Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОДИЗАЙНА
Звенигородская Юлия Викторовна
аспирант кафедры теории и истории искусств Харьковская государственная академия дизайна и искусств, Украина
E-mail: zvenigorodska@gmail.com
В динамично развивающемся постиндустриальном обществе актуализируется вопрос о современных тенденциях и перспективах развития экологического дизайна, выдвигаются новые требования к дизайнеру завтрашнего дня. Автор ставит задачу проследить развитие основных направлений экодизайна.
Сегодня слово «дизайн» используется в разных смысловых контекстах, таких как фитодизайн, дизайн причесок, дизайн ногтевой эстетики, дизайн кондитерской выпечки и т. д. Сама профессия дизайнера начинает терять свои очертания, что приводит к утрате четких границ между различными видами деятельности.
Расхождение в понимании и трактовке слова «дизайн» обусловлено многозначностью его эквивалента в английском языке «design», который в начале 1930-х годов стал международным термином, обозначающим художественно-конструкторскую, проектно-творческую деятельность и ее результаты. В силу многообразия форм проявления дизайна, невозможно толковать его однозначно, поэтому мы приведем официальное определение дизайна в научном дискурсе.
Первая официальная дефиниция дизайна была принята в 1969 году на конгрессе ИКСИД (англ. ICSID, International Council of Societies of Industrial Design) (Международный совет организаций индустриального дизайна), которая была сформулирована еще в 1950-е годы президентом этой ассоциации, педагогом Ульмской школы формообразования Томасом Мальдонадо.
Дизайн — это «творческая деятельность, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но и, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством» [6, с. 13].
«Будущее дизайна и проектной культуры вообще зависит сегодня от осознания двух важнейших факторов современного мирового процесса. С одной стороны — это бурное развитие научно-технического прогресса, а с другой — вызванные им социальные и экологические изменения» [5, с. 3].
Стремительное развитие техники в ХХ веке вызвало множество глобальных проблем. Но уже сегодня на смену технократическому мышлению приходят новые формы осознания перспектив развития общества и цивилизации. Как реакция на стихию технологической революции в конце 1970-х годов ХХ века возник экологический подход в дизайне, в задачи которого входят охрана и восстановление окружающей природной среды.
Основные принципы экологического подхода в дизайне:
· максимальная экономия природных ресурсов и материалов;
· использование восполняемых энергетических ресурсов;
· минимизация отходов производства;
· достижения долговечности изделия [5].
С появлением экологического подхода в дизайне возникает ряд терминов, которые соотносят проектно-художественную деятельность и экологию. Наиболее распространенным и общепринятым является «экодизайн». Термин «экодизайн» (греч. оikos — жилье, место строительства; англ. design — замысел, план, чертеж) был принят к использованию в публикациях и официальных документах Институтом экологического развития (Австрия), Институтом экологической эстетики (Германия), Организацией по экологической оценке промышленных продуктов (Нидерланды) и во многих других организациях. В отечественных исследованиях впервые этот термин был введен в работах Ю.В. Шатина [4].
Исследованиями в области экологического дизайна занимались как зарубежные теоретики и практики дизайна Этторе Соттсасс, Виктор Папанек, Петер Люкнер, Урсула Тишнер и др., так и отечественные — О.И. Генисаретский, В.Ф. Сидоренко, К.А. Кондратьева, Г.Г. Курьерова, В.Я. Даниленко, А.В. Бойчук и др.
В современном понимании экологический дизайн — это «область комплексной дизайнерской деятельности, стремящейся к реализации в проектируемых объектах сближения требований природной среды и культуры, что вызывает необходимость учета ценностей, достигнутых предшествующими поколениями в сфере взаимоотношений человека и природы» [3, с. 61].
Исследователи харьковской школы дизайна А.В. Бойчук и А.А. Галушка предложили классификацию основных направлений развития экологического дизайна. Их становление было разделено на два этапа.
Первый этап охватывает период 1986—1990 гг. В этот период было сформулировано три направления, которые условно названы авторами как аскетический, модернизационный и гармонический. Отмечено, что приверженцами аскетического направления являются немецкие специалисты, выступающие за разумное ограниченное использование сырья и товаров производства, а также за проектирование изделий длительного использования. Немного другие принципы используют представители модернизационного направления, в частности, дизайнеры Японии. Они акцентируют внимание на производстве новых изделий из вторичного сырья, что экономит энергию и материалы. Представителями гармонического направления являются итальянские дизайнеры, разрабатывающие изделия с учетом жизненного цикла изделия.
На втором этапе в 1991—1996 гг. сформировалось технологическое направление. Представителями этого направления являются дизайнеры США, которые предлагают при дизайн-проектировании усилить поиск наиболее экономически чистых материалов и эффективных производственных процессов [2].
Развитие экологического дизайна продолжает формироваться и на сегодняшний день его активным направлением является этнодизайн (национальное и региональное своеобразие) и футуродизайн (прогностические разработки).
Экологический дизайн не ограничивается задачей сохранения природной среды, а распространяется на такие понятия как этнос и художественная культура. «Этнокультурная идентичность (слитность) среды и образа жизни обеспечивается тем, что отдельные этносы участвуют, с одной стороны, в обеспечении культурного взаимодействия людей, а с другой — в обеспечении культурного разнообразия и собственной самобытности» [3, с. 62].
Футуродизайн — это «экспериментальная творческая деятельность, имеющая целью определение потенциальных путей изменения потребительских качеств и (как следствие) визуального образа отдельных объектов, и их систем, а также перспектив развития предметно-пространственной среды и образа жизни в целом» [3, с. 209].
Исследовательница О.Д. Бейлах в работе «Экологическое направление в практической и проектной деятельности дизайнеров» [1] выделила четыре периода становления экологического направления в дизайне. Отсчет первого периода автор начинает с теоретических достижений Дж. Рескина и У. Морриса (1860—1910 гг.). Второй период (1920—1950 гг.), который автор считает периодом зарождения принципов экологического дизайна — это время функционализма и экономической универсальности. Третий период (1960—1970 гг.) отмечен прогрессивным и регрессивным направлением экологической мысли. «В первом случае для решения экологических проблем, дизайнеры использовали достижения научно-технического прогресса, во втором радикально настроенные группы и субкультуры того времени формировали понимание экологического мышления без цивилизации и прогресса» [1, с. 3]. Четвертый период (1980—2000 гг.) характеризуется общественными программами по развитию и формированию экологических вопросов и целостного подхода к экологической стабильности в мире.
В ходе исследования были рассмотрены ключевые направления экологического дизайна и выявлены его тенденции развития. В рамках экодизайна новый виток развития получат такие тенденции как этнодизайн и футуродизайн.
Список литературы:
- Бейлах О.Д. Екологічний напрям у практичній і проектній діяльності дизайнерів // Международная научно-практическая Интренет-конференция «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2013». [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/arts-architecture-and-construction-113/theory-and-history-of-culture-113/17282-113-1114 (дата обращения 15.04.2013).
- Бойчук О.В., Галушка О.О. Основні напрями розвитку екодизайну // Всеукраїнська наукова-методична конференція «Становлення, розвиток і сучасні проблеми вищої художньої та промислової освіти в Україні»: Тези доповідей / упоряд. Л. Бикова. — Харків: ХХПІ, 1996. — С. 28—29.
- Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др.: Под общей ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко. М.: Архитектура — С, 2004. — С. 61.
- Звенігородський Д.Л. Екодизайн та його коефіцієнт корисної дії // Вісник ХДАДМ. — 2009. — № 6. С. 47—51.
- Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. М.: МГХПУ им. С.Г. Строгонова, 2000. — 105 с.
- Лаврентьев А.Н. История дизайна: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. — С. 13.
дипломов
Оставить комментарий