Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 08 июля 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Хореографическое искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СОВРЕМЕННОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕВУШЕК 15—16 ЛЕТ
Клеменчук Светлана Петровна
ст. преп. кафедры хореографии Ставропольского государственного педагогического института, г. Ставрополь
E-mail:
MODERN CHOREOGRAPHY IN PHYSICAL EDUCATION OF GIRLS 15—16 YEARS
Klemenchuk Svetlana
head lecturer of choreography cathedra Stavropol State Pedagogical Institute
Stavropol
АННОТАЦИЯ
Статья содержит теоретические материалы по проблеме снижения уровня мотивации девушек 15—16 лет к занятиям физической культурой и необходимостью поиска нового, современного средства. Использование средств современного хореографического искусства соответствуют интересам девушек данного возраста, что позволит решить проблему снижения двигательной активности, развитию двигательных навыков, но самое главное прививает основы нравственной культуры, которая способствует формированию восприятия прекрасного, развитию нравственных качеств личности.
ABSTRACT
The article contains theoretical materials on the issue of reducing the level of motivation of girls 15—16 years to the physical training and the need to find a new, modern facilities. Using the tools of the modern choreography correspond to the interests of the girls of this age, that would solve the problem of reducing physical activity, the development of motor skills, but most importantly instilling moral foundations of culture, which contributes to a perception of the beautiful, the development of the moral qualities of the individual.
Ключевые слова: мотивация; физическое воспитание; современное хореографическое искусство; современный танец; техника импровизации.
Keywords: motivation; physical education; modern choreographic art; contemporary dance; the technique of improvisation.
За последние десятилетия, возникла огромная проблема снижения мотивационного уровня к занятиям по физической культуре у учащихся старшего школьного возраста. Снизился объем физкультурно-спортивной деятельности по весьма разнообразным причинам, одна из которых фактор социально-экономического характера. Огромное влияние на данный показатель жизни общества оказывают социально-мотивационные установки, доминирующие в обществе, в которых находится человек, отсутствие развитой физкультурно-спортивной инфраструктуры, свободного времени и т. д. [3, c. 43].
Современные исследования в области физического воспитания отмечают высокие информационные и эмоциональные нагрузки на женский организм, и в то же время низкий уровень культуры здорового образа жизни связанный с неспособностью эффективно организовывать свой труд и отдых, а порой и не желанием к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Синдромы «ранней и хронической усталости» возникают на фоне снижения двигательной активности данной возрастной категории девушек, что усугубляет и так существующую отрицательную ситуацию. Все это сказываются на утрате культурных ценностей в общественном сознании, а также возрастающей гиподинамии, курении, употреблении алкоголя, то есть факторы риска, отрицательно влияющие на физическое состояние, и особенно на репродуктивное здоровье женского организма [4, c. 102].
Исследования данной проблематики выявило устоявшиеся либерализационные в системе образования процессы, которые предопределяют стремление к отказу от устоявшихся физкультурно-спортивных традиций школах и необходимостью формирования новых идентификационных стереотипов различных проявлений двигательной активности, оптимально соответствующих стилю, образу жизни, социально-психологическому и морфофункциональному статусу, особенностям ментальности девушек 15—16 лет.
Решение проблемы в совершенствовании физического воспитания девушек 15—16 лет предпринимались многими учеными, специалистами и педагогами (В.К. Бальсевич, 1996, 2002; Г.Л. Драндров, 2004, 2007, Л.И. Лубышева, 1996, 2003; В.И. Лях, 1990; В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман, 1996; А.П. Матвеев, 1996; А.В. Островский, 2007 и др.). Ученые отмечают, о необходимости изменений содержания, занятий физического воспитания девушек на основе организации условий свободного выбора (Л.Б. Андрющенко, 2002; И.М. Быховская, 1997; Л.И. Лубышева, 1992; и др.). Значит, уровень двигательной активности зависит от соответствия учебных программ интересам, мотивам и потребностям склонностям, занимающихся девушек [2, c. 12].
Так в исследовании Безверхих Г.В., при опросе старшеклассниц, основным пунктом повышения уровни мотивации является: «необходимость музыкального сопровождения, что делает занятия физическими упражнениями более эмоциональными и привлекательными для девочек» [1, c. 26]. Действительно, эмоциональная сфера является центральной среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Следовательно, учитывая эмоциональную составляющую и стремлению подростков к самопознанию, самоидентификации, самовыражению, в качестве современного физического воспитания, мы обращаемся к современному хореографическому искусству, главной функцией которого является экспрессивная функция или функция самовыражения, средством развития творческой индивидуальности [8, c. 197].
Современное хореографическое искусство — это направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX — начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении его рассматривают как современный танец, в котором «человек и его душа через движения, свободно выражают свои чувства, эмоции, переживания и стремления, без каких либо рамок и ограничений». Современный танец обладает характерными чертами: чередование плавных и ломаных движений, классической постановкой корпуса (осанкой), ног и рук, резкие и плавные прыжки, падения и расстановка акцентов. Активно используют специальные техники, различные дыхательные методики. В парном или групповом танце используются поддержки, которые придают танцу неземную легкость, почти невесомость [5, с. 16]. Огромная роль отводится импровизации. Техника импровизации — это техника восприятия импульсов движения и внутренних сигналов, осознание собственного тела, пространства и времени в качестве элементов, из которых рождается композиция. В основу импровизации заложен принцип единения с природой, пересечения с миром теологии. Главным отличием импровизации современного танца от других направлений хореографии является спонтанность, которая не имеет прогнозируемую структуру, и исполняется непрерывно и без повторений. Следовательно, спонтанность является безусловным атрибутом импровизации и позволяет развиваться свободе творчества, т. е. использовать любые образы и выразительные средства. Импровизация исходит из мечты о безусловной свободе и демиургической жажды человека. Она предполагает, что мир может стать любым — именно таким, как мы сами его сотворим, и танец предлагается здесь в качестве инструмента, который позволит подрастающему поколению найти смысл жизни [6, c. 630].
Современный танец для девушек 15—16 лет — это возможность реализовать себя. Так как овладение собственным телом помогут девушкам с помощью движения выразить любое состояние своей души, оттенки чувств, свои мысли и переживания (И.А. Борзенко, Т.Ю. Кулешова, В.Ю. Никитин, М.Н. Юрьева и др.).
По мнению ряда ученых и педагогов-практиков занятие танцем, в частности современным, стимулирует развитие мотивации к творческой деятельности, которая является ядром индивидуальности (О.С. Гребенюк, C.JI. Рубинштейн, П.В. Симонов), воли, способностей, интеллекта (Т. Барышникова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная, Т.В. Пуртова, С.Д. Руднева, Э.М. Фиш, E.H. Фокина).
Синкретичность хореографического искусства не только предполагает развитие музыкальных, двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры, которая способствует формированию восприятия прекрасного, развитию нравственных качеств личности, а также гармонично развивать пластику тела [5, c. 20].
Современные танцы как вид хореографической деятельности с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Кроме того, современные танцы исполняются под любой музыкальный материал: инструментальные композиции (классическая музыка) или звуки природы (грозу, шум волн, пение птиц) песни (зарубежных и отечественных исполнителей) или музыка без слов. Отбор музыки осуществляется от композиционной мысли (философии), которую чувствует постановщик или исполнитель. Такая свобода музыки и движения становятся привлекательными в индивидуальном развитии девушек 15—16 лет [8, c. 198].
Современное хореографическое искусство способствует выходу отрицательной энергии у девушек, наполняет их бодростью, удовлетворяет потребность в массовом общении со сверстниками, дает возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться.
Таким образом, использование современной хореографии основанной на учете психоэмоциональных характеристик и физических возможностей девушек 15—16 лет, их мотиваций и интересов, обеспечивает более высокий, чем в обычных условиях урока физической культуры, прирост уровня физической подготовленности, способствует улучшению самочувствия и настроения, повышает функциональные возможности и снижает заболеваемость.
Список литературы:
- Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом // Зб. наук. праць пiд ред. Ермакова С.С. — Харкiв: ХХПI, 2000. — № 22. — С. 26—32.
- Батт С.Д. Формирование потребности в физическом совершенствовании старшеклассников как основа содержания школьной программы/ канд.дис… пед. наук, СПб., 1998 — 190 с.
- Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох М.: Генезис, 1997. — 98 с.
- Клеменчук С.П. Физическое воспитание девушек 15—16 лет (Антропологический подход)/ Антропологические основы современного педагогического образования: Материалы V международной научно-практической конференции (17—20 декабря 2008 год Ставрополь, СГПИ), 2009. — 485 с.
- Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника Текст. / В.Ю. Никитин. М.: ИД «Один из лучших», 2004. — 414 с.
- Рунин Б.М. О психологии импровизации // Психология художественного творчества. Хрестоматия/ Сост. К.В. Селченок. Минск.: Харвест, — 1999. С. 626—641.
- Тришкина Т.Д. Дифференцированный подход к формированию активного отношения учащихся старших классов к физической культуре / Вестник спортивной науки № 2. — 2009. — С. 65—68.
- Щугарева И.Н. Развитие творческих способностей детей средствами танцевальной культуры. /И.Н. Щугарева// Непрерывное образование: региональный аспект: Материалы конференции. — Ростов-н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. — С. 197—200.
дипломов
Оставить комментарий