Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ В ХОРЕЗМЕ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Атамуратова Дилафруз Рашидовна
магистрант кафедры Истории Ургенчского Государственного университета имени Аль-Хорезми
Абдуллаев Тимур Пулатович
канд. ист. наук, доцент в кафедры Истории Ургенчского Государственного университета имени Аль-Хорезми
Искусство народов Хорезма испокон веков формировалось при активном взаимодействии с традициями сопредельных регионов, но ими были выработаны свой устойчивый и своеобразный художественный язык и определенные формы. Самобытная культура Хорезма до настоящего времени сохранила свои традиции, которые, творчески обновляясь, обогащают современную жизнь и дарят миру вдохновенные и яркие образцы. Одним из них является город Хива — не только хранитель многовекового наследия культуры Хорезма, но и источник живой развивающейся традиции народного творчества.
Хива являлась одним из древнейших центров искусства резьбы по дереву в Центральной Азии. Характерной чертой хивинских мастеров-резчиков была способность к выполнению работ разного профиля.
Наиболее яркие произведения прикладного искусства создавались в синтезе с архитектурой — это резные деревянные колонны, двери, ворота, прекрасные образцы, в огромном количестве представленные в памятниках Ичан-калы. Из дерева делались и многочисленные бытовые изделия — резные столики, подставки для книг — лавхи, футляры для фарфоровых сосудов — чинникапы, сундуки, шкафчики и другие предметы. Особого расцвета достигает искусство составления композиций из изразцовых сине-бело-голубых плиток. Стены медресе, мечетей и дворцов украшаются бесконечным великолепием этих узоров. Порой возникает ощущение, что они словно теряют свои конструктивные качества и превращаются в уникальные шедевры узоротворчества. В оформлении архитектурных интерьеров важное значение имели предметы из камней — подставки для колонн с орнаментальной и плиты с резной надписью.
Оригинальность хивинской школы резьбы по дереву заключается в том, что ее композиции совершенны по расположению узоров из плавно переплетающихся стеблей, волнообразных побегов с цветами, листьями и различных форм розетками, где в несколько рядов проходят резные каёмки с несложным геометрическим рисунком. Для передачи природной красоты и сохранения долговечности изделия готовые двери и колонны не покрывают лаком, а обрабатывают их поверхность нерафинированным растительным маслом. Во второй половине XIX века имели распространение два способа резьбы. Фоновая, при которой плоско-рельефный узор создавался путём углубления и выборки фона, и бесфоновая с трёхгранно-выемчатым, скобчатым и ногтевидным врезанным узором. Эти разновидности резьбы отличались и по своей художественной выразительности. Фоновая резьба исполнялась мастерами профессионалами с большим техническим совершенством и украшала уникальные предметы, которые изготовлялись из твёрдых пород дерева: шкатулки, футляры для чалмы, лаухи, книжные переплёты и высокие многогранные столики. Особенно прекрасны творения резьбы по дереву в мечети Джума. Джума-мечеть города Хивы — одна из самых известных в Средней Азии. Это здание имеет традиционную, даже архаичную планировку. Зал мечети размером 45 на 55 метров имеет прямоугольную форму и покрыт плоской кровлей. В зале имеется множество колонн, окружает зал массивная стена с тремя входами.
Согласно исследованиям арабского географа Мукаддаси, мечеть Джума датируется X веком [2, c. 164—216.]. Здание воспроизводит редкий в Средней Азии тип архаической многоколонной мечети. По существу, это просто деревянный навес над площадью. Главную художественную ценность и примечательность соборной мечети, несомненно, составляют деревянные резные колонны (их 213) [5, c. 355], различные по габаритам, по архитектурной форме, по художественной отделке и по времени изготовления. В течение столетий многие колонны, в силу естественных причин, приходили в негодность. Их также постепенно заменяли другими. Таким образом, в многообразии колонн мечети нашли отражение отдельные этапы существования всего здания.
Наиболее древние из этих колонн могли быть взяты из погибшей в водах Амударьи средневековой столицы Хорезма — города Кята. Двадцать одна колонна Джума-мечети относится к Х—ХII вв. Среди них особенно ценны четыре колонны X—XI вв. Они установлены, как свидетельствуют вырезанные на них куфические письмена, по приказанию факиха Абул Фадла ал-Мухаммада Ляйси [5, c. 355—357]. Архитектурная форма этих колонн исключительно интересна: в них ярко выражен сложившийся тип колонн древнехорезмского зодчества — базы «кузаги» со спускающимися листьями, граненые стволы, капители с раструбом, орнаментация в виде отдельных повторяющихся растительных мотивов.
По стилю орнаментов и надписей самые ранние колоны относятся к X—XIV векам. У этих колонн очень интересная архитектурная форма. Это ярко выраженный тип колонн зодчества древнего Хорезма с граненными стволами и отдельными повторяющимися элементами растительных мотивов.
Следует отметить, особенностью хивинской школы зодчества является виртуозное владение мастерами техникой резьбы по дереву и грамотное ее сочетание с архитектурными формами и пропорциями, используемое в «наиболее выгодных для обозрения деталях и конструкциях» [1, с. 193]. Резьбой покрывались наружные элементы — двери, калитки, колонны айванов, некоторые из них были единственным украшением памятника. К примеру, колонны Джума-мечети — установлен факт о традиции перенесения уникальных образцов деревянных колонн X—XIV вв. в более поздние сооружения. Так, в Джума-мечети собраны колонны с X по XVI в., каждая из которых имеет характерные для своего времени декоративные особенности, объединенные в один композиционный ряд. Но все они грациозны и нарядны и образуют воздушную среду благодаря тому, что мастера «тонко учитывали масштабы узора и высоту рельефа» [1, с. 194].
Современное здание Джума-мечети построено в XVIII в. На мраморной доске, справа от михраба, высечен текст вакфнаме, то есть дарственной грамоты о постоянных владениях и доходах мечети. На южной входной двери имеется дата — 1203 г. хиджры, т. е. 1788 г. [3, c. 137]. Колонны с цветочно-растительным узором хивинского типа относятся к XVIII—XIX вв. Все колонны очень гармонично сочетаются друг с другом, несмотря на то, что у каждой из них своя история. Так, некоторые колонны попросту достались по наследству, другие были перенесены сюда из старинных зданий, а несколько колонн стали частью военной добычи. Тем не менее, их объединяет то, что все они восхитительны в своем богатом орнаменте и необычной резьбе, и основание каждой из колонн представлено в виде кувшина и цветущими из него растениями. Весь потолок мечети был перекрыт деревянными балками, которые опираются на 213 колонн высотой от четырех до пяти метров. Поверхность колонн покрыта растительным рельефом в сочетании с геометрическим. Каждая колонна замечательна не только высоким искусством резьбы и богатством орнамента, но и гармоничностью пропорций, оригинальным оформлением нижней части ствола в виде кувшина с цветущими побегами растений. Такая форма колонны с незначительными интерпретациями прочно укоренилась в традиционной строительной практике повсеместно в Узбекистане.
С тех пор и до наших дней в традиционной узбекской архитектуре бытуют три разновидности резных колонн. Они могут быть вырезаны из цельного куска дерева вместе с базой, иногда деревянная колонна вставляется в каменную базу и, нередко, колонна и база вырезаются из дерева отдельно и соединяются с помощью конструкции в виде штыря. Колонны украшаются шаровидными основаниями-кузаги и сталактитовыми карнизами-макарнас, иногда их верх увенчивается капителью-калла. Но чаще всего колонна соединяется с потолочными перекрытиями посредством фигурных резных конструкций, что придает всему ее облику легкость и стройность.
На протяжении ХХ века Хива остается одним из крупных центров резьбы по дереву. Именно здесь резное дерево, как и прошлое эпохи, является одним из основных видов архитектурно-орнаментального декора [4, c. 77].
С обретением независимости в Узбекистане были приняты указы Президента страны и постановления правительства о мерах государственной поддержки народного художественного ремесленничества и прикладного искусства и об улучшении деятельности республиканского объединения «Усто». Исполнилась мечта сотен замечательных народных мастеров, таких, как Ата Палванов, «золотые руки» которых создали шедевры искусства резьбы по дереву. С. Богибеков, продолжив лучшие традиции наставника, воспитал и обучил ремеслу сотни учеников.
В заключение следует отметить, что традиция растительного орнамента резьбы по дереву остается в Хиве незыблемой, и хивинские ремесленники пытаются сохранить старые традиции ручного ремесла и передать их молодому поколению. Юноши постигают секреты изготовления майолики с цветочными и геометрическими узорами, резьбы по дереву. До сих пор являются образцами высокого искусства двери, выполненные хивинскими мастерами столетия назад. И шогирды-ученики стремятся воссоздать эту красоту в своих работах.
Список литературы:
- Аведова Н.А. Живые традиции хивинской резьбы по дереву // ИЗУ, IV. Ташкент, 1969. C. 193—194.
- Ал Макдиси. Ахсан ат такасим фи марифат ал акалим//МИТТ. — М — Л. АН СССР, 1939. Т. 1. С. 164—216.
- Манъковская Л., Булатова В. Памятники зодчества Хорезма. — Т. Гафур Гулям. 1978. С. 137.
- Хива город тысячи куполов. — Т.: Шарк, 1997. C. 77.
- O’zbekiston obidalaridagi durdona bitiklar. T. “O’zbekiston”. 2011. C. 355—357
дипломов
Оставить комментарий