Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 18 февраля 2019 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Копылова Л.В. ГАММОВЫЙ КОМПЛЕКС КАК ФОРМА РАБОТЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. № 2(18). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 41-50.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ГАММОВЫЙ КОМПЛЕКС КАК ФОРМА РАБОТЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО

Копылова Людмила Викторовна

преподаватель - « Солнечная  ДШИ » филиал  МБОУДО «Белоярская ДШИ»

РФ, ХМАО – ЮГРА, г. Сургут

АННОТАЦИЯ

Специальная методика развивает технические навыки в гаммовом комплексе. Результатом её освоения становятся: основные формулы фортепианной техники, квартово – квинтовый круг тональностей, основные аппликатурные формулы, а так же пальцевая четкость, ровность, беглость. Это позволяет обеспечить индивидуальное развитие ученика в техническом мастерстве.

 

Ключевые слова: музыкальная педагогика; гаммовый комплекс, техническое мастерство.

 

Гаммы мажорные и минорные, в прямом движении и противо­положном, в терцию, дециму, аккорды, арпеджио, хроматические гаммы и далее – все это именуют гаммовым комплексом. Гаммы нужны не только пианисту, но и музыкантам других специализаций. Они изучаются на всех ступенях музыкального обучения. Их освоение начинается в младших классах детской музыкальной школы и продол­жается в консерватории. Они одинаково полезны как начинающему ученику, так и искусному исполнителю. При воспитании юных музыкантов, для поддержания технического уровня мастерства, одними этюдами не обойтись. Этюды начинают приносить пользу тогда, когда играются свободно, в быстром темпе, выразительно. Именно в быстром темпе, выявляется смысл этюда, характерная для него техническая формула и специфический характер движения. Чтобы выучить этюд, нужно немало времени. Гаммовый комплекс, осваивается сравнительно легко и быстро, в отличие от этюдов, часто направленных на развитие одной из рук, здесь задействованы обе руки одновременно, где левая рука, развивается на равных с правой рукой. Таким образом, тема: «Гаммовый комплекс как форма работы младшего школьника в классе специального фортепиано» - является актуальной, а ее исследование необходимым. Новизна данной работы в том, что мы адаптировали опыт работы педагогов – музыкантов, их методы работы по гаммовому комплексу, к своей методике, с учениками младших классов. Цель работы – обосновать влияние мето­дики на развитие навыков гаммового комплекса у младшего школьника. Объект исследования – методика по гаммовому комплексу. Предмет исследования - гаммовый комплекс. Гипотеза исследования – мы предполагаем, что освоение гаммового комплекса, младшим школь­ником, будет эффективнее, если использовать специальную методику. Задачи исследования:

  • проанализировать научно – методическую литературу по теме исследования;
  • изучить психолого – педагогические особенности младших школьников;
  • рассмотреть особенности методики, направленной на развитие навыков по гаммовому комплексу;
  • теоретически обосновать влияние методов на развитие навыков у младших школьников по гаммовому комплексу.

В процессе теоретического исследования, были использованы методы: обобщения, сравнения, анализа, систематизации.

Музыканты – педагоги, к данной теме, проявляли большой интерес. Книга «Уроки Гольденвейзера» - С.В. Грохотова. А.Б. Гольденвейзер, выдающийся педагог и пианист, воспитал свыше двухсот учеников. Он был признанным авторитетом в области детской музыкальной педагогики. В книге, представлены его статьи и размышления, посвящен­ные проблемам музыкального образования и методике фортепианного обучения, в них, мы находим много интересных рекомендаций. Он говорит, что гаммы, надо начинать играть только тогда, когда ученик может спеть их голосом, и подобрать одним пальцем на клавиатуре от любого звука. Он рекомендует, начинать учить гамму не употребляя общераспространенную и относительно сложную аппликатуру, а сразу начинать её играть первым и вторым пальцем, или первым и третьим. Также советует приучать ученика к тональностям, где много знаков, и чем раньше, ученик привыкнет к черным клавишам, тем будет для него лучше. Когда ученик свободно, в умеренном темпе, двумя пальцами, будет играть любую мажорную гамму, только тогда, можно применять обычную, сложную аппликатуру [1, 78]. Советы, рекомендации, А.Б. Гольденвейзера, служат бесценным руководством для любого педагога и ученика по классу фортепиано.

Книга «Как научить играть на рояле» - составитель С.В. Грохотов. В сборнике, получили отражение все основные проблемы работы с малышами, в частности – постановка рук, работа над техникой. В классических работах Л. Баренбойма, С. Савшинского, А.Б. Гольденвейзера, А. Артоболевской рассмотрены общеэстетические и психологические вопросы обучения маленьких детей. В рубрике «Открытый урок» - авторская методика по развитию техники Е. Калантаровой, педагога ГМУ им. Гнесиных. Педагог дает полезные советы, упражнения, чтобы помочь ученикам овладеть гаммовым комп­лексом, начиная с младших классов, раскрывает методику последова­тельных действий.

Пособие «Играем гаммы». Автор, профессор «Санкт – Петербургской консерватории» - Корыхалова Наталья Павловна, знакомит нас с методическими советами и рекомендациями по работе над гаммовым комплексом. Данное пособие адресовано педагогам, и ученикам, независимо от того, к какой из ступеней музыкального образования они принадлежат. Для начинающих, пособие поможет грамотно, рационально работать над развитием техники, а тем, кто уже продвинулся по этому пути, получить новые знания о гаммовом комплексе. Автор рассказывает, что весь гаммовый комплекс, в том виде, в котором он изучается, ориентирован главным образом на клас­сическую музыку. Его нельзя назвать универсальным средством в технической подготовке пианиста, потому что романтическая, а тем более современная фортепианная литература, вне рамок этого комплекса. Автор предлагает расширить привычный гаммовый комплекс, и, начиная с младших классов, вводить изучение гамм в натуральных ладах – дорийском, фригийском, лидийском, миксолидийском. Затем, по мере появления в учебном репертуаре ученика других ладов, как например, битональные гаммы, дважды увеличенный лад, целотонная гамма, – научиться играть и эти звукоряды. Автор утверждает, что такое знакомство, обогатит, слуховое восприятие ученика, разовьет музы­кальное мышление и подготовит его к музыке двадцатого века [4, 26]. Интересное исследование по аппликатуре в гаммовом комплексе. Она приводит много примеров различных школ, а так же, рассуждает о применении традиционной аппликатуры в работе пианиста. Так в работе над гаммовым комплексом, осваиваются необходимые аппликатурные стереотипы, которые, превращаясь в навыки, используются в форте­пианной классической литературе. Владение традиционной аппликатурой недостаточно. Так, например, в пьесах, этюдах, мы не встречаем гамм и арпеджио от тоники, до тоники. Они могут начинаться с любой ступени звукоряда, поэтому и использование пальцев должно быть удобным. Надо воспитывать и аппликатурную гибкость – умение отказаться от привычного следования пальцев.

Евгений Яковлевич Либерман – пианист, профессор Гнесинского музыкально – педагогического института. Его книга «Работа над фортепианной техникой», десятки лет является настольной книгой для многих поколений педагогов и учеников. В главе «О гаммах и упражнениях», автор подразделяет изучение гамм на два больших периода. Первый период, он называет – ознакомительным. Второй период, называет – художественной работой. Когда исполнители, ставят звуковые, тембровые, динамические, артикуляционные задачи и разрешают их, работая в быстром темпе, получая эстетическое удовольствие. Это является для них целью, работы над гаммами. Чем выше задачи, тем больше пользы извлекает пианист. Только высокие требования к качеству исполнения превращают изучение гамм в собственно техническую работу, которая начинает способствовать росту мастерства пианиста [5, 78].

Методическое пособие Б.Е. Милича «Воспитание ученика - пианиста», посвящено обучению и воспитанию ученика музыкальной школы. В нем освещены вопросы творческо – слухового и пианисти­ческого развития ученика. Автор делится практическими советами по разным направлениям, в том числе, и по освоению гамм, начиная с младших классов. Из пособия, мы узнаем, что с конца первого класса, появляется необходимость показа ученику различных приемов специальной работы над техникой. Как правило, она осуществляется на основе предварительных упражнений, построенных на много­кратной повторности отдельных звеньев техники. Автор пишет, что их механическое повторение, притупляет внимание ребенка, снижает контроль слуха и сознания над качеством звучания, а так же точностью пианистического движения. Не прибегая к излишне усложненным вариантам в упражнениях, он вводит, доступные детям, активизирующие их восприятия - ритмические, темповые, динамические краски. Автор утверждает, что использование таких приемов, будет развиваться беглость, звуковую чувствительность пальцев [6, 30].

Выбор форм работы по развитию техники учащегося, является предметом постоянной заботы педагога. Вопросы овладения техникой учащимися начальных классов, должны рассматриваться в связи с общим направлением развития техники пианиста и с учетом возрастной специфики.

Мы работаем с младшим школьником, возраст от 7 до 10 лет. Это первый – третий, четвертый класс музыкальной школы. Данный возраст, содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. От доминирования наглядно действенного и элементарного образа мышления, до понятийного уровня развития. От бедного логикой размышления, до словесно – логического мышления на уровне конкретных понятий [3,174]. Природа дает человеку совсем мало времени в детском возрасте, чтобы он смог заложить фундамент для развертывания своих будущих способностей. Поэтому музыканты вынуждены начинать свое обучение в раннем возрасте, в период, когда формируются двигательные центры.

С первых шагов обучения, ученик знакомится с различными видами упражнений, которые постепенно развивают у него разносторонние технические навыки. Сначала это циклы упражнений на non legato, где усваиваются правильные движения, воспитывается хорошее ощущение клавиатуры, устойчивость пальцев. Ученик постепенно начинает контролировать слухом звучание каждой клавиши. Потом, это упражнения на legato. Здесь, внимание педагога, направлено на умение плавно соединять звуки, добиваться слышимого legato. Для ученика, эта сложная задача, и требует слухового контроля. В этот момент, педагог должен следить за рукой ученика, его пальцами, и гибким движением кисти. Далее, это пятипальцевые последовательности в мажоре и миноре, которые будут являться основой, для того чтобы начать изучение гамм.

Сначало надо познакомиться со звучанием и строением гаммы, попросить спеть ее, в одну октаву, без названия клавиш. Затем начать подбирать одним пальцем на non legato, в пределах октавы. Так постепенно, ученик строит и подбирает гаммы от любой клавиши – белой и черной. После того, как в сознании ребенка гамма запомнится на слух, можно начинать над ней работать.

Педагог объясняет, что гамма – это отрезок из восьми нот, который необходимо сыграть на legato пятью пальцами. Объясняет, как это сделать. Умело поставить первый палец – непростое дело. Педагог, сразу обращает внимание на постановку первого пальца, объясняет, что только свободный первый палец, может сыграть ровно, аккуратно - гамму. У детей, первый палец, бывает, напряжен, это результат общей напряженности, неудачной приспособляемости. Чтобы проверить, достаточно ли он свободен, гибок и самостоятелен, предлагаем упражнения.

Упражнение «На крышке рояля». Положить руку на крышку рояля и подводить свободный первый палец сначало ко второму, затем к третьему, четвертому, пятому пальцам правой и левой руки. Кисть свободна, чуть отводится в сторону, а первый палец должен быстро, легко и свободно заходить под ладонь [2, 205].

Упражнение «На клавиатуре». Опираемся на пятый палец – нота ля, второй октавы, первый палец закруглен и свободно передвигается по клавишам – до, ре, ми, фа, второй октавы, вверх и вниз. Кисть гибкая, немного раскрывается на каждый звук [2, 205].

Упражнение «С черной клавиши, на белую клавишу». Все пальцы собраны вместе и опущены вниз 3-1-3-1 [2, 206].

Упражнение «Подкладываем первый палец». Надо следить, чтобы первый палец опускался без толчка, был всегда закруглен, играл на кончике клавиш, играть по триолям – 1- 2- 3 [2, 206].

Упражнение «Подкладывание по черным клавишам». Сначала обыгрывается группа из двух, затем из трех черных клавиш 1-3-2-1-2-3 [2, 206].

Приведенные выше упражнения, не обязательны для всех учеников. Все решается индивидуально. Однако внимание к первому пальцу, необходимо. Часто ученики начинают играть гаммы, без всякой подго­товки первого пальца. Ученик при постановке первого пальца, делает вертикальное движение рукой, толкает первый палец, это приводит к неровности звучания, отсутствию legato, в горизонтальной линии. Такая игра, закрепляется в сознании ученика, отрицательно сказывается на его техническом развитии, и на исполнении художественных произведений.

Часто преподаватели начинают изучать гаммы, в порядке квинтового круга. Освоить гамму до мажор, намного легче, чем гамму со многими знаками. Но в пианистическом отношении, для ученика будет легче играть гамму с черными клавишами, рука при этом будет принимать естественное положение на клавиатуре. Ученику, который подбирал гаммы от любой клавиши, безразлично, с какого звука начинать играть гаммы.

Всем известно, что гаммы и арпеджио, играются строго опреде­ленными пальцами. Вряд ли стоит запоминать порядок следования пальцев для каждой гаммы в отдельности. Аппликатура гамм и арпеджио, складывается в типовые формулы, которые надо понять, затем запом­нить. Два самых общих правила, которым подчиняется аппликатура гамм: применять первый палец на черных клавишах запрещается; в пределах одной позиции, пальцы следуют друг за другом, без пропуска. Первое правило, действует без исключений, второе, с небольшими исключениями [4, 30].

Педагог должен найти самый простой и доступный метод для начинающих, который позволил бы ученику, подбирать пальцы само­стоятельно. Существует совсем простоя формула: 3 + 4 или 4+3. В каждой из гамм, в пределах октавы, чередуются малая и большая аппликатурные группы. Четвертый палец при игре гамм в объеме одной октавы, употребляется один раз. Если к этому добавить первое из общих правил, можно вычислить аппликатуру любой гаммы. Только для некоторых гамм, начинающихся с черной клавиши, аппликатуру легче устанавливать, если играть ее на две октавы, закономерность чередования, будет видна лучше [4, 32].

Ученик приступает к игре гамм в конце первого класса. На конец первого года обучения, ученик должен познакомиться с пятью диезными гаммами – ми, ля, ре, соль, до мажор. Первая гамма, с которой должен познакомиться ученик – ми мажор. Играть её следует каждой рукой отдельно, в пределах одной октавы. Темп для каждого ученика, индиви­дуальный, для того, чтобы ученик мог контролировать постановку первого пальца, играть ровно, без толчков, вести legato, слушать свою игру. Во всех перечисленных гаммах, аппликатура - одинаковая. Ученик должен познакомиться с трезвучием и обращение в каждой тональности, играть каждой рукой отдельно на одну октаву. При игре трезвучий, необходимо учить ученика, чтобы он заранее смотрел на следующий идущий аккорд, опускал руку мягко, на крепкие пальцы, следил за постановкой первого пальца. Ученик должен познакомиться с противоположным движением, играть двумя руками от одного звука, на одну октаву.

Все указанные мажорные гаммы - с симметричной аппликатурой, поэтому играть их будет удобно ученику и не сложно. Следить за legato, за положением первого пальца.

На втором году обучения, в первом полугодии, задания усложня­ются. Все пройденные гаммы в первом классе, играть обеими руками на две октавы в прямом, противоположном движении. Трезвучия и обращения. Короткие арпеджио играть по три звука, сначало по звеньям, затем объединить в одну линию. Здесь очень важно объеди­няющее движение кисти от первого пальца к пятому. Хроматическая гамма. Рассказать о её строении, показать аппликатуру. Играть каждой рукой отдельно - собранное положение кисти, рука не делает никаких вертикальных движений. Ученик должен контролировать звуковой результат, ровность мелодической линии.

Во втором полугодии, необходимо познакомить ученика с бемоль­ными гаммами фа мажор и си – бемоль мажор. Дать представление об аппликатуре бемольных гамм, где четвертый палец в правой руке, будет всегда на си – бемоль, а в левой руке на четвертой ступени. Исключением является гамма фа мажор, где четвертый палец в левой руке, будет находиться на второй ступени. Эти две бемольные гаммы, играть обеими руками в две октавы. Прямое, противоположное движение. Трезвучие с обращением. Короткие арпеджио. Хроматическая гамма.

Так же, во втором полугодии, необходимо пройти две минорные гаммы – ля минор и ми минор, отдельно каждой рукой в две октавы. В них - натуральный, гармонический, мелодический вид. Трезвучие с обращением.

На третьем году обучения, ученик должен знать девять мажорных гамм в прямом и противоположном движении двумя руками, в две октавы. Трезвучие и обращения. Арпеджио короткие по четыре звука каждой рукой отдельно, при этом, снимать руку после каждого звена, кисть гибкая, чуть поднимается от первого пальца к пятому, слушать ровную звуковую линию. Хроматическая гамма. Возможно, показать противоположное движение от клавиш ре и соль – диез, так как в них симметричная аппликатура.

Во втором полугодии, задание усложняется. Все выученные гаммы, играть на четыре октавы.

В третьем классе прибавить темп, который устанавливается педа­гогом. У каждого ученика свой темп. Критерием является ровность, ясность звуковой линии, аппликатурная точность.

Во втором полугодии, новые гаммы - си, ре, соль, до минор. Играть все три вида в прямом движении двумя руками в две октавы. Применить задание по динамики звучания. Трезвучие с обращением. Точная аппликатура во всех движениях. Хроматическую гамму, играть отдельно каждой рукой.

Рекомендовать разобрать лады народной музыки: дорийский, фригийский. Играть каждой рукой отдельно, на две октавы.

На четвертом году обучения, необходимо пройти все мажорные гаммы в прямом движении и противоположном, на четыре октавы. Полезно показать группировку по четыре звука, тогда гамма будет иметь четкие границы, звуковая линия оформлена.

Минорные гаммы в трех видах двумя руками в прямом движении в четыре октавы – ля, ми, си, до, соль, ре. Гаммы до – диез минор, фа – диез минор – отдельно каждой рукой в две октавы. Аккорды по четыре звука или по три звука. Арпеджио короткие по четыре звука. Арпеджио ломанные – каждой рукой отдельно, с правильной аппликатурой, плавные движения всей руки сочетаются с боковым движением кисти. Арпеджио длинные – требуют ловкости при постановке первого пальца, кисть гибкая, свободная, legato при поста­новке первого пальца сохранить, рука и кисть, огибает все повороты. Сначало играть в две октавы, затем в четыре – каждой рукой отдельно. Группировать по четыре звука. Необходимо следить за ровностью звучания и гибким подкладыванием первого пальца. Хроматические гаммы, играть двумя руками в прямом движении на четыре октавы. Давать различные задания на звуковую динамику, она организуют внимание ученика.

Рекомендуется разобрать лады народной музыки – лидийский, миксолидийский. Играть каждой рукой отдельно на две октавы.

Работая над гаммовым комплексом, младший школьник, может допускать ошибки. Редко бывает так, чтобы все получалось сразу. Опытные педагоги знают все типичные ошибки, которые могут возникнуть у ученика. Знают методы и приемы, которые помогут ученику избежать их. Общая и главная причина всех ошибок, это слабый слуховой контроль. Именно неумение услышать свою игру ведет к передерживанию пальцев на клавишах, к ритмической и звуковой неровности:

  • передерживание пальцев на клавишах, может быть следствием их недостаточной разработанности, неумением слушать себя во время игры. Для устранения этой ошибки, надо внимательно вслушиваться в свою игру, активнее работать пальцами, высоко поднимая их, упражняться в артикуляции - non legato, staccato;
  • неровная в ритмическом отношении игра – другой распростра­ненный недостаток. Когда ученик, не умеет сохранять между звуками равные временные интервалы. Помочь здесь может, напряженное вслушивание в свою игру, а так же игра по дуолям, триолям, квартолям, с легким акцентом на первой доле каждого ритмического рисунка. Акцент – это легкий пальцевой удар;
  • несинхронность звучания – несовпадение обеих рук при параллельном движении. Чаще всего, дело в левой руке, она может отставать от правой руки, потому что слабее. Здесь, достаточно будет представить себе, что партия левой руки – ведущая, и играть её надо немного громче.

Погрешности в звуковом отношении, у учеников встречаются в разных формах. Например, неумение вести мелодическую линию от звука к звуку. Чтобы это преодолеть, надо услышать гамму внутренним слухом как единую, цельную мелодическую линию, ощутить ее направленность к какой – либо точке, например, к верхней тонике.

При игре гамм, встречается еще один недостаток, когда ученик не может удержать ладонь в положении свода. Причина – слабость мышц ладони. Помочь здесь сможет, игра хроматических гамм. Эти гаммы, исполняются при очень собранном положении кисти, когда косточки образуют естественный свод [4, 67].

Изучение гамм на всех ступенях музыкального образования, способно принести пользу для технического и музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре, если оно методически грамотно и разумно организовано. Мы представили некоторые существующие методы работы по развитию навыков в гаммовом комплексе, целесо­образные упражнения, методические советы педагогов – музыкантов. Таким образом, мы обосновали влияние методики на развитие навыков гаммового комплекса у младшего школьника, что явилось целью данной работы.

 

Список литературы:

  1. Грохотов С.В. Уроки Гольденвейзера. – М.: Издательский дом «Классика -21»,2009. – 248 с.
  2. Грохотов С.В. Как научить играть на рояле. Первые шаги. – М.: Издательский дом «Классика – 21», 2009. – 220 с.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2003. – 384 с.
  4. Корыхалова Н.П. Играем гаммы. – М.: Музыка, 1995. – 75 с.
  5. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. – М.: Издательский дом «Классика -21», 2014. – 148 с.
  6. Милич Б.Е. Воспитание ученика – пианиста. – М.: Издательство «Кифара», 2002. – 117 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий