Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 05 августа 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Азаренко О.В. ИТАЛИЯ И ГЕРМАНИЯ: ДВА ДОМА ИНТЕРЬЕРНОЙ МОДЫ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ИТАЛИЯ  И  ГЕРМАНИЯ:  ДВА  ДОМА  ИНТЕРЬЕРНОЙ  МОДЫ

Азаренко  Ольга  Викторовна

соискатель  Уральской  государственной  архитектурно-художественной  академии,  г.  Екатеринбург,

E-mail: 

 

ITALY  AND  GERMANY:  TWO  HOUSES  OF  INTERIOR  FASHION

Azarenko  Olga

aspirant  of  Ural  State  Academy  of  Architecture  and  Arts,  Yekaterinburg

 

АННОТАЦИЯ

Исследование  направлено  на  изучение  особенностей  эстетики  двух  направлений  мебельного  производства  в  Италии  и  Германии.  Для  понимания  причин  возникновения  различий  в  принципы  формирования  среды  проанализированы  основные  этапы  в  развитии  параллельных  стилей  в  двух  странах  в  XX  веке.  Результатом  исследования  является  выявление  такого  понятия  как  интерьерная  мода.  Проанализировано  влияние  авторского  замысла  на  процесс  формообразования. 

ABSTRACT

The  research  aims  to  examine  the  aesthetic  characteristics  of  the  two  directions  of  furniture  manufacturing  in  Italy  and  Germany.  To  understand  the  causes  of  the  differences  in  the  principles  of  the  environment’s  morphogenesis  the  main  stages  in  the  development  of  parallel  styles  in  the  two  countries  in  the  XX  century  is  analyzes.  The  result  of  the  study  is  to  identify  such  thing  as  interior  fashion.  The  influence  of  the  author's  intention  on  the  process  of  morphogenesis  has  analyzed.

 

Ключевые  слова:  интерьерная  мода,  мебельный  рынок,  принципы  формирования  среды,  стиль,  авторский  замысел.

Keywords:  interior  fashion,  furniture  market,  the  principles  of  space  creation,  style,  creative  ideas.

 

О  существовании  такого  понятия  как  «интерьерная  мода»  красноречиво  заявляют  со  страниц  профильной  периодики  статьи,  посвященные  то  рекламе  отдельных  мебельных  брендов,  то  общим  рекомендациям  в  построении  жилого  пространства.  Тема  интерьерной  моды  поддерживается,  конечно,  производителями  мебели,  но  также  активно  обсуждается  и  в  среде  самих  потребителей.

Несомненно,  мода  —  это  инструмент  продвижения  товара  на  рынке.  Мода,  а  точнее  следование  ей  —  это  и  инструмент  собственного  позиционирования  для  каждого  потребителя.

Что  же  сегодня  модно  ставить  в  дом,  что  было  на  последних  выставках  в  Европе  —  вопросы  то  и  дело  звучащие  при  выборе  мебели.  В  поисках  ответа  на  данные  вопросы  мы  приходим  к  выводу,  что  весь  глобальный  мебельный  рынок  давно  поделен  двумя  европейскими  странами-лидерами  мебельной  индустрии.  Приверженцы  роскошного  дворцового  стиля,  конечно,  вхожи  в  «итальянский  модный  дом».  Они  отдают  предпочтение  очевидной  замысловатости  ажурного  декора  и  многослойности  конструкции.  Те,  кто  предпочитают  сдержанность  и  практичность  во  всем  —  навсегда  в  «немецком  доме».  Здесь  важнейшими  становятся  качество  материалов  и  композиционная  ясность. 

Несмотря  на  очевидную  полярность  взглядов  на  принципы  формирования  среды,  два  этих  глобальных  направления,  порой,  конкурируют.  У  каждого  из  них  есть  свои  сильные  стороны,  отдавая  приоритет  которым,  человек  делает  выбор. 

За  внешним  различием  продуктов  двух  направлений  в  производстве  мебели,  конечно,  стоит  значительная  внутренняя  разница:  в  ментальности,  опорных  точках  производства,  в  различиях  представления  о  конечном  результате  производства  и  дальнейшей  жизни  продукта.  Более  целостное  понимание  национальных  отличий  Италии  и  Германии,  как  производителей  предметности,  дает  история  развития  собственно  мебельного  производства.

Очевидно,  что  итальянский  роскошный  стиль  узнаваем  благодаря  давней  традиции  ремесленничества  и  искусности  кузнецов,  стеклодувов,  столяров,  резчиков,  гончаров.  Каждая  современная  итальянская  мебельная  фабрика,  даже  входящая  в  какой-либо  концерн,  берет  свое  начало  из  ремесленного,  как  правило,  семейного  производства.  Это  впрочем,  справедливо  для  большинства  европейских  стран,  однако  для  Италии,  пожалуй,  в  большей  степени.

С  древних  времен  изготовление  мебели  в  Италии  являлось  известной  и  традиционно  почитаемой  профессией.  Во  все  времена  мебель,  произведенная  итальянским  мастером-краснодеревщиком,  была  привилегией  знатных,  состоятельных  людей.  Мебельное  производство  в  Италии  —  это  отдельное  творческое  направление,  оно  развивалось  внутри  страны  вплоть  до  XVI  века.  С  началом  эпохи  возрождения  итальянская  мебель  стала  завоевывать  популярность  во  всем  мире  [13]. 

Начав  производство  мебели  со  всем  известных  сундуков  и  скамеек,  сегодня  итальянские  фабрики  предлагают  великое  разнообразие  мебельных  форм,  работая  в  широкой  палитре  стилей:  от  создания  роскошных  дворцовых  интерьеров  до  авангардистских  решений  пространства.  Использованию  многих  современных  материалов  мы  обязаны  именно  итальянским  фабрикам.  Так,  впервые  производство  мебели  целиком  из  стекла  придумал  и  воплотил  в  жизнь  в  1973    г.  глава  итальянской  фабрики  FIAM  Витторио  Ливи  [4].  Сегодня  подобную  мебель  производят  и  другие  фабрики,  однако  FIAM  до  сих  пор  считается  лучшим  производителем  в  данной  сфере,  сумевшим  произвести  настоящую  революцию  в  мебельном  материаловедении. 

Элементы  роскоши  в  итальянской  мебели  начали  появляться  в  XV—XVI  вв.  Это  и  богатая  резьба,  и  роспись  с  позолотой  на  свадебных  ларях,  и  шкафы  для  одежды  с  украшенными  карнизами,  кровати  с  высоким  изголовьем  и  балдахинами.  В  это  время  Барокко  придает  мебели  наиболее  пышное  оформление  и  избыточность  форм.  В  это  же  время  мастера  обращают  внимание  на  повышение  комфорта.  Среди  мебели  для  сидения  наиболее  популярными  становятся  кресла,  стулья,  банкетки.  Появляется  новая  разновидность  небольших  столов  —  «консоль»  [6,  стр.  216]  Позже  на  мебельное  производство  повлияют  сначала  Рококо,  привнеся  с  собой  дух  утонченности  и  интимности  и  увлеченность  цветочными  орнаментами  в  лепнине  и  тканях.  Затем  в  XVIII  в.  —  Классицизм,  принесший  с  собой  традицию  обращения  к  античным  мотивам  и  увлеченность  архитектурными  элементами  в  формообразовании  [1;  6,  стр.  266].

Все  эти  стили  сформировали  обобщенное  представление  об  итальянской  мебели  как  о  прекрасных  буржуазных  предметах,  способных  мгновенно  наполнить  любое  пространство  духом  дворцовой  роскоши.  Современный  мебельный  рынок  Италии  в  изобилии  демонстрирует  нам  наследие  этих  больших  стилей,  что  пользуется  огромной  популярностью  во  всем  мире  и  в  Росси  в  частности.  Однако  сегодня  популярна  и  мебель  в  так  называемых  современных  стилях,  которые  повлияли  на  формообразование  в  XX  веке.

Очень  важной  отличительной  чертой  итальянского  мебельного  производства  всегда  была  приверженность  к  традициям  ручного  ремесленного  производства.  Сегодня  ведущие  итальянские  производители  уделяют  равное  внимание  и  старинным  традиционным  секретам  производства,  и  современным  технологиям.

Промышленный  подход  в  производстве  мебели  нашел  широкое  применение  в  50-е,  60-е  года  XX  века.  Именно  в  эти  два  десятилетия  начинают  развиваться  основные  зоны  мебельного  производства  в  центре  и  на  севере  Италии:  область  Тоскана,  провинции  Брианца,  Тревизо-Венето  и  Пезаро.  Сегодня  итальянская  мебельная  промышленность  насчитывает  более  35000  предприятий,  которые  составляют  важную  часть  экономики  страны.  Это  позволило  Италии  занять  лидирующие  позиции  в  Европе  в  экспорте  мебели.  Обусловлено  это  еще  и  гораздо  большей  открытостью  итальянских  фабрик  к  сотрудничеству  с  представительствами  в  различных  регионах,  в  отличие  от  немецких  или  австрийских  фабрик.  Ежегодная  международная  выставка  в  Милане  “Salone  Internazionale  del  Mobile”  является  одним  из  главных  событий  в  мебельной  индустрии,  начиная  с  1961  г.  [9]  Но  итальянская  мебель  это  не  только  традиции,  это  и  постоянный  поиск,  улучшение,  новые  технологии  (очень  часто:  использование  немецких  технологий,  механизмов)  и,  конечно  же,  новый  дизайн.  Смелые  выразительные  идеи,  экспрессия  форм  и  цвета  всегда  отличали  итальянскую  предметность  от  всей  остальной,  и,  конечно  же,  особенно  от  сдержанной  немецкой  мебели. 

Германию  можно  по  праву  считать  одним  из  основателей  такой  отрасли,  как  мебельное  производство.  Баухауз  стал  родоначальником  традиции  формирования  интерьера,  сочетая  авторский  замысел  и  серийное  производство  элементов  для  его  реализации.  Современные  плоды  мебельного  производства  Германии  можно  наблюдать  на  ежегодной  Кельнской  выставке  IMM  COLOGNE,  объединяющей  профессионалов  в  данной  сфере  [10].

Чтобы  представить  себе  особенности  характерных  для  немецких  домов  интерьеров,  следует  обратиться  к  примеру.  В  идеале,  «немецкий»  интерьер  не  допускает  даже  доли  асимметричности,  ни  в  планировке  комнат,  ни  в  предметах  мебели,  ни  даже  в  подборе  красок  [3;  11].  В  таком  интерьере  сентиментальности  отведено  ограниченное  пространство,  это,  как  правило,  акценты,  призванные  создавать  еще  больший  контраст  между  чистыми  «баухаузовскими»  формами  и  антиквариатом.

Немецкий  дизайн  отличает  и  цветовая  гамма.  Ведущие  немецкие  фабрики  первыми  начали  обильно  использовать  металлические  цвета  и  поверхности,  на  контрасте  сочетая  их  с  нарочито  натуральными  древесными  массивами.  При  таком  отношении  к  форме  на  первое  место  выводятся  функциональность  и  собственно  качество  самого  материала.  Это  и  особая  обработка  (шлифовка)  нержавеющей  стали,  и  уникальная  технология  шпонирования  с  сохранением  непрерывной  текстуры  дерева  экзотической  породы,  и  ткани  с  защитными  практичными  покрытиями,  и  многое  другое.

Учитывая  вышесказанное,  может  сложиться  впечатление,  что  сегодня  немецкий  дизайн  актуален  только  для  любителей  интерьеров  в  стиле  минимализм.  Однако,  немецкие  фабрики  традиционно  предлагали  и  предлагают  уникальные  предметы  мебели,  созданные  в  так  называемом  «традиционном  стиле».  «Классические»  интерьеры  в  исполнении  немецких  фабрик  лишены  помпезности  и  перегруженности  итальянской  классики.  Это  скорее  деревенский  стиль,  наделенный  архитектурными  элементами,  с  эффектами  старения,  воздействия  «жучка-короеда»  и  пр.  Если  немецкая  фабрика  берется  за  воплощение  такого  замысла,  как  создание  классического  интерьера,  то  за  точность  соблюдения  стилевых  элементов  можно  не  беспокоиться.  Особое  внимание  к  деталям  декора  и  материалам  позволяет  получать  по-настоящему  уникальные  вещи.

Традиционный  стиль  характерен  для  немецкого  мебельного  производства  не  менее,  чем  для  итальянского.  Благодаря  тому,  что  северное  побережье  Германии  было  связано  с  Голландией  морской  торговлей  уже  в  XVII,  голландская  мебельная  мода  оказала  свое  влияние.  Историки  отмечают  перегруженность  немецкой  мебели  того  времени  орнаментом:  резьба  выступала  над  плоскостями  высоким  рельефом.  В  конце  того  же  столетия  в  Германии  появилась  новая  форма  шкафа  с  полками:  не  двухъярусного,  как  было  прежде,  а  одноярусного  —  высокого,  глубокого  и  чрезвычайно  вместительного  [7].  Перегрузка  орнаментом  была  свойственна  немецкому  мебельному  искусству  и  в  начале  XVIII  в.  В  этом  отношении,  характерны  так  называемые  гамбургские  шкафы  [2].  Выполненные  из  массива  дуба,  отделанные  натуральным  шпоном  ореха,  они  отличались  очень  большими  размерами  и  богатой  орнаментальностью  отделки. 

Одним  из  ключевых  моментов  настоящего  немецкого  производства  мебели  является  неуклонное  следование  законам  эргономики.  Упрекнуть  немецких  производителей  мебели  можно  в  чем  угодно,  но  только  не  в  отсутствии  эргономики.  Любые  конструкции  создаются  на  основе  фундаментальных  научных  исследований  и  испытаний  образцов.  Персонал  фабрик  работает  там,  как  правило,  уже  не  «в  первом  поколении»,  что  накладывает  дополнительные  требования  на  качество  производимого  продукта.

Можно  выделить  несколько  принципов  настоящего  фабричного  немецкого  производства.  Это  специально  разработанная  система  документации  в  процессе  обсуждения  проекта  предмета  мебели  с  фабрикой.  Это  выбор  по-настоящему  качественных  материалов,  из  которых  создается  мебель.  Это  специально  разработанные  и  испытанные  технологии  создания  конструкции  (например,  корпусов  будущих  шкафов).  Это  только  самые  качественные  механизмы,  способные  прослужить  десятки  лет.  И  это  обязательно  фабричная  сборка  модулей  мебели.  Такие  принципы  производства  являются  неотъемлемой  частью  работы  фабрики,  претендующей  на  сколько-нибудь  значимое  положение  на  внутреннем  и  мировом  рынке.  Система  сертификации  DIN  ISO  9001  или  9002  позволяет  производителю  гарантировать  качество  продукции. 

Возможно,  широкая  популярность  итальянской  мебели  в  России  объясняется  большой  близостью  ментальности  итальянцев  и  русских,  чем  немцев.  Итальянцы  стремятся  быть  всегда  на  острие  моды,  воплощая  в  жизнь  все  даже  самые  безумные  идеи,  не  дожидаясь  их  серьезных  испытаний  и  долгого  пристального  изучения.  Немцы  никогда  не  принимают  решений  второпях,  не  проверив  все  возможные  проблемы,  связанные  с  эксплуатацией  изобретения.  Экспрессия  итальянских  создателей  мебели  сродни  чувствам  художника,  создающего  картину,  не  слишком  заботящегося  о  том,  как  долго  эта  картина  прослужит  владельцу  и  какие  именно  изменения  внесет  в  уклад  жизни  хозяина.  Немецкие  создатели  мебели  всегда  принимают  во  внимание  функциональную  составляющую  вещи,  тщательно  подбирая  оптимальные  материалы  для  того,  чтобы  вещь  служила  хозяину  долго,  а  пользование  стало  максимально  комфортным,  пусть  даже  в  жертву  будет  принесена  эстетика.  Такой  подход  к  формированию  среды  порождает  в  сознании  совершенно  другой  образ  прекрасного,  эстетика  становится  своеобразной,  доступной  для  людей  со  схожими  картинами  мира.

Яркое  различие  в  отношении  к  формированию  среды  в  Италии  и  Германии  помогает  проследить  история  быстро  меняющихся  стилей  в  этих  двух  странах  в  XX  веке.  Одновременно  в  этих  странах  появлялись  новые  видения  эстетики,  как  реакция  на  определенные  события  в  истории,  однако  развитие  этих  стилей  шло  по-разному. 

Так  в  Германии  1907  год  ознаменовался  появлением  так  называемого  “Deutsche  Werkbund”  (Германский  художественно-промышленный  союз)  [13,  стр.  165].  Основными  чертами  этого  стиля  стали  большие  гладкие  поверхности  без  излишеств  в  украшениях,  функциональный  дизайн.  Интересно,  что  раскол  в  этом  движении  впоследствии  возник  из-за  противостояния  между  стандартизацией  и  индивидуализмом.

В  Италии  в  это  время  (1909  г.)  расцветает  футуризм,  воспевая  технический  прогресс,  мощь  и  динамизм  новой  эры.  В  формообразовании  начинают  преобладать  динамичные  абстрактные  формы,  появляются  грубые  необработанные  поверхности,  яркие  выразительные  цветовые  решения  [там  же].  В  живописи  и  скульптуре  итальянский  футуризм  стал  предтечей  многих  последующих  художественных  открытий  и  течений.  Так,  Боччони,  использовавший  в  одной  скульптуре  самые  разные  материалы  (стекло,  дерево,  картон,  железо,  кожу,  конский  волос,  одежду,  зеркала,  электрические  лампочки  и  т.д.),  стал  предвестником  поп-арта  [5].

Чуть  позже,  в  1919  г.  в  Баухаузе  под  влиянием  русского  конструктивизма  провозглашают  отказ  от  орнаментальности  в  пользу  функциональности.  В  строительстве  начинают  использовать  сталь  и  бетон.  В  формообразовании  появляются  смелые  асимметричные  решения.  Баухауз  принес  с  собой  тотальное  увлечение  архитектурным  стилем,  провозгласив  архитектуру  «ведущим  направлением  дизайна»  [3].  Очень  важным  моментом  в  понимании  специфики  «немецкого»  формообразования  и  производства  является  то,  что  в  своих  целях  представители  Баухауза  видели  не  только  внешние  преобразования  форм,  но  и  улучшение  качества  промышленной  продукции,  объединяя  усилия  художников,  производителей  и  ремесленников.  В  50-е  годы  Швейцарская  школа  продолжит  следование  идеям  Баухауза.  Таким  образом,  мы  видим,  что  страна  на  протяжении  более  50  лет  находилась  в  рамках  одного  функционального  направления  в  стиле.  Результатом  стали  вычищенные  формы,  отсутствие  излишеств,  самые  качественные  материалы,  высокий  профессионализм  в  производстве.  Форма  здесь  всегда  подчинена  функции,  поскольку  одной  из  главных  целей  проектирования  и  производства  мебели  становится  рациональность,  стремление  к  построению  максимально  комфортной  современной  среды.

В  30–е  годы  в  Италии  появляется  новый,  на  первый  взгляд  неожиданный  для  экспрессивной  нации  стиль  Рационализм.  В  моду  входят  жесткие  геометрические  формы,  производители  смело  используют  новые  материалы,  так  появляются,  например,  хромированные  металлические  детали.  Интересно,  что  в  это  время  в  моде  логический  функциональный  подход  к  архитектуре,  всюду  провозглашается  отказ  от  избыточной  орнаментальности.  Простота  становится  символом  новой  современной  Италии.  В  это  время  появляется  жилой  комплекс  Палаццо  Джулиано  архитекторов  Джузеппе  Пагано  и  Джино  Леви-Монтальчини  [12].

Вскоре  после  этого  в  1960-е  годы,  эмоциональные  итальянцы  устают  от  выхолощенности  нового  стиля  и  провозглашают  новую  эстетику:  неомодернизм  или  антидизайн.  Радикальность  этого  веяния  дарит  всем  яркие  цвета  в  избытке,  нарочитое  нарушение  пропорций,  непрактичность  и  ироничность  предметов,  откровенный  китч.  Создатели  новой  предметности  ставят  под  сомнение  правильность  и  актуальность  «хорошего»  дизайна,  отрицая  формалистические  ценности.

Антидизайн  стал  одним  из  течений  Постмодернизма  в  1960-х  годах  XX  века.  В  это  время  помимо  всего  прочего  модным  в  Италии  становится  отказ  от  промышленного  производства. 

Для  постмодернизма  характерным  становится  слияние  разных  стилей,  декорирование  поверхностей,  введение  символизма  в  работы  с  целью  привлечения  внимания  масс.  В  этот  же  огромный  пласт  постмодерна  можно  отнести  обособившийся  стиль  «Мемфис»  в  1980-е  гг.  Это  стиль  китча:  яркие  цвета,  броские  геометрические  формы,  ярко  выраженная  демонстрация  зачастую  расплывчатых  теоретических  концепций  постмодернизма.

Итак,  с  одной  стороны  мы  имеем  чисто  художественный  подход  к  формированию  пространства,  экспрессивный,  порой  безответственный.  Такой  путь  в  творчестве  способен  порождать  истинные  шедевры,  полные  эмоциональности  и  выразительности,  подобно  искусству.  С  другой  —  вдумчивое,  методичное  создание  среды,  способной  стать  вечным  спутником  человека,  точно  выверенные  пропорции  и  материалы,  эргономика,  рациональность  и  честность  форм.  Такой  путь  в  создании  вещей  всегда  усложнен  чрезмерным  вниманием  к  деталям.  Метод  исключения  возможных  вариантов  всегда  оставляет  автора  с  весьма  ограниченным  списком  возможностей,  что  в  свою  очередь  ставит  фантазии  и  конечной  выразительности  продукта  некие  «рамки».

Принимая  во  внимание  историю  России,  особенности  формирования  жилья  человека  в  период  СССР,  не  сложно  предположить,  что  популярность  итальянского  «дворцового»  интерьерного  стиля  обусловлена  желанием  компенсировать  давние  мечты  о  прекрасном  жилище,  увиденном  когда-то  в  фильмах  или  на  страницах  книг.  Поскольку  сегодня  возможности  формирования  таких  жилых  пространств  ничем  не  ограничены,  любовь  к  «дворцовым»  интерьерам  столь  распространена.

Среди  молодого  поколения  дизайнеров  нарастает  популярность  эстетики,  традиционно  предлагаемой  немецкими  производителями.  Внимание  к  таким  продуктам  интерьерной  моды  привлекают  с  помощью  различных  информационных  поводов,  совместных  проектов  крупных  компаний-производителей  мебели  и  известных  дизайнеров  (совместные  работы  Филиппа  Старка  и  фабрики  WARENDORF,  Porsche  design  и  фабрики  Poggenpohl),  выставок,  презентаций,  публикаций  проектов.  Безусловно,  результат  производства  фабрик  обоих  направлений  интересен  и  привлекателен.  Интересным  представляется  то,  как  волнообразно  с  течением  времени  изменяется  актуальность  этих  направлений  в  глазах  конечного  потребителя  и  что  определяет  уместность  выбора  того  или  иного  стиля,  образа  и  его  воплощения. 

 

Список  источников:

1.Бхаскаран  Л.  Дизайн  и  время.  Стили  и  направления  в  архитектуре  и  искусстве.  Арт-Родник  ,  2007  г.  —  256  стр.

2.Вся  мебель  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.vsya-mebel.ru/gallery/SHkaf_gamburgskiy_Germaniya_pervaya_chetvert_v/  (дата  обращения  25  .07.2013).

3.Дросте  М.  Баухауз.  Арт-Родник,  Taschen,  Серия  назад  к  источникам  видения,  2008  г.  —  96  стр.

4.История  мебели  4:  История  итальянской  мебели,  2013  г.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.easterngraphics.com/pcon/ru/2013/03/20/istorija-nemeckoj-mebeli  (дата  обращения  26  .07.2013).

5.Итальянский  живописец  и  скульптор  Умберто  Боччони.  2012  г.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=243970408&journalid=4423481&go=next&categ=1  (дата  обращения  25  .07.2013).

6.Матюнина  Д.С.  История  интерьера.  Академический  Проект,  Культура,  2008  г.  —  568  стр.

7.Мебель  Голландии  и  других  европейских  стран  XVII  века.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://gardenweb.ru/mebl-gollandii-i-drugikh-evropeiskikh-stran-17-veka  (дата  обращения  26  .07.2013).

8.Официальный  сайт  фабрики  Fiam  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.fiamitalia.it/it/company/la_storia.aspx  (дата  обращения  26  .07.2013).

9.Официальный  сайт  международной  выставки  Salone  Internazionale  del  Mobile  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://cosmit.it/tool/home.php?s=0,2,67,71,75  (дата  обращения  26  .07.2013).

10.Официальный  сайт  международной  выставки  imm  cologne  —  The  international  furnishing  show  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.imm-cologne.com/en/imm/home/index.php  (дата  обращения  26  .07.2013).

11.Педантичность  во  всем.  Журнал  Дизайн  Интерьера  Е.  Дмитрив  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://www.clrt.ru/interior/room/index_tplid25_recid1724.html  (дата  обращения  26  .07.2013).

12.Рационализм.  2011  г.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://kniga-v-podarok.com.ua/Racionalizm-1926-1945-a-18.html  (дата  обращения  25  .07.2013).

13.Рунге  В.Ф.  История  дизайна,  науки  и  техники.  Книга  первая.  М,  Архитектура  —  С,  2006  г.  —  434  стр.

14.Litchfield  F.  Illustrated  History  of  Furniture:  From  the  Earliest  to  the  Present  Time.  Create  Space  Independent  Publishing  Platform  —  April  23,  2009  г.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий