Статья опубликована в рамках: L Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 июля 2015 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ СОВЕСТОЛОГИИ КАК НАУКИ О КУЛЬТУРЕ СОВЕСТИ
Егоров Александр Владимирович
канд. филос. наук, доц. Иркутского Государственного университета путей сообщения,
РФ, г. Иркутск
PHILOSOPHICAL ASPECT OF SOVIETOLOGY AS THE SCIENCE OF CULTURE CONSCIENCE
Alexander Egorov
candidate of philosophical Sciences, associate Professor of Irkutsk State University of railway engineering,
Russia, Irkutsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается философский аспект совестологии как науки о культуре совести. Философский аспект совестологии предполагает мировоззренческую, жизненно-ценностную направленность личности и общества. Автор выявляет онтологическое, гносеологическое и аксиологическое содержание культуры совести и её актуальность.
ABSTRACT
The article considers the philosophical aspect of Soviestology as a science about the culture of conscience. Philosophical aspect of Soviestology involves philosophical, life-axiological orientation of the personality and society. The author reveals the ontological, epistemological and axiological content of the culture of conscience and its relevance.
Ключевые слова: философия культуры; философия культуры совести; знание; социальность; личность; гуманизм; формирование культуры совести.
Keywords: philosophy of culture; philosophy of culture of conscience; knowledge; social; personality; humanism; the creation of a culture of conscience.
Необходимость познания культуры совести в связи с динамичностью социальной жизни диктуется реальными потребностями общества. В развитии общества возникают такие периоды, когда ранее сложившиеся теории с определенной системой понятий (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости и т. д.) нуждаются в переосмысливании и создании новых концепций. Так возникает потребность в такой теории, которая способствовала бы нравственному оздоровлению общества, решению поставленных жизнью проблем. И такой теорией способной определить наиболее жизненные, мировоззренческие ориентиры, вывести общество из духовно-нравственных затруднений может быть культура совести как теоретическая основа совестологии [1, с. 6—15].
Совестология — это область философского знания о совести как о культурном феномене, о возникновении этой нравственно-этической теории, о ее особенностях в исторической эволюции и закономерностях её развития. Совестология становится самостоятельной областью знаний о культуре совести, философских исследований, теоретической основой культуры совести, интерес и ценность которой возрастает особенно в период научно-технического прогресса.
В современной этической мысли большое место занимают вопросы совести, ставшие актуально востребованными в период глобального влияния массовой культуры. Совесть — это область философского знания [2, с. 27—36]. Становление и развитие, которой связано с такими именами как А.А. Гусейнов, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, В.С. Соловьёв, В.С. Степин, П.А. Флоренский, С.Л. Франк и многими другими. С проблемой совести возникает проблема культуры совести, т. е. ее «возделывание», формирование в обществе.
Совестология как область знаний о культуре совести является частью философии, подобно тому, как философия искусства, философия религии. Философский аспект её исследования раскрывается в социально-нравственной, мировоззренческой проблематике. Совестология выявляет, что такое совесть, как она возникла, есть ли в ней социальный смысл, что является ее основанием, какие важные функции присущи этому феномену.
С точки зрения так называемого экономического детерминизма, жизнь понимается как процесс культурно-производственных отношений, связанный с производством материальных и духовных благ с целью удовлетворения повседневных потребностей человека. Культурно-экономическая структура общества, согласно К. Марксу, представляет собой реальный базис, на котором воздвигается в качестве идеологической надстройки духовная жизнь общества [3, с. 4] с её морально-нравственными качествами и ценностями. В марксистском учении обосновывается примат материального производства благ, определяющий историческое место сознания и бытия в целом.
Первым актом осознания культуры в её рационально-философском плане была философия ранних греческих софистов, которые противопоставили мир человеческих творений и отношений миру природы. Этим самым была намечена не только граница между гуманитарным и естественнонаучным знанием, но и специфика культуры как особого типа реальности. Однако философы античности в большей мере рассматривали природу как единственную и всеохватывающую реальность.
В настоящее время в качестве актуальной области философии можно выделить совестологию, ее философскую специфику и значимость.
Культура совести, как теоретическая основа совестологии, необходима для нормальной жизнедеятельности общества. Совесть как связующее звено поколений, в каждую историческую эпоху её вектор был направлен на гуманизацию общечеловеческих отношений. Знания становились основой сознания. Моральное сознание все более пронизывало исторические пласты человечества. Без моральных знаний, без культуры совести и без их усвоения людьми не могло быть социальной жизни, социальной общности. Социальность — это воплощенные знания в жизнедеятельности личности и общества. Знания как кристаллизованный опыт деятельной жизни людей выступают благотворной, жизненной силой, энергией настоящей и будущей судьбы народа. Знания — это накопленная информация, социальное богатство, которое должно быть усвоено молодыми поколениями в процессе воспитания и образования.
Знания сами по себе нейтральны, но чтобы они стали живыми нужен диалектический скачок. И он происходит только тогда, когда знания становятся осознанным двигателем. Знания — это еще руда, которую надо обработать осознанием. Осознанные знания — это своеобразный, интеллектуальный поступок. Знания — это своеобразная матрица, которая проецируется в поступках людей. Убеждения, включенные в волевую сферу, рождают поступок. Нет совести без знаний так же, как нет культуры без социального опыта.
Социальное общество — это источник внешней и внутренней культуры человека. Человек критически использует внешнюю культуру для внутренних убеждений. Социальное существует как внешнее, еще неосмысленное, бессознательное, коллективное, выполняемое, потому как это надо, требуемое со стороны родителей, школьного, трудового и других коллективов. И есть проявление социального на уровне осмысленного, обдуманного, осознанного человеком. Этот вид социальности проявляется на уровне культуры совести, внутреннего убеждения. По принципу: «Я знаю, я понимаю, что это путь добра, поэтому я поступаю по совести». Этот путь не оставляет сомнений и внутренних противоречий, и он сегодня наиболее реальный для благосостояния общества, его жизнедеятельности. Социальность есть качество общества с его нравственным укладом, это и определенная принадлежность личности к обществу как носителя этих качеств.
У каждого исторического общества всегда есть конкретные нравственные проблемы. Сегодня общество «требует» от человека, как и всегда, выполнения наиболее общих, общечеловеческих норм, а с другой стороны, ставит перед ним проблему освоения новых знаний, умений и навыков (культурное умение пользоваться автомобилем, компьютером, интернетом).
Совесть предполагает знания, которые являются изначальным структурным её элементом, а их усвоение и соблюдение связано с реальными их проявлениями. Поэтому культура совести не терпит невежества (незнания).
Диалектика культуры совести заключается в том, что знания должны стать в руках человека социально значимыми, социально ценностными и социально гуманными. В каждую историческую эпоху культура совести пополняется новым содержанием, которое отражает особенности сегодняшних инновационных открытий. Сегодня мы на грани не только величайших открытий, но и неотвратимых катастроф. Культура совести общества зависит от знаний, от гуманного их применения и использования. Культура совести спасет мир.
Категориально-понятийную структуру совестологии можно представить, как самостоятельную социальную систему программ, знаков, кодов, содержащих и несущих информационную специфику деятельности, поведения и общения общества и личности. Это развивающаяся система межличностных и межобщественных отношений, содержащая социальный опыт людей во всех сферах их деятельности.
Философский аспект совестологии предполагает знания, которые фиксируют наиболее общие атрибутивные характеристики социальных объектов, включаемых в человеческую деятельность. Эти знания представлены в виде базисных структур человеческого сознания, с одной стороны. Их атрибутивные особенности фиксируются в категориях социального пространства, социального времени, движения и причинности, т. е. в наиболее общих категориях культуры. Эти категории-универсалии характеризуют объекты человеческой деятельности. С другой стороны, философский аспект совестологии предполагает знания, которые характеризуют человека как субъекта деятельности. Эти категории культуры в наиболее общей форме выявляют ценности и цели, совесть, свободу, справедливость и другие качества личности и характеризуют в целом систему социальных отношений. Словом, совестология предполагает знания, которые реализуются в отношениях человека к природе и в отношениях его к обществу.
Культурные универсалии рассматривают два основных типа связей и отношений: субъект-объектные и субъект-субъектные отношения человеческой жизнедеятельности. Они представляют целостную систему, в которой выражены наиболее общие представления об основных особенностях и компонентах человека и человеческой жизнедеятельности, о месте человека в мире, о его социальных отношениях и духовно-нравственной жизни. Система универсалий культуры совести (знаний) охватывает всю полноту, все многообразие конкретных форм и видов поведения, общения и деятельности исторически конкретного общества. Эта категориально-смысловая модель мира включает социальное, философско-мировоззренческое и ценностно-аксиологическое содержание, и которая пополняется и изменяется в ходе предметно-практической и духовно-предметной деятельности людей.
Ключевым звеном совестологии как социально-философской системы является человек как творение и творец культуры. Он становится человеком только благодаря усвоению социально-культурного опыта. Процесс овладения опытом осуществляется путем социализации, обучения и воспитания. Своеобразие этого процесса заключается в том, что происходит сложная состыковка биологических программ, характеризующих его индивидуальную наследственность, и надбиологических, социальных программ. В процессе деятельности, основываясь на уже созданных и познанных программах, человек способен создавать новые нормы, образцы, идеи, которые вызваны соответствующими потребностями общества. Любые изменения в культуре возникают только благодаря творческой активности личности и ее потребностей. Индивидуальный опыт людей, если в нем нуждается общество, превращается в социальный, который закрепляется в конкретных феноменах культуры. Таким важным качеством человека и его социально составляющим является культура совести, где знания, помноженные на убеждения, становятся нормой жизни. Этот социальный феномен есть продукт эволюционно-сознательного, коллективно-идентифицированного становления человека.
Философский аспект совестологии позволяет наметить относительно предельные основания отношений человека к миру, выработать продуманную систему духовных ценностей, определяющих социальную и личностную программу человеческой жизнедеятельности с её смысловым содержанием и направленностью. Совестология не просто выступает как констатация сущего, а как цельное теоретическое обоснование программы действия человека в мире и реализации «должного». Она формирует мировоззренческое сознание, органически связанное с нравственностью, с личностным достоинством человека. Она подвергает критико-рефлексивному анализу систему человеческих ценностей, рассматривает человека как высшую ценность, как субъекта должного в контексте бытия. Социально-философский аспект совестологии рассматривается и как вид духовной деятельности, непосредственно сопряженный с социальной практикой конкретной эпохи, ориентированный на решение тех задач, которые наиболее актуальны. В современных условиях эти задачи связаны, прежде всего, с выработкой сознания, предполагающего ответственность людей перед лицом глобальных процессов, от которых зависит выживание человечества.
Совестология предполагает развитие морального мышления в отношениях между людьми, определяет приоритетные цели и направления в решении социально значимых проблем. Проблему культуры совести можно решить только в комплексе социальных задач, касающихся удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
Значимость культуры совести объективно актуализируется. Преимущественное обращение к культуре нравственности, к форме морального сознания вызвано необходимостью перехода к рыночно-частным отношениям. Опираясь на опыт познавательного, ценностного и практического освоения мира, осмысливая и перерабатывая мировоззренческие идеи, совестология ставит проблему воспитанной человеческой совести. Дефицит совести особенно остро ощущается сегодня с развертыванием глобальных информационно-технологических преобразований, с решением экологической, демографической и продовольственной проблем.
Культура совести особенно важна, так как она формирует личностно-нравственное мировоззрение, и она связана с духовно-практическим становлением личности. Она как маяк напоминает о личностно-мировоззренческой ориентации, поведенческо-поступочном содержании личности. Ясно одно, что культура совести как внутренне-порядочное качество человека есть порождение межличностных отношений, есть продукт и механизм социальных форм организации и деятельности.
Совестология — это относительно самостоятельная область знаний философии культуры. Она необходима для осмысления фундаментальных человеческих потребностей и выработки на их основе жизненных целей. Одна из важных функциональных особенностей культуры совести — это выбор свободы поведения с соблюдением закона социального соответствия. Носитель культуры совести — это личность как субъект и объект общественных отношений.
В совестологии, следовательно, содержится главный принцип объяснения культуры, где человек есть носитель гуманной культуры, мера культурно-совестливых отношений. Этот принцип направлен на сознательную деятельность субъекта, на реализацию его человеческой сущности — творить добро, держать ориентир на развитие гуманной экономики, политики и системы образования.
Социально-философский принцип совестологии основывается на субъектно-объективном характере общественного детерминизма, ведущая роль в котором принадлежит субъекту культуры, творящему и живущему в естественно-искусственной среде. Культура совести связана с социально-деятельным принципом, содержащим в себе целенаправленную перспективу формирования ответственного субъекта.
Философский аспект совестологии рассматривает культуру совести как пространственно-временное поле возможностей человеческого разума, чувства и воли, а также пути гармоничного развития души и тела, необходимого для становления и развития человека. Совестология предполагает нравственную культуру общества и личности, говорит о преемственности культуры совести и важности её формирования, не забывая о межличностной культуре гуманизма и альтруизма. Сегодня массовый и односторонний человек, человек-робот — продукт технологического прогресса.
Совестология как наука о совести и о её формировании — это путь к высшему совершенству: к добру, истине и красоте. Это идеально заданный треугольник общества содержит в себе общечеловеческую цель. Нам известно, что ценности непосредственной жизни имеют значимость только тогда, когда они включены в систему общественных отношений, когда за ними стоит реальная цель с её гуманным содержанием. Если же эта общезначимая цель перестает существовать для человека, то это путь в никуда. Духовная жизнь — это путь реализации принципа совести, это путь с осмысленным существованием. Для человека необходимы знания, убеждения и воззрения высшего порядка.
Сегодня на человека, на его духовный мир воздействуют разные факторы: динамичные темпы самой общественной жизни, влияние массовой культуры, процессы глобализации и другие явления. Меняется образ жизни человека, но проблема формирования и воспитания культуры совести остается актуальной.
Совестология находит в культуре совести любовь и уважение к ближнему, не рассуждая о заслугах этой личности, рассматривая другую личность как социальную ценность. Она исходит из совокупности мышления, чувствования, воления и творения добра и в этом её высокое жизненное назначение.
Список литературы:
- Егоров А.В. Совестология как научная область знаний (о культуре совести). В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии / Сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. Конф. № 1(44). Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015. — 120 с.
- Егоров А.В. Философия совести в воззрениях Г.В.Ф. Гегеля как актуальная проблема современности. «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история»: Сб. ст. по материалам междунар. науч. практ. конф. (23 марта 2015 г.) № 3(44) г. Новосибирск, Изд. СибАК, 2015. — 74 с.
- Маркс К. К критике политической экономии. — М.: Изд-во Политическая литература, 1984. — 207 с.
дипломов
Оставить комментарий