Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
МУЗЫКА В КОНТЕКСТЕ АНИМАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ «ГАДКОГО УТЕНКА» У. ДИСНЕЯ)
Горбатова Олеся Васильевна
учитель музыки Прогимназия «Гармония», РФ, г. Москва
E-mail:
MUSIC IN THE CONTEXT OF ANIMATION (FOR EXAMPLE “UGLY DUCKLING” W. DISNEY)
Gorbatova Olesya
music teacher progymnasium "Harmony", Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье раскрыта функция музыки в контексте анимационного фильма Уолт Диснея «Гадкий утенок».
Автор приходит к выводу о том, что музыкальный звук вступая в синхронный диалог с изобразительным рядом «одушевляет» героев, становится выразительным языком их пластики и эмоций.
ABSTRACT
The article deals with the function of music in the context of the animated Walt Disney film «The Ugly Duckling».
The author concludes that the musical sound entering into dialogue with simultaneous visual series of «animates» heroes, becomes expressive language of their plasticity and emotions.
Ключевые слова: культура; искусство; кинематограф; мультипликация; анимация; музыка; звук; эмоция; пластика.
Keywords: culture; art; film; animation; animation; music; sound; emotion; plastic.
В системе визуальных искусств анимация занимает особое место, представляя собой самостоятельное явление в культурном пространстве.
Рассматривая современную анимацию как часть социокультурного пространства, Г.И. Ермилова сообщает: «Визуализируя феномены информационного общества, анимационные дискурсы находятся в состоянии динамичного диалога с другими дискурсами единого социокультурного пространства, что обусловлено синтетической природой аниматографа» [3, с. 44]. Таким образом, анимационный текст осуществляется в едином пространстве культуры и находится в диалогических отношениях с другими искусствами, такими как живопись, архитектур, литература, театр, музыка. Мультипликация (от лат. Multiplicatio — умножение, увеличение, возрастание, размножение), понимаемая как технический прием создания иллюзии движущихся изображений, является самой яркой частью кинематографа [5, с. 199]. На Западе она получила название анимация, производное от латинского “anima” — душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление.
Заметим, что первый анимационный фильм появился во Франции (1877) в творчестве Эмиля Рейно. В 1908 г. выходит первый рисованный мультфильм, напоминавший комиксы, под руководством Э. Коль. В дальнейшем этот жанр распространяется в Англии (1898, Альберт Э. Смит); в США (1906, Джеймс Стюарт Блектон) [6].
Одним из самых величайших мультипликаторов США был Уолт Дисней, разработавший технологию производства мультфильмов и создавший настоящую мультипликационную империю берущую начало с героя мышонка Микки-Мауса (1928). В 1929 году выходит «Танец скелетов» («Skeleton Dancе»), первый из серии «Забавные симфонии», основанные на синтезе изображения и классической музыки.
Согласно высказыванию композитору Э. Артемьеву, музыка в кинематографе выполняет информационную, эстетическую, эмоциональную, художественную нагрузку [1, с. 210]. Следовательно, музыка в анимационном искусстве является выразительным средством, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах.
Анимационное произведение прочно соединено со звуком, поскольку он принимает самое непосредственное участие в «одушевлении» нарисованного. В отличие от многих других визуальных искусств в анимации звук и изображение в одинаковой степени находятся во власти режиссера, именно это позволяет добиться их удивительного слияния.
Рассмотрим музыку в контексте анимационного фильма У. Дисней «Гадкий утенок» (1939) созданный по мотивам одноименной сказки Г.Х. Андерсена.
Заметим, что в анимационной картине нет словесных реплик, их заменяют выразительные средства музыки (темп, ритм, тембр, регистр) тонко соединяясь с пластикой движений персонажей. Таким образом, на музыку накладывается функция передачи эмоциональной стороны сюжета. Характеризуя роль музыки в анимации Диснея, М. Фиггис считает, что музыкальный звук — это эмоциональный мир анимации Диснея [4].
В короткометражном фильме, который длится всего лишь восемь минут, режиссер по своему интерпретировал сказку Г.Х. Андерсена, акцентировав взгляд на самых основных моментах сюжета. У. Дисней берет во внимание противоречие между уродством и добротой, радостью и разочарованием, страданием и наконец, приобретенным счастьем. Уже изначально долгожданное появление утенка на свет должно принести радость, но увы, вносит разочарование. Несхожесть во внешнем виде с другими утятами повлекло скандал между селезнем и мамой уткой. Несмотря на то, что главный герой всячески старался быть похожим на остальных утят так же быстро плавал, имитировал их голос, но все равно был отвергнут целой семьей.
В основу художественного метода У. Диснея был положен принцип антропоморфизма — очеловечивания животных, наделения их чертами и манерой поведения человека. Поэтому в сцене одиночества музыка с тонкостью изображает плач утенка, вызывая у зрителя чувство жалости и сострадания к нему. Таким образом, музыкальный звук не только сопровождает и иллюстрирует каждую сцену, но и озвучивает персонажа. Обратимся к сцене «Гадкого утенка с деревянной уткой» которая отсутствует в сказке Андерсена, но показана режиссером. Воплощая новый сюжетный эпизод, автор сам пытается помочь утенку справится с одиночеством и в знак этого дарит ему большую деревянную утку. Заметим, что в музыкальном оформление неживой утки используется звук деревянного молоточка с точностью передающего кукольный и механический характер игрушки.
Сменяющие его нежные звуки скрипок воплощают трогательные чувства персонажа к деревянной утки. От одной мысли, что деревянная утка — это «живая» мама, гадкий утенок проникся и полюбил ее всем сердцем. Но минуты счастья были не долгими, при неосторожной совместной игре, большая игрушка ударяет маленького утенка по голове, и тот в ужасе прячется в заросшие кусты, пытаясь спастись. От непонимания того, что утка — это всего лишь игрушка плавающая в воде, утенок думает что его вновь отвергли.
Оставшись в невыносимом одиночестве, гадкий утенок громко плачет и кричит. Для усиления эмоциональности режиссер вводит звуковые эффекты, имитирующие резкий крик утенка. В данной сцене звуки подобны человеческой речи, внимающей за помощью. На такой горький плач отзывается прекрасная лебедь и ее дети. Накрывая нежным крылом гадкого утенка, мама-лебедь демонстрирует ему свою симпатию и любовь.
В финальной сцене, показан теперь уже не «гадкий» утенок, а маленький лебедь, который резвится и играет со своей новой семьей. Здесь музыка вступает в синхронный диалог с изобразительным рядом, передавая эмоциональную радость и счастье главного героя.
Режиссер данной анимации раскрывает зрителю не столько эстетическую сторону сказки, сколько этические нормы основанные на нравственности и равенстве. Поэтому представленный финальный фрагмент с большей силой доносит до зрителя, что должна восторжествовать справедливость: одинокий маленький лебедь за свои страдания приобретает счастливую и любящую семью.
Таким образом, в условиях отсутствия звуковых реплик персонажей анимации, музыка, используя свой арсенал выразительных средств, задает темп движения героев, озвучивает и «одушевляет» их, подсказывает зрителю развитие событий, усиливает эмоциональные впечатления, углубляет этическую сторону сюжета, которую хотел показать У. Дисней. Другими словами, благодаря использованию музыки, режиссер в узкие временные рамки миниатюрного фильма, вместил и показал весь спектр зрительских и эмоциональных переживаний.
Список литературы:
- Артемьев Э. Звукозапись — новый вид искусства // Рождение звукового образа: художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио. М., 1985. — С. 208—212.
- Баженова Л.М., Некрасова Л.М., Курчан Н.Н., Рубинштейн И.Б. Мировая художественная культура. ХХ век. Кино, театр, музыка. СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
- Ермилова Г.И. Некоторые аспекты постмодернизма в анимации // Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. Вып. 8 // Под ред. Вл.А. Лукова. М.: Моск. гуманит. ун-т, 2006. — С. 42—56
- Фиггис М. Звук — это эмоциональный мир фильма //Искусство кино. № 5. 2001. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URLhttp://kinoart.ru/archive/2001/05/n5-article22 (дата обращения 06.04.2015).
- Хитрук Ф. Профессия — аниматор. М.: Гаятри, 2007. — 304 с.
- Энциклопедия «Кругосвет». — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/ (дата обращения 02.04.2015).
дипломов
Оставить комментарий