Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПЛЕНЭРЫ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ ХАРЬКОВА
Чурсин Александр Викторович
аспирант, Харьковская государственная академия дизайна и искусств, г. Харьков
E-mail: alexan22arh@mail.ru
Искусство Харькова в период острой заполитизированности 50—70-х годов XX столетия продолжало своё развитие в русле так называемого «социалистического реализма», когда художнику разрешалось только воспевать трудовые подвиги, героев труда, писать индустриальные пейзажи и т. п. Именно поэтому пленэрный пейзаж, этюд стал тем способом общения художника с жизнью, с родной природой, где не нужно было кривить душой, а наоборот — с раскрытым сердцем воспевать красоту родной земли.
Традиции реализма в пленэрной живописи харьковчан С. Васильковского, П. Левченко, Н. Беркоса, М. Ткаченко были продолжены (несмотря на засилье «революционного искусства» в 20-е годы) благодаря таким мастерам реалистической школы как А. Кокель, С. Прохоров, М. Дерегус, Н. Самокиш, Н. Бурачек и другие, которые хорошо были знакомы со своими предшественниками, были их единомышленниками в создании пейзажного образа. Много художников-харьковчан были участниками Великой Отечественной войны и после победы с большой любовью к родной земле начали писать пейзажи, работая чаще всего на пленэре. Это известные мастера И. Карась, П. Шигимага, А. Сафаргалин, И. Селищев, Г. Томенко, В. Сизиков, А. Вяткин, А. Константинопольський, Е. Егоров, И. Кабыш, С. Письменный. Интерес к пейзажу в наши дни имеет свою обоснованность и закономерность. Среди современных художников не много найдётся таких, кто не любил бы природу, не писал бы этюды пейзажей. Современная жизнь характеризуется запущенностью проблем защиты природы, вопросов экологии, сохранения тех уголков родной земли, которые ещё не уничтожены деятельностью людей. Смена экономических приоритетов тоже в значительной степени влияет на творчество многих художников, когда тематическая картина утратила своё былое значение и они обратились к пейзажу.
Есть много жанров, в которых художники воплощают свои поиски, но пейзаж неизменно остаётся жизненно актуальной и привлекательной темой. И самое лучшее подтверждение этому — небывалый расцвет пленэрной пейзажной живописи Харькова сегодня. В основном этому способствует развитие движения Всеукраинских и Международных пленэров, начиная с конца 90-х годов XX столетия, которые продолжают набирать силу и умножаться.
Творческие пленэры (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») проводятся в разных городах и живописных уголках Украины при поддержке Национального союза художников, Министерства культуры Украины, местных органов власти, а также по частной инициативе и при поддержке любителей пейзажного искусства. Творческие пленэры — это совместная работа группы художников (чаще из 10—15 участников) непосредственно на природе.
Существует уже большое число пленэров, но наиболее весомыми и популярными из них являются Седневский (Дом художника НСХУ, Черниговская область), Дом творчества им. К. Коровина (г. Гурзуф, НСХУ), Международный Репинский пленэр (г. Чугуев, Харьковское объединение НСХУ), пленэр «Дорогами Васильковского» (при содействии Б. и Л. Гринёвых), Святогорские пленэры (г. Святогорск, Донецкая область, ДО НСХУ), пленэры в Севастополе (НСХУ и частные), на острове Хортица (Запорожская область, ЗО НСХУ), в Очакове (Николаевская область, НО НСХУ), в Никополе, Мукачево (Закарпатье), Немирове (Киевская область), Славском (в Карпатах).
Известный художник В. Яковлев говорил, что «художник-пейзажист должен сдвинуться с привычных, насиженных мест и, окинув зорким глазом великолепные просторы…, найти для себя новые и жизнеутверждающие мотивы и новую монументальную технику» [4, с. 51]. Для художника пленэр — это единение с природой, разговор с ней «один на один», изображение на полотне красочного богатства натуры, разнообразного состояния на протяжении дня в разные времена года. Пленэры — это возможность работать с натуры за пределами мастерской. Для истинного художника-пейзажиста это всегда большое событие. Поскольку на пленэрах работает группа художников из разных городов Украины, а на Международных (например, Репинском в Чугуеве) — из других государств СНГ и зарубежья, создаются условия для творческого общения, обмена опытом, повышения мастерства. Тут выявляются и поддерживаются молодые талантливые пейзажисты. Пленэры не только способствуют развитию творческой личности, росту профессионализма, но и, по выражению искусствоведа В. Немцовой, «пленэры — это наилучший способ возрождения национальной памяти и обновления связи времён» [7, с. 265].
Современные пейзажисты Харькова, которые чувствуют и поддерживают традиции пленэрной живописи предыдущих поколений пейзажистов-харьковчан, не могли не откликнуться на подъём движения творческих пленэров. Среди наиболее активных участников пленэров Ю. Винтаев, В. Чурсин, В. Бабак, В. Панов, М. Алатарцев, В. Ганоцкий, А. Коцарев, А. Дубровский, М. Зуев, А. Резниченко, В. Сафина, А. Судаков. Из молодых художников это А. Дмитриев, А. Криушин, Д. Ефименко, С. Коваленко, Н. Третьякова, В. Ковалёв, О. Мороз, К. Волошко, Е. Мельникова и др.
Заслуженный деятель искусств Украины Ю. Винтаев — лидер харьковских пейзажистов, для которых пленэр — один из главных способов творческой жизни. Для его работ характерны свобода и широта письма, богатство технических приёмов, сложность колористического воплощения мотива, необыкновенная свежесть цвета, чёткое композиционное решение. По словам искусствоведа Е. Соловьёвой, развитию творческой личности Ю. Винтаева «особенно способствовали выездные пленэры художников Украины, которые происходили в Крыму. Крымские пейзажи Винтаева, яркие, сочные, излучают свет южного солнца» [8, с. 56]. Наиболее характерными для его творчества являются работы «Улочка Гурзуфа» (2000), «Балаклава» (2001), «Штормит» (2001), «Полдень» (2001), «Пристань. Лодки» (2002), «Красные виноградники» (2003), «Краснопавловка» (2010). Ю. Винтаев работает в собственной технике соединения акрила и масла, где основой является холст, картон или ДВП.
Для В. Панова главная тема пленэрных пейзажей — город, архитектура, церкви, монастыри, исторические сооружения в разные времена года. Он — участник пленэров в Седневе, Крыму, Международного Репинского пленэра в Чугуеве, «Дорогами Васильковского», пленэров в Карпатах. Его пейзажи отличаются продуманным композиционным решением, необычным тёплым колоритом, они насыщены светом и воздухом. Архитектура В. Панова всегда согрета присутствием человека. В его пейзажах Харьков — это огромный город с бурлящей жизнью, но согретый чувством художника — коренного харьковчанина. Исторические места других уголков Украины в полотнах Панова всегда связаны с размышлениями об истории и людях, которые там живут. Чаще всего автор работает в технике масляной живописи на холсте, загрунтованном по собственным рецептам.
Одним из ведущих пейзажистов Харькова и постоянным участником многих Всеукраинских и Международных пленэров является В. Чурсин — воспитанник Луганского художественного училища и Харьковского художественно-промышленного института (1980). Много творческого внимания он уделяет пейзажу разных мест восточной Украины — Слобожанщины, околицам Харькова. Плодотворным было его участие в Международном Репинском пленэре (2001, 2004, 2005, 2009), в пленэрах в Севастополе — НСХУ и «Аквамарин» (2002, 2011, 2012), Гурзуфе, Керчи (1999, 2006), в Святогорске (2005, 2006), Седневе (2007), Хотмыжске (Россия, 2000). В. Чурсин создал много пейзажей, которые ежегодно показывает на Персональных, Всеукраинских, Международных и областных выставках. Его пейзажи «Мостик» (2002), «Утро на Донце» (2004), «Озерцо» (2004), «Осень на речке Лопань» (2006), «Яблоневый рай» (2007), «Полдень. Седнев» (2007), «Бархатный октябрь» (2008), «После дождя» (2009), «Весёлый март» (2011), «Херсонес» (2011), «Весна в Симеизе» (2012) и другие отличаются живописностью и искренней поэтической интонацией. В. Немцова писала: «Ему свойственно глубокое преклонение перед природой Украины, понимаемой не отвлечённо, но как хорошо обжитая и конкретная среда с её уникальной, до глубины души прочувствованной атмосферой, включая высокое небо с пышными облаками и цветущую землю. Его образы напрямую соотносятся с давними традициями и архетипами национальной пейзажной живописи» [7, с. 266].
Как говорит В. Чурсин, для роста его профессиональных навыков, приобретения своих индивидуальных творческих особенностей большую роль играет общение во время работы на пленэрах с Ю. Винтаевым (Харьков), А. Зорко (Киев), А. Чередниченко (Сумы), С. Дуплием (Киев), А. Поляковым (Донецк) и другими известными живописцами. Работа рядом с ними и вдохновляет, и учит разнообразным подходам к воплощению конкретного художественного образа в пейзаже.
Если в начале творческой деятельности для В. Чурсина была характерна техника акварели (как и для Ю. Винтаева), то сейчас он работает исключительно в масляной технике на холсте фабричного изготовления средней зернистости, картоне, загрунтованном на основе эмульсионных белил и клея ПВА, иногда он использует ДВП. Чаще всего для работы на пленэре используются размеры 60х80, 70х80, 80х90, 70х90 см. Кроме того, художник пишет много небольших по размеру этюдов на картоне как материал для работы в мастерской над композиционными пейзажами.
В. Бабак и М. Алатарцев — пленэристы с большим опытом и достижениями в традиционном подходе к пейзажу Слобожанщины. Выверенные по композиции, их работы привлекают мастерством передачи разнообразных уголков природы в разных состояниях. Работы В. Бабака «Старая мельница. Немиров» (2003), «Чугуевские дороги» (2004), «Оттепель» (2005), «Весна» (2008), «Арка в Золочевском замке» (2010), «В Форосе» (2011) исполнены во время работы на пленэрах и отличаются цветовой гармонией, тонкостью светотеневой моделировки и обострённым ощущением состояния в природе.
М. Алатарцев тоже принимает активное участие во многих пленэрах Украины и России (Седнев, Гурзуф, Чугуев, Белгород (Россия)) и работает исключительно на пленэрах. Художник находит свою интонацию в разговоре с природой и отображает её чаще всего, повышая экспрессию формы и цвета. Участие в пленэрах обогащает его творчество многочисленной сменой пейзажных мотивов разных мест Украины и даёт возможность находить в них как неповторимое единство, так и характерные моменты.
Для В. Сафиной работа на пленэре так же составляет главный смысл творчества. Она много путешествует, работая в Китае, Италии, Черногории и, конечно, разных уголках Украины, в частности, на Слобожанщине и в Крыму. Пейзажи В. Сафиной привлекают особенной чистотой и гармонией красок, свежим колористическим взглядом и разнообразием в подходе к выбору сюжетов и их композиционному воплощению. Она — неоднократный участник пленэров разного ранга, которые обогатили её творческие достижения. К лучшим её работам относятся «Бухта Чехова» (2000), «Улица Бажанова» (2003), «Ровно. Старый город» (2005), «Колизей» (2005), «Предчувствие весны» (2006).
Плодотворно работают на пленэрах художники младшего поколения, воспитанники отделения «станковая живопись» Харьковской государственной академии и искусств — Д. Ефименко, А. Криушин, А. Дмитриев, С. Коваленко, Н. Третьякова, М. Ковалёва, В. Ковалёв, А. Чурсин, Р. Михайлов, К. Чеботов, М. Некрасова, М. Чепелева и др. Молодые художники доказывают своим творчеством, что потенциал реалистического искусства ещё далеко не исчерпан. Участие в пленэрах обогащает их профессиональный уровень и творческие достижения, постепенно выкристаллизовывает их личности, индивидуальные черты художника. В. Немцова пишет: «Плодотворность их поиска определяется тем, что им лучше других удалось преодолеть шок от полной свободы творческого самоопределения и давления рынка…» [7, с. 266].
Выводы. Работа на пленэре отличается тем, что в условиях ограниченного времени необходимо совместить синтез чувств, мыслей со способами исполнения, которые дают ощущение правдивой передачи природы.
Определяя характерные особенности современной пейзажной живописи Харькова, можно отметить, что для одних художников пленэрный пейзаж является полностью законченным произведением, для других — работа над пейзажем начинается на пленэре, а завершается в мастерской, где из большого числа написанных этюдов художник отбирает нужное и отбрасывает случайное.
Основные особенности современной пейзажной живописи Харькова — стремление к созданию пейзажа-образа на природе, разнообразие подходов его воплощения на холсте, поиск новых технических приёмов, эксперименты в использовании современных материалов.
Своеобразие искусства современных харьковских художников-пейзажистов определяется стремлением к познанию красоты родной земли. Пленэр становится одним из главных способов проявления этих стремлений.
Список литературы:
- Бархатный пленер. Альбом-каталог. — Ялта, Изд. Жерибор, 2006.
- Валентина Сафина. — Х.: Майдан, 2004.
- Донецкий пленер. Каталог. — Мариуполь, 2005.
- Мастера советского искусства о пейзаже. — М.: Академия художеств СССР, 1963, с. 51.
- Нємцова В.С. Гайда на Айдар. Пейзажний живопис В. Чурсіна // Музейний провулок, № 1 (18), 2011, с. 112.
- Немцова В.С. Изобразительное искусство Харьковщины (исторический очерк). — Х.: Регион — информ, 2004, с. 122.
- Немцова В.С. Харьковская художественная школа. — Х.: ФЛП Шевченко, 2011, с. 265—266.
- Соловйова О. Співець рідної землі // Образотворче мистецтво, № 4, 2006, с. 56.
- Рєпінські пленери. Альбом. — Х.: Майдан, 2004.
- Сазонова А.Є. Міжнародний Рєпінський пленер: здобутки та перспективи. // Харківщина мистецька: історія, традиції, сучасність (до 70 — річчя ХО НСХУ). — Х.: Золоті сторінки, 2008, с. 138.
- Федорук О.К. Ми — із Севастопольської творчої команди // Образотворче мистецтво, № 4, 2006, с. 98.
- Харківська пейзажна школа. Альбом. — Х.: Родовід, 2009.
- Художники Украины. Вячеслав Бабак. — К.: № 32 (60), 10 августа, 2006.
- Художники Украины. Михаил Алатарцев. — К.: № 24, 1 декабря, 2005.
- Юрій Вінтаєв. Живопис. Альбом-каталог (50 років від дня народження), ТОВ Золоті сторінки, 2002.
- Южный Эрмитаж. Альбом. Пленер «Аквамарин 1». — Севастополь, 2011.
дипломов
Оставить комментарий