Статья опубликована в рамках: L Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 июля 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ЖИВОЕ СЛОВО КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
Коржевская Елена Николаевна
ст.преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии Ставропольский государственный педагогический институт (Филиал),
РФ, г. Буденновск
E-mail: korzhevskayaelena@mail.ru
LIVING WORD AS THE OBJECT OF STUDY
Elena Korzhevskaya
senior Lecturer of the Department of Special Pedagogy and Psychology Stavropol State Pedagogical Institute (Branch),
Russia, Budennovsk
АННОТАЦИЯ
В статье поднимается проблема «живого» слова, как важнейшего коммуникативного средства в педагогической и общественной жизни. Ретроспективный анализ прошлого опыта показал необходимость применения широкой деятельностной междисциплинарной музыкально-эстетической интеграции, т. к. «живое» слово должно взращиваться на «живой» чувственной почве.
ABSTRACT
The article raises the problem of the “Living Word,” as the most important means of communication in the educational and social life. A retrospective analysis of past experience has shown the need for a broad interdisciplinary activity-musical-aesthetic integration, as “Living Word” must be nurtured to live sensual soil.
Ключевые слова: слово, музыка, эмоции, опыт, ретроспектива.
Keywords: words, music, emotions, experiences, retrospective.
Важнейшим средством коммуникации является слово. В связи с этим каждый день вырастают запросы к качественной и содержательной стороне речи. Яркое и страстное слово во все времена, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки.
Несмотря на широкое применение информационных технологий, живое слово остается ключевым средством. Человек, обладающей риторическими способностями, чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях социально-бытового, профессионально-делового общения.
Еще в 1893 году А.П. Чехов в статье «Хорошая новость», писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».
Сегодня в деятельность учителя входят сферы такие как психологическая, социальная, экономическая, политическая, духовная, поэтому повышается роль языковой образованности, формирование и развитие молодого поколения требует все возрастающей роли живого слова. Педагог, кроме слова, не имеет других средств раскрыть мир и иных способов влияния на учащихся. Слово — это его плуг, возделывающий благодатную пашню.
Культура речи педагога — совокупность понятий. Точность и корректность отбора элементов языка зависят от кругозора говорящего, его умения омысленно избирать и использовать языковые средства, необходимые для передачи той или иной мысли [1, с. 64].
Культура речи педагога неотделима от навыков регулирования отбора и употребления языковых средств техники речи, под которой подразумевается система технологических приемов дыхания, голосоведения, логических ударений, произношения, доведенных до степени автоматизма. Внимательный педагог, выстраивая свою ораторскую речь, не забудет и контакте со слушателем. Умелое использование устной речи помогает учителю вызвать у учеников ответный эмоциональный отклик на свои слова, заражающие всех общим настроением. Речь, необращенная к разуму и сердцу учеников, переполненная неискренностью, клишированными фразами из учебника в лучшем случае передает какую-то информацию, давая возможность аудитории заниматься «своими» делами, сводя результативность такого выступления к нулю.
Выразительная речь помогает учителю решить не только учебные задачи, но и сплотить коллектив детей как своих единомышленников, заворожив всех общим порывом, когда учитель, пренебрегая серым, тяжелым, безликим языком учебника, совмещая в своих рассказах личную сопричастность, искренность, раскрывает «духовное богатство пред учениками» (В.А. Сухомлинский).
Сегодняшние образовательные институты как никогда нуждаются в педагоге-артисте с широкой гаммой аффективно-художественных реакций, «породистые педагоги», которых, по словам В.Н. Сороки-Росинского, в истории эллинской педагогики называли «вдохновителями».
Ритм современной жизни вынуждают педагога непрерывно вступать в соревнование с иными каналами информации, которые становятся легкодоступными ученикам. Его победа в этой борьбе в большей степени зависит от того, сумеет ли он увлечь ребенка, приблизить свою науку к кругу его интересов, правильно оценить содержание и атмосферу контакта, и подходы к организации педагогической деятельности; станет ли для учеников творчество с педагогом ярким, креативным, зовущим к саморазвитию.
Однако, речь начинающего педагога зачастую бывает робкой, монотонной, невнятной, перегружена нелогическими акцентами, необоснованными паузами, неправильным распределением дыхания, что мешает воспринимать смысл устного рассуждения.
Что может помочь в становлении выразительности речи, а, следовательно, и в профессиональном становлении будущего учителя? Обращение к художественно-эстетическому направлению, стержнем которого является музыка [5, c. 3].
Речь человека — универсальный язык нашего общения между собой. Чтобы донести мысль до слушателя, оратор должен придать речи мелодическое разнообразие. Интонация — вот зерно, из которого вырастают осмысленные, одушевленные звуки и в речи, и в музыке. Именно живые интонации делают музыку говорящей, а слово музыкальным. Такое соединение слова и музыки было творческим девизом великого Ф.И. Шаляпина. Античный оратор Гай Гракх выступая перед электоратом, ставил позади себя раба — музыканта, который звуками флейты умерял или возбуждал дух красноречия своего господина, давая ему верный тон и ритм речи [4, с. 14]. М.Ю. Лермонтов в одном из писем говорил, что написанные слова — застывшая мысль, которую читатель может понять неправильно. «Следовало бы в письмах, — предлагал поэт, — ставить ноты над словами». Тогда до адресата дойдут именно те переживания, которые имел в виду автор [3, с. 31].
И ни одно искусство не обладает столь мощным зарядом эмоций, как музыка, потому что она главным образом обращена к чувствам людей [2, с. 57].
Поэтому, сегодня высокие инстанции государства становятся инициатором изменения подхода к обучению музыке в младших классах, планируя внедрение принципиально новых методик, которые повысят практическую составляющую на уроках. «Задача программы — сделать музыкальное направление допобразования в школах действительно музыкальным, — объясняют в ведомстве министерства культуры. Главная задача — уйти от лекционных занятий, сделать уроки музыки живыми и интересными, чтобы дети на них музицировали, активно действовали, видели результаты своего обучения». Это стратегическая задача государства. Вчерашние школьники, завтра — преподающие учителя.
То, что развитие практических навыков зависит от разностороннего деятельностного подхода, очень хорошо понимали работники народного образования в 20-е годы XX века. Несмотря на тяжелое переходное время в стране, именно в это время появляются интересные методические находки относительно использования театрального искусства в общепедагогической подготовке учителя. Были организованны факультативно студии изобразительного искусства, музыки и художественной речи для широкого развития личности учителя, вводились: тональное искусство, семинары по художественному чтению и рассказыванию, элементы ораторского искусства, способствующие развитию культуры речи, постановки голоса будущего педагога.
Открытый в 1918 году В.Н. Всеволодским-Гернгроссом Институт Живого слова, в котором образовательный процесс синтезировался с научными исследованиями, представляет ценнейший опыт в рациональном подходе в подготовке ораторов (в широком смысле).
Сюда были приглашены специалисты широкого спектра: медик-ларинголог, оперная певица и профессор Петербургской консерватории, композитор и руководитель оркестра, педагоги, логопеды, лингвисты, критики, поэты, детский психолог и актеры.
Научная, учебная и воспитательная секции отражали задачи института, такие как разработка вопросов, касающихся связи живого слова с различными дисциплинами; подготовки мастеров живого слова в педагогической области (для преподавателей искусства речи, ораторов, судебных, духовных, политических и др.) и художественной (поэтов, писателей, сказителей, актеров, певцов и др.); пропаганда знаний в области живого слова.
В 1918—19 учебном году преподаваемые дисциплины делились на несколько групп: философия, теория звука, языка, история языка и искусство языка, а также добавлялись иностранные языки. Любой профиль специализации предполагал практические занятия по окончании теоретических лекций, которые подразделялись на ораторское искусство, пение, фортепиано, дикцию и произношение, ритмическую гимнастику, сольфеджио и пластику. Были предусмотрены бесплатные вечерние лекции, лекции вместе с детьми для педагогического направления; для ораторов были организованны дебаты и дискуссии; для будущих поэтов устраивались вечера с участием лучших артистов, певцов и поэтов того времени.
Институт живого слова сразу же стал популярен: в середине 1919 года он насчитывал уже 800 абитуриентов с разным профессиональным уровнем и образованием. Своей востребованностью институт был обязан именам уникальных людей и новаторским технологиям [7, c. 8].
Эстетический подход к педагогическому процессу, развивающий творческий потенциал индивидуальности через эмоциональную сферу, дает потрясающую возможность оживить педагогическое сотрудничество, однако напрасно не замечаемый некоторыми педагогами (Е.А. Ямбург). Именно это позволяет рассматривать сегодняшнюю педагогику как сферу духовного, позволяющую сердцем понять, что язык педагогики — это язык живого общения, язык творчества и рефлексии, открывающий путь к познанию и образованию в быстро меняющемся мире [6, c. 14].
Учитывая опыт прошлого и анализируя проблемы педагогического становления сегодня, понимаем, что искусству живого слова научиться по методически верному, но сухому алгоритму нельзя. Учитель будет духовным творцом, если накопил не только жизненный, но и эмоциональный опыт.
Список литературы:
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2007 — 518 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства; — М.: 3 издание. — М.:1986. — 573 с. — http://www.twirpx.com/file/ (21.07.2015 г.)
- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. — М: Наука, 1993. — 172 с.
- Живое слово науки. — М, 1981. 224 с. Записки Института живого слова. Пг., 1919. 121 с.
- Муцмахер В.И. Развитие свойств личности учащегося педучилища при обучении музыке: учебное пособие. — М:1987. — 36 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 2000 — 174 c.
- Тарасов Л. Музыка в семье муз: очерки. — Л.:1985 — 158 с.
дипломов
Оставить комментарий