Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 20 января 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Путинцева Н.Л. СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ДМШ И ДШИ У УЧАЩИХСЯ-ПИАНИСТОВ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 1(32). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

СПОСОБ  ПОВЫШЕНИЯ  МОТИВАЦИИ  К  ОБУЧЕНИЮ  В  ДМШ  И  ДШИ  У  УЧАЩИХСЯ-ПИАНИСТОВ

Путинцева  Наталья  Львовна

преподаватель  Муниципального  бюджетного  учреждения  дополнительного  образования  детей  «Детская  музыкальная  школа  №  3»,  РФ,  г.  Оренбург

E-mail: 

 

APPROACH  TO  RISING  MOTIVATION  TO  LEARNING  WITH  PUPILS-PIANO  PLAYERS  IN  CHILDREN’S  MUSIC  SCHOOLS  AND  SCHOOLS  OF  ART

Natalia  Putintseva

teacher  of  Municipal  budgetary  institution  of  children’s  additional  education  “Children’s  music  school  №  3”,  Russia  Orenburg

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  проблеме  повышения  мотивации  к  обучению  у  учащихся-пианистов  в  ДМШ  и  ДШИ.  В  работе  предложено  решение  этой  проблемы  путём  обучения  учащихся-пианистов  в  классе  аккомпанемента  по  пятиблочной  системе  обучения.  Анализ  материала  доказывает  необходимость  использования  предложенного  способа  в  процессе  обучения  в  ДМШ  и  ДШИ,  который  позволяет  наладить  межпредметную  связь,  сформировать  у  учащихся  художественный  вкус  и  положительные  личностные  качества.

ABSTRACT

The  article  is  devoted  to  the  problem  of  rising  motivation  to  learning  with  pupils-piano  players  in  children’s  music  schools  and  schools  of  art.  There  is  proposed  a  solution  of  the  stated  problem  by  teaching  accompaniment  to  pupils-pianists  according  to  a  five-unit  education  system.  The  data  analysis  has  proved  the  necessity  of  the  presented  method  usage  in  the  process  of  education  in  children’s  music  schools  and  schools  of  art,  which  allows  to  set  an  intersubject  communication  and  to  form  an  artistic  taste  and  positive  personal  qualities  with  pupils. 

 

Ключевые  слова:  мотивация  к  обучению;  пятиблочная  система;  аккомпанемент;  межпредметная  связь;  расширение  кругозора.

Keywords:  motivation  to  learning;  five-unit  system;  accompaniment;  intersubject  communication;  personal  enrichment. 

 

Единственный  реальный  путь  повышения  качества  музыкального  образования  заключается  в  интенсификации  обучения  за  счет  внедрения  новых  форм,  методов,  переосмысления  целей  и  содержания  образования.  Современная  модернизация  системы  детского  музыкального  образования  вызвана  многими  проблемами  музыкально-педагогического  процесса  в  ДМШ  и  ДШИ.  Одна  из  них  —  это  проблема  повышения  мотивации  у  учащегося  к  обучению.  Способ,  эффективно  решающий  эту  проблему  заключается  в  обучении  учащихся-пианистов  в  классе  аккомпанемента  (концертмейстерский  класс)  по  пятиблочной  системе.  В  процессе  эстетического  воспитания  все  виды  искусств  должны  быть  взаимосвязаны  и  на  практике  это  возможно  при  обучении  детей  аккомпанементу  в  детской  музыкальной  школе  по  новой  системной  организации  (использование  пятиблочной  системы  обучения).  Пятиблочная  система  обучения  работает  более  эффективно  и  продуктивно  чем  обычные  методы  работы  и  не  только  в  плане  получения  качественных  знаний  обучающимся,  но  и  в  плане  достижения  главной  цели  обучения  -  укрепления  и  повышения  мотивации  у  учащегося  к  познанию  музыки  и  к  самому  процессу  музыкального  образования. 

Таблица  1.

Пятиблочная  система  -  вокальный  аккомпанемент

Номер  блока

Изучаемые  произведения

1

Народные  песни

2

Старинные  романсы

3

Романсы  и  песни

4

Детские  песни

5

Песни  из  мультфильмов  и  кинофильмов

 

 

Таблица  2.

Пятиблочная  система  —  инструментальный  аккомпанемент  (скрипка,  трёхструнная  домра,  флейта)

Номер  блока

Изучаемые  произведения

1

Инструментальное  переложение  вокальной  музыки

2

Танцевальная  музыка

3

Инструментальные  пьесы

4

Народная  музыка

5

Произведения  из  цикла

 

 

Новизна  пятиблочной  системы  обучения  в  новых  подходах  к  учебным  требованиям  и  распределению  учебного  материала,  но  работать  она  сможет  лишь  при  умении  преподавателя  творчески  работать  с  обучающимся.  Наряду  с  научными  методами  укрепления  и  повышения  мотивации  учащихся  к  обучению  в  занятиях  с  учениками  можно  использовать  и  другие  приёмы:  конкурс  магнитной  доски,  личный  пример  и  участие  учащихся  в  фестивалях  и  конкурсах.  Конкурс  магнитной  доски  —  это  соревнование  учащихся  на  лучшее  выполнение  домашнего  задания  и  на  лучшую  активную  работу  на  уроке.  За  положительный  результат  учащийся  получает  на  доску  магнитик  и  итоги  данного  конкурса  подводятся  в  конце  каждой  учебной  четверти.  По  итогам  вывешиваются  внизу  доски  фотографии  учащихся,  победивших  в  этом  конкурсе,  которые  являются  гордостью  класса.  При  наличии  активной  концертмейстерской  деятельности  преподавателя  по  аккомпанементу  (участие  преподавателя  в  качестве  концертмейстера  в  различных  концертах,  фестивалях,  смотрах  и  конкурсах),  которая  является  личным  примером  для  обучающихся,  происходит  повышение  мотивации  к  обучению  у  учащихся.  Приобщение  учащихся  к  концертной  деятельности,  участие  в  конкурсах  активизирует  их  учебный  процесс,  сплачивает  учащихся  с  родителями,  с  преподавателем  по  аккомпанементу,  с  иллюстратором,  с  другими  учащимися  музыкальной  школы,  адаптирует  обучающихся  к  сцене  и  направляет  на  формирование  положительных  личностных  качеств  (уверенность  в  себе,  целеустремлённость,  работоспособность,  терпение  и  внимание). 

Выступление  на  концерте  —  событие  —  является  основой  развивающего  обучения,  раскрывающего  индивидуальность  ученика  [1,  с.  5]. 

Укрепление  и  повышение  мотивации  учащихся  к  обучению  возможно  лишь  при  наличии  у  преподавателя  психологического  контакта  с  обучающимся.  Очень  многое  зависит  от  эмоциональной  атмосферы,  царящей  на  уроке.  Налаженный  психологический  контакт  с  учащимся  и  положительные  эмоции  на  уроке  способствуют  лучшему  усвоению  учебного  материала.  Для  нахождения  психологического  контакта  с  учащимися  по  аккомпанементу  преподавателю  следует  «поставить»  себя  на  уровень  их  знаний,  увлечений,  воспитания  и  постепенно,  незаметно  для  учеников  «поднимать»  их  на  необходимый  уровень.  Всё  очень  просто  —  преподаватель  становится  данным  учеником,  «дышит»  их  «воздухом»  увлечений,  входит  в  круг  их  школьных  новостей,  узнаёт  их  будни  по  музыкальной  школе,  по  общеобразовательной  школе,  изучает  пианистические  возможности  ученика  и  вместе  с  ним  поднимает  его  профессиональный  рост. 

Данная  пятиблочная  система  обучения  позволяет  наладить  межпредметную  связь  учебного  предмета  «Аккомпанемент»  («Концертмейстерский  класс»)  с  учебным  предметом  «Хор».  Это  выработка  вокального  навыка  правильного  интонирования  на  уроках  в  классе  аккомпанемента  (обязательное  пение  учащимся  партии  солиста  —  иллюстратора),  видение  и  слышание  трёхстрочной  многоголосной  партитуры,  фразировочная  работа  и  изучение  вокального  репертуара.  Данная  работа  формирует  интерес  к  учебному  предмету  «Хор».

Подробный  анализ  изучаемого  музыкального  произведения  в  классе  аккомпанемента,  сольфеджирование  учащимся  партии  солиста-иллюстратора  и  изучение  различных  видов  фактур  и  типов  аккомпанемента  напрямую  связывает  учебный  предмет  «Аккомпанемент»  («Концертмейстерский  класс»)  с  учебным  предметом  «Сольфеджио».

Работа  над  различными  пианистическими  приёмами,  в  том  числе  и  над  полифоничностью  изложения  партитуры  изучаемых  произведений  в  классе  аккомпанемента,  помогает  учащимся  на  уроках  по  учебному  предмету  «Музыкальный  инструмент»  («Специальность»). 

Межпредметная  связь  обучающихся  в  классе  аккомпанемента  по  пятиблочной  системе  обучения  с  учебным  предметом  «Музыкальная  литература»  просто  очевиден.  Это  знакомство  на  уроках  по  аккомпанементу  с  различными  композиторами,  инструментами,  жанрами,  стилями,  эпохами,  а  также  разбор  формы,  структуры  произведения  и  связь  всего  выше  перечисленного  с  художественным  образом  изучаемого  произведения.  Составляя  репертуар  учащимся  по  полугодиям  следует  учитывать  календарный  план  по  учебному  предмету  «Музыкальная  литература»: 

5  класс  —  И.С.  Бах,  Й.  Гайдн,  В.А.  Моцарт,  Л.  Бетховен,  Ф.  Шуберт,  Ф.  Шопен; 

6  класс  —  Песня  и  романс  (А.А.  Алябьев,  А.Е.  Варламов,  А.Л.  Гурилёв),  М.И.  Глинка,  А.С.  Даргомыжский,  М.П.  Мусоргский  А.П.  Бородин,  Н.А.  Римский-Корсаков; 

7  класс  —  П.И.  Чайковский,  С.И.  Танеев,  А.К.  Лядов,  А.К.  Глазунов,  А.Н.  Скрябин,  С.В.  Рахманинов,  С.С.  Прокофьев,  Д.Д.  Шостакович,  А.И.  Хачатурян.

На  летние  каникулы  предлагается  ученику  несколько  произведений  композиторов,  которых  он  уже  изучил  по  учебному  предмету  «Музыкальная  литература».  Из  этой  программы  он  должен  выбрать  1—2  произведения  для  самостоятельного  изучения.

Таблица  3.

Примерный  репертуарный  план  учащегося  6  класса  (инструментальный  аккомпанемент  —  флейта)  на  лето  (на  выбор  самого  учащегося)

1

И.С.  Бах  «Бурре»  из  «Английской  сюиты  №1»

2

В.А.  Моцарт  «Менуэт»  Ре  Мажор

3

Л.  Бетховен  «Сурок»

4

Ф.  Шуберт  «Военный  марш»

 

 

Таблица  4.

Примерный  репертуарный  план  учащегося  6  класса  (инструментальный  аккомпанемент  —  флейта)  на  1  полугодие

1

М.  Глинка  «Воет  ветер  в  чистом  поле»

2

В.  Кучеров  «Маленький  вальс»

3

Шуберт  «Военный  марш»

4

Русская  народная  песня  «Что  от  терема  до  терема»,  в  обработке  Н.  Римского-Корсакова

5

Д.  Кабалевский  «Клоуны»  из  фортепианного  цикла  «24  легкие  пьесы»,  соч.  39  №  2

 

 

Таблица  5.

Примерный  репертуарный  план  учащегося  6  класса  (инструментальный  аккомпанемент  —  флейта)  на  2  полугодие

1

Д.  Шостакович  «Песенка  о  фонарике»

2

М.  Глинка  «Полька»

3

М.  Мусоргский  «Слеза»

4

Русская  народная  песня  «Уж  как  во  поле  калинушка  стоит»,  в  редакции  П.  Чайковского

5

Римский-Корсаков  «Славление»  из  оперы  «Псковитянка»

 

 

Наличие  межпредметной  связи  в  пятиблочной  системе  обучения  положительно  влияет  не  только  на  развитие  всестороннего  кругозора  учащегося,  но  и  на  качество  исполняемых  произведений.  Знание  эпохи,  стиля  композитора  помогает  найти  ученику  верный  звук,  темп,  фразировку.  Аккомпанемент  разным  солистам  требует  и  разной  звуковой  палитры,  другого  ритмического  нерва,  воли,  целеустремлённой  динамики.  Например: 

1.  В  вокальных  произведениях  предпочтение  отдаётся,  как  правило,  солисту  (вокалисту)  в  отличие  от  инструменталистов,  где  солирующая  и  сопровождающая  партии  почти  равны;

2.  Исполнение  вокального  аккомпанемента  неразрывно  связано  с  искусством  дыхания  вокалиста,  необходимо  вместе  с  вокалистом  отметить  места  цезур  и  учитывать  их  при  исполнении.  Фортепианная  партия  должна  быть  подчинена  вокальной  фразировке; 

3.  В  аккомпанементе  произведений  для  скрипки  необходимо  большое  внимание  уделять  среднему  и  низкому  регистру,  так  как  скрипка  —  это  инструмент,  звучащий  в  основном  в  высоком  регистре.  В  верхнем  регистре  нельзя  форсировать  звучание  фортепиано,  так  как  это  помешает  восприятию  скрипичной  партии.  При  необходимости  приближать  звучание  фортепиано  к  скрипичному;       

4.  При  аккомпанементе  произведений  для  трёхструнной  домры  необходимо  чутко  реагировать  и  даже  предвидеть  замах  —  удар  медиатором  у  домристов.  На  долгих  звуках,  исполняющихся  приёмом  tremolo,  следует  домриста  поддержать  в  звуковом  отношении,  но  не  перекрывать  в  тембровом  и  динамическом  звучании  солиста,  учитывая  ограниченные  звуковые  возможности  домры;

5.  В  аккомпанементе  произведений  для  флейты  обязательно  следует  учитывать  фазу  вдоха  у  флейтиста.  Артикуляция  фортепианной  партии  должна  быть  приближена  к  артикуляционному  звучанию  партии  флейты.  В  звуковом  отношении  не  заглушать  звучания  тихого  у  флейты  нижнего  регистра  (от  ми  1  октавы  и  ниже). 

Ученик  обязательно  должен  ознакомиться  в  течении  учебного  года  хотя  бы  с  двумя  произведениями  из  каждого  блока.  Это  позволяет  сохранить  «живую»  творческую  атмосферу  на  каждом  уроке. 

Таблица  6.

Факт  наличия  межпредметной  связи  у  обучающихся  в  классе  аккомпанемента  в  ДМШ№  3  (оценки  по  учебному  предмету  «Музыкальная  литература»  в  процентах  за  семь  учебных  лет  —  с  2005  по  2011  учебные  года)

Учащиеся

Оценка  «пять»

Оценка  «четыре»

Оценка  «три»

Обучающиеся

по  пятиблочной  системе

73  %

27  %

Не  обучающиеся

по  пятиблочной  системе

65  %

35  %

 

 

  Пятиблочная  система  обладает  прагматической  и  прогностической  функциями.  Прагматической  функцией  является  система  практического  обучения  игре  на  фортепиано.  Здесь  систематизация  материала  заключается  в  слиянии  задач  музыкального  и  технического  развития.  Преодоление  технических  трудностей  происходит  в  единстве  с  изучением  различных  музыкальных  форм  и  особенностей  исполнения  сольной  партии  иллюстратора.  Прогностическая  функция  планирует  процесс  обучения  для  достижения  строгой  согласованности  действий  аккомпаниатора  и  солиста  в  процессе  создания  совместного  исполнительского  замысла,  развития  музыкальной  памяти,  музыкального  мышления,  воображения,  эмоционально-волевых  качеств  и  расширение  музыкального  и  всеобщего  кругозора.     

Работая  в  классе  аккомпанемента  по  пятиблочной  системе  преподаватель  ставит  перед  собой  образовательные,  воспитательные  и  развивающие  задачи.  Образовательные  задачи  —  это  углубление  знаний  детей  в  области  музыки,  изучение  вокального  и  инструментального  репертуара,  приобретение  музыкально-теоретических  знаний  (анализ  произведения  —  форма,  гармония,  стиль)  и  обучение  детей  исполнительскими  навыками  вокального  и  инструментального  аккомпанемента.  Воспитательные  задачи  направлены  на  развитие  таких  качеств  личности  как  целеустремлённость,  раскованность,  уверенность  в  себе,  душевное  и  духовное  самораскрытие,  а  так  же  воспитание  художественного  вкуса  путем  формирования  чувства  прекрасного  на  основе  классического,  народного  и  современного  музыкального  материала.  Необходимой  и  может  быть  даже  первичной  задачей  преподавателя  является  воспитание  у  учащегося  желания  и  интереса  к  данному  виду  деятельности.  Развивающие  задачи  —  это  развитие  эмоционально-образного  восприятия  музыки,  развитие  музыкальных  способностей  детей  (гармонического,  мелодического,  тембрового,  интонационного  и  полифонического  слуха),  развитие  ритма  и  музыкальной  памяти. 

Обучение  в  музыкальной  школе  не  подразумевает  обязательного  дальнейшего  музыкального  образования.  Далеко  не  все  выпускники  станут  в  будущем  профессиональными  музыкантами.  Главное,  чтобы  школу  закончил  всесторонне  развитый  человек,  достаточно  эрудированный,  с  большим  кругом  интересов,  не  просто  любитель  музыки,  а  «горячий»  её  пропагандист.  Многие  возможности  для  этого  предоставляет  изложенный  способ  повышения  мотивации  к  обучению.  Именно  пятиблочная  система  обучения,  базируясь  на  традиционных  приёмах  обучения  предлагает  более  широкое  понимание  учебно-воспитательных  целей  предмета.  Данная  система  позволяет  преподавателю  быстрее  найти  психологический  контакт  с  учеником,  наладить  межпредметную  связь,  адаптировать  обучающихся  к  сцене  и  добиться  всестороннего  их  развития.  Эта  система  обучения  является  инновационным,  комплексным,  эффективно  развивающим  как  профессионально-интеллектуальные  качества  и  свойства  так  и  музыкально-технические  умения  и  навыки  обучающегося,  способствует  расширению  всестороннего  кругозора  ученика,  воспитанию  у  него  художественного  вкуса,  а  главное  —  укреплению  внутренней  мотивации,  построенной  на  познавательной  деятельности,  основанной  на  творческом  соприкосновении  и  изучении  как  различных  музыкальных  форм,  жанров,  так  и  вокального  и  инструментального  репертуара.

 

Список  литературы:

1.Всероссийская  музыкально-информационная  газета  «Играем  с  начала».  №  4,  2010,  М.  —  16  с.

2.Всероссийская  музыкально-информационная  газета  «Играем  с  начала».  №  6,  2011,  М.  —  16  с.

3.Зимняя  И.А.  Педагогическая  психология.  М.:  «Логос»,  2000.  —  384  с.

4.Сластенин  В.А.  ,  Исаев  И.Ф.  ,  Мищенко  А.И.,  Шиянов  Е.Н.  Педагогика:  Учебное  пособие  для  студентов  педагогических  учебных  заведений.  М.:  «Академия»,  2002.  —  576  с.

5.Фейгин  М.Э.  Индивидуальность  ученика  и  искусство  педагога.  М.:  «Музыка»,  1975.  —  112  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.