Несмотря на представленность в отечественной и зарубежной литературе результатов исследований, посвященных коррекции травмы детско-родительских отношений, до сих пор отсутствуют данные о новых методах исцеления такой травмы. Между тем практика доказывает особую эффективность применения в работе с последствиями травмы архетипической психотерапии и метафорических ассоциативных карт. Целью статьи является описание алгоритма использования этих методов и инструментов.
В статье рассматривается возможность использования поэтапной архетипической психотерапии и ассоциативных карт в коррекции последствий детской травмы у клиентки с жалобами на чувство вины, агрессию и булимию. Раскрывается специфика принятия решения об отказе от негативных мыслей, эмоций, ощущений и неадаптивных стратегий поведения с заменой их на более адекватные. Главный вывод, подтверждающий эффективность терапии, – улучшение психоэмоционального состояния клиентки и решение изменить отношение к проблеме с помощью выявленных ресурсов.
ABSTRACT
Despite the fact that the results of studies on treatment the trauma of child-parent relations in the domestic and foreign literature are available, data on new methods of healing such trauma are still missing. Meanwhile, the practice proves high effectiveness of implementing archetypal psychotherapy and metaphorical associative cards in dealing with trauma consequences. The purpose of the article is to describe the algorithm for using these methods and tools.
The article considers the possibility of using phased archetypal psychotherapy and associative cards in treatment the consequences of a child's trauma of a client with complaints of guilt, aggression and bulimia. The specificity of decision-making about the rejection of negative thoughts, emotions, sensations and non-adaptive strategies of behavior along with the replacement of them for more adequate ones is revealed. The main conclusion confirming the effectiveness of the therapy is the improvement of the client's psychoemotional state and the decision to change the attitude to the problem with the help of the identified resources.
Ключевые слова: травма детско-родительских отношений, булимия, архетипическая психотерапия, метафорические ассоциативные карты.
Keywords: trauma of child-parent relationship, bulimia, archetypal psychotherapy, metaphoric associative cards.
Тебя любили, когда ты родился, тебя будут любить, когда ты умрешь, в промежутке тебе придется жить и терпеть.
Интернет
Влияние травмы детско-родительских отношений на возникновение психологических и психосоматических нарушений бесспорно.
К последствиям травмы Е.Петрова относит «заблокированные, разнонаправленные, незавершенные процессы душевной, социальной и физической активности; нарушенные творчество, спонтанность и доверие к способности совладать с ситуацией; нарушенные привычное течение событий, качество жизни и возможности порождения новых адаптивных стратегий жизни» [9, с.79].
В коррекции последствий травмы эффективно использование архетипической терапии и ассоциативных карт [2,8]. Несмотря на представленность в психотерапевтической литературе исследований, посвященных данному вопросу, на сегодняшний день отсутствует достаточное количество исследований, подтверждающих целесообразность применения теории архетипов в терапии последствий психотравмы.
Известно, что в процессе формирования идентичности женщины, ее личностного роста и индивидуации принимают участие разные архетипы («Божественный ребенок», «Дева», «Великая Мать», «Ведьма», «Мудрая старуха» и др.) [7,10,11]. Поскольку «женское развитие включает в себя негативные факторы» [3], профилактике их возникновения и нормальному развитию личности способствует последовательное задействование энергии всех женских архетипов. В случае «схваченности» психики энергией одного архетипа возможны конфликты вплоть до нарушений идентичности и психического здоровья.
Приводим фрагменты нескольких сеансов архетипической терапии с использованием ассоциативных карт у клиентки с булимией и заблокированной потребностью в любви, возникшими в результате травмы детско-родительских отношений.
На приеме Ирина − 29 лет, мед.сестра. С 14-лет страдает булимией (результат травмы, вызванной «психологическим» разводом родителей, в котором они обвинили клиентку). Родители и две старшие сестры постоянно ссорились. Между ним не было ни любви, ни взаимопонимания. Когда клиентке было 14 лет, когда родители сказали, что хотят развестись, но ради нее будут мучиться, живя как два чужих человека под одной крышей. С тех пор они обвиняют клиентку в своих проблемах, жалуясь, что, если бы не она, все были бы счастливы. Клиентка чувствует себя виноватой и несчастной. Считает булимию самонаказанием за вину по отношению к родителям. Жалобы на невозможность распознавать и проявлять свои чувства. После выхода на работу живет одна, мужчин избегает, хотя надежды выйти замуж не теряет.
Беспокоит хроническое депрессивное состояние, недоверие к себе, к Миру, к людям, неумение любить, радоваться, апатия, желание уйти от реальности, в «которой нет места для ее счастья». Друзей нет, контактов с людьми избегает, базовая жизненная позиция: Я − минус, Ты − минус. Со старшими сестрами отношения «как в сказке «Аленький цветочек». Они завидуют моим «мозгам», карьере и свободе, а я стараюсь с ними не встречаться. Родителей навещаю «согласно их требованию». Считает, что родители ее не любят, т.к. отец хотел сына. Девочка росла «одинокой и заброшенной». Жизнь сестер, с точки зрения клиентки, сложилась так же неудачно: обе одиноки, живут с родителями. Вся семья «дружит против нее», считая ее козлом отпущения из-за замкнутости и отсутствия отношений с мужчинами.
Отмечает, что с детства любила уходить от реальности (от ненависти членов семьи) в мечты и фантазии о загробной жизни. Смерть притягивала тишиной, покоем, отсутствием раздражающих факторов и людей, которые не могут ее обидеть. Любимая героиня − Персефона, с которой клиентка продолжает отождествлять себя по настоящее время.
Таким образом, основными последствиями травмы детско-родительских отношений стали алекситимия, одиночество, недоверие, чувство вины, неумение любить, проявлять агрессию, жертвенное поведение, аутодеструктивное поведение в виде булимии и двух суицидальных попыток, мечты о притягательности смерти (доминирование в психике архетипа Персефоны).
П: Чего вы хотите?
К: Избавиться от булимии и влюбиться.
П: Согласно имеющимся в литературе данным, стремление женщины идентифицироваться с архетипом Персефоны предрасполагает к желанию находиться под влиянием других людей − быть податливой в поступках и пассивной в отношениях. С другой стороны, Персефона − девушка помогает взрослой женщине казаться вечно юной. Как известно, у богини Персефоны было два аспекта: Девушка Кора и Повелительница подземного царства. Эта двойственность в реальной жизни может проявляться в виде трех архетипических моделей поведения:
1) женщины могут находиться под доминирующим влиянием одного из двух полюсов Архетипа Персефоны, быть либо Корой, либо Повелительницей подземного царства, что чревато возникновением проблем. В данном случае имеется в виду выбор клиенткой пассивного поведения жертвы в отношениях с родителями;
2) под влиянием обстоятельств энергия Архетипа может перемещаться из одного полюса в другой, вызывая проблемы вплоть до диссоциативного расстройства идентичности [5];
3) наиболее здоровым и адекватным способом обращения с энергией Архетипа является выбор поведения по типу золотой середины, когда женщина для удовлетворения своих потребностей «включает», в зависимости от обстоятельств, энергию необходимого в данном случае полюса Архетипа.
Анализ полученных данных позволил выявить «схваченность» психики клиентки энергией архетипа Персефоны [1,5,6], что подтверждается следующими симптомами:
- Желание быть пассивной и не действовать проявляется, во-первых, в уходе от активного контакта с Миром, с Другими, в том числе с мужчинами, в пассивный иллюзорный мир, в мечты и фантазии о притягательности смерти. Во-вторых, в пассивном терпеливом отношении к булимии, в отказе от решительных действий, направленных на лечение.
- Позиция находиться под влиянием других людей, в данном случае родителей, реализуется в следовании клиенткой, несмотря на медицинское образование, нездоровому жизненному сценарию (булимия), сформированному под влиянием родительских приказаний «Не живи», «Не будь здоровой», которым она продолжает подчиняться, чтобы получить родительские поглаживания.
- Податливость в поступках, интроецированная вместе с приказаниями родителей «Терпи», «Будь послушной», «Не чувствуй», «Не доверяй!» привела к решению «Не буду чувствовать и любить» с последствиями в виде алекситимии и неудовлетворенной потребности в любви при желании выйти замуж.
Комментарии: Поведение клиентки напоминает действия Буриданова осла, который умер от голода, так и не сумев сделать выбор между двумя стогами сена. Она разрушает себя булимией (самонаказание), разрываясь между невозможностью одновременно пребывать в двух полюсах архетипа Персефоны: оставаться вечно юной Девой и одновременно Повелительницей подземного царства. Когда в ее психике доминирует полюс Коры, она использует саморазрушающие диеты и истощающие спортивные тренировки, чтобы «быть стройной и вечно молодой»; демонстрирует детскую модель подчинения родителям (не хочу их видеть, но по их настоянию езжу к ним в гости), входя в треугольник отношений Карпмана с позиции Жертвы. В случае доминирования полюса Повелительницы, клиентка, проявляя внешне пассивное поведение, вытесняет в бессознательное агрессию на Мир и на Других («ненавижу себя и родителей»), удовлетворяет потребность во власти и контроле, обрушивая гнев на себя в виде булимии и экспериментов над своим телом. Таким образом, возникает конфликт «хочу, но не могу», который проявляется в невозможности выбрать золотую середину в использовании энергии обоих полюсов архетипа. С одной стороны, клиентка демонстрирует нездоровую базовую модель отношений «Я − минус, Ты − минус», которую не может выражать из-за страха быть отвергнутой и нелюбимой, а, с другой стороны, − хочет быть Повелительницей с целью удовлетворения потребности во власти и контроле. Помощь в осуществлении правильного для клиентки выбора является задачей терапии, т.к. «умение выбрать способ разрешения конфликта является показателем психического здоровья» [3, с.45].
П: Правильно ли я поняла, что следуя поговорке: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом», вы как Жертва в отношениях мечтаете стать Преследователем, чтобы отомстить своим родителям?
К: Хочу, но боюсь, так как с детства мне запрещали быть злой и агрессивной.
П: Не проявляя гнев, вы направляете его на себя в виде аутоагрессии (булимия). С другой стороны, вы страдаете от алекситимии, недолюбленности и от неумения любить. Могу ли я предположить, что у вас не удовлетворены потребность в любви, в контроле и власти?
К: Да.
П: В связи с родительским запретом на проявление агрессии, и тем, что агрессивное поведение не одобряется социумом, вы выбрали пассивное поведение мягкой, женственной, подчиняющейся Девушки (один из полюсов архетипа Персефоны). Не позволяя себе проявлять агрессию и потребность во власти и контроле над другими, вы контролируете свое тело, истязая его диетами и нездоровыми экспериментами. Так проявляется ваш конфликт между двумя полюсами архетипа Персефоны и двумя − пассивной и агрессивной − моделями поведения.
К: Наверное.
П: Выберите в открытую (ВО) из набора «Inner Active Cards» 2 карты: актуальное и желаемое состояние и опишите их.
Рисунок 1. Карты 1, 2, ассоциирующиеся у клиентки с актуальным (негативным) и желаемым (позитивным) состоянием
К: Под этим стулом (карта 1) я сижу с детства. Я и сейчас чувствую себя загнанной в угол, не понимаю, что делать.
П: С какого возраста вы там сидите?
К: С рождения, хотя ситуация ухудшилась после «психологического развода» родителей.
П: Что чувствуете?
К: Страшно, что не могу влиять на ситуацию. Родители продолжают жить вместе, утверждая, что не расстались из-за меня и поэтому несчастны. Я спряталась от них и от своей вины в угол.
Комментарии: включающиеся в момент травмы механизмы самообвинения и контроля становятся причиной появления ложных умозаключений, например: «Если я сделала что-то не так и возникла проблема, значит, я могу сделать так, чтобы ее исправить. Важно вовремя обратить внимание на такие суждения. С этой целью необходимо:
1. Своевременно диагностировать и проработать включившиеся механизмы. В противном случае у клиента формируется базовая позиция: я плохой, т.к. допустил, чтобы это произошло, и мир плохой, т.к. такое может случиться с каждым.
2. Обращать внимание на иррациональные действия травмированного:
2.1. интернализация − взятие вины и ответственности за случившееся на себя;
2.2. самоизоляция от социума, одиночество;
2.3.избегание триггера-объекта, причинившего психическую боль.
П: Что чувствует девочка, которая сидит в углу много лет?
К: Ей холодно, одиноко и страшно, но она продолжает сидеть, несмотря на злость и ненависть к родителям и к себе за вынужденное молчание.
П: Кто поможет ей выйти из угла? Что должно произойти, чтобы она смогла встать и уйти? Есть ли у нее место, в которое она может пойти?
К: Есть, но только в мечтах.
П: Что вы думаете о своей булимии?
К: Поскольку я не могу отомстить родителям и сестрам, я мщу себе болезнью, наказывая себя за испорченную жизнь родителей.
П: Почему Вы взяли вину за их отношения на себя? Вы не виноваты. Они используют вас как психоклей для склеивания своих отношений.
К: На карте 2 − прохладное интригующее подземелье. Я люблю обращаться в прошлое, перечитывать сказки про смерть. Мой любимый миф про Персефону − богиню подземного мира. Мне хорошо, когда я чувствую себя ею.
П: Осознаете ли вы, что ваши действия − иллюстрация сюжета жизненного сценария «Не живи», прячься от отношений в подземелье и в подвалы? Кого еще вы видите на карте?
К: Там много детей. Когда-то они были живыми, а теперь мертвы.
П: Вы мечтаете о царстве мертвых, уходите от реальности, лишая себя радостей реальной жизни. Почему?
К: Родители причиняют много боли.
П: А есть ли на второй карте вы?
К: Есть, но меня не видно.
П: Откуда желание быть невидимой? Что вы не принимаете в себе?
К: Все! Я себя ненавижу.
П: Где вы на этой картинке?
К: Лежу под плитой, на которой стоят дети.
П: Вы мертвы, или жизнь еще теплится в вас?
К: Пока жива.
П: Что нужно сделать, чтобы вы вышли из под холодной плиты и вернулись в реальность?
К: Нужно, чтобы в моей жизни появился хоть кто-то по-настоящему эмоционально теплый и живой. Хочу быть для него любимой и значимой. Он войдет в подземелье и выведет меня на свет.
П: Кто может стать таким человеком?
К: У меня его нет.
П: А если представить?
К: Мой будущий муж. Вот только не знаю, что сделать, чтобы он появился? Так хочется влюбиться!
П: Выберите в закрытую (ВЗ) из набора «Проститься, чтобы жить» три карты − ответы на вопрос: «Что вам сделать?».
Рисунок 2. Карты 3-5 − иллюстрации ответа на вопрос: «Что делать, чтобы в жизни появился любимый мужчина?»
К: На Карте 3 − человека рвут надвое. Надо помнить о своей Персефоре, не метаться между ее полюсами, а начать привлекать мужчин, например, деликатно флиртуя. На карте 4 одинокий человек. Он никому не верит и мне очень трудно довериться. А придется… Надо рискнуть и пойти на контакт первой. Пора прервать свое затворничество. Карта 5 про негативные мысли. Они сводят меня в могилу. Если не прогнать их от себя и не заменить радостными, зовущими в нормальную жизнь, я могу остаться в плену Персефоны.
П: Что чувствуете, говоря об этом?
К: Становится легче.
П: Сфотографируйте три ресурса (карты 3-5) и почаще соотносите свое поведение, мысли и ощущения с изображениями на картинках. Какая из карт произвела на вас самое сильное впечатление?
К: Карта про кладбище и могилу. Я вдруг испугалась, что действительно могу умереть.
П: Вы сказали, что увидев могилу, испытали страх смерти…
П: Как блокировать ваше бессознательное стремление к смерти?
К: Переключившись с фантазий на реальность. Легко сказать, но трудно сделать. Я до сих пор не совсем понимаю свое место в этом мире. Не знаю, кто я и как мне жить?
Для ответа на этот вопрос используем тест Макпартленда, Куна «Кто я?». Просим составить список ролей, которые клиентка «играет» в жизни, и выбрать ВО из набора «Inner Active Cards» соответствующие ролям карты.
Рисунок 3. Карты 6-10 − иллюстрации ролей, которые клиентка «играет» в жизни
Получили список ролей:
- Несчастная дочь, подчиняющаяся воле жестоких родителей (Карта 6).
- Молодая женщина, помешанная на худобе и внешнем виде, которая «то обжирается, то голодает», (Карта 7).
- Ведьма, пожирающая сама себя. На человеке (Карта 8) уже не осталось кожи.
- Медсестра, ненавидящая себя и людей, но вынужденная их радовать (Карта 9).
- Ожидающая принца стареющая, не умеющая любить «невеста» (Карта 10).
П: Все ли роли вас устраивают и не хотите ли что-то изменить?
К: Роль несчастной дочери, подчиняющаяся родителям, поменяю на роль свободно живущей дочери, независящей от мамы и папы. Роль больной, страдающей булимией, поменяю на роль здоровой женщины. Роль пожирающей себя ведьмы поменяю на роль мудрого, зрелого, гармоничного человека. Медсестру научу любить себя и людей. Роль ожидающей невесты поменяю на роль активно дающей, любящей женщины.
На следующем этапе обсуждалась информация об архетипах, могущих помочь в реализации каждой из ролей.
П: Известно, что в процессе формирования идентичности женщины, ее личностного роста и индивидуации принимают участие разные архетипы («Божественный ребенок», «Дева», «Великая Мать», «Ведьма», «Деловая женщина», «Мудрая старуха» и др) [1,7,10,11]. Последовательное задействование энергии архетипов обеспечивает нормальное развитие личности. В вашем случае травма отношений спровоцировала доминирование одного из архетипов (как в спектакле одного актера). Произошла схваченность психики архетипом Персефоны с нарушением формирования личностной, социальной и профессиональной идентичности.
К: И что делать?
П: Поменять роль или использовать метафору «смены костюма». Возможны варианты. В книге Д.Киза «Таинственная история Билли Миллигана» [4], главный герой в таких случаях «выгонял со сцены» те части своей личности, которым требовался отдых, заменяя их другими, в зависимости от ситуации. Давайте попробуем сделать так же. Вам знакомы основные этапы развития женской психики?
К: Конечно.
П: Давайте «подберем» к каждому из этапов главную роль и самый «главный» архетип. Но для начала скажите, какого ресурса вам не хватило в ситуации, когда вас обвинили родители в несостоявшемся разводе и вы взвалили вину на себя? Что помогло бы вам в тот момент отнестись к ситуации более адекватно и более спокойно воспринять эту новость?
Клиентка перебирает карты и ищет среди них изображение недостающего ресурса.
К: Мне нравится вот эта карта (11). Мечтаю получить помощь и поддержку такой счастливой семьи.
Рисунок 4. Карта 11− ресурс помощи и поддержки счастливой семьи, которого не хватило клиентке в травматической ситуации. Эта же карта − иллюстрация желаемого состояния внутреннего ребенка клиентки
П: Где же взять этот ресурс? Может попробовать взглянуть на сестер и родителей позитивно?
К: Нет. Начну создавать свою семью сама. Поступлю как Красная Шапочка в известном анекдоте: «Лес я знаю, секс люблю…». И я, как она, знаю, что делать.
П: Думаю, что ресурсные образы на выбранных вами картах (3,4,5 и 11) вам помогут. Теперь перечислите архетипы-помощники в реализации ваших ролей. Какая из них является самой главной?
К: Главная роль − ребенок. Хочу, чтобы он перестал страдать и стал счастливым, как дети на карте 11.
П: Как помочь ребенку пробудить энергию архетипов?
К: Несчастному ребенку, сидящему под стулом (Карта 1), помогут будущий муж и я. Вы же сказали, что надо стать родителем самой себе и начать заботиться о внутреннем ребенке (архетип «Великой Матери»).
Молодой женщине (архетип «Девы») надо меньше думать о диетах, а больше о мужиках (Карта 7).
«Ведьма» вместо самопожирания начнет охранять мои границы (Карта 8).
Медсестре, ненавидящей людей, пора набираться жизненной мудрости (архетип «Мудрой старухи») и менять либо отношение к людям, либо работу (Карта 9).
Ну а стареющей «невесте» надо учиться любить (Карта 10).
П: Согласны ли с таким планом нового поведения?
К: Вполне.
П: Будете возвращаться в реальность?
К: У меня нет другого выхода.
Комментарии: под влиянием травмы детско-родительских отношений, чувства вины, агрессии и нездорового сценария жизни появилась булимия. Для удовлетворения запроса «избавиться от булимии и влюбиться» спланированы и одобрены клиенткой следующие этапы терапии: проработка травмы, формирование умения управлять агрессией, работа с чувством вины, работа с концепцией Я − минус, Ты − минус, формирование способности любить.
Архетипическая терапия последствий травмы проводилась в контексте терапии реальности [12] в течение нескольких сессий. Клиентка осознала значение выбранных ею архетипов для эффективной реализации ролей, отметила улучшение своего состояния и приняла решение об отказе от негативных мыслей, эмоций, ощущений и неадаптивных стратегий поведения с заменой их на более адекватные. Подтверждением эффективности терапии являются улучшение психоэмоционального статуса клиентки и решение изменить отношение к проблеме с помощью выявленных ресурсов.
Список литературы:
- Болен Дж. Ш. Старшие богини. Новая психология женщины. Архетипы богинь. – М.: София, 2008. – 272 с.
- Дмитриева Н.В. Дочки-матери. Любовь-ненависть/Н.Дмитриева.-СПб., «ГАЛАРТ+», 2018.-388с.
- Дойч Х. Психоанализ сексуальных функций женщин/ Дойч Хелен; [пер.с англ. И.Знаешевой].-М.: 2017.-136с.
- Киз Дэниел. Таинственная история Билли Миллигана/ Дэниел Киз;[пер.с англ. Ю.Федоровой].-М: Изд-во «Э», 2015.-576с.
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные расстройства. -СПб.: Питер, 2010.-400с.
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Архетипы К.Г. Юнга. К истории вопроса // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9, № 5(46) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: дата обращения: http://www.mprj.ru/archiv_global/2017_5_46/nomer01.php)
- Марк М., К. Пирсон Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / пер. В. Домнина, А. Сухенко. – СПб. : Питер, 2005. – 336 с.
- Миллер Уильям Р. Мотивационное консультирование: как помочь людям измениться/ Уильям Р. Миллер, Стивен Роллник; [пер.с англ. Ю.М.Сусоевой].-Москва: Изд-во «Э»,2017.-544с.
- Петрова Е. Психосоматика. Страхи, депрессии, панические атаки, тики, навязчивости, травма. Рабочий сборник материалов к семинарам. Изд-во «Интегративный институт гештальт тренинга». СПб, 2017.
- Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991 .-304 с.
- Юнг К. Г. Структура психики и архетипы. М.: Академический проект, 2007. – 303 с.
- Glasser W. (1975).Reality therapy: A new approach to psychiatry. New York: Harper.
дипломов
Оставить комментарий