Статья опубликована в рамках: XLV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 февраля 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ФЕОДОСИИ 1900—1920 ГГ.
Алексеева Елена Николаевна
старший преподаватель, Крымский инженерно-педагогический университет Факультет «Искусств», кафедра «ИЗО», РФ, Республика Крым, г. Симферополь
THE ARTISTIC LIFE OF FEODOSIYA 1900—1920
Alekseeva Elena
senior lecturer, the Crimean engineering and pedagogical University Faculty of Arts, Department of ARTS, Russia, Republic of Crimea, Simferopol
АННОТАЦИЯ
В статье освещён этап становления художественной жизни Феодосии в начале XX века. Выявлены основные процессы, происходящие в культуре и искусстве полуострова.
ABSTRACT
The article lit stage in the formation of the artistic life of Feodosia in the early XX century. The basic processes occurring in the culture and art of the peninsula.
Ключевые слова: выставочная деятельность; художественная критика; искусство; пейзаж; художественная жизнь.
Keywords: art exhibition; art critic; art; landscape
Период конца ХIХ века — начала ХХ века ознаменован организацией кружков и обществ, деятельность которых предполагала объединение разрозненных творческих сил в отдельных городах крымского полуострова с целью оживления выставочной, просветительской, собирательской, образовательной деятельности. Кроме того, в начале ХХ века в Крыму возникают поселения художников, творческие дачи. Совместное пребывание и неформальный стиль общения, порождаемый ощущением удаленности от столиц, атмосферой отдыха, благотворно сказывались на творчестве их обитателей.
К началу ХХ века в Крыму выделяется несколько художественных центров, таких как Ялта, Симферополь, Севастополь, масштабы и роль которых в жизни полуострова неравнозначны. Выдающееся место в художественной жизни Крыма в начале ХХ века занимала Феодосия. История художественной жизни полуострова этого нового времени начинается в Феодосии и неразрывно связана жизнью И.К. Айвазовского.
Первым живописцем, который по окончании Академии художеств и обретя европейское признание, возвратился в родную Феодосию и прожил там всю свою жизнь, был И.К. Айвазовский (1817—1900). Его роль в культурной жизни Крыма трудно переоценить. М.А. Волошин, деятельность которого как художника, художественного критика, теоретика и историка искусства также оказалась исключительно плодотворной на следующем витке культурного развития Крыма, отмечал: «Айвазовский сыграл крупную роль в судьбах русской Феодосии. Блестящий романтик моря, виртуоз облаков и воздуха, — кистью Айвазовского было принято восхищаться не менее, чем кистью Брюллова» [2, с. 126].
Выдающимися художниками из числа учеников Айвазовского стали Л.Ф. Лагорио, А.И. Фесслер, Э.Я. Магдесян, А.В. Ганзен, М.П. Латри. Через мастерскую великого мариниста в юношеские годы прошли такие замечательные мастера кисти, как А.И. Куинджи, К.Ф. Богаевский и другие.
Существенной чертой, определившей «лицо» феодосийской живописной школы начала ХХ века, было стремительное развитие ее мастеров, в сжатые сроки освоивших опыт основных стилистических направлений, возникших в западноевропейском искусстве в последней четверти ХIХ века — начале ХХ века. Эта тенденция в целом характеризует украинское и русское искусство того времени.
Выдающимся художником и педагогом нового поколения мастеров, воспитанником художественной мастерской является внук Айвазовского Михаил Пелопидович Латри (1875—1941). Произведения М.П. Латри, в основном, посвящены Крыму. Студенческий друг художника Н.К. Рерих писал: «Латри любил Крым. Элегия и величавость запечатлена в его картинах, в голубом тоне и спокое очертаний». Это архитектурные и морские пейзажи «Отузы», «Бахчисарай», «Осень», «Дом у залива», «Кипарисы у стены», «Восход луны», «Лунная ночь на море», «Свежий ветер», «Рыбачья пристань». В них передано непосредственное впечатление от предметов, погруженных в постоянно изменяющуюся атмосферу.
В живописи М.П. Латри просматривается явная связь с импрессионизмом. Он использовал пастозный мазок и светлую палитру для передачи воздушной дымки. Импрессионистический подход характерен для ряда работ художника, в которых метко схвачено мгновенное состояние и настроение природы. Завораживают переливами лиловых оттенков этюды «Сирень в цвету», "Поле ирисов". Пробуждение природы ощущается в пейзаже «Оттепель», передающем состояние сырого зимнего дня. Однако его стиль, вобравший импрессионистические веяния, характеризующийся светлотой палитры, все же следует соотносить и с новым течением — модерном. Картины «Осенний вечер», «Водоем» (1912), «Храм над морем. Осень», «Бирюзовая ваза и кипарис», «Фонтан в парке. Сумерки» воспевают прелесть старых особняков, запущенных парков, тихих водоемов.
Заметное место среди художников феодосийской школы принадлежит и другому внуку И.К. Айвазовского Алексею Вильгельмовичу (Васильевичу) Ганзену (1876—1937). Получив начальное образование в одесской художественной школе и в мастерской И.К. Айвазовского, поступил в Академию Художеств. Он также учился в Берлине, Мюнхене, Дрездене; в 1902-м получил дипломы Берлинской и Дрезденской академий изящных искусств. Затем жил и работал в Париже, побывал в Италии, Голландии, Швеции. Он так же, как и Латри, отдавал предпочтение технике акварели. Это увлечение наложило отпечаток на сложение его живописной манеры — большинство картин А.В. Ганзена написано тонкими прозрачными мазками, почти лессировкой, в светлой тональности и мягкой колористической гамме. Так, работа «Восход луны» (1915) из собрания Феодосийской галереи передает особое лирическое настроение, созданное, во многом, благодаря колориту, построенному на градациях зеленовато-белых тонов. Марины «Корабль на море», «Штиль», «Море в хмурый день» отмечены умелым распределением масс, верно выстроенными пространственными ритмами и гармоничным колоритом.
Константин Федорович Богаевский (1872—1943) начинал свое художественное образование в Феодосии у А.И Фесслера, в мастерской И. К. Айвазовского, но безуспешно. Затем поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился с 1891 по 1895 год в мастерской А. И. Куинджи. В 1906 году Богаевский построил в Феодосии мастерскую, в которой работал до конца жизни. Участвовал в выставках «Мира искусства», был членом Московского товарищества художников, выполнял заказы за пределами Феодосии. Возвращение в родной город для него не означало сужение круга общения и не ограничивало его творческое развитие.
Долгое время К.Ф. Богаевский писал пейзажи, не привязанные к конкретным местам, в которых заметно влияние Бёклина и Климта. Оно проявилось, прежде всего, в особом освещении, исходящем из нескольких источников, а также в экспрессивной трактовке неба. Влияние Климта сказывалось в уплощении трактовки формы, усилении декоративного начала.
Поэтизация крымской земли, ее восприятие в глубокой исторической перспективе было свойственное как К.Ф. Богаевскому, так и М.А. Волошину. Представителем феодосийской пейзажной традиции, а точнее Киммерийской школы, был и автор этого определения Максимилиан Александрович Волошин (1877—1932). Его жизни и творческому наследию посвящено значительное количество исследований, и здесь, в связи с тематикой данной работы, важно обозначить черты, сближающие его с другими художниками киммерийской школы. Волошин посвятил свое творчество воспеванию природы Киммерии. Как замечает Н.С. Барсамов, коктебельская сюита Волошина — «единственный в русском искусстве пример, когда художник-пейзажист, работая на маленьком клочке земли, с исключительным постоянством и последовательностью каждый день находил все новые и новые мотивы для творчества» [1, с. 82]. В своих работах ему удалось создать величественный, обобщенный образ Восточного Крыма, выявив его специфику, избегнуть детализации. Монументальности пейзажных акварелей способствовал выбор техники, поскольку акварель сообщала его работам необходимую степень условности. Основные мотивы его работ — горы и море. Мотив гор выступает у художника как символ вечного, неизменного. Трактовка моря отличается разнообразием — от полного умиротворения до неистового буйства стихии. Как и Богаевский, Волошин открывал в изобразительном искусстве новый способ осознания времени, новый подход в понимании взаимосвязи человека и природы, человека и Вселенной, новое понимание духовности. Его искусство являет удивительный, уникальный синтез художественного и поэтического творчества.
М. Волошин, представитель столичных художественных кругов, не терявший с ними связи, был одним из первых художественных критиков Крыма. Его статьи являются важным источником для комплексного изучения художественной жизни Крыма начала ХХ века. Предложенные им определения явлений искусства, критические оценки, органично вошли в искусствоведческую науку и получили дальнейшую разработку в научных изысканиях исследователей последующих поколений. В 1920-х годах именно М. Волошин был одним из немногих, можно даже сказать редких, авторов, профессионально оценивавших искусство в Крыму.
В 1915 году был утвержден устав литературно-художественного общества «Киммерика». «Общество ставило целью содействовать распространению литературного и художественного образования, — сообщалось в уставе, — а также оказывать помощь лицам, посвятившим себя литературному труду и художественной деятельности» [5, с. 7]. Для этого художественный отдел общества ставил перед собой ряд задач. Предполагалось развернуть просветительскую деятельность: «распространение среди Членов общества и широких кругов публики материалов по вопросам искусства путем устройства собеседований и лекций относительно современного состояния и исторического развития пластических искусств и эстетичных учений» [5, с. 3]. Так, художественным отделом общества было организованно два публичных платных выступления в зале гимназии Гергилевича: доклад поэта М. Волошина на тему «В.И. Суриков как художник и человек» и доклад того же лектора «Истоки современного искусства».
Следующий шаг в деятельности общества — повышение уровня специального художественного образования в городе, для чего необходимо было организовать школу рисования, живописи и скульптуры. Деятельность членов „Киммерики” была также направлена на возрождение народного творчества «путём устройства соответствующих курсов и учебно-показательных мастерских: керамической и ткацкой, с отделами вышивок и тканья ковров» [5, с. 10]. Общество взяло на себя организацию ретроспективных выставок работ членов общества: «устройство выставок произведений художников — уроженцев края, а равно современных русских художников» — сообщалось в очерке. Предусматривалось, что художественный отдел возьмет на себя организацию [5, с. 7].
Важной задачей художественного отдела объединения было создание художественного музея им. А. Куинджи с отделами: а) картинной галереей из произведений русских художников; б) собранием образцов прикладного искусства и памятников художественной старины края; в) собранием картин, рисунков, гравюр, фотографий, документов, относящихся к истории Феодосии и окрестностей.
Картинная галерея в Феодосии, как и другие значимые культурные начинания в этом городе, была основана И.К. Айвазовским. Заботясь о развитии культуры в родном городе, Иван Константинович стремился сделать свой дом центром художественной жизни. Напротив входа в выставочный зал находилась сцена. В городе не было никаких культурно-просветительных учреждений, и в доме И.К. Айвазовского на этой сцене ставились спектакли, выступали гости художника — знаменитые музыканты А.Г. Рубинштейн, Г.И. Венявский, артисты Малого театра К.А. Варламов, Н.Ф. Сазонов и многие другие.
В 1880 г. к дому, где он жил и работал (дом был построен в 1848 г. по его собственному проекту), был пристроен большой зал, в котором постоянно выставлялись его картины. Этот зал, по сути, стал одной из первых периферийных картинных галерей России. Проведенная в 1892 г. реконструкция галереи (закладка боковых окон, устройство верхнего света) позволила выставлять большее количество произведений художника.
Собрание картин в выставочном зале при жизни И.К. Айвазовского не было постоянным: многие работы отправлялись на выставки в другие города России, их заменяли новые, только что написанные мастером. Посетителями галереи были жители города и пассажиры пароходов, заходивших в Феодосийский порт.
В 1900 г., согласно завещанию И.К. Айвазовского, картинная галерея стала собственностью Феодосии. «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю (галерею) городу Феодосии, моему родному городу…» — гласит завещание. В собственность города перешло 49 картин художника. В завещании указывалось, что «заведывание галереей должно быть возложено на достойнейшего из внуков или правнуков» Айвазовского. Но, как видно из архивных документов, хранящихся в Феодосийской картинной галерее, преемники великого мариниста не считали для себя большой честью исполнение этих почетных, но трудных обязанностей. Сохранилось несколько заявлений (в 1906 г. — от внука И.К. Айвазовского М.П. Латри, в 1907 — от его зятя Н.М Лампи и другие) с просьбой об освобождении от заведования галереей.
С 1900 по 1917 гг. заведующие часто менялись, общего руководства галереей по существу не было. К тому же, средства, выделяемые городской управой на ее содержание, были ничтожно малы. Так, в 1915 г. они составляли всего 589 рублей, из которых 389 рублей предназначались на наем сторожа, 100 — на отопление, 100 — на необходимые расходы.
Вся работа по изучению наследия И.К. Айвазовского свелась в те годы к выпуску небольшого каталога-листовки, где были лишь перечислены названия находившихся в галерее картин знаменитого мариниста. Собрание совершенно не пополнялось; на стенах выставочного зала висели одни и те же произведения — полотна, подаренные художником городу.
Осенью 1914 года с началом первой мировой войны, в связи с угрозой бомбардировки города с моря, картины Айвазовского были перевезены в Симферополь, где они хранилась в здании Офицерского собрания. В марте 1918 г. стало возможным возвратить картины из Симферополя в Феодосию. Они были доставлены в дом И.К. Айвазовского, но ввиду сложной обстановки оставлены не распакованными в ящиках.
В 1919—1920 годы галерею несколько раз пытались открыть, но неустойчивость положения и постоянная угроза захвата Крыма красными мешали этому. Большую роль в сохранении памятников искусства и археологии в Феодосии сыграла работа Таврической учёной архивной комиссии (ТУАК) и в частности её члена профессора Н.Л. Эрнста, исследовавшего в 1919—1920 гг. их состояние и меры охраны в Феодосии, Судаке и Новом Свете [4, с. 155—158].
О сохранении коллекций галереи также постоянно заботились директор Археологического музея В.Д. Гейман и предводитель уездного дворянства В.А. Княжевич. С приходом немцев галерею было решено открыть. Полотна извлекли из сарая и сделали экспозицию. Торжественное открытие возрожденной галереи состоялось в июле 1918 г. [3, с. 1]. Горожане и те, кто в то время нашел приют в Феодосии, спасаясь от большевиков, восприняли это событие как надежду на наступление лучших времен. В течение лета 1919 — осени 1920 гг. Большой выставочный зал постоянно использовался для проведения лекций, концертов и заседаний различных городских организаций [6, с. 1]. Накануне исхода из Крыма армии Врангеля местные власти вновь спрятали картины в подсобное помещение. 1(14) ноября 1920 года город был занят войсками РККА. В истории галереи И.К. Айвазовского началась новая эпоха.
Таким образом, фундамент художественной жизни Феодосии 1900—1920 годов был заложен продолжительной и разносторонней деятельностью выдающегося художника И.К. Айвазовского. Его активная и плодотворная творческая жизнь, педагогическая деятельность способствовали раскрытию художественного дарования таких известных живописцев как Л.Ф. Лагорио, А.И. Феслер, Э.А. Магдесян, А.В. Ганзен, М.П. Латри, К.Ф. Богаевский, в дальнейшем составивших ядро Киммерийской школы живописи, определившей особое место Феодосии в искусстве Крыма.
Постоянная связь с культурными центрами Российской империи, возрастающая популярность Восточного Крыма как места отдыха привлекала в Феодосию многих выдающихся деятелей российской культуры, что также способствовало формированию и оживлению художественной жизни города, сложению круга почитателей искусства, желающих поддерживать и развивать нарождающуюся художественную традицию.
Значительная роль в активизации культурной жизни Феодосии принадлежит выдающемуся поэту, художнику, критику М.А. Волошину, принимавшему деятельное участие в организации работы феодосийского Литературно-художественного общества «Киммерика»: поэт привлекал гостей своего дома — талантливых литераторов, художников, деятелей культуры — к участию в мероприятиях общества, сам выступал с лекциями, посвященными вопросам искусства и культуры. Вклад М.А. Волошина в развитие художественной жизни Феодосии определяется также его критическими статьями, в которых он подвергал тщательному анализу культурную жизнь города, обрисовывал возможные перспективы ее развития.
Список литературы:
- Барсамов Н.С. Художники Феодосии: И.К. Айвазовский, Л.Ф. Лагорио, А.И. Фесслер, К.Ф. Богаевский, М.А. Волошин, М.П. Латри. Феодосия: Крымиздат, 1928. — 55 с.
- Волошин М.А. Культура, искусство, памятники Крыма // Жизнь — бесконечное познанье. М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 576 с.
- Жизнь Феодосии. 19 июля — 1918. — № 320. — с. 1.
- Непомнящий А.А. Арсений Маркевич: Страницы истории крымского краеведения. Симферополь: Бизнес-Информ, 2005. — С. 155—158.
- Феодосийское литературно - художественное общество Киммерика. Очерк возникновения, организации и задач общества. Феодосия: Прогресс, 1916. — 24 с.
- Южные ведомости. 25 января 1919. — с. 1.
дипломов
Оставить комментарий