Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2019 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическая психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Введение. От рождения до взрослого возраста ребёнок проходит огромный путь развития, становясь многогранной и неповторимой человеческой личностью.
Именно в период дошкольного детства возникают, развиваются и совершенствуются психические качества детей, которые составляют внутреннюю сущность человека. К числу важнейших познавательных процессов относят воображение.
Воображение является важнейшим компонентом полноценного развития ребенка. В исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других выдающихся учёных доказано, что воображение необходимо для успешного усвоения детьми новых знаний, оно в значительной степени определяет эффективность готовности ребенка к обучению в школе.
Широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность – все эти необходимые качества воображения возникают не спонтанно, а при условии постоянного взаимодействия ребёнка и взрослого, систематического влияния со стороны педагогов, родителей.
Для дошкольника ведущей деятельностью является игра, а возрастным психологическим новообразованием - воображение. По мнению В.В. Давыдова, воображение – одно из основных новообразований дошкольного детства [2].
В работах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина показаны возможности развития воображения ребёнка по мере овладения им предметной и сюжетно-ролевой деятельностью. Делая акцент на игре как на ведущей деятельности дошкольника, А.Н. Леонтьев проанализировал процесс возникновения воображения в игровой деятельности и показал, что воображение «рождается из необходимости особой игровой ситуации, которая имеет особый игровой смысл. В игре смысл и значение предмета распадаются, в игровом действии появляется новый смысл, далёкий от значения обыгрываемого предмета» [5,с.17]. В работах О. М. Дьяченко игра выступает основным источником развития воображения дошкольника [3].
Следовательно, главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, заключается в овладении правильной организацией игры как самодеятельности ребёнка. Педагог должен содействовать развитию детской игры, способствовать обогащению и накоплению ребёнком опыта игровой деятельности.
Также важна роль родителей в развитии игровой деятельности детей, потому что родительская позиция формирует отношение ребёнка к игре (к сожалению, в последнее время как к средству развития, а не как к образу жизни малыша).
Если ребенок не доиграл в период своего дошкольного детства, у него возникнут трудности в усвоении школьной программы, в получении новых знаний, т.к. воображение (как ведущий фактор развития дошкольника) не достигло соответствующего уровня развития [1].
Необходимо знать уровень развития творческого воображения дошкольников для того, чтобы эффективно планировать содержание и организацию педагогического процесса воспитания детей. Используя информацию о развитости воображения у детей группы, а также конкретно у каждого ребёнка, педагог имеет возможность скорректировать методы и приёмы в работе с детьми на занятиях, в режимных моментах, во время самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе, также организовать предметно-развивающую среду группы в соответствии с особенностями развития творческого воображения детей.
Поэтому нами было проведено эмпирическое исследование с целью выявления уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании приняло участие 40 детей – воспитанников МАДОУ «ЦРР - детский сад № 109» города Владимира в возрасте 5-6 лет, из них 19 мальчиков, 21 девочка.
Методы исследования. Нами были использованы следующие методики: «Изучение умения гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах». Методика использовалась для изучения умения творчески использовать знания в конкретных условиях и обстоятельствах у детей 5-6 лет. Стимульный материал представляет сюжетную картинку: домик с крышей и трубой, рядом с ним собачья конура, перед домом - цветочная клумба и пруд, около пруда растут деревья; на переднем плане дорожка, на которой стоит детская коляска; по небу плывут облака, летят птицы. На каждом из перечисленных предметов нарисован пустой кружок. Перед началом диагностики детям было предложено внимательно посмотреть на свои кружки и расположить их на картинке не там, где они должны находиться, а совсем в другом месте. Придумать, как тот или иной изображенный на кружке предмет или персонаж там очутился. Исследование проводилось индивидуально. После того, как ребёнок выполнял инструкцию, воспитатель располагал картинки по своему усмотрению и просил ребенка объяснить, почему и как они могли там оказаться. Результаты обрабатывались в соответствии с ключом.
Для определения уровня развития творческого воображения у детей старшей группы дошкольников мы использовали методику «Свободный рисунок» [8] авторов ЮА. Афонькина, Л.Ю. Субботина, Г.А. Урунтаева. Ребёнку предлагалось: придумать что-либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты. Результаты обрабатывались в соответствии с ключом.
Для выявления уровня развития фантазии у детей 5-7 лет мы использовали методику «Придумай рассказ» Р.С. Немова [6]. Ребёнку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка. Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам: 1) скорость придумывания рассказа; 2) необычность, оригинальность сюжета; 3) разнообразие образов, используемых в рассказе;4) проработанность и детализация этих образов; 5) эмоциональность образов.
По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.
Результаты. Анализ результатов по методике «Изучение умения гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах» показал, что большинство детей затруднились выполнить это задание сразу. Потребовалось дополнительное время для объяснения задания, а в некоторых случаях даже на показ примеров по его выполнению. Выполнив задание по размещению картинок на рисунке в непривычном месте (или расположенные воспитателем), многие дошкольники не смогли объяснить, почему эти предметы могут здесь находиться. Только с помощью взрослого детям удавалось составить небольшой сюжетный рассказ. У большей части детей эти рассказы получились очень короткими, состоящими из простых предложений и с неразвёрнутым, примитивным сюжетом.
Было выявлено, что 17,5% дошкольников имеют высокий уровень развития творческого воображения; 37,5% детей – средний уровень; 45% детей - низкий уровень. Это означает, что большинство (82,5%) детей имеют средний и низкий уровень развития способности объединять различные предметы и явления в единый смысловой сюжет на основе оригинальных связей и отражать этот сюжет в речи.
Анализ результатов исследования по методике «Свободный рисунок» показал, что в 60% работ дети не проявили творчества и фантазию. Данного времени им хватило только на изображение в рисунке известных героев мультфильмов и игр, любимых игрушек (у мальчиков – танки, машинки, роботы, у девочек – куклы, мягкие игрушки). Эти рисунки выполнены дошкольниками очень схематично, без детального прорисовывания, без использования широкой палитры цвета, не красочно, что соответствует низкому уровню развития воображения.
В остальных 40% работ дети нарисовали не придуманные ими совершенно новые предметы, любимые персонажи или игрушки, но известные образы были проработаны с элементами творческого воображения, фантазии. Принцессы у девочек были одеты в платья необычных фасонов, с интересными узорами, в некоторых рисунках – в паре с другим популярным у детей персонажем. В рисунках мальчиков больше уделяется внимания деталям, цвету, фону, на котором они изобразили свои любимые предметы. Но детали в этих рисунках прорисованы размыто, не чётко, дети уделили им недостаточно внимания. В ходе проведения исследования данные рисунки были оценены на 5 - 7 баллов, соответствующих среднему уровню развития творческого воображения.
Оригинальных, красочных, эмоциональных, по - настоящему творческих работ, соответствующих высокому уровню, не было.
На основе общего числа полученных данных по методике «Придумай рассказ» были выявлены следующие результаты: у 22,5% детей - высокий уровень развития творческого воображения; 32,5% детей имеют средний уровень; у 45% дошкольников - низкий уровень. Т.е. у большинства детей данной старшей группы (77,5%) выявлен средний и низкий уровень развития фантазии, низкий уровень фантазии - у большей части детей. Очень низкий и очень высокий уровень развития воображения у исследуемых детей по данной методике не выявлен.
Трудности у детей вызвали задания на составление необычного и оригинального сюжета. Большинство дошкольников старшей группы ДОУ смогли лишь пересказать что-то услышанное или увиденное ими ранее за отведённое время исследования. Также трудности у детей возникли с придумыванием образов и героев своих рассказов. В основном их число было минимальным (1 или 2), словесно описать их характеры, привычки, а также внешний вид дети затруднялись, поэтому взрослым приходилось задавать уточняющие вопросы.
Обсуждение. Большинство детей имеют низкий или средний уровень развития творческого воображения. Выявлены дети, для которых сочинять и фантазировать в различных видах деятельности представляется большой проблемой, с которой они не могут справиться самостоятельно. Выполнено мало оригинальных, творческих работ и успешных решений творческих заданий.
В старшем дошкольном возрасте для развития воображения дошкольника от дошкольной образовательной организации требуется создание определённых условий. Одним из таких условий является наличие предметной среды, которая позволяет дошкольнику что-то домысливать и воображать. Ребенку необходимо особое предметное окружение, так как развитию воображения препятствуют ситуации и отношения, где все предметы четко и однозначно определены в своих функциях и значениях. Поэтому одна из причин неудовлетворительного развития творческого воображения детей в ДОУ – это недостаточная и неправильно устроенная предметно-пространственная среда.
Можно предположить, что деятельность детей в данном дошкольном учреждении жестко задана и нормирована и не предоставляет независимости и инициативы, т.е. не отвечает всем требованиям самостоятельности ребёнка. Поэтому воображение у детей развивается слабо.
Ещё одной причиной неудовлетворительных результатов проведённого эмпирического исследования по выявлению уровня развития творческого воображения у детей старшей группы детского сада может являться неправильная позиция взрослых (педагогов, родителей) к творческим начинаниям детей. Вероятно, взрослые не придавали должного значения зарождающемуся детскому творчеству. Когда дошкольник начинает творить, все его начинания следует поощрять, но постепенно необходимо становиться критичнее к его творчеству. Необходимо привить это ребенку для того, что бы он смог безболезненно воспринимать любую критику, видеть свои ошибки. Необходимо научить дошкольника доводить задуманное до конца, не отступать перед трудностями, помогать воплощать свои замыслы, подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным.
Выводы. Проведённое эмпирическое исследование по определению уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста показало, что 40-45% детей имеют низкий уровень творческого воображения. Поэтому возникла необходимость проведения работы по развитию творческого воображения у детей старшей группы ДОУ посредством создания организованных условий для игровой деятельности и разработке рекомендаций педагогам и родителям по данной проблеме. С этой целью нами разрабатывается программа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Список литературы:
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Прогресс, 1986.
- Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1980. - № 2. - С.107 – 113.
- Григорян Э.Г. Психологическая диагностика детей в ДОО. – М., 2016.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. – 380 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студентов высш. Пед. учеб. Заведений: В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. - М., 2003.
- Новоселова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1989.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
дипломов
Оставить комментарий