Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
РОЛЬ МУЗЕЕВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВА-НА-ДОНУ И ТАГАНРОГА)
Фиськов Анатолий Анатольевич
аспирант кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, РФ, г. Санкт-Петербург
THE ROLE OF MUSEUMS IN ART LIFE OF THE CITY (BY THE EXAMPLE OF ROSTOV-ON-DON AND TAGANROG)
Anatoly Fiskov
post-graduate student of Art History Chair, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences, Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
Основной целью представленной статьи является рассмотрение роли музея в художественной жизни современного города. В таких городах как Ростов-на-Дону и Таганрог большое значение играет деятельность музеев как важнейших культурных центров, знакомящих общественность с произведениями изобразительного искусства. Кроме этого, деятельность музеев оказывает значительное влияние на региональный художественный рынок. Также автор отмечает, что традиции, сложившиеся в изобразительном искусстве того или иного региона в полной мере можно изучить, проанализировав экспозиции местных музеев.
ABSTRACT
The main purpose of this article is to study the role of the museum in art life of the modern city. In cities such as Rostov-on-Don and Taganrog the activity of museums as cultural centers, acquainting society with works of art, plays the significant role. In addition, the activity of museums have a significant impact on the regional art market. The author also notes that the traditions found in the fine art of a particular region can be fully under study through analyzing the exposure of local museums.
Ключевые слова: художественный музей; экспозиция, художественный рынок; национальные традиции; художественная жизнь; профессиональное художественное образование; изобразительное искусство.
Keywords: art museum; exposure; art market; national traditions; art life; art professional education; visual art.
Современные исследования в области изобразительного искусства все чаще и чаще обращаются к изучению региональных особенностей художественного творчества.
История становления современной художественной жизни Ростова начинается в конце XX-го века. Однако, этот период, по мнению известного ростовского историка Бусленко Н.И. не оценен в полной мере. «На мой взгляд, о Ростове купеческом искусственно создавалось мнение, как о городе духовно отсталом, в котором «отцы города» никак не желали развивать искусство, просвещение» [1, с. 160]. Тем не менее, многие факты говорят об обратном.
Как отмечает в свое работе «Художники Дона» известная искусствовед Рудницкая Ю.Л.: «Истоки художественной жизни Ростова восходят еще к предреволюционным временам, когда в городе возникло так называемое «Ростово-Нахичеванское общество изящных искусств, а при нем и рисовальная школа» [4, с. 7].
Именно с работой этого общества связаны истоки развития не только музейного дела на Дону, но и появление первых ценителей искусства профессионалов.
Так же этот факт имеет значение и для развития регионального художественного рынка, культурного просвещения общественности. Анализируя художественную жизнь области и региона необходимо рассмотреть деятельность музеев того или иного города.
Таким музеем в Ростове-на-Дону является Ростовский областной музей изобразительных искусств.
История появления данного музея тесно связана с обще-культурными тенденциями и развитием художественной жизни Ростова-на-Дону в начале двадцатого столетия.
Как мы отмечали выше, важнейшим событием этого периода является создание Ростово-Нахичеванского общества изящных искусств.
Ростовский искусствовед Рязанов В.В. в своей работе, посвященной истории изобразительного искусства в Ростове-на-Дону и Нахичевани, указывает: «С деятельностью РНОИИ будут связаны одни из самых ярких страниц в художественной жизни обоих городов в первые десятилетия двадцатого века, которые и для нашего времени имеют непреходящее значение» [10, с. 10]. Именно деятельность этого общества создала предпосылки для создания данного музея.
Ростово-Нахичеванское общество регулярно проводило выставки, на которых демонстрировались произведения различных художников из большинства регионов России. Некоторые произведения оставались в коллекциях Ростовских меценатов и ценителей искусств. В дальнейшем, именно эти работы и составили основу для создания музея.
Так, на примере истории появления Ростовского областного музея изобразительных искусств можно сделать ряд выводов о взаимосвязи художественного рынка Ростова и учреждений подобного рода.
Так, во-первых, можно отметить, что уже в начале двадцатого столетия в Ростове-на-Дону и области сложились предпосылки для развития художественного рынка. Как и в центральных регионах России, в Ростове проявляют активность представители влиятельного и состоятельного сословия, которые активно выступают в роли меценатов и покровителей искусства. Кроме этого, можно отметить наличие в городе и особого круга людей, отличающихся высокой степенью осведомленности в области искусства, его ценителей.
Во-вторых, можно прийти к выводу о том, что на некоторых этапах становления и развития художественного рынка различные институты взаимно обуславливают деятельность друг друга. Так, например, именно факт покупки произведений и формирования частных коллекций жителей Ростова-на-Дону, считается началом истории музея, и в то же время, развитие современного художественного рынка в значительной степени зависит от деятельности таких учреждений как Ростовский областной музей изобразительных искусств.
Исторические события двадцатого столетия во многом оказали влияние на развитие музейного дела в России.
Тем не менее, следует отметить, что предпосылки развития региональных музеев возникают еще во второй половине XIX века. В основном этот процесс связан с ростом коллекционирования, в результате которого создавалась база для музея. В особенности это относится к художественным музеям. Задачу открытия общенационального художественного музея, который был бы общедоступным и позволял бы знакомиться всем общественным кругам с достояниями русской школы живописи ставил перед собой известнейший меценат — П.М. Третьяков, который считал, что «не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, вседоступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу и удовольствие» [8, с. 46].
Будучи крупным московским фабрикантом, он, тем не менее, вкладывал значительные средства на развитие и поддержку русских художников, пропаганду русского искусства. Он собирал свою обширную коллекцию начиная с 1856 года и во многом определил развитие музейного дела в России. Примеру П.М. Третьякова следуют и другие состоятельные люди, что отражает общие тенденции в обществе в то время.
Относится это в полной мере и к Ростовскому областному музею изобразительных искусств, который был открыт 1 мая 1920 года, но еще долгое время находился на стадии становления.
Широкое распространение провинциальных музеев на рубеже XIX-го, начала XX века связано с развитием всех отраслей общества. Активно развивающаяся индустрия являлась мощным стимулом для развития науки, а так же образования, что влияло на общий уровень общественного сознания, а так же способствовало появлению крупного капитала, что в значительной степени сказывалось и на развитии искусства. Появление богатых меценатов и людей, заинтересованных в перспективном вложении средств, которых все больше привлекают произведения искусства, провоцирует развитие художественного рынка в России и создание институтов, способствующих этому процессу, в том числе и художественных музеев.
Так, постепенно, музей становится частью повседневной жизни городского населения, и постепенно превращается в важнейший культурный феномен, выполняющий свои социально-культурные функции, определяя вектор развития разнообразных отраслей общественной жизни, связанных с искусством, в том числе и художественный рынок, что будет рассмотрено более подробно.
Рассматривая историю художественных музеев в России, следует отметить, что у провинциальных музеев были свои особенности формирования. Так, чаще всего они формировались на базе некоего краеведческого музея, который в той или иной степени имел отделы, посвященные природе, истории, а так же в ряде случаев художественных произведений или аналогичных частных коллекций.
Так, еще в 1937 году будущий Ростовский областной музей изобразительного искусства существует на правах отдела Ростовского областного музея краеведения.
Несмотря на это, уже с первых лет своего существования, запасники музея пополняются работами всемирно известных мастеров из собрания таких ведущих музеев таких, как Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей. Во многом это стало возможно благодаря активной деятельности сподвижников дела — художников Л.Д. Силина и М.С. Сарьяна, а так же писательницы М.А. Шагинян [5, с. 9].
За годы работы довоенный Ростовский областной музей изобразительных искусств сформировал достаточно обширную коллекцию, часть которой была утеряна в годы Великой Отечественной Войны, когда музей был эвакуирован в Пятигорск. Тем не менее, многие произведения удалось спасти или вернуть.
Некоторые произведения чудом уцелели, благодаря тому, что семьи художников во время фашистской оккупации находились в Ростове.
Работа Ростовского областного музея изобразительных искусств оказывала и продолжает оказывать большое значение на художественную жизнь города и области.
Еще одним важнейшим учреждением, оказывающим влияние на художественную жизнь Ростовской области является Таганрогский музей, появившейся в 1898 году, когда город праздновал свой двухсотлетний юбилей.
Инициатива создания музея принадлежит выдающемуся русскому писателю и общественному деятелю Антону Павловичу Чехову. Именно он обращается сначала в городскую управу, а затем к своим друзьям в Санкт-Петербурге и Москве, с просьбой о помощи в организации музея. Так, на призыв Чехова откликнулся И.Е. Репин, который способствовал появлению в музее первых экспонатов — работ известных русских художников из собрания Академии художеств. В дальнейшем, фонды музея неоднократно пополнялись из собраний Государственного музейного фонда и Государственного Русского музея.
В 1968 году на основе музея сформирована Таганрогская картинная галерея, в 1975 году получившая постоянное здание – памятник архитектуры XIX-го века. На сегодняшний день галерея преобразована в таганрогский художественный музей, в котором содержится огромное количество экспонатов, а именно около двух тысяч произведений живописи, трех тысяч графических произведений и более ста пятидесяти скульптур.
Особый интерес в собрании музея представляют собрание русской живописи XIX века. Среди художников, чьи работы хранятся в музее, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, В.Н. Мешков, И.Я. Билибин, И.М. Прянишников, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, В.Е. Маковский, Н.Я. Ярошенко, И.К. Айвазовский, К.А. Коровин, Ф.А. Малявин, А.Е. Архипов и т. д.
Значение деятельности художественных музеев для художественного рынка города и области связано со следующими аспектами работы музея.
Согласно одному из современных определений музея, принятом в 1974 году международным советом музеев «Музей — постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей» [7, с. 395]
Таким образом, одной из важнейших функций музея является его большая просветительская деятельность. С первых дней существования таких учреждений, основной их функцией являлось приобщение широких масс к достояниям искусства и культуры. Так, возникшие в Древней Греции мусейоны, являлись святилищами почитания муз, которые в свою очередь, были богинями творческой деятельности. Мусейоны были центрами, в которых проходили различные литературные, научные и многие другие общеобразовательные занятия. Эпоха Возрождения дает музеям новую функцию — хранение раритетов, а в эпоху просвещения музей становится одним из социальных институтов общества.
Реализуется просветительская деятельность музея, в первую очередь, его выставками и различными образовательными проектами, связанными с музейной педагогикой. Выставки, проходящие в музее, являются достойными событиями в художественной жизни города и привлекают аудиторию, состоящую как из ценителей искусства, так и людей далеких от этой сферы. Тем не менее, информация, которую общественность получает на подобных мероприятиях, формирует ее представление об искусстве, его основных тенденциях, а так же вкусы аудитории. Поэтому от характера музейных экспозиций во многом зависит перемещение акцентов внимания широкой публики на конкретные формы и виды изобразительной деятельности.
Так же обширные образовательные проекты, такие как лекционные вечера, и работа со школьниками и учащимися вузов (студенты Южного федерального университета традиционно проводят копийную практику при непосредственной поддержке Ростовского областного музея изобразительных искусств) позволяют формировать вкусы будущего поколения, тем самым оказывая влияние на характер развития художественного рынка в регионе.
Большую работу ведет Ростовский областной музей изобразительных искусств совместно с ведущими учебными заведениями города, которые занимаются подготовкой специалистов по художественно-творческим специальностям. Так, искусствоведы — сотрудники музея, часто являются рецензентами дипломных работ студентов.
Давно и плодотворно сотрудничает с Южным Федеральным университетом заслуженный работник культуры Российской Федерации, старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств, искусствовед В.В. Рязанов.
В дальнейшем, когда вчерашние выпускники начинают вести активную творческую деятельность ведущие искусствоведы города так же принимают в ней активное участие. В основном, это заключается в сопровождении и разработке концепций творческих выставок. Очень важно то, что профессиональная критика, освещенная средствами массовой информации, позволяет открывать для общественности новые имена, что в свою очередь является одним из важнейших обстоятельств для формирования вектора развития художественного рынка города и региона в целом.
Целый ряд сотрудников музея являются авторитетными специалистами в области реставрации произведений изобразительного искусства, что касается, в первую очередь, работы с антиквариатом.
Так как на российском художественном рынке основной процент продаж приходится именно на подобные произведения искусства, а именно, около 73 %, то очевидно, что от работы специалистов в области реставрации и оценки произведений зависит даже поставка на художественный рынок подобных предметов.
Велика значимость музеев так же и для деятельности отдельных профессиональных художников. Так как одними из этапов комплектования собрания музеев является проведение собирательской работы, основная задача которой — сбор предметов музейного значения, а так же включение предметов музейного значения в фонды музея через фондово-закупочную комиссию, можно говорить о том, что музей является не только участником художественного рынка но и его субъектом, способным на него влиять.
Так, например, если музей покупает произведение того или иного современного художника, он тем самым признает высокий статус его работ как художественной и культурной ценности, обеспечивая официальное признание художника, поднимает его творчество в глазах общественности, таким образом влияя на спрос работ на художественном рынке города, области, и даже других стран.
Так, например, особенно важно это на художественном рынке современного Китая, находящегося, как и российский, на стадии активного формирования. Здесь, самым важным фактором при определении начальной стоимости произведения является перечень регалий и доказательств общественной и профессиональной значимости всей творческой деятельности художника автора.
Если это работа художника, удостоенного каким-либо званием, например народного или заслуженного художника, являющегося ведущим специалистом, профессором вуза соответствующей направленности или автором, чьи произведения были приобретены музеями и частными коллекционерам, стоимость его работ вырастает в разы.
Сравнивая такое значение общественного признания работ автора в Китае и России можно отметить, что такой подход в большей степени соответствует центральным регионам России, приближенным к столице, или Санкт-Петербургу. Что касается регионов, или таких городов как Ростов-на-Дону, то здесь эта тенденция не так заметна.
Как показала практика, а именно опрос посетителей салонов и выставок, основное значение для спроса на произведения искусства, в особенности на его станковые формы влияют личные предпочтения зрителя, его вкус и конкретные потребности. Поэтому, можно сделать вывод, что в таком городе, как Ростов-на-Дону, большое значение на развитие художественного рынка будет оказывать просветительская деятельность рассматриваемых нами общественных институтов.
Еще одним важным моментом работы таких учреждений как Ростовский областной музей изобразительных искусств является выставочная деятельность в залах музея.
Данная выставочная деятельность подразделяется на две категории. К первой относятся выставки, экспозиции которых формируются из запасников музея соответственно той или иной тематике, к другой — выставки, проводимые совместно с Ростовским отделением Союза художников РФ. Эти выставки представляют собой чаще всего персональные или групповые выставки членов Союза и не только.
Прежде всего это заслуженные художники со значительным профессиональным стажем, неоднократные участники региональных, всероссийских и международных выставок.
Таким образом, являясь авторитетным учреждением в области культуры и просвещения, музей берет на себя функцию трансляции основных тенденций и направлений в изобразительном искусстве города и области, знакомит широкую общественность с творчеством высококвалифицированных профессионалов, тем самым ведя большую просветительскую деятельность, которая оказывает значительное влияние на формирование вкусовых предпочтений посетителей.
Помимо этого подобные вставки являются своеобразной рекламой творчества конкретных художников, что так же повышает спрос на их работы в рамках городского и областного художественного рынка.
Как и все музеи России, Ростовский и Таганрогский музеи изобразительных искусств, представляет собой важный туристический объект. За последние годы в значительной степени переосмыслена роль туризма как одного из важнейших направлений в экономическом развитии как всей страны, так и отдельных регионов. Одобренная до 2015 года стратегия развития туризма дала начало таким программам как «Развитие туристских ресурсов в городе Ростове-на-Дону».
В 2008 году Ростовской академий сервиса было проведено социологическое исследование, благодаря которому, в том числе, были выявлены туристические важные объекты, к которым относятся и музеи городов Ростовской области.
Таким образом, Ростовский областной музей изобразительных искусств и Таганрогский художественный музей выполняют важную просветительскую роль не только в городе и области, но и знакомят туристов — жителей других городов России и зарубежья с искусством Юга России, а так же привлекают потенциальных покупателей на художественный рынок города Ростова-на-Дону и области. Эти все факторы оказывают влияние не только на художественную жизнь городов и просвещение, но и экономику городов, повышая в целом спрос на предметы искусства конкретного региона и способствуя развитию туризма.
Список литературы:
- Бусленко Н.И. Донской след Меркурия. Историко-экономические очерки становления и развития рыночной экономики на Дону. Ростов-н/Д. 1997. — 224 с.
- Гарбузов Г.Р. Истоки становления и развития художественного образования на Дону. Ростов-н/Д., Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО.2006 г. — 72 с.
- Демкина С.Н., Ушакова Л.Г., Хабарова М.В., Арзуманидис П.А., Мясников Г.П. Каталог выставки «ЮГ РОССИИ». Ростов-н/Д., 2010, — 70 с.
- Ермеева А.Н. Художественная жизнь Юга России в условиях гражданского противостояния (1917—1920). Содеражние и тенденции развития. Автореферат на соиск. уч. степени доктора истор. Наук. М.: 1999. — 44 с.
- Живопись. Каталог. Ростовский областной музей изобразительных искусств. Ростов н/Д.: 2002. — 564 с.
- Левандовский С.Н. Митрофан Борисович Греков 1882—1934. Ленинград «Художник РСФСР» 1982, — 101 с.
- Музейная энциклопедия, т. 1. М.. 2001, — с. 395.
- Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея. М., 1994, — с. 46.
- Рудницкая Ю.Л. Художники Дона. Л.: Художник РСФСР, 1987, с ил., — 234 с.
- Рязанов В.В. От первого приюта до наших дней. Из истории изобразительного искусства Нахичевани-на-Дону. Ростов-н/Д.: Изд-во ООО «Конвчег», 2011. — 156 с.
- Рязанов В.В., Головкина Г.И., Долгушева Г.И. Каталог выставки «Художники земли донской» (художественная жизнь края с XVIII в. по 30-е гг. XX в.). Ростов н/Д.: 2002 г. — 18 с.
- Художественный рынок: Вопросы теории, истории, методологии. СПб.: СПбГУП, 2004. — 232 с. — (Новое в гуманитарных науках: Вып. 13).
дипломов
Оставить комментарий