Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 02 сентября 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ткалич С.К. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЕКТОР ИССЛЕДОВАНИЙ В ДИЗАЙНЕ: ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕПЛИКАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СТРУКТУРЕ НАСЛЕДИЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. № 8(27). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ  ВЕКТОР  ИССЛЕДОВАНИЙ  В  ДИЗАЙНЕ:  ИНФОРМАЦИОННАЯ  РЕПЛИКАЦИЯ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО  ИСКУССТВА  В  СТРУКТУРЕ  НАСЛЕДИЯ

Ткалич  Светлана  Константиновна

д-р  пед.  наук,  профессор  Московского  государственного  гуманитарного  университета  имени  М.А.  Шолохова  гМосква

E-mail: 

.

 

REGIONAL  RESEARCH  IN  DESIGN:  VECTOR  INFORMATION  REPLICATION  OF  THE  FINE  ARTS  IN  THE  HERITAGE

Tkalich  Svetlana  Konstantinovna

doctor  of  pedagogical  sciences,  professor  of  MGGU  of  M.A.  Sholokhov  Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Цель  статьи  —  обосновать  актуальность  национально-культурного  компонента  в  подготовке  дизайнеров.  Предлагается  новый  подход  к  анализу  наследия  в  многонациональной  территории.  Образовательной  инновацией  выдвигается  графическое  наследие.  Конечным  результатом  компетентной  подготовки  дизайнеров  определена  технология  конвертации  кодов  графического  наследия  в  продукцию  региональных  индустрий. 

ABCTRACT

The  purpose  of  the  article  is  to  justify  the  relevance  of  national-cultural  component  in  the  training  of  designers.  We  offer  a  new  approach  to  the  analysis  of  heritage  in  a  multinational  territory.  As  educational  innovation  we  set  the  graphic  heritage.  The  final  result  of  competent  designers  training  is  defined  as  technology  of  graphics  heritage  codes  conversion  into  the  production  of  regional  industries. 

 

Ключевые  слова:  национально-культурный  компонент;  информационная  репликация;  иерархия  методов  анализа. 

Keywords:  national-cultural  component;  information  replication;  the  hierarchy  of  methods  of  analysis.

 

Статья  является  развитием  и  технологическим  сопровождением  авторской  концепции,  которая  конкретизирует  научное  направление  «региональный  вектор  в  дизайн-образовании»  [5,  8,  9,  11].  Смыслообразующим  концептом  для  научной  рефлексии  послужили:  работы  Петра  Анатольевича  Куценкова  (филогенетический  анализ  пещерного  искусства;  движущей  силой  эволюции  традиционного  искусства  являются  этнические  процессы);  Виля  Борисовича  Мириманова  (императив  стиля  в  изобразительном  искусстве;  стиль,  маркирующий  этническую  культуру).  Наше  внимание  привлекли  научные  статьи  российских  и  украинских  учёных.  Россия:  Б.М.  Бернштейн,  В.Е.  Буденкова,  Л.И.  Нехвядович,  М.Н.  Панова;  Украина:  И.Ф.  Ляшенко,  Л.В.  Узунова,  где  обосновывается  необходимость  разработки  этноискусствоведческого  анализа  на  постсоветском  пространстве. 

Понятие  «дивергентность»  в  науке  впервые  выдвинуто  Чарльзом  Дарвином  для  объяснения  биологических  видов  в  природе.  Дивергентная  систематизация  изобразительного  искусства,  отражающего  процесс  многовекового  историко-культурного  развития  коренных  жителей  российских  территорий,  предлагается  впервые  в  качестве  дидактической  единицы  в  профессиональной  подготовке  студентов-дизайнеров.  Сегодня  многие  графические  достижения  народов  многонациональной  России  не  отражены  в  образовательных  методиках  по  изобразительному  искусству.

Научная  ценность  предлагаемого  регионального  вектора  исследований  в  дизайне  состоит  в  том,  что  разрешается  важное  проблемное  звено,  возникающее  в  процессе  поиска  индикаторов  национально-культурной  самоидентификации  регионального  дизайна;  закладываются  основы  регионального  вектора  вузовской  науки  [8].  Формируется  показательная  учебно-образовательная  база  изобразительных  истоков  стилевых  констант,  определяющих  национально-культурный  геном  отечественного  дизайна  [10];  новым  горизонтом  достижения  дефицитных  знаний  в  учебно-исследовательской  и  учебно-проектной  деятельности  выдвигается  изобразительное  искусство  от  первобытного  времени  до  наших  дней,  сконцентрированное  в  массиве  этнохудожественного  наследия  народов  многонациональной  России  [9]. 

Начало  третьего  тысячелетия  отмечено  появлением  исследований  в  педагогической  науке  и  практике,  конкретизирующих  области  декоративно-прикладного  искусства  и  дизайна.  Систему  подготовки  учителей  декоративно-прикладного  искусства  и  народных  промыслов  рассмотрел  С.П.  Ломов  (2000).  Особенности  и  перспективы  развития  современного  российского  дизайна:  проблемы,  тенденции,  прогнозы,  региональные  особенности  рассмотрел  Ю.В.  Назаров  (2003).  Практически  для  педагогов-экспериментаторов,  искусствоведов,  руководителей  научных  проектов  указан  пунктиром  навигационный  маршрут  исследовательской  деятельности.  Обозначены  контуры  научно-педагогического  пространства,  где  пересекаются  художественное  творчество,  проектная  культура  российского  дизайна  (в  том  числе,  регионального  дизайна),  информационные  технологии.

Во  второй  половине  ХХ  века  появились  работы,  где  рассматривается  место  традиционной  культуры  в  современном  обществе,  развивающемся  по  правилам  информационной  глобализации  (В.Н.  Омельченко,  Н.А.  Пудова,  А.П.  Садохин).  Ценность  культурного  наследия  народов  многонациональной  России  в  контексте  воспитательного  фактора  воздействия  на  формирование  личности  подчёркивают  многие  ученые.  Доказательные  формулировки  и  тезисы,  как  правило,  не  вызывают  сомнения. 

Отметим  работы,  где  внимание  сконцентрировано  на  роли  этнокультурного  наследия  в  развитии  графического  дизайна  в  контексте  знаково-семиотической  кодификации  (Э.М.  Глинтерник,  Н.С.  Герасимов,  Е.В.  Сокольникова,  И.Н.  Стор). 

В  педагогической  науке  коммуникативный  потенциал  графической  культуры  территорий  представлен  единичными  достижениями  педагогов-экспериментаторов  и  работами,  поддерживающими  это  направление  исследований  [3,  4].  В  этой  связи  особого  внимания  заслуживает  экологическая,  просветительская,  научно-педагогическая  деятельность  профессора  И.Б.  Ветровой  (Москва),  предлагающей  студентам  тематику  композиций  на  основе  познания  традиционной  культуры  и  природных  ландшафтов  Дальнего  Востока  России. 

Обращение  к  зарубежным  источникам  (Anglure  D.,  Bernard,  Saladin  “Contemporary  Inuit  of  Quebec”.  1984;  Bankroft-Hunt,  Norman.  “Norths  Amerikan  Indians”.  1992;  Graburn,  Nelson  “Ethnik  and  Tourist  Arts:  Cultural  Expessions  from  the  Fourth  World”.  1976;  Mariorye.  “Cycles  —  The  Graphic  Art  of  Robert  Davidson,  Haida”.  1979.;  Неller,  Steven  “The  Education  of  a  Graphic  Designer”  и  др.)  показывает,  что  развитие  графической  культуры  коренного  населения  Канады,  США  (штат  Аляска)  рассматривается  учёными  важной  эстетической,  творческой,  этнохудожественной,  коммерческой  составляющей  развития  территории. 

В  российской  практике  дизайн-образования  слабо  отрефлексированы  этнические  особенности  художественно-образных  и  графических  достижений  коренных  народов  многонациональной  России.  Как  следствие,  дефицитные  знания  не  представлены  в  образовательных  методиках  профессиональной  подготовки,  не  изучаются  по  предмету  «изобразительное  искусство»  [введение,  8]. 

Сбалансированное  развитие  регионов  предполагает  взаимодействие  гуманитарной,  технической  и  проектной  составляющих  в  освоении  внутренних  ресурсов.  В  этой  связи  именно  дизайнеры  выполняют  функцию  «связующего  технологического  клапана»,  от  которого  зависит  равномерное  насыщение  региональных  индустрий  малого  и  среднего  бизнеса  информационными  таксонами  о  разнообразии  этнохудожественного  и  графического  наследия  территории. 

Важным  показателем  графической  составляющей  наследия  многонациональной  России  выступает  адекватный  метод  изучения  его  этнохудожественного  разнообразия.  Контент-анализ  научных  источников  показал,  что  практически  не  разработана  универсальная  платформа  этноискусствоведческого  анализа,  открывающего  доступ  к  систематизации  графического  наследия,  утверждающего  новые  горизонты  для  диалога  и  участия  этнических  культур  в  научной,  художественной  и  индустриальной  жизни  информационного  общества.

Перспектива  разработки  и  внедрения  образовательной  методики  «Информационная  репликация  наследия»  в  профессиональную  подготовку  магистров-дизайнеров  означает  создание  «Этнохудожественной  карты  территории»  (ЭКТ).  Мы  предлагаем  в  учебной  аудитории  закрепить  следующие  два  тезиса,  как  идейно-ценностные  константы  исследовательской  деятельности  дизайнеров. 

Тезис  №  1:  «Информационная  репликация  —  это  обеспечение  тождества  объекта,  гарантирующего  достоверность  создаваемого  информационного  ресурса».  Следовательно,  важной  задачей  является  разработка  условий  для  обеспечения  тождества  элементов  стиля,  сгруппированных  в  границах  информационного  таксона. 

Тезис  №  2:  «Разработка  технологии  конвертации  наследия  в  индустриальное  производство  конкретного  региона  обеспечивает  переход  от  пассивного  созерцания  и  экспонирования  этнохудожественных  достижений  традиционных  школ  к  их  активной  интеграции  в  программы  сбалансированного  социально-экономического  развития  регионов  РФ». 

Методика  «Информационная  репликация  кодов  графического  наследия»  должна  получить  на  выпускающей  кафедре  дизайна  статус  дидактического  модуля.  Это  позволит  студентам  освоить  в  учебном  процессе  все  методические  и  технологические  нюансы,  предостерегающие  выпускников  от  ошибок  на  первых  ступенях  профессиональной  самореализации  в  региональных  проектах. 

Дидактический  модуль  разработан  по  принципу  иерархического  соподчинения  методов.  Авторской  инновацией  выдвигаются  два  метода,  обеспечивающие  новый  уровень  осмысления  результатов  учебно-исследовательской  работы  в  полиэтническом  регионе.

1.  Прагматико-семиотический  метод  (ПСМ)  анализа  и  систематизации  этнохудожественного  разнообразия  наследия  нацелен  на  дифференциацию  предметов-артефактов  и  предметов-символов. 

2.  Дивергентно-семиотический  метод  (ДСМ)  создаёт  условия  для  следующей  ступени  анализа:  дифференциации  этнохудожественной  специфики  наследия.  Преимущество  ДСМ:  гарантирует  детализацию  этнохудожественных  характеристик  предметов-артефактов  традиционной  культуры  в  регионе;  помогает  определить  принадлежность  современных  предметов-символов  к  локальной  традиционной  школе;  помогает  обеспечить  этническую  целостность  элементов  стиля  для  последующей  цифровой  обработки  технических  приёмов  декорирования.

Таким  образом,  региональный  вектор  исследований  в  дизайне  на  основе  информационной  репликации  изобразительного  искусства  в  структуре  наследия  выявляет  роль  графической  константы  с  помощью  методов,  формирующих  специфику  этноискусствоведческого  анализа. 

 

Список  литературы:

1.Концепция  федеральной  целевой  Программы  на  2014—2020  годы.  Сайт  Минобрнауки  РФ:  Институт  Управления  научными  проектами.  [Дата  обращения:  28.07.  2013]. 

2. Концепция  федеральной  целевой  программы  «Научные  и  научно-педагогические  кадры  инновационной  России»  на  2014—2020  годы.  [Дата  обращения:  31.07.  2013]. 

3.Ткалич  А.И.  Стратегия  формирования  специализированного  информационного  ресурса  в  дизайн-образовании.  Статья.//Материалы  2  Всероссийской  научно-практической  конференции  «Дизайн  XXI  века  —  среда,  традиции,  новации».  Сочи:  СГУТиКД.  2009.  —  С.  131—137. 

4.Ткалич  А.И.  Этнохудожественные  таксоны  как  информационный  ресурс  в  развитии  российского  текстиля.  Статья.  //Текстильная  промышленность  (Textile  industry).  —  №  3.  —  2009.  —  С.  64—65. 

5.Ткалич  С.К.  История  дизайна:  эволюция,  методология,  современные  тенденции.  Учебное  пособие  для  вузов.  М.,  2007.  —  С.  110—111.

6.Ткалич  С.К.  Подготовка  магистров:  технология  конструирования  авторской  методики  (графический           дизайн).  //Вестник  МГГУ  имени  М.А.  Шолохова.  —  №  4.  —  2012.  —  С.  65—71.  ISSN  1992-6391. 

7.Ткалич  С.К.;  Коновалова  А.В.;  Верхова  Г.В.  Статья  «Перспективное  моделирование  комбинированных  образовательных  методик  для  дизайнеров.  Императив  триадичной  интеграции».  //РАЕ:  Международный  научный  Форум-2013.  Секция  ««Интеграция  гуманитарного  знания,  проектной  культуры  и  информационных  технологий  в  исследовательской  работе  студентов-дизайнеров».  Педагогические  науки.  Сайт:  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://  www@rae.ru

8.Ткалич  С.К.  Универсальная  модель  профессиональной  подготовки  творческих  кадров  на  основе  национально-культурного  компонента  России:  Монография.  М.,  2011.  —  200  с.;  илл. 

9.Ткалич  С.К.  Дивергентная  систематизация  изобразительного  искусства  в  структуре  этнохудожественного  наследия:  Монография.  М.,  2011.  —  114  с. 

10.Ткалич  С.К.  Новая  образовательная  технология:  адаптация  этноискусствоведческого  анализа  к  профессиональной  подготовке  творческих  кадров  //Педагогика  искусства.  Электронный  научный  журнал  РАО.  №  1.  2011.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL: 

">http:

11.Ткалич  С.К.  Региональный  вектор  профессиональной  подготовки  творческих  кадров.  Статья.  //Инновации  в  образовании.  —  №  6  (июнь)  —  2012.  —  С.  58—67.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.