Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2015 г.)

Наука: Культурология

Секция: Теория и история культуры

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Марченко О.А. К ВОПРОСУ ПРИОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОМЫСЛАМ ПОСРЕДСТВОМ МЕДИА-РЕСУРСОВ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LIV междунар. науч.-практ. конф. № 11(54). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

К  ВОПРОСУ  ПРИОБЩЕНИЯ  ЛИЧНОСТИ  К  НАРОДНЫМ  ХУДОЖЕСТВЕННЫМ  ПРОМЫСЛАМ  ПОСРЕДСТВОМ  МЕДИА-РЕСУРСОВ

Марченко  Оксана  Александровна

старший  преподаватель  кафедры  культурологии,  заведующая  отделом  аспирантуры

Северо-Кавказского  государственного  института  искусств

РФ,  г.  Нальчик

E-mailksany@mail.ru

 

TO  A  QUESTION  OF  FAMILIARIZING  OF  THE  PERSONALITY  WITH  NATIONAL  ART  CRAFTS  BY  MEANS  OF  MEDIA  RESOURCES

Oksana  Marchenko

senior  teacher  of  department  for  cultural  science,  head  manager  of  department  for  postgraduate  study

North  Caucasian  State  Institute  of  Arts, 
Russia,  Nalchik

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматриваются  вопросы  влияния  традиционной  культуры  на  личность,  необходимость  приобщения  человека  к  ценностям  традиционного  уклада  жизни  того  общества,  в  котором  он  родился.  Раскрывается  проблема  приобщения  подрастающего  поколения  к  народным  художественным  промыслам  посредством  применения  различных  медиа-ресурсов.

ABSTRACT

The  article  considers  the  questions  of  influence  of  traditional  culture  on  the  personality,  necessity  of  familiarizing  a  person  with  the  values  of  traditional  way  of  eife  of  the  society  he  was  of  born  in.  It  deaes  with  the  problem  of  familiarizing  younger  generation  with  national  art  crafts  by  means  of  application  of  various  media  resources.

 

Ключевые  слова:  Традиционная  культура;  этнос;  Северный  Кавказ;  медиа-ресурсы;  народные  художественные  промыслы;  воспитание;  культурный  опыт. 

Keywords:  Traditional  culture;  ethnos;  North  Caucasus;  media  resources;  national  art  crafts;  education;  cultural  experience.

 

Аккумулируя  в  себе  всё  самое  лучшее,  культура  является  тем  жизненным  компонентом,  который  обеспечивает  связь  времен  и  позволяет  человечеству  самосохраниться  как  виду.  «Человек  призван  творить  культуру,  –  отмечает  русский  философ  Н.А.  Бердяев,  –  культура  так  же  есть  его  путь  и  судьба,  он  реализует  себя  через  культуру,  обреченный  на  историческое  существование,  он  тем  самым  обречен  на  созидание  культуры.  Человек  существо  творческое,  творит  ценности  культуры.  Культура  поднимает  человека  из  варварского  состояния»  [3].

Рождаясь,  человек  поглощает  накопленный  обществом  «культурный  код»,  включающий  не  только  некие  природно-территориальные  образы,  но  и  особенности  национального  самосознания,  мышления  и  поведения,  приобщается  к  организации  и  ценностям  традиционного  уклада  жизни  своего  народа.  И  роль  культуры  в  данном  случае  достаточно  велика,  так  как  не  являясь  биологической  категорией  и  не  имея  генетических  механизмов  наследования  из  поколения  в  поколение,  она  выступает  средством  так  называемого  «социального  наследования  информации»,  своеобразной  «социальной  памятью»  народа.  В  свою  очередь,  используя  накопленный  обществом  культурный  материал,  интерпретируя  его,  вводя  различные  инновации,  каждое  последующее  поколение  получает  возможность  для  саморазвития. 

Начало  ХХ  века  считается  временем  пересмотра  саккумулированного  художественного  опыта,  когда  кризис  культуры  активизировал  интерес  общества  к  своим  этническим  корням.  И  здесь  нельзя  не  отметить  насколько  богата  и  уникальна,  разнообразием  этнических  колоритов,  традиционная  культура  Северного  Кавказа,  через  которую  закрепляется  опыт  не  только  практической,  но  и  духовной  составляющей  жизнедеятельности  общества,  формируя  нормы  и  нравственные  установки,  моральные  принципы,  различные  этнические  идеалы. 

Можно  отметить,  что  материальная  культура  этноса  (изделия  народных  художественных  промыслов,  одежда,  бытовые  предметы  и  т.  д.)  является  тем  компонентом  культуры,  в  котором  объективизируется  творчество  человека.  Являясь  одной  из  основных  составляющих,  характеризующих  этнос  и  позволяющих  не  только  сохранять,  но  и  развивать  национальное  самосознание,  она  также  выполняет  некую  объединяющую  роль,  способствуя  взаимопониманию  народов,  проживающих  на  территории  Северного  Кавказа. 

На  сегодняшний  день  одной  из  модных  тем  в  обществе  стала  тема  возрождения  традиционных  художественных  промыслов  как  одного  из  факторов,  влияющих  на  формирование  личности  в  обществе  в  связи  с  их  многофункциональным  назначением,  не  только  утилитарными,  праздничным,  но  и  эстетическим.  Далеко  не  секрет,  какое  место  они  занимали  еще  столетие  назад,  приобщая  подрастающее  поколение  к  своей  культуре,  вводя  его  в  мир  ценностей  своего  народа.  И  на  современном  этапе  мы  можем  утверждать,  что  НХП  являются  тем  активным  средством  формирования  положительного  отношения  человека  не  только  к  своему  этносу,  своей  земле,  своей  Родине,  но  и  миру  в  целом.  Говоря  о  таком  элементе  традиционной  материальной  культуры,  как  народные  художественные  промыслы,  необходимо  отметить  то  богатое  наследие  предков,  которое  можно  представить  керамикой,  золотошвейным  и  ювелирным  искусством,  оружейным  мастерством,  обработкой  дерева,  ковроделием  и  войлоковалянием,  плетением  циновок-ардженов,  инкрустацией  и  т.  д.

К  сожалению  в  настоящее  время  история  возникновения,  а  также  разновидности  народных  художественных  промыслов  не  входят  в  круг  интересов  молодежи.  И  приходиться  признавать  сложность  приобщения  их  к  народному  художественному  творчеству,  в  частности  художественным  промыслам.  Среди  причин  данного  явления  можно  выделить  такие  основные  факторы,  как  исчезновение  носителей  мастерства,  потеря  «рукодельных»  традиций  в  семье,  трансформация  социальных  ценностей,  удаленность  «во  времени  и  пространстве»  и  т.  п.  Но  несмотря  на  это,  они  практически  каждый  день  сталкиваются  с  данной  темой:  в  школе  на  уроках  истории,  ИЗО,  МХК;  в  сфере  профессионального  образования  –  культурологии,  этнологии,  истории  изобразительных  искусств,  дизайна  и  др.,  где  школьники  и  студенты  знакомятся  с  народными  художественными  промыслами.  Поэтому  важно  понимать  и  признавать  за  традиционной  культурой  тот  воспитательный  потенциал,  использование  которого  за  последние  годы  существенно  усилилось,  но  до  сих  пор  не  приобрело  системного  характера  по  причине  «фрагментарности  исследовательских  комплексов  и  не  синхронности  их  реализации  в  системах  науки,  образования,  производственной  практики,  культуры  в  целом»  [9].  Воздействие  этнокультуры  на  формирование  личности  имеет  решающее  значение  и  по  той  причине,  что  человек,  потерявший  истоки  этнической  идентичности,  теряет  и  свою  индивидуальность.  Как  отметил  Чингиз  Айтматов:  «Человек  без  памяти  прошлого,  поставленный  перед  необходимостью  заново  определить  свое  место  в  мире,  человек,  лишенный  исторического  опыта  своего  народа  и  других  народов,  оказывается  вне  исторической  перспективы  и  способен  жить  только  сегодняшним  днем»  [1,  с.  5].

Действительность,  окружающая  учащихся,  ставит  их  в  такие  условия,  когда  из  обилия  информации  необходимо  выбрать  ту,  что  является  для  них  главной.  Поэтому  современному  педагогу  необходимо  научить  студентов  самостоятельно  добывать  и  обрабатывать  полученную  информацию,  применять  ее  на  практике.  Как  справедливо  отметил  американский  философ  Эрик  Хоффер:  «Во  времена  радикальных  перемен  будущее  принадлежит  тем,  кто  учится»  [5]. 

Уже  является  нормой  использование  различных  информационных  технологий  в  сфере  культуры,  и  это,  безусловно,  то,  что  помогает  менять  способы  трансляции  культурного  наследия  и  доносить  их  до  учащихся  на  привычном  для  них  языке.  А  различные  подходы  к  использованию  возможностей  информационных  технологий  дают  уникальные  возможности  для  презентации  таких  культурных  ценностей,  как  народные  художественные  промыслы.  Поэтому  очень  важно  не  статичное  их  использование,  а  максимальное  включение  в  потребности  сферы  культуры,  так  как  именно  современные  информационные  технологии  позволяют  в  достаточном  объеме  представить  те  огромные  богатства,  которыми  обладает  народная  культура.

Нельзя  не  отметить  так  же  тот  факт,  что  традиционная  художественная  культура  содержит  развивающий  потенциал  для  формирования  у  учащихся  ценностных  ориентиров  в  становлении  «Я-концепции»  [5].  И  необходимые  для  этого  современные  методические  разработки,  образовательные  программы  и  проекты,  должны  носить  не  только  художественно-деятельностный  и  культурологический  аспекты,  но  и  патриотический.  Ведь  именно  посредством  приобщения  молодежи  к  народной  культуре  происходит  формирование  представления  о  ценности  народного  художественного  творчества,  уважения  к  культуре  разных  этносов  и  национальностей.  Еще  великий  русский  писатель  Л.Н.  Толстой  заметил,  что  «искусство,  всякое  искусство  само  по  себе,  имеет  свойство  соединять  людей.  Всякое  искусство  делает  то,  что  люди,  воспринимающие  чувство,  переданное  художником,  соединяются  душой,  во-первых,  с  художником,  и,  во-вторых,  со  всеми  людьми,  получившими  то  же  впечатление»  [10].  То  есть  при  отождествлении  себя  с  некоей  культурной  общностью  у  личности  появляется  возможность  сделать  свою  жизнь  понятной  и  предсказуемой  и  оттого  более  упорядоченной. 

Так  исследователем  Никитиной  И.В.  было  справедливо  отмечено,  что  именно  «через  систему  форм  общественного  сознания  социокультурная  реальность  осознается,  благодаря  общественной  психологии  она  «переживается»  и  оценивается,  и  данная  функция  оценки  завершается  идеологией.  Искусство  моделирует  всю  систему.  Именно  поэтому  так  тесно  взаимосвязаны  искусство,  обыденное  сознание,  менталитет  и  ценности  культуры»  [8,  c.  73].

Являясь  основными,  можно  сказать  главными,  источниками  информации,  учитель  и  учебник  не  могут,  однако,  быть  единственными  на  данном  этапе  развития  информационно-коммуникационных  технологий,  что  вынуждает  современного  педагога  задействовать  различные  медиа-ресурсы  –  электронные  энциклопедии  и  пособия,  электронные  каталоги,  компьютерные  игры,  графические  редакторы,  электронные  презентации  и  т.  д.  Безусловно,  виртуальные  музеи,  электронные  копии  произведений  народных  художественных  промыслов  не  могут  заменить  подлинный  предмет,  так  как  «живое»  освоение  народного  творчества  намного  ценнее.  Но  в  тоже  время  нельзя  не  отметить  и  причины,  обуславливающие  использование  медиа-ресурсов  –  это  и  сложность  организации  экскурсий,  малочисленность  коллекций  подлинных  предметов  художественных  промыслов  и  т.  п.  А  разрабатываемые  виртуальные  музеи,  экскурсии,  коллекции  выполняют  важную  на  данном  этапе  функцию  активизации  интереса  к  освоению  искусства,  посещения  музея  «вживую».

Современные  исследования  в  области  этнокультурного  образования  подчеркивают  необходимость  учета  потенциала  развивающейся  личности  и  указывают  различные  пути  реализации  потенциала  медиа-ресурсов  в  области  культуры  и  искусства.  Так,  в  своих  исследованиях  Бойко  А.Г.  и  Столярова  Б.А.  большое  внимание  уделяют  проблемам  знакомства  молодежи  с  искусством  посредством  различных  медиа-ресурсов.  Тупичкиной  Е.А.  и  Фёдоровым  А.В.  были  разработаны  понятия  «медиа-компетентность»  и  «визуальная  культура».  Аренхеймом  Р.  И  Зинченко  В.П.  отмечено,  что  «Виртуальный  мир,  как  особая  наглядность,  создает  особые  условия  для  формирования  «визуального  мышления  и  культуры»  [5].  Несмотря  на  то,  что  многие  исследователи  сходятся  во  мнении  целесообразности  использования  информационно-коммуникационных  технологий,  ими  выделяются  две  проблемы  –  недостаточное  владение  педагогами  современной  техникой  или  же  чрезмерная  их  увлеченность  технологиями  (например,  применение  презентаций  «ради  презентаций»). 

Профессор  А.В.  Федоров  отмечает,  что  «на  рубеже  XXI  века  произошла  окончательная  переориентация  молодежной  аудитории  от  печатного  текста  к  аудиовизуальному»  [11,  с.  7].  При  использовании  медиа-ресурсов  повышается  в  целом  на  один  уровень  усвоение  информации,  поэтому  при  использовании  на  занятиях  по  предмету  «Народные  художественные  промыслы  Северного  Кавказа»  такой  активной  формы,  как  просмотр  видеоматериала  о  мастерах  и  изучаемых  видах  промысла  (например,  цикл  «Пряничный  домик»,  «Ремесло»  и  др.),  с  пояснениями  педагога,  были  замечены  повышение  интереса  к  осваиваемому,  более  обобщенные  «искусствоведческие»  представления,  формирование  яркого  образа  воспринимаемого,  лучшее  запоминание  этапности  изготовления,  деталей  предметов,  особенностей  узоров. 

Таким  образом,  нельзя  не  отметить  положительные  стороны  в  использовании  медиа-средств  в  образовательном  процессе,  среди  которых  можно  выделить  и  повышение  познавательного  интереса  к  осваиваемой  информации,  и  яркие  эмоциональные  реакции  в  процессе  ее  усвоения,  и  закрепление  интереса  к  народным  художественным  промыслам  в  собственном  коллекционировании  их  предметов,  и  установление  связей  между  художественными  традициями  разных  народов  и  т.  д.  А  увеличивающийся  интерес  народов  Северного  Кавказа  к  истокам  и  ценностям  своей  этнической  культуры,  позволяет  нам  надеяться  на  то,  что  это  один  из  путей,  который  позволит  поддержать  жизнеспособность  такого  социального  организма,  как  этнос. 

 

Список  литературы:

  1. Айтматов  Ч.Т.  Буранный  полустанок:  И  дольше  века  длиться  день.  –  М.,  1981.  –  304  c.
  2. Акимова  И.А.  О  некоторых  проблемах  формирования  культурной  идентичности  в  современную  эпоху  [Электронный  ресурс]  /  Теория  и  практика  общественного  развития.  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/6/kulturologiya/akimova.pdf
  3. Бердяев  Н.А.  Я  и  мир  объектов.  Опыт  философии  и  одиночества  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1934_33_04.html
  4. Бояркина  Е.А.  К  вопросу  формирования  этнокультурной  компетентности  детей  старшего  дошкольного  возраста  [Электронный  ресурс]  /  Дошкольное  образование  в  современной  России:  проблемы  и  перспективы:  материалы  IV  Всероссийской  научно-практической  конференции.  –  Красноярск,  28  ноября  2012.  –  С.  53–58.
  5. Вербенец  А.М.  Проблемы  и  технологии  использования  медиа-ресурсов  в  процессе  приобщения  дошкольников  в  народному  декоративно-прикладному  искусству  [Электронный  ресурс].  //  Педагогика  искусства.  2013,  –  №  3.  –  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://www.art-education.ru/electronic-journal/problemy-i-tehnologii-ispolzovaniya-mediaresursov-v-processe-priobshcheniya
  6. Григорьева  А.М.  Национальная  культура  как  средство  интеграции  личности  в  социуме.  //  Мир  культуры:  история,  современность,  будущее.  –  Казань,  КГУКИ,  2010.  –  С.  92–96.
  7. Марченко  М.А.  Игрушка  в  контексте  художественных  реформ  начала  ХХ  века.  //  Общество.  Среда.  Развитие.  (Terra  Humana).  –  №  3.  –  2008.  –  С.  85–93.
  8. Никитина  И.В.  Искусство  как  знание  о  менталитете  и  ценностях  культуры  //  Общество.  Среда.  Развитие.  (Terra  Humana).  –  2007,  –  №  1.  –  С.  71–78.
  9. Отчет  и  резолюция  VII  Международного  фестиваля  ремесел  коренных  народов  мира  «Югра-2012».  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://www.itc-congress.ru/index.php/1  (дата  обращения:  1.11.2015)
  10. Толстой  Л.Н.  Что  такое  искусство?  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа.  –  URL:  http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1300.shtml
  11. Федоров  А.  В.  Медиаобразование  в  педагогических  вузах  /  А.В.  Федоров.  –  Таганрог,  2003.  –  124  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.