Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 октября 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
НАЧАЛЬНЫЕ СТРАНИЦЫ ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ)
Соседкина Галина Витальевна
аспирант 1 курса кафедры истории музыки Красноярской государственной академии музыки и театра, РФ, г. Красноярск
E-mail: sosedkina_3@mail.ru
Ефимова Ирина Викторовна
канд. искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Красноярской государственной академии музыки и театра, РФ, г. Красноярск
HOME PAGES OF THE THEORY OF MUSIC EDUCATION IN RUSSIA (ON MATERIALS OF THE PUBLISHED WORKS)
Sosedkina Galina
1 graduate student at the department of the history of music Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre, Russia, Krasnoyarsk
Efimova Irina
Ph.D., Professor, Department of History of Music Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre, Russia, Krasnoyarsk
АННОТАЦИЯ
Процесс формирования отечественной системы музыкального образования корнями уходит в дореволюционное время. Работа выдающихся музыкантов того времени внесли неоценимый вклад в развитие этой системы. В статье представлены их педагогические идеи и методики.
ABSTRACT
The process of formation of the national system of music education is rooted in pre-revolutionary times. Work outstanding musicians of the time made an invaluable contribution to the development of this system. The article presents their pedagogical ideas and methods.
Ключевые слова: отечественное музыкальное образование.
Keywords: domestic music education
С XVIII века музыка становится неотъемлемой частью жизни русского светского общества. Процесс формирования музыкальной мысли отражен в ряде опубликованных документов, а именно — в опубликованных работах выдающихся деятелей того времени — В.Ф. Одоевского, А.Н. Серова, М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского и других.
В первую очередь, особого внимания заслуживает публичный курс лекций о музыке, подготовленный и прочитанный А.Н. Серовым. Наряду с Одоевским, Серова можно считать основателем отечественной базы музыкально-образовательных идей и знаний. В дальнейшем, по просьбе Ломакина, Серов читал свои лекции в стенах знаменитой Бесплатной музыкальной школы (БМШ). В лекциях Серова затронут обширный круг музыкально-теоретических вопросов, от акустики до анализа музыкальных (в том числе полифонических) форм. Полный лекционный цикл, включавший 16 занятий, опирался на детально разработанную программу под названием «О музыке с ее технической, исторической и эстетической стороны» (впервые опубликована в «Театральном и музыкальном вестнике» от 21.12. 1858).
Во вступительной лекции предполагалось дать общее понятие о музыке, ее месте в ряду прочих искусств, ее эстетике. За историко-эстетическим разделом следовали разделы музыкально-психологический (музыкальный слух, память) и собственно музыкально-педагогический.
Вторая лекция была сосредоточена на изучении звуковой природы и организации музыкальной «материи»: свойства музыкального звука; понятия: гармония, мелодия, ритм в их взаимосвязи и в историческом контексте.
На третьей лекции детально рассматривались элементы музыкального языка: «Гамма (скала) как основание мелодии и гармонии. Места полутонов в гамме. Возможность разных гамм и примеры этого разнообразия» (с обязательным показом музыкальных примеров); тоника и доминанта; их неразрывность. Акустические данности. Терция и основное трезвучие. Три основных трезвучия. Эстетический характер тоники и двух ее доминант. Основные каденции и их примеры. Графическое изображение гаммы и понятие о ключах нотной системы. Исторический очерк нотной грамоты» [3, с. 5].
Понятия звукоряда, лада и ладовых функций, строение аккордов и логика их связи (по сути — это уже основы гармонии) изучались на следующих занятиях (лекции 4—6).
Об интенсивности, информационной насыщенности и целенаправленности серовской музыкально-педагогической концепции свидетельствует содержание 12 лекции, где речь уже шла о таких «высоких материях», как фуга и ее строение, а также о других премудростях (канон, контрапункт и гомофония). Для сравнения напомним, что основы гармонии и полифонии вводятся в учебную программу современных музыкальных колледжей и консерваторий, тогда как в музыкальных школах дело ограничивается элементарной теорией музыки.
Необходимо отметить, что все теоретические выкладки подкреплялись практикой, примерами.
В дальнейшем Серов неоднократно проводил подобные лекции, обогащая их вопросами, связанными с музыкальной педагогикой. И здесь критик сетует на то, что музыкальная педагогика все еще загромождена «сором и хламом», предлагая выход из сложившегося положения путем некой «очистки» в музыкальном учении: «Надобно дойти до того, чтобы преподавались только законы искусства…Правила же надобно изгнать беспощадно» [4, с. 190].
В научно-педагогическом наследии А.Н. Серова находит широкое применение исторический подход. Он предполагает, во-первых, рассмотрение истории музыки как части всеобщей истории; а, во-вторых — необходимость изучения истории музыки как зарубежной, так и отечественной; а также — преподавание музыкально-теоретических дисциплин (теории музыки, гармонии, полифонии), причем в историческом ракурсе. По убеждению А. Серова, в ходе обучения музыкантов, особенно композиторов, необходимо акцентировать внимание не только на музыкальных образцах, но и на изучении музыкально-теоретических дисциплин (теории музыки, гармонии и др.), осваиваемых путем практического овладения навыками полифонического мастерства.
Таким образом, можно заключить, что в трудах А.Н. Серова были заложены основы таких учебных дисциплин, как теория музыки, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений.
Неоценимый вклад в развитие общего музыкального образования внес В.Ф. Одоевский. Сегодня особую актуальность приобрела мысль, высказанная им: процесс музыкального образования должен выстраиваться как взаимодействие ученика и учителя, их сотворчество и соучастие, а оптимальная форма преподавания — беседа. По сути, здесь уже заложено зерно так называемой педагогики сотрудничества. В своих «Беседах о музыке» Одоевский, затрагивая вопросы, связанные с теорией музыки, сольфеджио, предложил свой собственный развернутый план уроков для преподавателей «музыкальной азбуки».
В своих «Этюдах об органических законах музыкальной гармонии» Одоевский доходчиво разъясняет такие понятия, как музыкальный звук, мелодия, гармония, аккорд, их последовательное соединение, гамма и ее строение, консонанс и диссонанс; далее он уже обращается к фуге как музыкальной форме и как художественному произведению, рассматривая это явление в историческом ракурсе. «Этюды» завершаются рассуждением о пользе музыки.
В статье «Музыкальная азбука» (1862) Одоевский изложил развернутый поурочный план (3 урока) изучения элементарной теории музыки: «1. Предварительная практика. 2. Упражнения над интервалами. Приступ к фортепианам. 3. Названия шести нот» [2, с. 468]. Здесь Одоевский выступает за последовательный и постепенный принцип обучения. Все уроки должны сопровождаться музыкальными примерами и заданиями для закрепления пройденного материала, образцы которых автор приводит. По мнению Одоевского, приобщение человека к музыке должно основываться на высокохудожественных образцах. При этом автор ставит во главу угла народную песню, рассматривая ее как фундамент музыкального образования.
К когорте основателей отечественного всеобщего музыкального образования относится Г.И. Ломакин — на протяжении многих лет бессменный руководитель различных хоровых коллективов Петербурга (прежде всего, это хор графа Д.Н. Шереметева, хор Придворной певческой капеллы, а также хоровые коллективы различных учебных заведений). Приемы преподавания хорового пения, выработанные в процессе многолетней педагогической практики, этот музыкант применил в своих занятиях с учениками Бесплатной музыкальной школы, положив их в основу специальных методических руководств и пособий для работы с хором. Остановимся на одном из них — «Руководстве к обучению пению в народных школах».
В этом пособии весь материал по музыкальной грамоте, сольфеджио и «певческой установке» разделен на 15 разделов, составивших, по сути, учебный план и комплексное методическое руководство по обучению в БМШ.
Его содержание можно разделить на два крупных тематических блока. Первый включает сведения об элементарной теории музыки, как то: ноты, паузы, ключи, знаки альтерации, гамма, лад; в другом собраны практические рекомендации, касающиеся постановки голосового аппарата.
«Руководство» содержит примеры тактирования, правильной ритмической группировки, употребления пауз и синкоп, дирижирования в различных размерах, а также — способы изучения цифровой системы. В развитии ладового чувства большое внимание уделялось пению гамм. Нотный материал включал вокальные упражнения: попевки и каноны на два, три и четыре голоса.
Деятельность БМШ послужила образцом и основой для Народных консерваторий, перед которыми была поставлена задача распространения и развития общих и специальных знаний о музыке на основе народно-песенного репертуара и хорового пения. Это позволяло преодолеть отрыв профессионального образования, с его западноевропейским происхождением, от традиций народной культуры и, тем самым, значительно обогатить сферу общего музыкального образования.
В 1906 году Б. Яворским по поручению оргкомитета были составлены: план Народной консерватории, Записка о методике занятий, Программа курса хорового обучения и курса теории.
Не вдаваясь в детали, выделим основополагающую историко-теоретическую разработку Яворского, в соответствии с которой проводились занятия в стенах Народной консерватории. В программе изложен план последовательного развития музыкальных знаний и навыков: «Человеческие интонации, развившиеся в мелодии; соединение мелодий — полифония, гармония. Стремление к точности интонации и возможности отдыха побудили к изобретению примитивного сопровождения» [5, с. 236]. Одним из основополагающих методологических принципов программы Яворского был историзм. Соответственно, развитие музыкальной формы рассматривалось как историко-эволюционный процесс, начиная от унисонного пения и заканчивая мессой, оперой, романсом и поэмой.
Яворский, как и его предшественники, придавал большое значение в образовательном процессе хоровому исполнительству и народной песне как неотъемлемому компоненту системы обучения музыке в целом.
Многие педагогические открытия, принадлежащие упомянутым выше музыкантам дореволюционной России, значительно расширили и обогатили предметные методики, став основой для различных музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин (история русской музыки, история зарубежной музыки, теория музыки и сольфеджио, полифония, гармония, анализ музыкальных произведений, хоровое пение).
Заложенный в них творческий импульс нашел свое плодотворное развитие в советской системе музыкального образования, строительству которой придавалось чрезвычайно большое значение уже в первое послереволюционное десятилетие. Первоначальный опыт практического осуществления этой системы был предпринят Б.В. Асафьевым в его музыкально-просветительских программах, выстроенных на прочной основе преемственности по отношению к дореволюционному музыкально-педагогическому наследию. В том же русле работали — разумеется каждый по-своему, — его соратники по Музыкальному отделу (Музо) Наркомпроса: Б. Яворский, Н. Брюсова, В. Шацкая, Гродзенская и другие музыканты. Благодаря им был построен прочный «мост» между дореволюционной и советской эпохам в истории отечественного музыкального образования.
Список литературы:
- Горяйнов Ю.Г. Я. Ломакин: Дирижер. Композитор. Учитель. М.: Музыка, 1984. — 231 с.
- Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. — 729 с.
- Серов А. Статьи о музыке: В 7-ми вып. Вып. 4. М.: Музыка, 1988. — 444 с.
- Серов А. Статьи о музыке: В 7-ми вып. Вып. 6. М.: Музыка, 1990. — 341 с.
- Яворский Б. Воспоминания, статьи и письма, Т. I. М.: Музыка, 1964. — 670 с.
дипломов
Оставить комментарий