Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 08 июля 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Театральное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЗНАЧИМОСТЬ МЕТОДА ВОКАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ АРТИСТОВ-ПЕВЦОВ В ПРАКТИКЕ ХОРОВОГО ТЕАТРА
Редько Анатолий Максимович
педагог Пермского музыкального колледжа г. Пермь
соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, лаборатория «Музыкальное искусство» ФГНУ Института художественного образования
г. Москва
E-mail: Redko61@mail.ru
THE IMPORTANCE OF THE METHOD OF VOCAL AND PHYSICAL PREPARATION OF YOUNG ACTORS-SINGERS IN PRACTICE OF CHORAL THEATRE
Redko Anatoly
teacher Perm Musical College Perm
the competitor of a scientific degree, the candidate of pedagogical sciences Laboratory «Musical art» Institute of Art education Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрен комплексный метод вокальных и упражнений для движений, апробированный на самодеятельном коллективе автором данной статьи. Цель и задача — приведение голосового и корпусного аппаратов артистов-певцов в рабочее состояние.
ABSTRACT
Short summary: in article the complex method vocal and exercises for movements approved on amateur collective the author of this article is considered. The purpose and task — reductions of voice and case devices of actors-singers in a working condition.
Ключевые слова: метод, хоровое распевание вокально-голосового аппарата у юных певцов хорового театра, физическая подготовка юных артистов хорового театра к занятиям по движению.
Keywords: method, choral singing of the vocal and voice device at young singers of choral theater, physical preparation of young actors of choral theater for classes in movement.
Младшее подростковое поколение информировано благодаря ТВ-сети, радио, компьютерным сетям и его неустанного нагнетания что, безусловно, характерно и ухудшение восприятия, памяти, и излишняя — на грани взвинченности — подвижность или, наоборот, заторможенность, а это требует изменения традиционных педагогических методов для реализации, в том числе их творческих способностей. Художественная деятельность, в которую включается младший подросток, обладает интеграционными возможностями влияния на его духовный рост и в частности на совершенствование его личности. Важно, чтобы подрастающее поколение действовало заинтересованно, с достаточной долей самостоятельности, иными словами, творчески, а креативный подход к деятельности — основа воспитания, поэтому активный досуг существует только при условии расширения спектра предпочтений также за счёт дополнительного образования. Тем актуальнее становится то, что современная эпоха диктует и инновационные подходы к формированию творческих их способностей. Хоровой детский коллектив даёт возможность самовыражения и самореализации, и именно обеспечение состояния эмоционального подъёма выступает как своего рода мотивационный посыл, порождающий артистов-певцов потребностью в совершенствовании творческих способностей, т. е. развивает внутренний мир и позволяет на рациональном уровне познавать духовную глубину личности. Значение в организации креативной деятельности играет, прежде всего, театральный компонент, поэтому младшему подростковому возрасту свойственно разыгрывать роли действующих лиц, что требует творческой активности от самих личностей — внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, мимики.
Исследователем Редько А.М., хормейстером хора «Мелодия» МУ ДОД ГДД(Ю)Т г. Пермь в течение последних двух учебных годов был апробирован на своём коллективе комплекс вокальных и упражнений для движений с целью приведения голосового и корпусного аппаратов артистов-певцов в рабочее состояние.
Степень эмоциональной возбудимости актёра, внутренний темпо-ритм и способ существования в нём, подлинность и яркость физического самочувствия, эмоциональность мышления, его действенность, «перспектива роли и перспектива артиста», тренинг актёрской техники, импровизационное самочувствие в этюдах, а затем в режиссёрском решении действа. В отличие от вокальных данных функциональные признаки, проявляющиеся в движении (жестикуляция, мимика, осанка, образно-сценическая походка) формируются в процессе обучения юных артистов-певцов. На различных этапах работы на основе комплексного обучения (правильной осанки; пространственно-временной координации; артикуляционного аппарата; вокально-голосового аппарата; вокально-моторной координации: согласованное соединение движения и вокала; эмоциональности; вербальной, зрительной, слуховой и мышечной памяти; коммуникативной сферы) осваиваются приёмы актёрства через зрелищное раскрытие художественного образа. Неотъемлемой частью развития артистизма является движение. Этюды на движения дают возможность хормейстеру с артистами детского хора выразить восприятие музыки и помогают направить духовное понимание на поэтические миры произведений, вместе с этим движения на раннем этапе позволяют, прежде всего, раскрепоститься от ненужных зажимов во время исполнительского процесса для слушателей.
Комплексный метод вокальной и физической подготовки артистов хорового детского театра:
1. артикуляционные упражнения;
2. упражнения на снятия мышечных зажимов;
3. дыхательно-голосовые упражнения;
4. упражнения на развитие звуковысотного голоса;
5. упражнения на звукообразование;
6. упражнения на логичное, образно эмоциональное действие словом /на тексте пословиц и стихотворных текстах/ с переносом на хоровое пение.
Ритмическая разминка начинается с движений всего тела, корпуса, ног, рук, головы. Необходимым условием является большая и полная амплитуда движений, при котором каждый сустав подвижен. Это создаёт ощущение красоты, гибкости, выразительности, пластичности. Артистам-певцам предлагаются варианты разнообразных движений: руки могут двигаться к себе, от себя, в стороны, вверх, вниз, назад, волнообразно, винтообразно, с лёгкими изгибами в суставах, похожими на движения индийских танцовщиков. Такое разнообразие движений придумывается и для ног (приседания, разведение ног в стороны, выразительные движения на цыпочках, пружинистые шаги), и для корпуса (поднятие плеч, прогибы назад, вперёд, в стороны, растягивание боковых мышц тела). Ритмические разминки достигают своей цели при условии многократного повторения (с целью выработки ритмичности действия), эмоциональной насыщенности и экспрессивности деятельности. Отметим, что дети младшего подросткового возраста располагают определёнными задатками художественного, артистического развития. Ведь дети артистичны от природы. Естественно, что каждый ребёнок имеет свой уровень артистических способностей. Шаг в развитии артистизма — это работа в плане развития эмоционально-экспрессивной и художественно-эстетической сторон. Основополагающим фактором здесь является преподнесение музыкально-художественного материала в яркой эмоционально насыщенной форме. Работа по формированию артистизма продолжается в процессе сценической практики (выступления на концерте-действе). В процессе «сценических выступлений» у детей развивается навык сценического артистизма («чувство сцены»), формируется музыкально-эмоциональная культура поведения и ситуации сценического выступления.
Более подробно и детально рассмотрим распевание детского хора. Оно основывается на чередовании напряжения и расслабления различных групп мышц на вибрационных движениях, а также движениях увеличивающих гибкость и подвижность всего тела. Важным при их выполнении становится целостность движений. Другими словами «включение» в работу всего тела; развитие пластичности необходимое для совершенствования двигательных возможностей хоровых артистов; осознание работы двигательного аппарата. Каждое упражнение имеет название, в котором заложено образно-смысловое содержание предполагаемых движений. Обращение к ним на языке «детских» образов помогает сближению и лучшему пониманию друг друга. Использование приёма образности восприятия на основе наиболее стойких приобретённых в раннем детстве ассоциаций способствует поиску движений и созданию непринуждённой креативной атмосферы на репетиции. Свобода движений делает процесс работы по расширению голосовых возможностей певцов органичным, интересным и увлекательным.
Процесс освоения законов сценического творчества, а именно: связь внимания и воображения, закон мышечной свободы, отношение темпа и ритма, — требуют соблюдение принципов комплексности и построения тренинга. Разогревающие упражнения проводятся в течение 10—15 минут, цель — эмоционально-творческая: разминка отдельных частей тела, повышение мышечного и эмоционального тонуса, активизация восприятия, мышления, воображения. Ценность во время воспитания навыков его развития представляют упражнения в релаксации мышц и шеи (мимических, жевательных, речевых мышц), упражнения на мышечное расслабление развивают процесс торможения, увеличивают выносливость нервно-мышечного аппарата и способствуют профилактике заболеваний голосов. Цель — воспитание навыков ощущения релаксации органов артикуляции, подготовка голосового аппарата к свободному резонированию, когда активно работает внутри глоточная артикуляция (полость глотки) и совершенно раскрепощена внешняя артикуляция. Мелодика вокально-хоровых голосов ведь зависит от:
· органов артикуляции: зубы, губы, язык от которых зависит ясность и чёткость мелодики голоса;
· размеров носовой и ротовой полости влияющих на основные компоненты мелодики голоса;
· длинны, толщены, натяжения, подвижности и эластичности голосовых связок, которые характеризуют тембр и высоту вокального голоса;
· размера гортани, что зависит от пола;
· типа дыхания.
Комплекс включает в себя мимические упражнения и упражнения для голоса, развивающие артикуляцию диапазон звучность и выразительные возможности голоса. Разучиваемая часть мимических упражнений активизирует и разминает мышцы лица. В дальнейшем подростки додумывают самостоятельно сочетания любые комбинации движений, тренирующие мышцы лица по всем направлениям: вертикально, горизонтально, диагонально. Раздел артикуляционных упражнений без звука направлен на освобождение и тренировку мышц, с помощью которых совершается артикуляция, развивается подвижность мышц языка, губ верхней и нижней челюсти. Освобождение тела от мышечных зажимов налаживает процесс свободного глубокого дыхания необходимого для правильного голосообразования. Вокальные упражнения расширяют диапазон голоса, развивают силу, объём и подвижность голоса.
Упражнения на развития мышц лица.
1. Нижняя челюсть — одна из самых подвижных частей лица:
· движение из стороны в сторону;
· движения вперёд и в себя; оттягивание вниз;
· сжатие зубов;
· зажать челюсти и пошевелить желваками.
2. Губы:
· зажать верхними зубами нижнюю губу;
· зубами нижней челюсти зажать верхнюю губу;
· поджать две губы в ниточку; поцелуй;
· нижней губой постараться дотянуться до носа;
· то же самое двумя губами;
· в этом положении пошевелить вверх и вниз, из стороны в сторону.
3. Щёки:
· надуть поочерёдно то одну, то другую щёку; надуть две щеки;
· втянуть две щеки.
4. Нос:
· сморщить и расслабить;
· приподнимание ноздрей по очереди (как будто вдыхаю нюхательный табак).
5. Веки:
· нервный тик;
· моргнуть двумя глазами;
· моргаю поочерёдно.
6. Глаза — одно из выразительных средств лица:
· закатить вверх и опустить вниз;
· движения из стороны в сторону;
· движения по кругу в одном направлении и в другом;
· скосить и развести.
7. Брови:
· поднятие вверх;
· опускание вниз.
Это основные элементы движений разминки. Проходят они по принципу постепенного увеличения темпа и усложнения координации. Мы придумываем и свои движения вплоть до шевеления ушами.
1. Радостная, улыбчивая:
· рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты.
2. Удивление:
· нижняя челюсть оттягивается «вниз», рот раскрывается буквой «О» до отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.
3. Испуг:
· голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы поджимаются.
4. Кокетство
· голова слегка наклонена или повёрнута, губы поджаты, глаза смещены до отказа в сторону вверх или вниз.
5. Ненависть:
· губы и зубы сжаты, голова наклонена вперёд, глаза смотрят из-под лобья.
Маски фиксируем, используя при этом музыкальную основу. Постепенно увеличиваем скорость возникновения и исчезания маски. Потом добиваемся быстрых переходов из одной маски в другую. Лицо не застывает в маске, а находиться в движении. Здесь подключаются руки, корпус, наклоны и поворот головы. Голос один из основных элементов хорового пения, несущий большую долю нагрузки. Но при этом не нужно забывать про корпус, руки, голову и лицо. Если считать человеческое тело оркестром, а части тела — инструментами, то чем больше задействованы все инструменты, тем богаче, ярче, красочнее наше хоровое пение.
Примерные упражнения на снятие мышечного напряжения:
· Сбросить тело вниз при наклоне плеч, руки, шея свободны;
· Стоя — поникшая голова, плечи опущены /поза усталости/;
· Сидя, свесить голову вниз, руки мягко лежат на коленях.
Примерные упражнения для снятия напряжения около гортанной мускулатуры:
· Поворот головы влево одновременно с глазами вдох, в исходное положение выдох;
· Запрокинуть голову назад — вдох, одновременно глаза поднять вверх, опустить голову на грудь — выдох, одновременно глаза опустить вниз;
· Руки сложены на груди, полу наклон вперёд, спина и голова прямые — вдох, вернуться в исходное положение — выдох;
· Контрастные ощущения — заставить подростков до предела напрячь ту часть тела, ту группу мышц, которые зажаты, а затем дать команду расслабиться.
Артикуляционная гимнастика (примерные упражнения):
·Верхнюю губу подтянуть кверху, обнажив верхние зубы /на улыбку/; дёсны верхних зубов не должны быть видны, в момент подтягивания губы мышцы лица находятся в спокойном состоянии, зубы не сжаты, нижнюю губу оттянуть к нижним дёснам, обнажая нижние зубы, челюсть не напряжена;
·Мягко опустить до отказа нижнюю челюсть, /проверяя пальцем образование около ушной впадины/, затем открыть рот, после этого произнести вслух слово с ударным гласным «А» /арка, барка/, снова опустить челюсть, закрыть рот, затем произнести вслух слово, проверяя на слух лёгкость звучания;
·«Улыбка — хоботок» определяет двигательные возможности губ. Улыбнуться, затем вытянуть губы вперёд «хоботком» (трубочкой). Выполнить смену позиций несколько раз;
·«Лошадка». Открыв рот щёлкать языком при неподвижной нижней челюсти. Необходимо следить, чтобы работала не спинка языка, а вся передняя часть. Способность к активной работе его передней части и кончика языка (шипящие, л, р).
Гимнастика для языка:
а, э, о, а, э, и, ы; и, э, а, о, у, ы; эе, ая, ое, ую, ый; яй, яэ, яа, яо, яу, яу, яы; бэ, ба, бо, бу, бы; би, бе, бя, бё, бю; дэ, да, до, ду, ды; ди, де, дя, дё, дю; вэ, ва, во, ву, вы; ви, ве, вя, вё, вю; ля, ла, ло, лу, лы; рэ, ра, ро, ру, ры; ри, ре, ря, рё, рю.
Скороговорки:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.
Верзила Вавила весело ворчал вилы.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
На меду медовик, а мне не до медовика.
Хвалю халву.
У нас на дворе-подворье погода размокропогодилось.
Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ.
Сенька, Санька с Сонькой на санках лавировали, лавировали, да не вылавировали. Санки скок, санки скок, санки скок! Сеньку с ног, Сеньку с ног, Сеньку с ног! Саньку в бог, Саньку в бог, Саньку в бог! Соньку в лоб, Соньку в лоб, Соньку в лоб! Все в сугроб, все в сугроб, все в сугроб!
Следует отметить, что в процессе воспитания вокального голоса правильная осанка развивает именно те мышцы, которые принимают активное участие в акте дыхания, постоянная проверка за своей осанкой (коррекция осанки) и свободы мышц около гортанной мускулатуры помогает освоить в короткий срок полное дыхание. Звуковая волна хорошо массирует внутренние стенки гортани, глотки, носа, где в слизистой оболочке пролегает гладкая мускулатура, не подлежащая нашему управлению.
Упражнения:
·При вдохе небольшой наклон вперёд от исходного положения, стоя ноги на ширине плеч, руки на бёдрах, спина прямая. При таком положении перебор дыхания исключён, а брюшные мышцы подтянуты;
·Активизированный выдох, т. е. медленное выдыхание между сомкнутыми губами;
·Вдох через нос, выдох, пауза /момент отдыха/. На выдохе поднять руки и развести в стороны, ходьба на месте;
·Упражнения в процессе движения: исходное положение ноги вместе, руки на бёдрах, корпус подтянут, плечи отведены назад. Начинать движение по кругу: на выдохе (размер 2/4) первый такт — два шага /четвертями/; второй такт — четыре шага /восьмыми/ пауза, вдох.
Носовое дыхание:
·Взять носом воздух постепенно выдыхать между сжатыми зубами, медленно считая (мысленно) или поэтический текст произносить, фиксируя внимание на тоненькой струйке воздуха;
·Прижать правую ноздрю пальцем, вздохнуть левой ноздрёй; зажав левую ноздрю, выдыхать через правую, протяжно произнося согласный н и постукивая пальцами по левой ноздре. Повторить поочерёдно несколько раз.
Тренировка опорных дыхательных мышц:
·Руки лежат на нижнебрюшных мышцах произносить текст: с толчком на ударном слоге; с толчком на словах, на которые падает логическое ударение: «Андрей воробей, не гоняй голубей…».
Используются упражнения, которые способствуют развитию полного дыхания и направленности голоса в резонаторы, мы проверяем правильность при произнесении отдельных звуков, звукосочетаний, фраз или небольших стихотворных текстов, которые подбираю с расчётом на постепенное усложнение задач, требующее усиления или ослабления звука, изменения темпа, длинного выдоха, использования всего объёма диапазона. Для ощущения звука в резонирующих полостях используются следующие упражнения: закрыть раскрытой ладонью ноздри, оставляя небольшое отверстие для воздуха, протянуть звук «н» или «м», затем отнять руку и произнести вслух. Подбираем отдельные звуки «зи», «ли» звукосочетаний «ди — ли — дон», фраз «ди — на — ми — ка», стихотворные тексты, например: Ф. Тютчева «Весенние воды». На усиление и стихания звука мы берём упражнения по группам, т. е. одна группа начинает петь очень тихо, постепенно усиливая звук, доводя до яркой звучности, вторая группа ярко начинает и постепенно стихает, доведя до первоначального звучания первой группы. В качестве проверочного материала используем произведение О. Лассо «Эхо». Владение этими упражнениями вырабатывает настойчивость в выполнении и творческое единство в процессе совместного исполнения.
В самом начале занятий юным хористам предлагается продемонстрировать элемент «сценическое внимание» и необходимость его освоения. Хормейстерская работа строится следующим образом: оттачивая сценическое внимание, стараемся «вплести» его механизм образования сценического действия, объединив с другими элементами. Проследим взаимосвязь: сценическое внимание — этюд. Мы тренируем сценическое внимание. Это элемент верного сценического действия, которые постепенно из элементарной части складываются в нечто целое, т. е. другими словами в этюд — в слияние различных элементов.
Для развития навыков выразительности вокально-хоровой речи используем упражнения из театральной педагогики, чтение стихотворений с мимикой и жестами тем самым вырабатываем координацию вокально-хоровой речи с движениями. В процессе образного раскрытия вокального слова раскрепощаются движения, вокально-хоровая речь становится более интонированной выразительной. Опираясь на известный в физиологии факт, рассматривающий кисть руки как орган речи такой же, как артикуляционный аппарат в упражнениях с голосом активно используется движение рук.
Существуют два принципиально способа борьбы с зажимом, т. е. иными словами освобождение мышц. Первый — это сознательное практическое изучение законов мышц напряжения. Сюда входят: изучение строения мышечной системы, выражение навыков раздельного управления различными группами мышц, т. к. предстоит довести привычку до сознательного освобождения мышц, до автоматизма. Мышечный «контроль» должен стать второй натурой. Если этого не произойдёт, если педагог остановится на полпути, то это даст обратный эффект. Второй путь — синтетический. Это путь к освобождению мышц. Такие упражнения дают возможность почувствовать и практически проиллюстрировать серию специальных упражнений на свободу мышц. Наш опыт тренинга по освобождению мышц привёл к убеждению, основное внимание следует направить на то, чтобы в любом упражнении (хоть оно, и не рассчитано непосредственно на освобождение мышц) уловить зажим, отыскать его причину и устранить её. Главный критерий в такой технологии — это слух помогает определить, где, и в чём нет полноценного внутреннего оправдания того или иного движения, той или иной мизансцены. Именно в этих фальшивых участках сценического действия коренятся зажимы. Подчеркнём, что замеченный зажим можно выправить путём напряжения той части тела, той группы мышц, которые зажаты, а затем дать команду полностью расслабиться. Контрастные ощущения помогут подросткам сориентироваться, они ощутят разницу всех стадий напряжения и самостоятельно найдут затрату мышечной энергии.
Релаксация, или расслабление мышц является важным фактором, т. к. упражнения на расслабление развивают ощущения перехода мышц от напряжения к расслаблению и наоборот, следовательно, вырабатывают навыки управления мышечной системой. Управление мышечным тонусом исполнительского аппарата артиста детского хора, особенно плечевого пояса, приобретает решающее значение на первоначальном этапе обучения.
Упражнения на развитие навыков движения.
·Разминка плечевого пояса. Ноги на ширине плеч, прямые руки подняты на уровне плеч, кулаки сжаты. Делаем максимально широкие круговые вращения руками, постепенно увеличивая скорость от самой медленной до максимально быстрой.
·Научить напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах. «Выросло дерево» - правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на неё. «Завяли листья – уронить кисть. «Завяли ветви» - уронить руку от локтя. «Завяло всё дерево» - уронить руку вниз.
·Тренировать попеременное напряжение и расслабление мышц плечевого пояса и рук. Поднимаем «тяжёлую штангу» потом бросаем её, отдыхаем.
·Научить напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и всего корпуса. Превращение в «снеговиков»: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперёд, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Снеговик тает». Подростки постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибают их, опускаются на корточки, падают на пол, полностью, расслабляясь.
·Научить напрягать и расслаблять мышцы во взаимодействии с партнёром. Подростки делятся на пары. Один — «надувная кукла», из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены, второй «накачивает воздух в куклу» с помощью «насоса», наклоняясь вперёд, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с», при вдохе выпрямляется. «Кукла», наполняясь воздухом, медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем «куклу» сдувают, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш», подросток опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем подростки меняются ролями.
·Научить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, не сталкиваясь, друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировать внимание. По хлопку подростки начинают хаотически двигаться, не сталкиваясь, друг с другом и стараясь, всё время заполнять свободное пространство. Выработать хорошую координацию движений, чувство ритма. Движения совмещаются с ходьбой и поворотами головы вправо и влево. Вырабатывать плавную походку. Хождение по кругу, корпус прямой, голова свободно посажена, руки не напряжены.
Понятие «ритмичности» непременно включает навык ориентировки, развивающийся при помощи упражнений, тренировочная задача которых заключается в планировке движения в пространстве. Развитие навыка ориентировки в коллективе начинается упражнений, построенных на фигурных перестроениях, что не только даёт в результате техническую подготовку для групповых мизансцен, но и развивает ценные качества — музыкально-слуховое внимание, чувство ансамблевости. (Дрейзер «Берёзка»).
Ассоциирование вокального звука с движением и жестом неизбежно сопутствует музыкальному восприятию и присутствует в работе мускульного аппарата. Поэтому ощущение движения в мелосе непосредственно и элементарно. Перевыражение аудильной информации на язык движений и жестов, соощущение кинестетического и энергетического начал вокально-хоровой интонации происходит интуитивно, на дорефлекторном уровне музыкального сознания, тем самым, активизируя первичные мыслительные процессы и способствуя более невербальному постижению художественного образа, поэтому для более полного выражения в художественном движении эмоционального переживания вызванной хоровой музыкой мы развиваем у хоровых артистов навыки осознанного движения. Осознанное движение как адекватное воплощение музыкального образа усиливает эмоциональное переживание содержание вокальной музыки. Хормейстерская работа по развитию выразительного движения осуществляется как продолжение по совершенствованию естественной формы движения, которая в соединении с правильным подбором упражнений и этюдов сохраняет и подчёркивает благородную простоту движений и гармоничность внешнего облика обучающихся. Дальнейшее совершенствование голосовой культуры и культуры движения юных исполнителей происходит в процессе практической работы над разнохарактерным репертуаром, исполнение подразумевает органичное триединство: вокальный голос, декламационность, движение.
Таким образом, разработанный нами метод вокальной и физической подготовки юных артистов-певцов в практике хорового театра позволяет спланировать хормейстерскую работу и определить наиболее приемлемые формы интеграции художественных видов деятельности по формированию вокально-хоровых, декламационного и движений навыков на репертуарной основе.
В обучении применение метода вокальной и физической подготовки артистов-певцов играет актуальную роль в настоящее время. Органичное сочетание метода подготовки артистов способствует сюжетному действию в приобретении его содержательной динамичности. Кроме того, вокальная и физическая подготовка артистов хора развивает художественный вкус, что полезно для выразительного сочетания вокального языка и языка тела с эмоциональным состоянием. Таким образом, повсеместное введение в учебную практику систематического тренинга для исполнителей позволит заложить прочный фундамент в исполнительское мастерство хоровых актёров.
дипломов
Оставить комментарий