Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 24 октября 2016 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
180 ЛЕТ НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ (К 180-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ И ПОСТАНОВКИ ОПЕРЫ М. И. ГЛИНКИ «ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ»)
180 YEARS ON THE OPERA STAGE (THE 180 ANNIVERSARY OF THE CREATION AND PRODUCTION OF THE OPERA “A LIFE FOR THE TSAR” BY M. GLINKA)
Kseniya Nepomnyaschaya
a music theory and subjects teacher of MBEI PE “Yalta Music School
named after A. Spendiarov”,
Russia, Republic of Crimea, Yalta
an undergraduate student of “Musicology and Music and arts and crafts” department
in Humanities and Teacher Training Academy (branch) FSAEI HE
of “V.I. Vernadsky Crimean Federal University” in Yalta,
Russia, Republic of Crimea, Yalta
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена истории создания и постановки оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». В работе анализируются творческий процесс от замысла до постановки; особенности воплощения оперы на сценах театров России в течение 180 лет.
ABSTRACT
The article is devoted to the history of the opera “A Life for the Tsar” by M. Glinka creation and productions. The work analyzes the creative process from the concept to the performance; the features embodiment of the opera on the theater stages in Russia for 180 years.
Ключевые слова: М.И. Глинка, Жизнь за царя, Иван Сусанин, опера, либретто, постановка.
Keywords: Mikhail Glinka, A Life for the Tsar, Ivan Susanin, opera, libretto, setting.
В 2016 году отмечают 180-летие создания и постановки оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Это чрезвычайно значимое событие для русской музыки. Именно «Жизнь за царя» принесла М.И. Глинке (1804–1857) славу основоположника русской классической музыки и русской оперы, а также открыла новый период в мировом музыкальном искусстве. Построенная по всем правилам западноевропейской классической оперы, «Жизнь за царя» является новаторской и по содержанию (в центре – подвиг крепостного крестьянина), и по музыкальному материалу (мелодика близка русскому фольклору). Синтезировав в своем творчестве достижения русской музыки, элементы народной культуры и наследие венских классиков, романтиков, М.И. Глинка не только вывел русскую музыку на мировой уровень, но дал новые образы и новые музыкально-выразительные средства для русских композиторов последующих поколений.
В 1830 году, во время путешествия по Италии, Австрии, Германии, изучая достижения западноевропейской культуры, итальянское оперное искусство и классическое вокальное исполнительство, М.И. Глинка осознает свое истинное призвание – создание русской оперы. В «Записках», литературном автопортрете, композитор вспоминал: «Все написанные мною в угождение жителей Милана пьесы <...> убедили меня только в том, что я шел не своим путем, и что я искренно не мог быть итальянцем. Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать по-русски» [1, с. 5].
В 1834 году М.И. Глинка возвращается на Родину и приступает к воплощению идеи национальной оперы. Русским поэтом В.А. Жуковским (1783–1852) был предложен сюжет о бессмертном подвиге Ивана Сусанина. Спустя несколько лет после войны с наполеоновской Францией героический поступок крепостного крестьянина казался особенно созвучен с героизмом русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Образ Ивана Сусанина в 1815 году уже воплотил на русской сцене итальянский и российский композитор Катарино Кавос (1775–1840). Опера была написана в стиле, широко распространенной на тот момент, французской «комической» оперы – диалоги занимали почти столько же места, сколько и музыка. В ней Сусанин оставался жив. В 1823 году появилась поэма К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин», которая оказала значительное влияние на образ главного героя оперы М.И. Глинки. Особенно волновали композитора строки поэмы, рассказывающие о гибели Сусанина. Позднее М.И. Глинка вспоминал: «... как бы по волшебному действию вдруг создался и план целой оперы, и мысль противупоставить русской музыке – польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки – все это разом вспыхнуло в голове моей» [1, с. 64].
Работа над оперой началась в декабре 1834 года. Первоначально предполагалось, что автором либретто будет В.А. Жуковский, однако поэт из-за занятости был вынужден отказаться. Николай I, придававший большое значение этому замыслу, рекомендовал в качестве автора либретто поэта, драматурга и критика Егора Федоровича Розена (1800–1860), секретаря своего сына Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Николай I не придавал значения качествам Е.Ф. Розена как поэта: в вопросе об опере с таким сюжетом гораздо важнее была его благонадежность.
Необычен был творческий процесс создания произведения: М.И. Глинка не только полностью продумывал драматургию и композицию будущей оперы, но и почти всю музыку создавал раньше текста. Е.Ф. Розен был вынужден работать над либретто, уже обусловленном музыкальным материалом. Эта особенность процесса создания оперы объясняется еще и тем, что композитор и либреттист по-разному воспринимали главную идею. В либретто главный акцент делается на роли царя, в то время как музыкальный материал, в основе которого преобладают интонации русских песен, имеет народный характер и прославляет подвиг крепостного крестьянина, простого русского человека, любовь к Отечеству для которого первостепенна. Поэтому М.И. Глинка дал название опере «Иван Сусанин».
При постановке композитору поставили обязательные условия: не требовать вознаграждения и переименовать оперу. Были предложены названия «Смерть за царя» и «Жизнь за царя». Но после совещаний, было принято решение, что «за царей» надо только «жить». За неделю до представления М.И. Глинка обратился за позволением посвятить оперу Николаю I. Посвящение первой русской оперы на такой значимый и важный сюжет было благосклонно принято, и одновременно утверждён окончательный вариант её названия – «Жизнь за царя».
27 ноября (9 декабря) 1836 года в Петербургском Большом состоялась премьера оперы «Жизнь за царя». Постановка имела огромный успех. М.И. Глинка позднее вспоминал об этом вечере: «Успех оперы был совершенный, я был в чаду и теперь решительно не помню, что происходило, когда опустили занавес. Меня сейчас после того позвали в боковую императорскую ложу. Государь поблагодарил меня за мою оперу <...>. После императора благодарила меня императрица, а потом великие князья и великие княжны, находившиеся в театре» [1, с. 73]. Не только царской семьей, но и передовой русской общественностью произведение М.И. Глинки было воспринято восторженно, как очень важное событие, новое явление в русской культуре. Оперу горячо приветствовали А.С. Пушкин (1799–1837), В.А. Жуковский (1783–1852), Н.В. Гоголь (1809–1852), П.А. Вяземский (1792–1878). Известный писатель и музыкальный критик В.Ф. Одоевский (1804–1869) в статье, посвященной постановке, отмечал, что с появлением оперы «Жизнь за царя» начинается новый период, новая эпоха в русской музыке. «C оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период – период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!» [4, с. 1118]. Вместе с тем, часть придворных кругов была шокирована «простонародным характером музыки» и называла оперу «мужицкой», «кучерской».
C появлением творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка» (конец 50-х – начало 60-х гг. XIX века) значение творчества М.И. Глинки осмысляется как символичное и совершенно русское явление. Композиторы сообщества считали делом своей жизни продолжить традиции во славу процветания отечественной музыки. Деятельность композиторов сообщества была неразрывно связана с именем М.И. Глинки: М.А. Балакирев (1837–1910) и Н.А. Римский-Корсаков (1844–1908), совместно с А.К. Лядовым (1855–1914), подготовили к изданию партитуры опер М.И. Глинки «Жизнь за царя» (1881) и «Руслан и Людмила» (1878); М.А. Балакирев дирижировал постановками обеих опер в Праге; а также создал «Фантазию на темы из оперы «Жизнь за царя»; А.П. Бородин (1833–1887) посвятил памяти М.И. Глинки оперу «Князь Игорь» и др. На протяжении многих лет композиторы содружества находили горячую поддержку и сочувствие в лице Л.И. Шестаковой (1816–1906) – сестры М.И. Глинки, музыкальной деятельницы, впервые издавшей на собственные средства оперы и другие произведения брата. В одном из писем М.П. Мусоргского (1839–1881) к Л.И. Шестаковой выражено отношение композиторов содружества к творчеству М.И. Глинки «Мы снова услышим и увидим нам присно дорогого Глинку – великого учителя – создателя <...> великой школы русской музыки» [3, с. 181]. П.И. Чайковский (1840–1893) в дневниках и письмах многократно обращается к творчеству М.И. Глинки, делает заметки и замечания по поводу произведений композитора: «Глинка. Небывалое, изумительное явление в сфере искусства. <...> вдруг на 34-м году жизни ставит оперу по гениальности, размаху, новизне и безупречности техники стоящую наряду с самым великим и глубоким, что только есть в искусстве <...> … Глинка вдруг, одним шагом стал наряду (да! наряду!) с Моцартом, с Бетховеном и с кем угодно. Это можно без всякого преувеличения сказать про человека, создавшего «Славься!» <...> ... наверное, никто более меня не ценит и не любит музыку Глинки. <...> Да! Глинка настоящий творческий гений» [5, с. 208].
Такой же необычной, как история создания, стала и сценическая судьба оперы в последующие 180 лет. Ее снова дважды переименовывали, заново переписывали и восстанавливали либретто. Главный герой был назван критиками то гордостью, то позором нации. Опера била все рекорды по количеству постановок на сцене, и почти на двадцать лет исчезла из репертуара театров страны.
До 1917 года «Жизнь за царя» занимала особое место в русском оперном репертуаре, поскольку приобрела значение официального символа русской монархии, наряду с государственным флагом и гимном. Каждое представление оперы в Большом театре Петербурга заканчивалось исполнением «Боже, Царя храни». Благодаря этому «Жизнь за царя» ставилась намного чаще, чем все другие русские оперы... После постановки в Петербурге, спустя шесть лет, в сентябре 1842 года, опера была поставлена в Большом театре в Москве. Это явилось, по сути, перенесением петербургской постановки на сцену Большого театра: со столичными исполнителями и декорациями.
До революционных событий 1917 года постановки оперы «Жизнь за царя» обновлялись трижды.
Первая из них вынужденная: в 1853 году в Большом театре в Москве случился пожар, и в первом же сезоне после восстановления опера была поставлена заново. В эти годы театр печально прославился пренебрежением к глинкинскому шедевру: декорации заимствовали из других спектаклей, за неимением в труппе достаточно подготовленных басов партию Ивана Сусанина исполнял тенор, а хор «Славься» заменили гимном «Боже, царя храни».
Следующая постановка, юбилейная, состоялась в сентябре 1892 года. Большой театр отметил пятидесятилетие со дня первого представления оперы на московской сцене.
Особый интерес представляет постановка 1904 года, к столетию М.И. Глинки, в Большом театре в Москве. Это была принципиально новая интерпретация – с восстановлением авторских текстов, с раскрытием традиционных для предшествующих постановок пропусков. Над спектаклем работали музыканты во главе с пианистом, композитором, дирижером C.В. Рахманиновым (1873–1943); декорации и эскизы костюмов создали К.А. Коровин (1861–1939), Г.И. Голов (1885–1918), В.И. Сизов (1840–1904), В.М. Васнецов (1848–1926), а главные партии исполняли Ф.М. Шаляпин (1873–1838) и А.В. Нежданова (1873–1950).
C 1905 по 1917 годы в революционной России опера ставилась крайне редко в связи с антимонархическими настроениями, хотя до этого времени существовала традиция открытия сезона в Большом театре именно оперой «Жизнь за царя». На редкие спектакли высылались усиленные наряды полиции.
В декабре 1916 года состоялось последнее представление, а затем опера исчезла со сцены более, чем на двадцать лет.
C середины 20-х годов предпринималось несколько попыток вернуть оперу на отечественную сцену, однако все безуспешно: произведение с ярко выраженной монархической идеей не могло быть поставлено в советских театрах. Единственно возможным решением стало создание нового либретто и переименование оперы. Поэт и переводчик C.М. Городецкий (1884–1967) заново написал текст либретто, и в 1939 году опера снова появилась на сценах страны. Монархические акценты были заменены национально-патриотическими: в центре постановки главный герой, который совершает свой подвиг не ради царя, а спасая свой народ и столицу государства – Москву. Опера получила новое название – «Иван Сусанин».
После возвращения Большого театра из эвакуации в Москву весной 1943 года постановку возобновили. С этого времени в течение многих лет каждый сезон Большого театра снова открывался оперой «Иван Сусанин».
В 1945 году опера появилась на сцене с новой сценографией (режиссер Л. В. Баратов, художник П.В. Вильямс). В этой версии «Иван Сусанин» шел в Большом театре в Москве 43 года и выдержал 471 представление.
В 80-е годы ХХ века наступил очередной период переоценки идеологических ценностей. Это не могло не отразиться на облике самой «идеологической» оперы всего русского репертуара. В 1989 году осуществлена новая постановка, главной задачей которой стало воссоздание первоначального облика сочинения М.И. Глинки. Постановщики вместе с научными редакторами (Т.В. Чередниченко и Е.М. Левашов) ориентировались на премьеру 1836 года. Опере было возвращено прежнее название – «Жизнь за царя» и прежний текст Е.Ф. Розена. В основу оформления спектакля легли мотивы декораций и костюмов первых постановок оперы, а также тщательно восстановлены все сокращенные фрагменты.
Сегодня можно услышать обе версии оперы. Существуют и постановки, совмещающие либретто Е.Ф. Розена со сценографией 1945 года.
Интерес представляет постановка Большого театра 1992 года (реж. Н. Кузнецов). Спектакль был поставлен в Костроме, в Ипатьевском монастыре перед Троицким собором, в тех самых местах, где происходили исторические события. Стены монастыря явились органичным элементом декораций, и зрители-слушатели ощущали сопричастность к истории страны. Спектакль приурочен к 380-летию династии Романовых.
Важно отметить и постановки оперы, появившиеся в начале XXI века. В 2004 году на сцене Мариинcкого театра осуществлена постановка оперы, приуроченная к 200-летию со дня рождения М.И. Глинки (режиссер-постановщик Д. Черняков). Маленькая семья Сусанина противопоставлена государственной машине. Никаких поляков в опере нет. Угроза исходит от самого государства, в котором живут герои. Надо отметить, что в современной трактовке оперы используется оригинальное либретто Е.Ф. Розена.
В 2013 году на сцене Большого театра состоялось концертное исполнении оперы Государственной академической симфонической капеллой России под руководством В. Полянского.
«Жизнь за царя» исполнялась также на Соборной площади Петропавловской крепости и у стен Свято-Георгиевского мещерского монастыря в Калужской области.
Опера «Жизнь за царя» входит в репертуар многих театров страны.
Считаем необходимым подчеркнуть значение хора «Славься!» из эпилога. Вплоть до начала ХХ века хор исполнялся по торжественным случаям наряду с «Боже, Царя храни», государственным гимном Российской Империи. После Революции 1917 года «Славься!» исполнялся и в Белой, и в Красной армии, с разным текстом. После постановки 1939 года (с новым текстом С.М. Городецкого) хор из оперы был очень популярен и в CCCР. И сегодня эта музыка является неотъемлемой частью торжественных мероприятий.
Значение творчества М.И. Глинки в русской музыке огромно. Он удивительным образом соединил в своем творчестве глубину содержания и ясность форм, явился создателем жанра героико-исторической оперы по типу народной музыкальной драмы, в которой народ – активный участник действия. М.И. Глинка осуществляет в опере принцип симфонизма и закладывает основы лейтмотивного метода, позднее разработанного П.И. Чайковским и Н.А. Римским-Корсаковым. Вместе с оперой «Жизнь за царя» русская музыка вступила на путь симфонического развития.
Оперы М.И. Глинки определили собой путь развития оперного жанра в России. В принципах музыкальной драматургии, в образном строе и в методах разработки народно-национального тематизма оперы М.И. Глинки явились основой для творчества русских композиторов-классиков. Новаторская по замыслу «балетная сцена с хором» в блестящей сюите польских танцев II действия не является вставным, декоративным номером, что наблюдалось в творчестве композиторов до М.И. Глинки. Являясь одним из важных элементов драматического действия, она намечает тот путь симфонизации русского балета, который впоследствии будет продолжен П.И. Чайковским.
Сам же М.И. Глинка 29 ноября 1855 года в письме к другу, астроному, общественному деятелю к В.П. Энгельгардту (1828–1915) писал: «… мудрено и почти невозможно писать оперу в Русском роде, не заимствовав хоть характеру у моей старухи …» [2, с. 102] подразумевая оперу «Жизнь за царя».
Список литературы:
- Глинка М.И. Записки. – М.: Музыка, 1988. – 222 с.
- Глинка М. Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. Т. II (Б) [Письма 1854–1857. Письма Глинке]. – М.: Музыка, 1977. – 397 с.
- Мусоргский М. П. Литературное наследие. – М.: Музыка, 1971. – 400 с.
- / Об опере Глинки: «Жизнь за Царя» // Северная пчела. 1836. 7 дек. № 280.
- Чайковский П.И. О музыке, о жизни, о себе / Литературная композиция А.А. Орловой. – Л.: Музыка, 1976. – 272 с.
дипломов
Оставить комментарий