Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Хореографическое искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ДУШОЙ ИСПОЛНЕННЫЙ ПОЛЕТ…
Карпенко Виктор Николаевич
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры теории и методики хореографического искусства, Белгородский государственный институт искусств и культуры, РФ, г. Белгород
E-mail: nikita-61@mail.ru
Карпенко Ирина Анатольевна
доцент кафедры хореографического творчества, Заслуженный работник культуры РФ, Белгородский государственный институт искусств и культуры, РФ, г. Белгород
Новикова Анна Владимировна
магистрант 2-го курса кафедры теории и методики хореографического искусства, Белгородский государственный институт искусств и культуры, РФ, г. Белгород
SOUL FULL OF FLIGHT…
Karpenko Viktor
cand. ped. sciences, associate professor, assistant professor of the theory and methodology of choreography, Belgorod State Institute of Arts an d Culture, Russia, Belgorod
Karpenko Irina
assistant professor of choreography, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Russia, Belgorod
Novikova Anna
undergraduate 2-nd year of theory and methodology of choreography, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Russia, Belgorod
АННОТАЦИЯ
Нашему телу необходимо находиться во взаимосвязи с сознанием и духом. Изучая различные аспекты этой целостности, можно помочь заново открывать телесную мудрость, проявляя свободу и богатство его выразительности. Для исполнения танца требуется постоянное взаимодействие всех частей тела в идеально отлаженных движениях, ни одно из которых не может быть лишним.
ABSTRACT
Our body must be in conjunction with the mind and spirit. By studying the various aspects of this integrity can help rediscover bodily wisdom, showing the freedom and wealth of its expressiveness. For dance performance requires constant interaction of all parts of the body in a perfectly-established movements, none of which can not be superfluous.
Ключевые слова: душа танца; язык танца; искусство.
Keywords: soul dance; language dance; art.
Изменилась ли задача хореографического искусства в обществе? Искусство танца не может не пробуждать созидающие чувства. Собственно, речь идет об эмоциональных возможностях, свойствах и способах воздействия музыкально-хореографического искусства на зрителя. Очень не хотелось бы, чтобы, слепо идя за экстремальностью и информационной перенасыщенностью жизни, искусство заменило свойственную ему как высшую цель гармонию на противоположную категорию. Об этом стоит задуматься и хореографам, и деятелям эстрады, продюсерам и педагогам, обучающим хореографов, зрителям.
Для всех тех, кто выпускает на всеобщее обозрение и суд зрителя свое индивидуальное творчество, «Душой исполненный полет» не простая фраза и не только относительно творческого процесса, но и как отдача части себя, своей души. В наше, такое не простое время, когда появляются другие ценности не приемлемые для такой «тонкой материи», мы почему-то стремимся не замечать, добро, заботу о ближнем, любовь, нежность и конечно — душу, душевное состояние.
«Душа» — Внутренний, психический мир человека, его сознание [2].
Формирование наших душ происходит уже в детстве. Душа и тело имеют одну и ту же сущность. Душа формирует тело из себя. Душа — тоньше, тело — массивнее. То, что в душе можно назвать вибрацией, в теле становится атомом. Душа становится умом, с целью получить больше опыта, она становится телом, чтобы получить опыт более конкретный; при этом ум является независимым от тела, а душа не зависит ни от тела не от ума [4].
Язык танца — это, прежде всего язык человеческих чувств и если слово что-то обозначает, то танцевальное движение выражает, и выражает только тогда, когда, находясь в сплаве с другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения [1].
Воплощение «души» в танце постепенно утрачивает свои четкие черты. Многие пытаются создать не шедевр, а сделать шоу. Где много блесток, ярких костюмов и акробатических элементов, а где же душа? Где те самые «нотки», которые захватывают дух. Все это тоже имеет место быть, но в них нет глубокого понимания простых вещей и истин. Смотря на нынешних специалистов, видишь, что многие не ищут интересных не затронутых еще в полной мере тем для постановок. Одни пользуются уже готовым материалом, иногда, к великому сожалению, полностью «списанным». Другие же, не изучив досконально востребуемый материал, уже пользуются им вовсю, а затем критика говорит, что постановка то не понятна, то «сырая».
Художественный образ — персонаж (герой) в танце — духовно определенное явление, выраженное в одном или многих телодвижениях танцевального текста. Более того, он складывается из множества связывающихся свойств и особенностей. В его структуру входят художественно-образные элементы всех компонентов (слагаемых) танцевального произведения. Он есть синтез слышимого и видимого, квинтэссенция танцевального творчества.
Есть много достаточно ярких образцов проявления души. Например, образ Сильфиды, это призрак, но в тоже время это и проявление души. Потому что, только через душу можно показать, что такое любовь, нежность и самопожертвование. И таких образов много и все они были созданы в те времена, когда создавались шедевры классической хореографии. Душа должна быть не только в образе или задумке постановки, но и в движении, эмоциях, в сердце самого постановщика и его исполнителей. Именно этого так не хватает сегодня в творчестве молодых хореографов. А для восприятия окружающего мира, творчески одаренному человеку необходимо ощущение «душевной свободы». И мы знаем имена тех, кто в истину дарил и дарит нам эту душевную свободу. Это: Борис Эйфман, Леонид Якобсон, Морис Бежар, Галина Уланова Майя Плисецкая и многие другие. И, тогда появляется вдохновение и рождается произведение танцевального искусства.
А, что такое вдохновение?…Кто она идеальная танцовщица? Покровительница танца? Древние греки называли ее Терпсихорой, само имя несет отпечаток ритма и гармонии. Терпсихора (др.-греч. Tepvryopa) — муза танца. Удивительный персонаж древнегреческих мифов, образ и символ в искусстве, пользующийся популярностью и по сей день. Согласно Диодору, она получила имя от наслаждения (терпен) зрителей являемыми в искусстве благами. Её имя среди других девяти Муз называет и Цец. По мифологическим преданиям она дочь Зевса и Мнемозины. Считается, что она является покровительницей танцев и хорового пения. Как правило, изображается в виде молодой, прекрасной женщины, с улыбкой на лице. Иногда в позе танцовщицы, но чаще — сидящей и играющей на лире. Характерные атрибуты для нее — венок на голове; в одной руке она держит лиру, а в другой руке — плектр. Считается матерью сирен. Часто эту музу связывают с Дионисом — Богом Виноделия, приписывая ей атрибут этого бога — плющ. Об этом гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре [4].
По преданию эта Муза, открывает людям гармонию между внешним и внутренним миром, душой и телом. Как правило, античный танец основывался на строгом соблюдении ритма, на сочетании ритмичного шага и подобающих движений рук. Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях. Считалось, что Терпсихора, спутница бога гармонии Аполлона, учит душу правильно сочетаться с телом. Позы и движения должны быть красивы и гармоничны, пляска должна отражать настроение мысли и чувства — высшее искусство танцевания [3].
Об отношении к танцу в Древней Греции говорит тот факт, что Терпсихора была включена в пантеон божеств. Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство [1].
Сохранились свидетельства, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. В честь Терпсихоры даже назван астероид, открытый в 1864 году. Но сегодня имя это уже никто не произносит, а искусством, в высшем проявлении этого слова, мало кто занимается. Все стороны нашей жизни отмечены следами разложения, и трон Музы Танца также оказался захвачен культом упадничества и вырождения, когда маска танца была надета на телодвижения, имитирующие современную жизнь.
Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и свободного времяпрепровождения. Муза и танец — это результат вдумчивого созерцания Природы, где все движется в ритме согласно неписаным законам. Конечная цель — применение этих знаний в танцевальном материале, перемещение внимания с внутреннего фокуса (изучение), на внешний фокус — радость танца в пространстве без ненужного напряжения в теле. Поскольку танец является, прежде всего, декоративным и высокохудожественным искусством, то движения и позы танцовщика должны быть красивыми, изящными и грациозными.
Любой танец — это своего рода магия. Каждый жест, взгляд, поворот головы — неслучайны и содержат в себе бесконечное количество оттенков и смыслов. Именно поэтому, для исполнения танца требуется постоянное взаимодействие всех частей тела в идеально отлаженных движениях, ни одно из которых не может быть лишним. Говорят, чтобы понять дух танца, достаточно погрузиться в шелест густой листвы. Достаточно минуту посидеть на берегу моря, обратив к нему лицо, и отдаться на волю неутомимого ритма, с которым волны набегают на берег. Достаточно проследить полет птицы или падающего листа осенней порой. Достаточно взглянуть, как танцуют на небе облака. Достаточно просто уметь читать книгу, которую открыла для нас природа. Если бы зазвучали прекрасные мелодии, они разбудили бы в нашем теле желание двигаться им в такт, согласованно и соразмерно [4].
Нашему телу необходимо находиться во взаимосвязи с сознанием и духом. Изучая различные аспекты этой целостности, можно помочь заново открывать телесную мудрость, проявляя свободу и богатство его выразительности. Это привнесет в жизнь большую динамику двигательного выражения, здоровья и благополучия. Значит, следует уделять значительное внимание развитию ощущений своего тела, осознанию его внутренней организации и целостности. Танец в своей сущности обобщен и многозначен. Танец абстрагирует, служит как бы непосредственным эмоциональным откликом на практическое взаимодействие человека и окружающего мира. Танцу, присуща, выразительная способность передавать тончайшие состояния человеческого духа. У каждого человека существует огромный ряд убеждений относительно себя, мира и других людей, который ограничивает его взаимодействие с миром, собой и людьми, лишая гибкости его мышление, а также сужая круг способов реализации человеком его творческих, интеллектуальных и физических данных [4].
Нас окружает агрессивная музыка, построенная на диссонансах, или приторно слащавая и лукаво нежная, а тексты песен явно продиктованы вырождающейся модой или политической системой, что также популярно сегодня. За всей этой мишурой не видно истины. А она заключается в том, что танец, по сути, умер, оставив после себя лишь свое жалкое подобие, способное работать на публику. (Если говорить не о высокопрофессиональном сценическом танце, а о танце души и тела, как единого, гармонично существующего).
Таким образом, можно сделать заключение, многие уже не знают имени Музы Танца и не вспомнят искусство, которому она покровительствует. Странно, но ведь и душа умеет танцевать. Она живет в каждом из нас, и все зависит от того, насколько мы сами сковываем ее. Если душа охвачена трепетом, греки называли это именем грации и гармонии, то ее танец возможен — и это будет высшим проявлением присутствия Терпсихоры в нашей жизни. Какова была она — идеальная танцовщица? Наверняка, каждое движение Музы дышало грацией, которую не могли скрыть одежды. Она шла сквозь время, и ее шествие было танцем, движения которого были самой музыкой. Терпсихора не умерла, ведь прекрасное никогда не умирает… все подлинное вечно…
Список литературы:
- Никитин В.Ю. Профессионально-педагогическая подготовка балетмейстера в учебных заведениях культуры и искусств: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 — теория и методика профессионального образования М.: МГУКИ, 2007 г.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под. ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 19-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1987. — 750 с.
- Осинцева Н.В. Танец в аспекте антропологической онтологии: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: специальность 09.00.01 / Н.В. Осинцева Надежда Владимировна. Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 2006. — 21 с.
дипломов
Оставить комментарий