Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 23 января 2019 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
METHODOLOGICAL ADVANTAGES OF USING MUSIC IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE AT THE INITIAL STAGE
Elina Akhmadullina
student of Institute of International Relations Kazan Federal University
Russia, Kazan
Svetlana Bodnar
associate professor, candidate of science, Institute of International Relations
Russia, Kazan
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена интегрированию музыки в процесс преподавания английского языка. Благодаря усвоению новых песен, младшие школьники усваивают материал с легкостью, улучшают произношение, пополняют словарный запас и усваивают простейшие грамматические конструкции. Выделены основные преимущества внедрения музыки в процесс обучения иностранного языка. Приведены примеры. Активизация познавательной деятельности обучающегося в процессе обучения иностранным языкам должна достигаться разнообразными средствами самой культуры и полиязыковой культуры и одним из ключевых инструментов активной познавательной деятельности является интегрирование музыки и песен в процесс обучения.
ABSTRACT
The article is devoted to the integration of music into the process of teaching English. Through the assimilation of new songs, younger students learn the material with ease, improve pronunciation, vocabulary and learn simple grammatical structures. The main advantages of the introduction of music in the process of learning a foreign language are highlighted. Examples are given. Activation of young learners’ cognitive activity in the process of teaching foreign languages should be achieved by a variety of means of culture and multilingual culture and one of the key tools of cognitive activity is the integration of music and songs in the learning process.
Ключевые слова: английский язык; интегрированное обучение иностранному языку; английский язык в начальной школе; учитель; ученик.
Keywords: English; integrated foreign language teaching; English in primary school; teacher; student
Ввиду того, что позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения все более и более усиливаются, и не наблюдается никаких весомых тенденций к остановке или замедлению данного процесса, проблема использования эффективных методов преподавания английского языка представляется крайне важной.
Более 100 лет назад французский ученый П.П. Брока (P.P. Broca) определил часть левого лобного полушария мозга как область, в которой обрабатывается синтаксис языка. Спустя столетие, используя магнитоэнцефалографическую (МЭГ) визуализацию, исследователи обнаружили, что музыкальный синтаксис обрабатывался в той же области, называемой областью Брока [6].
Совсем недавно исследователи В. Шмиторст и М. Вилке (V.Schmithorst & M.Wilke,) обнаружили, что эмоциональные реакции на музыку регистрируются в лимбической системе, которая представляет собой совокупность структур головного мозга, которые участвуют в регуляции функций внутренних органов, обоняния, автоматической регуляции, эмоций, памяти, сна, бодрствования, а также является одной из старейших областей мозга с эволюционной точки зрения. Эти ученые заметили, что музыкальные переживания касаются многих областей мозга, а не только одной или двух. Директор лаборатории Гарвардской медицинской школы Г. Шлауг (G. Schlaug) сказал: «Я бы бросил вызов каждому, кто придумает другой вид деятельности, который задействует столько же ресурсов мозга, сколько и музыкальное творчество» [6]. И это касается не только создания музыки, но и активного прослушивания.
Для младенцев музыка и язык настолько переплетены, что осознание музыки имеет решающее значение для развития языка ребенка и даже помогает укрепить связь между ребенком и матерью. Ученые Висконсинского университета под руководством доктора К. Макгоуэн (K. McGowan) в ходе многочисленных исследований доказали, что умственное развитие детей происходит более быстрыми темпами тогда, когда они слышат не монотонную речь, иными словами когда происходит вокальное сопровождение транслируемой информации. Практически во всех культурах мамы говорят с новорожденными песней – при помощи колыбельных. Как объясняет Д. Дойч (D. Deutsch), «граница между речью и песней может быть очень хрупкой» [3].
Песня, представляющая собой сочетание музыки и языка, обладает многочисленными достоинствами. Для того, чтобы активно внедрять музыкальное сопровождение на уроках английского языка необходимо понимать эти достоинства – именно они формируют конкретные цели активации интегративного обучения в ходе изучения иностранного языка.
Методические преимущества песен можно разделить на следующие составляющие [7]:
- Песни позволяют расширять лексический запас не только отдельно взятых слов, но и устойчивых выражений. Помимо усвоения и запоминания новых слов на слух, песни с демонстрацией движений позволяют запоминать ассоциативный ряд, что делает запоминание еще более глубоким (Song: Head shoulders knees & toes)
- Проведение уроков с внедрением английских песен способствуют расширению кругозора ребенка, развивает в нем поликультурность и толерантность, расширяет лингвострановедческие знания; Knock (Song: Knock, Trick Or Treat?)
- Интегрированное обучение иностранному языку с помощью музыки предполагает, что учащийся имеет фундаментальные знания о той или иной теме, группе слов, и данные слова благодаря песне помещаются в новое контекстуальное окружение, что позволяет ребенку увидеть, как это слово может видоизменяться или менять свое значение; (Song: Who took the candy?)
- Одно из значительных преимуществ использования песен в обучении иностранному языку – усвоение грамматических конструкций. Дело в том, что младшие школьники и дошкольники в силу своих когнитивных способностей еще не готовы воспринимать грамматические правила и конструкции. Однако при помощи песен некоторые грамматические конструкции, как например конструкция вопроса с глаголом to be в песне усваиваются автоматически. (Song: Are You Hungry? –Yes I am)
- Воспроизведение иностранных слов, сопровождающихся стихотворными песенными формами, позволяют совершенствовать усвоение правил произношения слов со схожими звуками: улучшается артикуляция, формируется правильное ударение (Song: Say cheese!)
- Групповые музыкальные занятия также оказывают эстетическое влияние на учащихся – они более заинтересованы в процессе тогда, когда обучение носит характер игры, коллективного участия. Все это формирует благоприятный климат внутри коллектива. С точки зрения навыков аудирования, студентам может стать скучно, если они постоянно слушают повествование или диалог, пытаясь понять значение новых слов или фраз в контексте. Напротив, прослушивание песни снова и снова может показаться менее монотонным из-за ритма и мелодии. Песни также могут помочь улучшить навыки слушания, потому что они дают студентам возможность практиковаться в прослушивании различных форм интонации и ритма.
- Простые песни хороши тем, что они легко запоминаются и иногда ребенок, при условии, что песня ему нравится, она интересна, благозвучна и проста в воспроизведении, может самостоятельно ее петь вне школы и еще лучше запоминать слова и выражения.
- Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи. Что касается навыков говорения, дети часто стремятся научиться воспроизводить новые звуки, и это может потребовать много практики. Песни могут позволить маленьким детям практиковать новый звук, не создавая при этом особых трудностей. Песни также имеют естественный ритм, который похож на модели разговорного английского языка. Следовательно, эти образцы делают некоторые песни полезными для тренировки ритма.
Еще одна особенность песен, которая требует особого внимания – их выразительность. Через песни можно передать отношение к тем или иным явлениям, выразить чувства и переживания, рассказать историю в альтернативном ее исполнении. Все вышеперечисленное может оставить отклик в сердце обучающихся [5].
Песни могут также предоставить возможность для словарной практики. Обычно они основаны на теме, которая может обеспечить контекст для изучения словарного запаса. Для большинства детских песен характерны односложные слова, многие из которых часто повторяются. Это повторение предлагает большее раскрытие этих слов. Однако некоторые слова и язык, используемые в традиционных и популярных английских песнях, могут создавать трудности для молодых учащихся из-за использования низкочастотных и архаичных слов. Песня и текст должны быть тщательно отобраны, чтобы дополнить целевой словарный запас. Дополнительной трудностью для учителей является поиск и выбор песен, подходящих как с точки зрения словарного запаса, так и с точки зрения темы.
Строгих правил, которым должны следовать преподаватели при выборе песни для языковой работы, нет, но есть несколько факторов, которые должны учитываться. Эти критерии можно условно разделить на 4 группы: класс, учитель, классные возможности и музыка.
Во-первых, преподаватели должны учитывать возраст учащихся. Молодые учащиеся могут быть не в состоянии понять песни, которые содержат глубокие идеи, такие как зависть, страдание или прощение. Кроме того, у каждой возрастной группы есть свои музыкальные фавориты и песни, которые они не любят. Немаловажную роль играет время занятий. Некоторые ученики устают по вечерам, и музыка может зарядить их энергией, в то время как другим классам, возможно, потребуется немного больше энергии. Далее следует отметить, что неразумно использовать музыку, которая не нравится учителю и ученикам. Для принятия консенсуса можно предложить ученикам на выбор несколько песен и сформировать окончательный выбор исходя из предпочтений большинства учащихся. Многие преподаватели утверждают, что прибегают к музыкальному сопровождению занятий крайне редко: на Рождество, день Благодарения или на другие значимые праздники. Решающее значение имеет также цель обучения языку. Песня должна иметь поучительную ценность, она не должна быть просто забавой. Ситуация является удовлетворительной, когда выбранная песня является прямым компонентом урока, таким образом, содержит, например, отработанную грамматическую структуру или тему обсуждения, которая может быть использована в уроке. Наконец, музыка может мешать другим занятиям, поэтому ее не следует играть громко.
Основной целью обучения иностранным языка является формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. При этом задача учителя – активизировать познавательную деятельность обучающегося в процессе обучения иностранным языкам разнообразными средствами самой культуры и полиязыковой культуры и одним из ключевых инструментов активной познавательной деятельности является интегрирование музыки и песен в процесс обучения. Интегрированное обучение английскому языку в начальной школе способствует позитивному осознанию ребенком себя как личности. У него появляется возможность почувствовать свою причастность к языковому и культурному сообществу людей. Организация интегрированного обучения иностранному языку на начальном этапе может стать одним из действенных средств существенного повышения качества обучения.
Список литературы:
- Горлова Н.А. Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге третьего тысячелетия. // ИЯШ. 2010. - № 3.
- Иванченко В.Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей / В.Н. Иванченко. - М.: Феникс, 2016. - 352 c.
- Brown D. (1994). Teaching by principles: An interactive approach to language pedagogy. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall Regents.
- Deutsch D. 2010. Speaking in tones. Scientific American Mind 21 (3): 36–43.
- Lapo N. 2016. SIOP Lesson Plan Template #2: Soundtrack to my life. Unpublished academic assignment for CIL505, ESL Methods. Chicago, IL: National Louis University.
- Leutwyler K. 2011. Exploring the musical brain. Scientific American, January 23, 2–4. http://www. scientificamerican.com/article/exploring-themusical-bra.
- McGowan K. 2008. Music, memory, and learning. Meeting report from the Neurosciences and Music III—Disorders and Plasticity conference at McGill University, Montreal, Quebec, June 25–28. https:// www.nyas.org/ebriefings/songs-of-experience.
- Moreno S. 2009. Can music influence language and cognition? Contemporary Music Review 28 (3): 329–345.
- https://supersimple.com.
дипломов
Оставить комментарий