Статья опубликована в рамках: XLIX Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 июня 2015 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ТВОРЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ: КРИТЕРИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Сенченко Наталья Анатольевна
канд. культурологии
Крымского инженерно-педагогического университета,
РФ, г. Симферополь
CREATIVITY PERSONALITY: CRITERIA CULTURAL ANALYSIS
Senchenko Natalya
candidate of Culturology
Crimean Engineer-Pedagogical University Republic of Crimea,
Russia, Simferopol
АННОТАЦИЯ
Целью статьи является очерчивание критериев анализа творчества личности в культурологическом контексте. Автор выделяет следующие критерии культурологического анализа творчества личности в культурно-историческом масштабе: творческие характеристики личности; социокультурные предпосылки творчества (творчество как «ответ» на «вызов» общества); источники творчества.
ABSTRACT
The aim of the article is to analyze the criteria delineating the individual creativity in a cultural context. The author identifies the following criteria for the analysis of cultural creativity of the individual in the cultural and historical context: creative personality characteristics; sociocultural background art (creativity as a "response" to the "challenge" of society); sources of creativity.
Ключевые слова: культура; творчество; креативность; личность; критерии.
Keywords: culture; art; creativity; personality; criteria.
Постановка проблемы. Современный этап развития общества характеризуется ломкой устоявшихся культурных норм и стереотипов, возникновением новых культур, слиянием и обогащением уже существующих и в этих условиях необходимым фактором развития общества выступает творческая деятельность человека. Творчество всегда предполагает определённый отказ от старого и создание культурных новаций. Процесс прохождения всех стадий от личного творчества до создания культурных новаций в культуре изучен недостаточно.
В культурологии и смежных науках на сегодняшний день нет единого определения понятия «творчество». Изучение общих принципов динамики культуры в направлении «культурная инновация — культурная традиция» не учитывает особенности творческой личности, ее креативность. А психологические теории творчества, напротив, не учитывают социокультурные предпосылки творческой деятельности. В связи с этим актуальным для современной культурологии становится определение таких критериев анализа творчества, которые учитывали бы и социокультурные, и психологические составляющие творчества на разных его этапах.
Проблема заключается, по нашему мнению, в размытости критериев, определяющих творчество как культурный процесс.
Целью статьи является очерчивание критериев анализа творчества личности в культурологическом контексте.
Проведенный теоретический анализ позволил сделать вывод о том, что человек выступает одновременно и как субъект культуры, ее творец, и как объект ее воздействия, начало и результат в развитии культуры, цель и средство ее функционирования, ее замысел и воплощение: культура функционирует до тех пор, пока активно действует человек как творческая, созидающая личность.
Анализируя многочисленные исследования по проблеме взаимоотношения личности и культуры, Д.С. Берестовская справедливо указывает, что личность выступает в четырех аспектах: как продукт культуры; потребитель культуры; производитель культуры; транслятор культуры [1]. Ученая указывает, что творчество обусловлено не только талантом и гением его создателей, но и культурной обстановкой того или иного периода развития общества [1]. Так, человек, будучи продуктом культуры, является общественным существом. Становление его личности происходит в процессе вхождения в культуру (инкультурации) и усвоения социального опыта (социализации). Именно культурой определяются основные смысложизненные ценности: отношение к жизни и смерти, добру и злу, любви и ненависти, которые усваиваются в процессе социализации и в институтах социализации.
Е.Б. Старовойтенко, характеризуя творческую личность, отмечает, что основой всех отношений к жизни такой личности становится творчество, соединяющее ее с вечными процессами Творения [3]. В монографии «Культурная психология личности» Е.Б. Старовойтенко предлагает модель Выдающейся Личности, намеченную по мотивам культурно-психологических исследований Э. Нойманна.
Одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос мотива творчества: что побуждает личность к непрерывному поступательному движению? Так Тойнби в поисках мотива движения приходит к концепции «вызова» и «ответа». Он вводит миф об искушении твари Божьей Дьяволом в качестве основного движущего механизма истории: Дьявол бросает Богу «вызов», но своими подрывными действиями он лишь обнаруживает слабые стороны божественного творения, тем самым, побуждая Бога к «ответу», то есть новому творчеству. Согласно метафоре Тойнби «…дьявол обречен на проигрыш. Зная, что Господь не отвергнет… предложенного пари, Дьявол не ведает, что Бог молчаливо и терпеливо ждет, что предложение будет сделано. Получив возможность уничтожить одного из избранников Бога, Дьявол в своем ликовании не замечает, что он тем самым дает Богу возможность совершить акт нового творения. Таким образом божественная цель достигается с помощью Дьявола, но без его ведома» [4, с. 101].
Учитывая, что основным источником творчества личности является ее креативность — способность личности порождать множество разнообразных оригинальных идей относительно одного и того же объекта, при анализе творчества необходимо выделить вид креативности (Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу, Я.А. Пономарев): по форме, по результату, по методу, по времени, по месту [2].
Согласно концепции Тойнби, развитие культуры осуществляется как серия «ответов», даваемых творческим духом на те «вызовы», которые предъявляет ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. Креативность личности может привести к культурной инновации и вывести на новый уровень развития, творчество такой личности тяготеет к классике, может стать культурным наследием и культурной традицией. Выйдя на новую ступень, система вновь выводится из равновесия и так далее до тех пор, пока на очередной «вызов» не последует адекватного «ответа».
Проведенный анализ научной литературы позволил нам выделить основные качества творческой личности, определяющие уровень ее вклада в культуру: креативность, стремление к оригинальности, интерес к новому, отрицание обычного; высокий уровень знаний, умение и желание анализировать явления, сравнивать их; стойкий интерес к определенной работе, сравнительно быстрое и легкое усвоение теоретических и практических знаний; самостоятельность в мышлении и творческой деятельности. Эта креативность может проявляться в разных направлениях: по форме (новое направление в искусстве, науке, технике), результату (конечный продукт), методу (способу действия), времени (перенос времени, путешествие по времени), месту. В любом случае, креативная личность рождает творческий продукт, который может пройти первую инициацию — инновация, при условии, что будут даны приемлемые ответы на следующие вопросы:
Актуальность. Что до этого было в культуре?
Отличие от ранее имеющихся форм. Чем отличается сотворенное от ранее имеющегося? Если отличия найдены, то первая ступень пройдена. И наступает черед второй ступени — культурного наследия. Однако для прохождения этой стадии необходимо определиться с теоретической и практической значимостью творческого продукта, определить последствия, к которым привело его создание, вернее их масштабы.
Таким образом, творческая личность, находящаяся в культурном поле, обладает креативностью и рождает творческий продукт, который может пройти при определенных условиях три инициации — инновация, культурное наследие, традиция.
В ходе теоретического анализа было обращено внимание на необходимость выявления факторов, которые инициируют запуск механизма творчества. К этим факторам могут быть отнесены творческая среда и условия творчества. В связи с тем, что особенности творческой среды определяются спецификой культурно-исторической обстановки исследуемого временного периода, то такими факторами могут быть особенности культурно-исторической обстановки в период творчества и предшествующий ему.
Вывод. Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие критерии культурологического анализа творчества личности в культурно-историческом масштабе: творческие характеристики личности; социокультурные предпосылки творчества (творчество как «ответ» на «вызов» общества); источники творчества.
Список литературы:
- Берестовская Д.С. Культурология Симферополь: Бизнес-Информ, 2005. — 392 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей М.: ИЦ Академия, 2002. —320 с.
- Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности– М.: Академический проект, 2007. — 320 с.
- Тойнби А. Постижение истории. Сборник / Арнольд Тойнби [пер. с англ. Е.Д. Жаркова]. М.: Рольф, 2001. — 498 с. — С. 101—102.
дипломов
Оставить комментарий