Статья опубликована в рамках: LXIV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2016 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ МОДУЛЬ ПО ТЕМЕ «ВОССТАНОВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА МОСКВЫ ПОСЛЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА»
HISTORY AND CULTURE ON THE THEME “REBUILDING OF ARCHITECTURAL SHAPE OF MOSCOW AFTER THE PATRIOTIC WAR OF 1812”
Ekaterina Korotkova
student 3 course of the Department of Design Graphic arts department MPGU,
Russia, Moscow
Svetlana Tkalich
doctor of pedagogical sciences, academician of RAE Professor Institute of Arts MPGU,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Военные события 1812 года остались в памяти поколений как России, так и Франции. Они пронизаны патриотизмом людей разных социальных слоев. Культурно-исторический фокус отражения мы находим в литературе, архитектуре, музыке. Исследователей до сих пор привлекает эта героическая страница отечественной истории. В данной статье представлен и опыт самостоятельного исследования в пределах двух центральных улиц столицы: «Покровка-Старая Басманная».
ABSTRACT
Military events of the year 1812 remained in the memory of generations of both Russia and France. They are laced with patriotism of people of different social strata. Cultural-historical focus reflection we find in literature, architecture, music. Researchers are still attracted to this heroic page of Russian history. This article describes the experience of the independent research within the two main streets of the capital: “Staraya Basmannaya-Pokrovka”.
Ключевые слова: информационный альманах; сражение с армией Наполеона; архитектура; наследие; реконструкция; особняк; памятник.
Keywords: almanac information; battle with the army of Napoleon; architecture; heritage; renovation; the mansion; monument.
Введение. Для современных студентов художественно-творческого вуза необходимо знать не только общие понятия о происходивших историко-культурных процессах или военных событиях на территории страны, но и иметь под рукой хронологию событий, визуальные графические изображения. Особенно важно иметь фактологический и методический материал по конкретным историко-культурным и военным событиям для студентов-дизайнеров. Специфика проектной деятельности опирается на интеграцию известных фактов и креативных технологий в процессе композиционного построения плакатов, изобразительных сюжетов при подготовке оригинал-макетов печатной литературы.
Сегодня большое внимание специалистов, педагогов-экспертов уделяется качеству информационной эстетики (т. е. достоверности) дескриптивных материалов, фотографий, интернет-информации, представляемых студентами еще на этапе предзащиты. Каждый автор-магистрант должен обосновать свой инновационный блок знаний, который выдвигается на публичную защиту.
Исследование историко-культурных и военных событий XIX века является одним из блоков предстоящей выпускной квалификационной работы. Метод эмпирического анализа (опросы, просмотр эссе в научно-методическом кабинете) позволил сделать вывод, что студенты-дизайнеры знают о многих исторических событиях лишь контурно. Наша идея о разработке познавательно-методического пособия для студентов-дизайнеров в виде «Альманаха» была поддержана научным руководителем магистерской диссертации [6; 7; 8; 9].
Системный анализ научно-методической литературы показал, что специальных альманахов в предыдущие годы в проектах студентов прикладной магистратуры не разрабатывалось.
Ценность исследования в том, что изучение данного вопроса по теме магистерской диссертации включает не только сбор уже опубликованных работ, фотографий, но и непосредственный поиск уцелевших архитектурных строений Москвы 1812 года вплоть до наших дней, их фотофиксацию и описание, что находится в каждом из данных строений сегодня, в начале третьего тысячелетия.
От себя хочу добавить, что изучение историко-военных событий 1812 года, в частности пожара деревянных строений Москвы, затем поиск уцелевших зданий на конкретных улицах (Покровка и Старая Басманная: центральный административный округ Москвы), их визуальный осмотр, фотосессия, монтаж материалов для презентации оживила страницы истории. Архитектурные строения, как знаковые символы, стали для меня коммуникативными объектами. О них надо говорить, их надо показывать новым поколениям молодёжи, с ними связаны героические страницы Москвы и всей России.
В нашем будущем альманахе будет собран ценный, информационно достоверный источник для студентов, актуальный в тот период, когда необходимо подготовить научную статью, устное выступление на презентации, курсовую работу, а для аспирантов в период подготовки кандидатской диссертации.
Историография вопроса. Наполеоновская армия весной 1812 года выступила в поход против России. От исхода этой войны зависела участь не только России, но и многочисленных европейских государств, ибо все они находились в прямой или косвенной зависимости от наполеоновской Франции.
Казалось, что ничто не может остановить армию Наполеона. Однако поход в Россию, начатый непобедимым полководцем, закончился, как известно, невиданным в истории разгромом. Многотысячная армия Наполеона, вторгнувшаяся в пределы России, была начисто уничтожена. Лишь несколько тысяч солдат и офицеров вместе с Наполеоном спаслись бегством.
Война 1812 года, закончившаяся крушением наполеоновской империи и радикальным изменением всей политической обстановки в Европе, оставила неизгладимый след в мировой истории.
До сих пор по многим вопросам истории эпопеи 1812 года ведется полемика. Поэтому эта тема остается актуальной в истории. Ныне история наполеоновского нашествия на Россию насчитывает тысячи работ советских и российских исследователей – монографий, коллективных трудов, брошюр, статей, рецензий, документальных публикаций [3].
Научная разработанность темы. Результаты исследований обобщались в нашей историографии неоднократно. Но монографически изданная за советский и последующий период (1920–2004) литература по истории войны 1812 года не изучалась. Историографические обзоры отражали состояние ее разработки только за отдельные периоды.
Так, в трудах Л.Г. Бескровного и П.А. Жилина сделан обзор основной и зарубежной советской литературы, вышедшей в свет до 1962 года.
В обзорах Б.С. Абалихина и В.А. Дунаевского проанализирована литература, опубликованная в 1962–1982 гг.
Обзоры литературы и источников по конкретным проблемам эпопеи 1812 года содержатся в ряде монографий, историографических статей и в предисловиях к сборникам документов. При этом анализировались далеко не все историографические источники. Среди последних работ по историографии войны 1812 года можно назвать следующие: Троицкий Н.А. Отечественная война 1812 года. История темы. (Саратов. 1991), Шеин И.А. Война 1812 года в отечественной историографии (М., 2002), он же «Эпоха 1812 года. Исследования. Источники. Историография. (М., 2002) (см. Нашествие Наполеона на Россию) [3].
В нашей статье мы делаем попытку историко-культурного экскурса и фокусируем внимание на архитектурном наследии Москвы, пострадавшем от масштабных пожаров, которые уничтожили многие строения в период нашествия французской армии Наполеона 1812 года.
Экспликация результатов исследования. Официально утратив при Петре I статус столицы, Москва по-прежнему сохраняла за собой статус крупного по европейским стандартам российского города, где были сосредоточены вокруг древнего Кремля церковные комплексы, усадьбы, развивалась торговля, цеховые мануфактуры, образовательные учреждения и другие важные составляющие инфраструктуры развивающегося города. Москва воспринималась в 19-ом столетии духовным, культурным, торговым центром Русского Государства. Москва собрала в себе целый пласт культурных ценностей, которые нашли свое отражение в облике города – в его улицах, усадьбах, площадях, храмах.
Вторжение французской армии под руководством Наполеона и разрушительные военные события 1812 года изменили дальнейшую архитектурную панораму города, его внешний облик. Большое количество пожаров уничтожило множество памятников деревянной архитектуры, богатых внутренних интерьеров каменных сооружений. Уже позже было подсчитано, что из 290 храмов уцелело чуть больше половины, а из каменных построек сохранились лишь 2626, уничтожено было 6532 дома [5]. Следует отметить, что многие пожары инициировали сами горожане, чтобы лишить продовольствия и удобств солдат наполеоновской армии и вытеснить из города.
В наши дни можно увидеть здания – архитектурные памятники, которым удалось пережить пожары Отечественной войны 1812 года. Являясь объектами культурного наследия, сохранившиеся памятники представляют интерес для исследователей, экскурсоводов, кинооператоров, москвичей и туристов из других городов России и Зарубежья [10].
Более двух десятилетий Москва практически создавалась заново. Для восстановления Первопрестольной царём Александром I был издан указ о необходимости создания «Комиссии для строений», во главе которой был назначен московский генерал-губернатор Ф.В. Ростопчин. Основная задача Комиссии состояла в планировке центра города, были привлечены несколько архитекторов. Проектные работы выполнялись в короткие сроки [4].
Например, русским архитектором и инженером шотландского происхождения Вильямом Гесте был предложен план, согласно которому обновленная Москва должна представлять собой геометрически правильную систему площадей. Главным минусом этого плана было отсутствие организованного центра, который должен был, как магнит, «объединять и держать» растущую территорию Москвы.
Главным архитектором Москвы того времени становится Осип Бове, архитектор, родившийся в Петербурге. Бове – ученик русского архитектора, основоположника классицизма в русской архитектуре 18 века Матвея Казакова, перестроившего центр Москвы во время правления Екатерины II. Градостроительные проектные композиции, разработанные в мастерской под руководством О. Бове, имели более реальную для воплощения архитектурную форму.
Новая застройка Москвы сохранила уже ранее сложившуюся радиально-кольцевую структуру (посадский люд строился вокруг детинца – Кремля), но улицы стали шире и прямее. В 1820-х годах был скрыт уже ненужный в новых условиях охранительный земляной вал, а на его месте спроектировали Садовое кольцо, общая ширина которого была равно 25 м. Комиссия предписала, что места, полученные в результате сноса земляного вала, не должны застраиваться, а служить местом для прогулки пешеходов и удобного сообщения почтового и ездового транспорта. Уже позже московские власти отдали часть освободившейся земли владениям, расположенным вдоль улиц, но с одним условием: придомовая территория должна иметь красивый сад, «дабы со временем весь проезд вокруг Земляного города с обеих сторон был между садами» [2].
Под руководством О. Бове была организована реставрация разрушенных стен Кремля и реконструкция Красной площади. По предложению архитектора были уничтожены ветхие лавки, расположенные вдоль кремлёвских стен и закрывающие вид на него. Верхние торговые ряды теперь были выполнены в едином строгом классическом стиле. Нижний этаж был сделан в форме повторяющихся аркад, декорированных парными колоннами. Композиционным центром фасада служил портик, ось которого была «сориентирована» на купол здания Сената в Кремле.
Позже в центре Красной площади установили первую скульптурную композицию Москвы, объединившую ансамбль площади в единое целое. Возведенный памятник был посвящен народным героям Минину и Пожарскому – руководителям народного ополчения Смутного времени, под предводительством которых поляки были разбиты и выдворены из России в 1612 году.
Большое внимание уделялось благоустройству центра города. Например, речка Неглинная была заключена в трубу, был заложен Александровский сад (в честь Александра I), ворота которого выкованы по эскизам М. Бове.
В процессе реконструкции Москвы обновился весь архитектурный облик площадей и улиц. Создавался единый облик Москвы.
Застройка города продолжалась геометрически правильными площадями по утвержденному плану. Заведующий «фасадической частью» Осип Бове разработал проект городского особняка, сменившего дворянские усадьбы 18 века. К числу зодчих, внесших вклад в развитие архитектурного облика городского особняка, принадлежат также московский архитектор Афанасий Григорьев и Доминико Жильярди – швейцарский архитектор из Монтаньолы. Новый градостроительный метод подразумевал выведение фасадов на красную линию улицы. Только в отдельных случаях жилые особняки сохраняли прежнюю усадебную систему застройки, но их строительство соответствовало новым стандартам и было уже более скромных масштабов.
Разрабатывались новые принципы строительства – определялось точное расположение особняков на красной линии улиц, регламентировались габариты, этажность, архитектурные детали. Были разработаны определенные типы жилых домов со строго отобранными формами. Для достижения единства уличной застройки использовались следующие приемы – единая облицовка фасада (рустовка), двухцветная окраска – как правило, применялись серые, розовые и охристые цвета, наличие портика и лепных деталей в виде медальонов, венков, связок. Несмотря на стандартизацию художественных и строительных элементов, московским зодчим удалось придать индивидуальность каждому особняку, используя различные приемы украшения фасада.
Именно после пожара 1812 года окончательно сложилось своеобразие московского классицизма. Как пишет искусствовед А.А. Федоров-Давыдов: «Архитектура начала XIX века развивалась под знаком классицизма; в своем творчестве зодчие стремились исходить из форм и мотивов античного искусства. Но классическое наследие не копировалось русскими архитекторами, а перерабатывалось и видоизменялось творчески в духе национальных традиций и применительно к конкретным строительным задачам» [1].
Полностью выполнив свою задачу, Комиссия завершила свою работу в 1843 году. Было восстановлено более 2000 зданий.
Важно отметить, что в Москве насчитывалось около сотни уцелевших от пожара домов, построенных в начале 18 века. До наших дней дошло 44 из них. Эти памятники архитектуры заслуживают особого внимания и являются объектами историко-культурного наследия.
Пожар 1812 года не тронул Басманный район Москвы, через территорию которого в 19-ом веке проходила Покровская дорога, связывавшая Москву с Владимирской землей. Ныне этот путь (Владимирский тракт) можно легко «представить» на карте. Он лежит через улицы: Маросейка-Покровка-Старая Басманная-Спартаковская-Бакунинская. Рассмотрим несколько памятников архитектуры, представляющих особую ценность.
Улицы Маросейка и Покровка в годы Отечественной войны 1812 года являлись главными улицами «французской Москвы». Именно здесь располагалась штаб-квартиры французов. Одним из интереснейших памятников русской архитектуры является усадьба В.П. Разумовской, которая находится по адресу Маросейка, 2/15. Кто был архитектором дворца неизвестно, но бытует мнение, что авторство принадлежит Карлу Бланку – московскому архитектору, который владел особняком ранее. Усадьба уцелела при пожаре, поскольку в годы войны здание служило резиденцией начальника гвардии Наполеона Эдуарда-Адольфа Мортье. Дом представляет собой четко выделенную угловую ротонду с пристроенными симметричными корпусами, располагающимися по линиям улицы. Торжественность главного входа, увенчанного бельведером, сочеталась со строгостью и лаконизмом боковых фасадов. В 1860-х годах облик здания подвергся изменениям, в результате которых на первом этаже появились торговые помещения, была изменена внутренняя планировка и детали отделки фасада.
Еще одной уцелевшей архитектурной достопримечательностью является Дом Румянцева-Задунайского, находящийся по адресу ул. Маросейка, 17/6, строение 4. Автором этого проекта считается Василий Баженов, хотя ряд исследователей приписывают авторство Матвею Казакову. Этот уникальный особняк был построен в стиле, переходном от барокко к раннему классицизму. Известно, что усадьба принадлежала генералу-фельдмаршалу Румянцеву-Задунайскому, который был франкофилом и сторонником наступательной стратегии и тактики Наполеона вплоть до 1812 года. Когда же Наполеон вступил в Москву, в результате сильного потрясения графа разбил паралич. Позже усадьба перешла по наследству к его сыну.
В 1812 году в здании расположился муниципалитет Москвы. Усадьба почти не пострадала при пожаре. Во время реставрации фасады главного дома были выполнены в стиле ампир. Окна были декорированы наличниками, стены украшали барельефы с мифологическими сценами, появились ленточные русты. Ближе к концу 19 века здание приобрело внешний вид, который можно увидеть сегодня. На его фасаде многочисленные женские скульптуры-аллегории, символизирующие плодородие и искусство, массивные карнизы, эклектичные балконы. Фронтон венчает герб с ангелами и буквой «Г», указывающий на одного из владельцев особняка – купца Семена Грачева. Сегодня в особняке располагается посольство республики Беларусь.
На Старой Басманной улице, дом 23/9, чудом уцелела старинная усадьба Муравьёвых-Апостолов. Трехэтажный особняк был построен в стиле позднего классицизма по проекту Матвея Казакова. В его уличном фасаде использованы традиционные элементы классического стиля – античные фризы, колонны с коринфскими капителями, шестиколонный портик, угловая полуротонда с левой стороны дома. В основе здания лежит деревянный сруб на белокаменном цоколе. Несколько лет владельцами усадьбы являлись графиня Салтыкова и граф Воронцов, а семейству Муравьевых-Апостолов особняк стал принадлежать в 1815 году. Уже в наши дни была проведена масштабная научно-методическая реставрация дома, в ходе которой бережно были сохранены элементы декора фасада. А в 2013 году в усадьбе открылся Музей декабристов.
Вернемся на Покровку. Не доходя до Колпачного переулка, в глубине двора на Покровке, дом 4 вам откроется еще один памятник архитектуры XVI–XVIIl веков, известный как усадьба князей Долгоруких. Этот особняк был построен в 1764 году на месте старых белокаменных и кирпичных палат, раннее принадлежавшим Василию Стрешневу и даже Малюте Скуратову. Выкупив палаты, Долгоруков поручил их перепланировку русскому архитектору Василию Яковлеву. В ходе реставрации палаты были значительно расширены, дворец был перестроен в стиле пышного Елизаветинского барокко. Усадьба была огорожена от улицы каменным забором с железными воротами, а на ее территории раскинулся огромный фруктовый сад, насчитывающий 80 деревьев, в глубине которого находился двухэтажный особняк. Парадный двор украшала декоративная ограда со львами, держащими в зубах цепи. Территория усадьбы включала в себя конюшню, кузницу, баню и небольшой пруд. Интерьеры палат также можно называть роскошными, стены покоев были отделаны штофом (шелковой тканью), комнаты были обставлены дорогой мебелью, подвалы были заставлены винами.
После смерти князя А.А. Долгорукова начались долгие судебные тяжбы, закончившиеся только в 1818 году, когда усадьба перешла по наследству его племяннику.
В 1812 году в доме князя Долгорукова расположился военно-полевой суд, куда впоследствии были приведены 26 обвиняемых в поджогах Москвы. Одновременно велась работа по созданию французской генеральной полиции во главе с комиссарами Виллерсом и Пюжо. В 1841 году особняк перешел в купеческие руки. Сейчас дворец Долгоруковых отреставрирован и открыт для посетителей.
Также по адресу ул. Покровка, дом 38 находится еще один яркий образец эпохи московского классицизма – городская усадьба Шувалова-Голицыных. Главное здание было создано в конце XVIII века по инициативе графа Ивана Шувалова, являющегося фаворитом Елизаветы I. Первоначальный автор проекта неизвестен, однако бытует мнение, что архитектором был итальянец. Планировка усадьбы является очень необычной – если мы посмотрим на здание со стороны улицы, оно представится нам двухэтажным домом с двусветной ротондой посреди него. А со стороны двора мы видим четырехэтажный особняк. Территория усадьбы была довольно обширной и включала в себя большой сад, конюшню, сарай и амбар. Второй этаж фасада украшали вертикальные ниши, окна венчали небольшие карнизы – сандрики. Парадный вход находился со стороны двора и вел к парадной анфиладе, которую украшали шедевры иностранных художников и скульпторов. Переехав в Санкт-Петербург, Шувалов передал имение своему племяннику – куратору МГУ Ф.И. Голицыну.
Усадьба не пострадала при пожаре 1812 года. Предполагается, что в годы войны здесь поселился маршал наполеоновской армии. В 1887 году перестроился первый этаж дома, который был отдан под магазины, а на втором этаже здания расположилась гимназия Л.Н. Валицкой. В 1914 году был перестроен один из флигелей, на месте которого разместился доходный дом по проекту Ф.Л. Контрима. В наше время главный усадебный дом является объектом культурного наследия федерального назначения.
Заключение. Современный архитектурный облик столицы России представлен архитектурными памятниками разных стилей. Именно в послевоенный период (после 1812 года) получил право на «рождение» московский классицизм или московский ампир. В начале ХХ века появились здания в стиле русского модерна, в конце ХХ столетия появились и многоэтажные строения новой архитектуры. А сохранившиеся до наших дней изящные городские усадьбы «допожарного» времени позволяют нам представить образ Москвы 200-летней давности. Таким образом, подготовленные нами материалы для информационного альманаха могут поспособствовать улучшению качества информационной эстетики работ студентов и аспирантов и послужить источником вдохновения.
Список литературы:
- Застройка Москвы в 1812–1825 годах. Интернет-источник: http://protown.ru/russia/city/articles/4629.html (Дата обращения 20.08.2016).
- Молокова Т.А. Восстановление Москвы после пожара 1812 г.: новый облик города // Журнал «Вестник МГСУ». 2012. № 6. – С. 17–22.
- Нашествие Наполеона на Россию. Интернет-источник: http://referat.niv.ru/view/referat-history/37/36276.htm (Дата обращения 20.08.2016).
- Рязанцев М.А. Москва при Александре I. – М.: Навигационно-туристический портал «Узнай Москву». 2007 – 34 с.
- Тепляков С.А. Москва в 1812 году. Интернет источник: http://www.museum.ru/1812/library/Teplyakov3/ (Дата обращения 20.08.2016).
- Ткалич С.К. Консолидирующая роль дизайн-образования в современной России. Доклад с презентацией. // 2-я Всероссийская конференция «Дизайн ХХ1 века – среда, традиции, новации». – РФ, Сочи: СГУТиКД, 2009. – С. 178–185.
- Ткалич С.К. Консолидирующий потенциал дизайн-образования в многонациональной России. Статья. // Международный научно-общественный конгресс «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в общем поликультурном информационном и кадровом пространстве». – Петрозаводск, Карелия. 2009. – С. 213–218.
- Ткалич С.К. Региональный вектор исследований в дизайне: информационная репликация изобразительного искусства в структуре наследия. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. № 8 (27). – Новосибирск: СибАК, 2013.
- Ткалич С.К. Стратегия диверсификации воспитывающего обучения в вузах культуры. Статья. // Международный научно-общественный конгресс «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в общем поликультурном информационном и кадровом пространстве». Петрозаводск, Карелия. 2009. – С. 210–213.
- Устинов И.А. Московская городская усадьба до и после 1812 года. // «Современные проблемы сервиса и туризм». 2011. № 4. – С. 17–25.
дипломов
Оставить комментарий