Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2012 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СТАРОРУССКАЯ ВОЕННАЯ ПЕСНЯ (Х—ХVII вв) КАК МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Колесникова Надежда Александровна
кандидат культорологии, педагогический колледж № 14 г. Москва
E-mail:
Современное состояние социальной жизни с точки зрения стратегической перспективы нельзя не оценить как кризисное. И ядром системы воспроизводства этого состояния является, как показывает социология духовной жизни, не экономика, не политика, а духовная жизнь или кризис духовной жизни. Преодоление этого кризиса связано, прежде всего, с духовным оздоровлением общества, с переходом к новому качеству обменных процессов в социальной системе. И в этом смысле сохранение и изучение военной песни может сыграть большую роль. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Именно в рамках этого жанра происходит наиболее глубокое осмысление проблем жизни и смерти, дружбы и предательства, победы и потери, любви и ненависти.
Военная песня всегда была явлением консолидирующим, объединяющим нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо масштабных смыслов, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это непреходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Следовательно, изучение военной песни является актуальной и важной проблемой современности. Актуальность проблемы усиливается потенциальной возможностью, заложенной в военной песне, к предотвращению личностного распада, к формированию чувства сопричастности к огромному историческому пласту предшествующих поколений, к разделённости исторической судьбы с предшествующими поколениями.
Истоки и традиции отечественной военно-песенной культуры уходят своими корнями в далекое прошлое. Сегодня крайне затруднительно определить дату рождения первых военных песен, да вряд ли это необходимо делать. Для нас более значимым является сам факт существования и развития военных песен, как в далеком прошлом, так и в настоящем. Одна из главных тем древнерусской военно-песенной культуры — это героико-патриотическая тема, истоки которой в песне уходят далеко вглубь веков. История сохранила песни, сказания, предания, былины, посвященные описанию событий, происходивших на русской земле, подвигов русских богатырей в их борьбе с иноземными завоевателями. В основном дошедшие до нас образцы песенной культуры отражают огромное желание русских людей защитить свою независимость, отстоять свои территории. По песням этого времени уже можно проследить формирование черт национального характера русского человека. В них воспета сила и мужество, отвага и преданность Родине, грусть и печаль по поводу утраты человеческой жизни. Ни в одной военной песне нет презрения к врагу, нет ненависти, есть только сожаление о его участи и уверенность в своей победе.
Самые первые упоминания, связанные с исполнением и культивированием песен в славянских воинских ратях и дружинах, мы находим у византийских историков, которые почтительно величали славян «песнолюбивыми», а один даже поведал печальную историю о том, как однажды греки сумели победить славян только потому, что те «усыпили себя песнями и не взяли никаких мер предосторожности» [3, c. 45].
Со временем в каждой княжеской дружине вошло в обычай иметь своего «штатного» певца-сказителя. В его обязанности входило «вести поэтическую летопись князя». Певцы-дружинники участвовали во всех его походах и увеселениях, делили с ним горе и радость. Они слагали в честь князя и его славной дружины величальные песни-славы, вспоминали были давних лет. Имена их знали повсюду. Народ любил таких певцов-сказителей и лучших из них называл «словутными», то есть прославленными, известными. По-видимому, одним из таких певцов-сказителей и был гениальный создатель бессмертного «Слова о полку Игореве» [3, c. 86].
Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович — все главные герои дошедших до нас замечательных эпических песен-былин, родившихся в пору расцвета Киевской Руси, — «наделены не сановным происхождением, княжеским величием и статью, а чертами близкими самому народу, — мудростью и ловкостью, силой и храбростью, бодростью и оптимизмом» [2, c. 15].
Былинные герои не теряются перед опасностью, нахлынувшая беда не застает их врасплох, и подвиги свои они творят не корысти ради, а во имя справедливости и мира, ради самой Руси и ее народа [2, c. 32].
Таким образом, несмотря на то, что у нашего народа долгое время не было письменности (музыкальная появилась еще позднее), народная память с давних времен бережно сохранила немало песен, в которых воспевается славное боевое прошлое нашей Родины, наиболее яркие и значительные события ее военной истории, боевые традиции и ратные подвиги русских воинов и различные стороны их жизни и быта, то есть все то, что мы объединяем в понятие военная песня [3, c. 39].
Идея защиты Родины, служение ей на «заставе богатырской» — главное тематическое зерно былинно-песенного эпоса. Герои этих эпических песен, сказаний, былин носили вполне реальные черты. Пели же их, как правило, под аккомпанемент гуслей или какого-либо другого инструмента. Передаваясь из уст в уста, от поколения к поколению талантливыми рассказчиками и сказителями, шлифуясь подобно драгоценным алмазам, многие из них дошли до наших дней как древнейшие образцы музыкально-песенного творчества народа, и воскрешают в памяти живущих славные дела и подвиги предков. Они легли, к примеру, в основу «Повести временных лет» — первой дошедшей до нас рукописной истории нашей страны.
Следует отметить, что в древности было распространено чтение нараспев. Даже законы слагались стихами и распевались под звон струн «молодым людям на послушание, а старым для памяти» [2, c. 53].
Обычай исполнения текстов в музыкальном сопровождении не является чисто русским национальным обычаем. Подобное исполнение мы знаем из истории античного мира, но на российской земле он получил наибольшее распространение и существовал длительное время. Это стало возможным благодаря особой музыкальности славянской нации, ее лирической интерпретации любых событий, в том числе и военных, желанием усилить музыкой эмоциональное воздействие поэтического текста. В этой связи следует отметить, что военные песни, служили основой для формирования таких черт национального характера, как мужество, сила, стойкость, дружелюбие, терпимость к соседним нациям. Происходило это потому, что бытовали военные песни не только в дружине, но и в быту, в обычной жизни славян, где эти два понятия были тесно связаны друг с другом.
Стряхнув татарское иго, Русь должна была еще долго бороться с остатками разбитых орд, занимавшими ее степные окраины. Памятником этому осталась чрезвычайно поэтическая песня о раненом воине — тяжела доля раненого бойца, забытого среди дикого поля: голод, жажда, звери и свирепый враг грозят ему и не с кем поделиться горькой думой, кроме верного ратного товарища, удалого коня. Конь бьет копытом в сырую землю, хочет свезти раненого хозяина к его семье. Но тот уже не имеет силы сесть в седло и, прощаясь с конем, просит его снести привет родным… Смерть близится к витязю… Предсмертная тоска леденит его душу:
Уж как пал туман на сине море,
А печаль-тоска в ретиво сердце…
Не вставать туману с синя моря,
Не выйти тоске из сердца вон [1, c. 216].
Этими образными, полными красоты и чувства строками заканчивается песня. Видно, певцу была близко знакома описываемая картина и он обладал сильным дарованием, созревшим среди борьбы с людьми и природой.
Немало песен сложено и о взятии Казани Иваном Грозным. В каждой из них радость победы, рассказ о русской удали и смекалке, об отношении царя к воинам, о подвиге воинов. В итоге песен говорится о покорении Казани, где прославляется не только победа, но и сама русская земля, которая называется святой, любимой Богом. Песенниками закладывалась в умы людей идея любви к Родине, идея избранности России, ее миссианской роли, ее богоизбранности.
Вечно быть нашей Казани под святой Русью,
Под святой Русью непобедимою,
Непобедимою, Богом любимою! [4, c. 2].
Эти строки звучат как наказ всем будущим поколениям, как своего рода пророчество или заклинание, как идея, которую необходимо внушить в сознание людей, нести будущим поколениям и с ней дальше жить.
Более спокойно и взвешенно звучит песня о тех же событиях, сложенная в Вятской губернии. Здесь нет пафоса, нет концовки, нет заклинания. Есть только простой рассказ о событиях, практически не украшенный мнением автора. В этой песне, с одной стороны, царь предстает великодушным, благодарным государем, но, с другой, можно сделать вывод о том, что ратники были в неволе, так как самой дорогой наградой для них была возможность быть отпущенным на родную сторону. Редко кто из них мог прямо высказать царю свое заветное желание. А песня позволяла это сделать безнаказанно, тем самым она служила средством компенсации за невозможность реальных действий, средством высказывания мечтаний и, тем самым, средством виртуального достижения желаний.
В песне о взятии Казани, сочиненной в Пермской губернии, внимание концентрируется на образе царя, на показе его лучших качеств, таких, как заботливость о воинах, любви к армейскому человеку.
Теперь наш государь привозрадовался,
Приказал наш государь пушкарей своих дарить,
Всем пушкарям по пятнадцать рублей,
Одному пушкарчику пятьсот ему рублей;
За то ему пятьсот: к царю близко подходил,
К царю близко подходил, ему речи говорил [4, c. 581].
Песня явно не оконченная, в ней нет итога, возможно, его и просто нет, но не исключено, что просто не сохранен текст, не дошел до наших дней. Но мысль о благодарности царя своему войску прослеживается достаточно уверенно, что призвано внушить любовь к своему государю, а следовательно, и готовность отдать жизнь за него и за Отечество.
Песня Оренбургской губернии о взятии Казани написана в традиционной былинной манере, что придает ей особый колорит, особую привлекательность. Именно песни, сложенные в былинной манере, призваны были возродить дух былых времен, представить неразрывную связь с прошлым, напомнить о подвигах и победах предков.
Как от сильного Московского царства
Что не сизый орлище встрепенулся,
Что не грозная туча поднималася,
На Казанское царство наплывала [4, c. 92].
В традиционном зачине отмечено, что Московское царство было сильным, могучим. И уже с первых строк в песне ощущается надежда воинов на победу. Именно Московское царство выступает захватчиком. Но автор не относится к этому факту отрицательно, он уверен в правоте действий царя, и ни у кого не вызывает сомнений верность его действий. Автор оправдывает захватнический поход, преподносит его как подвиг, как необходимость. Это уже идеологический момент, вселить уверенность в правоте действий государя, в необходимости ему помогать. Можно сделать вывод, что уже в этот исторический период, сила — силой, а необходимы были и другие методы воздействия на сознание людей, на формирование их мировоззрения. И в качестве такой силы выступала военная песня.
Уверенно и убедительно звучит песня о набегах Крымского хана, сочиненная в Московской губернии.
А не сильная туча затучилася,
А не сильнiи громы грянули:
Куда едет собака Крымской царь?
А ко сильнему царству Московскому:
А нынечи мы поедем к каменной Москве,
А назад мы пойдем, Рязань возмем [4, c. 244].
В этой песне ощущается уверенность в победе, в правоте помыслов, даже какая-то лихость устремлений. Несмотря на то, что для иноземного царя подбирается нелестный эпитет, его называют «собакой», в песне не прослеживается ненависти к врагу, и в этом отражаются черты русского характера.
Нашла свое отражение в песнях и Осада Пскова Польским королем. Так, в песне Олонецкой губернии повествуется о решимости русских воинов не сдаваться без боя, защищать свои территории. Здесь же показывается и сила князей, на ум, силу и находчивость которых и надеется войско.
И отрицают воеводы московские:
«Что не даем мы вам граду без бою,
И без бою, без драки великiя,
Без того кровопролития немалыя;
Уповаем на Пресвятую Богородицу,
Не даст вам собакам на поруганье!
Тут сидят три милые братцы названые:
Михайло Скопин сын Васильев князь,
Борис Петрович Шереметьев князь,
Микита Вольхонской Романович князь» [4, c. 251].
Особой лиричностью и проникновенностью пронизан «Плач войска» по поводу смерти Ивана Грозного.
У Ивана было у великого
У собора было у Успенского,
У честной-славной заутрени,
Молодой сержант на часах стоит,
На часах стоит Богу молится,
Горючими слезами заливается:
«Ты возьмой-возьмой, туча грозная,
Ты пролей-ка част-силен дождичек
Примочи-ка ты мать сыру землю!
Разступись-ка ты, мать сыра земля,
На четыре ты на все стороны!
Раскройся-ка, гробова доска,
Рапахнись-ка ты, бел-тонкой саван,
Ты возстань, возстань, православный царь,
Царь Иван Васильевич!» [4, c. 470].
Неподдельная любовь к царю, горечь его утраты, беспокойство по поводу своего будущего. Войско осиротело, потеряло уверенность в будущем, и поэтому можно сделать вывод о единствах помыслов царя и воинов, об их понимании и поддержке друг друга.
В вечной войне протекала история русского царства, почему и песни вновь создавшейся постоянной военной силы полны жалоб на тяготу службы на степных заставах:
Спаси, Боже, службы тяжкой зимовой…
Подай, Господи, службу легкую, весеннюю… [4, c. 659].
С незапамятных времен социокультурное значение военной песни неизменно связано с армией, где она является неизменным атрибутом. Со временем расширяется диапазон ее значения.
Военная музыка и военная песня в современном понимании этого слова возникли у нас не ранее XVIII в. Становление и расцвет традиционных жанров военной песни приходится на XVIII в., что связано с созданием в России регулярной армии.
Петровская армия, созданная его могучей волей, не имела ничего общего с прежним патриархальным строем русской жизни. Одетая, вооруженная по-новому, она и одухотворялась новыми взглядами, проводимыми царем, и, отрешившись от всего старого, выработала свои собственные формы жизни и идеалы. В то время народ, смущенный крутыми реформами Петра, относился к нему недоверчиво, солдаты же, избавленные от лихоимства и произвола начальников, увлеченные блестящими победами, одержанными благодаря его гению, смело шли за ним.
Но говоря о создании регулярной армии Петром, о появлении нового типа военно-песенной культуры, нельзя не вспомнить и тот урон, который он нанес солдатской песне. После разгрома стрельцов, когда наиболее активные из них погибли на плахе, а остальные изгнаны на дальние окраины, самое название их было уничтожено. Вместе с ним обрывается и первый, старорусский период солдатской поэзии и она вступает в новую фазу.
Из множества наблюдений и мыслей о роли и месте песенного творчества, принципах его восприятия и особенностях воздействия, выделим главное: в художественной летописи народа, которая, наравне с научной, составляет главный остов общественного сознания, военная песня выступает как источник исторического и социального знания.
Военная песня — безусловное достояние каждой нации. В настоящее время именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня вполне способна стать стержнем в духовном обновлении нации, в ее духовном оздоровлении.
Список литературы:
- Исторические песни. — М., 2001. — 216 с.
- Кузьмин А. И. Военная героика в русском народно-поэтическом творчестве. — М., 1987. — с. 15, 32, 39, 53.
- Кулаковский Л. В. Песнь о полку Игореве: Опыт воссоздания модели древнего мелоса. — М.,1977. — с. 45, 86.
- Миллер В. Ф. Исторические песни русского народа XVI—XVII вв. — Петроград, 1915. — с. 2, 92, 244, 251, 470, 581, 659.
дипломов
Оставить комментарий