Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Техническая эстетика и дизайн
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КОНЪЮНКТУРА СФЕРЫ МОДЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА В КОНТЕКСТЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Буланина Ирина Александровна
аспирант, Московского Университета Дизайна и Технологии, г. Москва
E-mail:
«Самая важная деталь в платье — женщина,
которая его носит»
Ив Сен-Лоран
Современные технологии производства костюма и аксессуаров развиваются всё быстрее. Сегодня мы стоим на пороге новых открытий, когда коллекции сезонных показов сменяют друг друга всё быстрее, а сам костюм с помощью современных полимерных технологий и 3D-принтеров уже возможно «распечатать». Новые технологии требуют освоения новый специализаций художниками, чтобы понимать особенности проектирования костюма начиная от этапа создания эскиза и заканчивая готовым изделием.
Современные технологии совершенствуют процесс создания костюма, а художнику остается только совершенствовать свое мастерство в понимании гармонии системы «человек-костюм». Неотъемлемой частью проектирования модного образа и центральной «точкой» всей гармонически взаимосвязанной системы, влияющей на все процессы модных тенденций, является сам человек. Еще древний мыслитель-философ Протагор подтверждал в своих высказываниях идею, что именно человек является центром всего окружающего: «человек — есть мера всем вещам» [6]. Костюм в системе «человек-костюм» экстраполяция внешнего и внутреннего — это отражение человека.
Согласно теории описания костюма, по Р.А. Степучеву, взаимосвязь человека и его костюма идет «в неразрывной связи со смысловой константой» [4, с. 158]. Соответственно система «человек-костюм» имеет определенную взаимосвязь, которая формируются в первую очередь самим образом человека.
Мода многогранна и источники её вдохновения всегда разнообразны, так как моду создают люди с различным мировосприятием, культурными ценностями, социально-возрастным цензом и множеством различных факторов формирующих определенный стиль дома моды, бренда и самого художника-модельера. Мода — это поиск нового образа, где необходимо знать и понимать особенности взаимосвязей системы «человек-костюм» в различных этнокультурах, что позволит более корректно использовать композиционные приемы в современной системе художественного проектирования и формообразования.
Многими научными трудами, связанными с исследованием модных процессов, доказано неоспоримое влияние — социальных, экономических, политических и культурно-религиозных аспектов на формирование костюма. Однако среди всех «источников» самым «неиссякаемым» для вдохновения является этническая культура, к образам и стокам которой постоянно обращаются художники моды. На протяжении всей истории моды «цитирование» элементов этнической культуры имело постоянное влияние на модный образ. В большенстве случаев художественный образ на основе этно-источника строится по интуитивному настрою художника-модельера, что в умелых руках создавало современные трансформации.
В современном художественно формообразовании нельзя использовать целиком весь источник или брать отдельные элементы традиционного костюма, не вникая в суть его предназначения — это может привести либо этнографическому повторению, либо к дисгармонии восприятия полученного образа. Сегодня, в эпоху все большего поглощения мира моды бизнес-корпорациями, где главное целью является «наращивание оборота продаж» — гармония целостности образа в системе «человек-костюм» отходит на второй план. Однако, не стоит забывать и о идейных вдохновителях модного мира, которые всегда помнят о истинной ценности этнической культуры и о важности гармонии в системе «человек-костюм». Именно такие «творцы» задают модные тенденции и влияют на образы в каждом сезоне. Именно благодаря гармоничному сочетанию современного облика и правильному композиционному решения образа создавались модели вошедшие в систему классического гардероба.
«Человек потребляет костюм в той мере, в какой он создает в своем воображении собственный образ идеального бытия» [1, с. 117]. Однако стоит учитывать, что этническая культура несет в себе отточенные временем идеальные образы со множеством символьных элементов, которые при слепом копировании могут разрушить весь современный образ. Для более целостного понимая образа костюма необходимо знание основ трансформации образа и теорий принципов проектирования. Сегодня художник-модельер обязан понимать процесс создания модели костюма на всех этапах проектирования. Особенно стоит отметить вклад российских художников-модельеров в основу теории трансформации народного искусства в современный костюм, где основными вопросами являются: «назначение костюма и фигура: для чего предназначается костюм — назначение; из чего — материал; для кого — фигура; как делается костюм — его форма. Фигура определяет цвет и материал; форма определяет материал, орнамент, ритм; орнамент конструирует форму, соединяет разные материалы и формы...» [2, c. 11—12]. Извесный исследователь русского костюма Пармон Ф. говорил о необходимости рассматривать этническую культуру и современный костюм в глобальном масштабе, что позволит более разнопланово подходить с созданию образа: «достижение единства в многообразии и многообразия в единстве — путь развития и обновления современного костюма» [3, c. 270].
Трансформация этнической культуры в современное пространство моды должно учитывать не только отточенные временем системы проектирования, но и этические, и гармонический аспекты формирования системы «человек-костюм». Конъюнктура мира моды сегодня отражает потребность различных этнических культур в экспликации своих гармонических структур в современный модный образ, подтверждение этому развитие школ дизайна и художественного проектирования костюма в разных странах. Все эти аспекты отражают главную проблему современного художественного проектирования костюма — отсутствие единого подхода в системе трансформации этнической культуры в современный образ, а в погоне за количеством иногда ускользает качественная основа. Современная теория художественного проектирования должна учитывать развитие современных технологий и базироваться четко выработанных теоретических основах научной сферы.
Список литературы:
- Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования. Учебник для вузов. — М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина. 2005. — 380 c.
- Петушкова Г.И. Проектирование костюма. М., Академия, 2004. — 416 c.
- Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественный-конструкторский источник творчества: Моноторг. — М.: Легпромбытиздат, 1994. — 272 с.
- Ступучев Р.А. Костюмографика. Учебник для вузов. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина 2003. — 706 с.
- Электронный ресурс — Режим доступа. — URL: www.philosophy.ru
дипломов
Оставить комментарий