Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 19 ноября 2018 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Инновационные процессы в образовании
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЗАПРОС ВРЕМЕНИ
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются проблемы образования, в частности проблемы формирования современной личности, согласно стандартов нового образования. Определено, что важным составляющим личностного опыта выступает – индивидуально-авторская позиция. Предложена своя концепция видения проблемы формирования личности старших школьников.
Произошедшие изменения в российском образовании за последние годы в системе обучения и воспитания привели к тому, что необходимо качественно по-новому взглянуть на обучение и воспитание подрастающего поколения. В Концепции федерального государственного стандарта, в основу которого положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся, четко прописана важность ценностно-смысловой сферы личности.
Образование постепенно переходит к новым методам проектирования и развития образования опираясь на культурологический подход, который, как указывает М.М. Бахтин, ориентирует систему образования на диалог с культурой человека как носителя, ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию.
Не стоит забывать о формирования у школьников определенные компетенции, но главным аспектом является формирование гармоничной и духовной личности. Но, как показывает практика, во многих образовательных учреждениях еще слабо формируется культурное пространство, воспитывающая среда, способствующие становлению личности подростка как человека культуры.
На сегодняшний день обращение педагогической мысли к проблеме «становления человеческого в человеке» (В.И. Слободчиков) как педагогической проблеме констатирует способность человека нести ответственность за свои поступки и действия проявляется в поиске тех моделей и технологий, которые способствовали бы в образовательной среде формировать эти качества. Одним из главных качеств гуманитарного опыта выступает индивидуально-авторская позиция личности. Отсутствие у субъекта способности адекватно оценивать свои поступки и действия, а главное нести ответственность за них (это и есть «человечность»), получаем в итоги индивид, не способного «адекватно оценивать реальность происходящего с ним». Особенно это касается подросткового возраста, когда стремление подростков утвердиться в жизни за счет острых, искусственных ощущений, выходит на первый план.
В этих условиях актуальной является проблема формирования индивидуально-авторской позиции личности (старших школьников), которая имеет широкий контекст влияния на формирование личности. Возникает необходимость соотнесения собственного/личностного опыта, воплощенного в содержании образования, и индивидуально-авторской позиции, как основного составляющего этого личностного опыта. Данную позицию в большей степени формирует искусство. Искусство привлекает внимание представителей многих наук о человеке. Как отмечено в концепции современного образования, именно искусство – особая форма познания, эстетического освоения мира и творческого самовыражения человека. Искусство с древних пор является универсальным средством социализации детей и молодежи, осмысления действительности через художественные образы, способом творческого самовыражения, интегрирующим все виды духовной деятельности человека, а также основой формирования художественных и эстетических потребностей личности Федерации. В исследованиях Л.С. Беляевой, Н.А. Богдановой, Э.А. Верба, А.А. Веремьева, Г.И. Егорова, А.Н. Зиминой, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, Е.В. Ремневой, С.Т. Шацкого, В.Н. Шацкой, и др. авторов показано, что наиболее успешно художественно-эстетическая культура школьников формируется в условиях взаимодействия разных видов искусств.
Проблема исследования заключается в том, что художественно-творческая деятельность рассматривается как интегративный компонент системы эстетического воспитания, реализация которого актуализирует ориентацию подростков на духовные ценности и потребность в освоении различных видов деятельности по законам красоты, проявляющуюся в становлении их индивидуально-авторской позиции, умении нести ответственность за свои поступки.
Нельзя не согласиться с Б.Т. Лихачевым, который писал, что мы почти совсем не учим школьников быть авторами: писать литературно-художественные произведения, сочинять музыку и т. п., быть ответственными за свои поступки, быть автором своей жизни.
Термин «позиция» имеет разные трактовки в различных областях наук. Понятие «позиция» определяется как «точка зрения по какому-либо вопросу: определенная оценка какого-либо факта, явления, события; действие, поведение, обусловленное этим отношением, оценкой» [1]. В психологии позиция характеризуется как «наиболее целостное образование личности», но отмечается, что «занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В каждой точке существования вновь и вновь возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самими собой. Человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственную позицию» [5]. В социальной психологии позиция личности определяется как «устойчивая, внутренне осознанная система отношений к обществу, к другим людям и к самому себе, она связана органически с ее ценностной системой и является одним из ее элементов. Позиция – это структурно-личностное образование, которое отражает характер взаимоотношений личности и общества, определяет социальную активность личности и ее направленность на общественно значимые цели» [2].
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно определить основные моменты понятия «позиция». Во-первых, позиция, является составляющей частью мировоззрения. Во-вторых, позиция предполагает наличие действий субъекта для ее выражения. В-третьих, позиция включает в себя оценку, нравственные ориентиры, осознанность поступков личности/субъекта.
Если обратиться к понятию авторская позиция, мы видим, что трактовка его также неоднозначна. Так, В.Е. Холизев, трактует понятие авторская позиция как «выраженный в произведении комплекс мыслей и чувств, принадлежащих его создателю» [7]. Авторская позиция может быть выражена либо прямо, открыто, недвусмысленно, в прямой оценочной форме, либо косвенно, когда автор старается избегать прямых суждений и оценок. Некоторые писатели используют для выражения своего отношения к людям и событиям героев-резонеров, то есть таких героев, которые близки авторам, выражают их мысли или их представления о человеке, даже если облик таких людей противоречит их же собственным высказываниям [3, с. 39].
К проблеме изучения позиции обращались многие ученые, так например профессиональную позицию рассматривали в своих трудах К.А. Абульханова-Славская, В.П. Бедерханова, А.И. Григорьева, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, в рамках педагогического общения – С.П. Будникова, А.В. Гуторова, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, О.С. Руденко, А.М. Трещев и др.
На основе всестороннего рассмотрения индивидуально-авторской позиции старшего школьника мы сделали выводы, что это интегративный феномен. Чтобы исследовать его формирование, необходимо найти, выявить такое же интегративное средство в образовании. Таким средством мы называем искусство, а именно, предметы художественно-эстетического цикла. Они в большей степени формируют ценностный, эстетический и духовный мир личности, способствуют становлению моральных, ценностных, смысловых качеств личности. Закончив школу, ученик, возможно не запомнит все формулы по химии или геометрии, но если он станет человеком, который научится уважать Другого, любить своих родителей, чтить историю и память своей страны, любить малую Родину, появится система общественных ценностей и идеалов, он научится нести ответственность за свои действия, в этом случае, он сформируется как личность, как человек. И говоря словами В.И. Слободчикова, мы взрастим «человеческое в человеке».
Как писал А. де Сент-Экзюпери «Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хоть она как будто существует и не по твоей воле. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что, укладывая камень, помогаешь строить мир» [6, с. 161].
Список литературы:
- Большая Советская Энциклопедия. М., 1975 г., т. 20.
- Жизнь как творчество. Киев. 1985 г.
- Кухаренко В.А. Интерпретация текста. - Л., 1979 г., с. 39.
- Концепция преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации, Москва, 2016 г., с. 2.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995 г.
- А. де Сент-Экзюпери. Планета людей. – М., 1983 г., с. 161.
- Хализев В.Е., Теория литературы. – Москва, 2002 г.
дипломов
Оставить комментарий