Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 марта 2013 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЯКУТСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ОЛОНХО КАК ФАКТОР НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Стрекаловская Зоя Андреевна
ст. преподаватель Арктического государственного института искусств и культуры г. Якутск
E-mail: betta
Россия — многонациональное государство. Сегодня на ее территории проживает более 180 народов, принадлежащих к разным языковым группам, проживающих в различных регионах и имеющих своеобразный уклад жизнедеятельности. В современном глобальном мире возникает потребность обратить внимание на региональные культуры, которые в течение столетий аккумулировали в себе национальные традиции. Одним из таких регионов является Республика Саха (Якутия), нематериальное культурное наследие которой отличается уникальным многообразием, включающим в себя, например, героический эпос олонхо, национальный праздник ысыах, шаманство, круговой танец осуохай, варган-хомус и др., а также разнообразные виды народных промыслов и ремесел. Нематериальное культурное наследие народа саха является частью общего наследия России в различных областях деятельности, мощным средством сближения народов, этнических групп и утверждения их культурной самобытности.
Изучение культурного наследия имеет глубокие философские традиции. Понимание культурного наследия формировалась постепенно, сначала в форме размышлений о культуре вообще, и только затем культурное наследие было выделено в качестве самостоятельного объекта исследования. Понятие «наследие» вошло в употребление еще в середине XIX в. и нашло отражение в работах зарубежных и отечественных мыслителей. В своих трудах Ф. Ницше понимал под «наследием» христианскую религию, в утверждение которой люди верят без каких-либо доказательств [8, с. 306].
Также во второй половине XX в. в мировой практике под влиянием интеграционных процессов культурное наследие стали рассматривать с других позиций. Это мы можем наблюдать в трудах известных ученых:
·академик Д.С. Лихачев считает, что наследие есть форма закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. При этом он четко выделяет две его составляющие: духовные (язык, идеалы, традиции) и материальные (музейные, архивные, библиотечные фонды, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, достопримечательные места) [6, с. 27];
·Э. Баллер под культурным наследием понимает совокупность связей, отношений и результатов духовного производства прошлых исторических эпох [1, с. 160];
·по мнению Ю.А. Веденина, наследием является эстетические и духовные ценности, запечатленные в книгах, изделиях прикладного искусства, обычаях и обрядах, традиционные формы хозяйствования и природопользования, т. е. все то, что отражает историю развития природы и культуры; признается ценным в научном и религиозно-духовном, экологическом, эстетическом и просветительском отношениях и рассматривается как национальное достояние [2, с. 79].
Как видим, понимание культурного наследия столь глубоко и многоаспектно, с трудом умещается в рамки термина. Но использование в культурологическом дискурсе предложенной учеными терминологии дает возможность определить функции культурного наследия.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что культурное наследие состоит из таких аспектов прошлого, которые люди сохраняют, культивируют, изучают и передают следующему поколению. Культурное наследие — это то, что приобрело ценность в прошлом, и ценность того, чего ожидают в будущем. Поскольку эта ценность и ее ожидание изменяются с течением времени, культурное наследие утвердилось в качестве субъекта динамического изменения.
Сам термин «культурное наследие» сравнительно новый. Его появление связано с принятием на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО Конвенции ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» 16 ноября 1972 г., где впервые раскрывается состав культурного наследия: «Культурное наследие включает предметы материальной культуры, памятники, группы зданий и территории, обладающие различной ценностью, включая символическую, историческую, художественную, эстетическую, этнографическую или археологическую, имеющие научное и общественное значение» [4, с. 282].
Между тем культурное наследие принято подразделять на материальное и нематериальное. Нематериальное наследие представляет собой совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности.
Серьезные шаги по теоретическому осмыслению проблемы нематериального наследия, его изучения и сохранения были сделаны ЮНЕСКО только в последние годы XX в. Спустя 49 лет после принятия Конвенции 1972 года, в 2003 г., на 32-й Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране нематериального культурного наследия. В материалах Конвенции 2003 г. в ст. 2 приведено следующее определение этого понятия: «Нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека» [5].
В статье Конвенции 2003 г. к нематериальному культурному наследию отнесены:
· устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
· исполнительские искусства;
· обычаи, обряды, празднества;
· знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;
· знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами [5].
В Конвенции подчеркивается, что охрана нематериального культурного наследия — сложный процесс, предполагающий участие многих сторон, в первую очередь общин и различных групп населения, являющихся создателями этого наследия. Эпос как крупнейший жанр устного фольклора любого народа по своему объему, идее и содержанию является одним из наиболее древних и находящихся сегодня на стадии исчезновения. Следовательно, по данной Конвенции, он нуждается в защите.
Как известно, эпос (греч.epos — слово, повествование) трактуется всеми культурологическими словарями как рассказ о событиях прошлого, построенный по принципу гиперболизации. И хотя классический древнегреческий эпос, например, и дошел до нас, благодаря конкретному авторству, но вместе с тем автор эпического произведения не является сочинителем в современном смысле этого слова, он лишь добросовестный пересказчик, чья личность и авторская позиция остаются в тени излагаемых событий.
Самым крупным произведением, синтезирующим почти все основные жанры устного творчества якутов, является героический эпос олонхо. Под термином «олонхо» понимается и эпическая традиция в целом, и отдельные сказания, записанные (частично или полностью) от сотен разных носителей устной традиционной культуры. По поэтике и содержанию они несколько сродни образцам мирового эпоса: «Одиссее», «Энеиде», «Песни о Роланде» и т. д., однако между собой разнятся по величине: некоторые насчитывают 2—3 тысячи строк, другие 10—15 тысяч, а олонхо Р.П. Алексеева «Алаатыыр Ала Туйгун» состоит из 56 тысяч строк [7, с. 3].
Необходимость изучения, сохранения и актуализации нематериального культурного наследия остро осознается мировым сообществом, и в связи с этим возрастает роль культурологической науки. Проблема заключается в том, что объекты нематериального наследия по своей специфике поддаются сохранению гораздо труднее, чем объекты материальные. Нематериальные объекты в виде традиций, в случае нарушения механизма ее передачи, утрачиваются навсегда и достаточно быстро, даже на протяжении жизни двух поколений, и в дальнейшем возможна только его реконструкция и в редких случаях его возрождение.
Наблюдаемая в современном обществе тенденция к ослаблению установок на поддержание народных традиций, идущих из глубин веков, их сохранение и актуализация требуют целенаправленных и сознательных действий со стороны сообществ и государства. «Основными методами, позволяющими осуществить актуализацию объектов нематериального культурного наследия, — полагает М. Каулен, — являются: Фиксация; Ревитализация; Реконструкция; Экспериментальное моделирование; Имитационное моделирование; Конструирование» [3, с. 238].
В продолжение этого вывода отметим, что соотношение форм и методов актуализации сохранения нематериального культурного наследия, его использования в современной социокультурной практике находится пока в стадии обсуждений. Россия приступила к работе по созданию Государственного Реестра нематериального культурного наследия, а также к электронной Инвентаризации НКН по Программе ЮНЕСКО. Кроме того, на практике происходит пересмотр понятия «нематериальное культурное наследие», его основных признаков — ценности и подлинности, которые определяются параметрами подлинности материала, ценностного основания, мастерства исполнения, формы его существования и окружения (контекста).
Любой феномен нематериального культурного наследия может располагаться в любой точке бытования среди разных народов. В этом смысле эпическое наследие народов Республики Саха (Якутия), в частности, якутский героический эпос олонхо, не представляет собой исключения. 25 ноября 2005 г. в истории народа саха произошло событие большого общественного и культурного значения — в штаб квартире ЮНЕСКО в Париже в торжественной обстановке якутский героический эпос олонхо был провозглашен «Шедевром Устного Нематериального Культурного Наследия Человечества». Героический эпос олонхо одним из первых среди тюрко-монгольского эпоса получил статус шедевра ЮНЕСКО. Решение ЮНЕСКО призывает к осознанию ответственности за сохранение, изучение и распространение эпоса. В республике было объявлено Десятилетие олонхо (2005—2015 гг.), успешно реализуется Государственная целевая программа по изучению, сохранению и возрождению олонхо. Принято много документов и проведено важных мероприятий, в том числе Закон РС (Я) «О сохранении и защите эпического наследия народов РС(Я)» (2008 г.); созданы новые учреждения культуры и науки. Установлен Национальный день Олонхо (25 ноября); ежегодно проводятся Ысыахи олонхо (21 июня) и Декада олонхо (20—26 ноября). Созданы Театр олонхо, НИИ «Олонхо» при СВФУ им. М.К. Аммосова, Республиканский центр олонхо, который руководит реализацией ГЦП.
Эти крупные республиканские мероприятия способствуют популяризации олонхо среди населения и будущих поколений. Основой проведения такой успешной масштабной работы стали энтузиазм и поддержка самого народа на местах. Именно провозглашение шедевром любимого в народе эпического наследия в прошлом вызвало такое народное и общественное движение.
В целом, можно сделать вывод о том, что в культурологическим дискурсе о нематериальном культурном наследии важным является возвращение к духовным истоком прошлого, что определит в какой-то мере и судьбу культуры настоящего и будущего. Порой кажется, что мы, реконструируя прошлое, возвращаем исторический долг, но это не совсем так. В реконструкции прошлого заключена история прошлого и настоящего.
Нематериальное культурное наследие народов Российской Федерации, в частности якутский героический эпос олонхо, являясь важнейшей составляющей частью национальной культуры, способствующей формированию толерантности, основой национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох, играет ключевую роль в формировании культуры Российского государства.
В конце нужно отметить, что культура — это комплекс определенных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, которые характеризуют общество или социальную группу. Они включают в себя не только искусство и письменность, но и устные способы воспроизводства ценностей своей культуры, которые были отражены в жанрах фольклора, традициях и верованиях ушедших и живых народов. В этом смысле якутский героический эпос олонхо как фактор нематериального культурного наследия, бесспорно, находится в рамках данного определения.
Список литературы:
- Баллер Э.А. Социальный вопрос и культурное наследие. — М.: Наука, 1987.
- Веденин Ю.А. Культурный ландшафт как объект наследия. — СПб.: Институт Наследия, 2004.
- Каулен М.Е. Нематериальные объекты наследия в современном музее // От краеведения к культурологии. Российскому институту культурологии 7 лет. Сб. науч. статей. — М., 2002.
- Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г.)//Свод нормативных актов ЮНЕСКО: Конвенции и соглашения, рекомендации, декларации. — М.: Международные отношения, 1991. — 629 с.
- Конвенция об охране нематериального культурного наследия от 17 октября 2003 г. // Сайт правозащитного центра Всемирного русского народного собора [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://pravovrns.ru (дата обращения 21.09.2012 г.)
- Лихачев Д.С. Декларация прав культуры и ее международное значение// Наука и жизнь. — 2006. — № 2.
- Никифоров В.М. От архаического олонхо к раннефеодальному эпосу. — Новосибирск.: Наука, 2010.
- Ясперс К. Ницше и христианство. Перевод с немецкого: Т.Ю. Бородай. — М.: Медиум, 1994.
дипломов
Оставить комментарий