Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2014 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЕДИНСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ЛОГИЧЕСКОГО В ПРИРОДЕ МУЗЫКИ
Бахтизина Дильбяр Исмаиловна
канд. филос. наук, доцент, Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета, РФ, Республика Башкортостан, г. Сибай
E-mail:
UNITY OF EMOTIONAL AND LOGICAL IN SUBSTANCE OF MUSIC
Dilbar Ismailovna Bakhtizina
candidate of philosophy, associate professor of Sibay institute of Bashkir State University, Russian Federation, Republic of Bashkortostan Sibay
АННОТАЦИЯ
Сущность музыки заключается в ее уникальной целостности., которая раскрывается через единство эмоционального и логического в ней. Соединяя в себе разнородные начала, музыка тем самым раскрывает противоречивость и многогранность духовной жизни человека, слепком которой она является.
ABSTRACT
Essence of music lies in the unique integrity, which is revealed through the emotional and logical unity in it. Music combines disparate beginning and reveals contradictions and complexity of man's spiritual life, which it reflects. Music reflects the hidden side of human thinking. Internal contrast, specific for nature of music, allows it to become an impetus to creativity.
Ключевые слова: музыка; эмоциональное; логическое; мышление.
Keywords: music; emotional; logical; thinking.
Музыка представляет собой удивительное единство многих противоположных начал, таких, как иррациональное и рациональное, интеллектуальное и эмоциональное, сознательное и бессознательное. Объяснение данному феномену лежит в самой природе музыки, которая является одним из уникальных слепков человеческой сущности. Отражая человеческую природу, музыка отражает и те противоречия, которыми живет человек.
В качестве одного из видов искусства, музыка является областью духовной деятельности человека, в которой заложены те открытия, которые сделаны человеком в окружающем мире. Древние философы считали, что музыка является воплощением «умного», то есть высшего, идейного мира в мире земном. Замеченная еще древними мыслителями способность музыки быть своеобразным «слепком» вселенной нашла отражение в некоторых античных теориях, одной из самых интересных из которых была теория гармонии сфер Пифагора. Аристотель считал музыку важнейшим элементом бытия из-за ее способности отражать самое характерное в нем — движение. Ритм, пронизывающий музыку и определяющий ее интонационное наполнение, понимался древними как универcальное качество бытия. Особое положение музыки складывалось в силу того, что она, как искусство временное, наиболее полно выразила эту фундаментальную сторону бытийственности.
Издавна музыка трактовалась как проводник идеи, что определяло ее демиургическое значение в иерархии бытия. По мнению Платона, а позднее — неоплатоников, ее создание было делом мысли, одухотворенной чувством. В земном воплощении музыка предстает как чувственно прекрасное явление, красота мысли которой сокрыта и требует выявления. Восприятие музыки предполагает обратный процесс, при котором чувственно постигаемая красота способствует рождению мысли. Мысль человека, понимающего музыку, откликается на ту божественную идею, которая ее породила. Таким образом, музыка постигается и умом, и чувством, следовательно, при ее восприятии участвуют все духовные силы человека. Благодаря этому музыка объединяет в себе интеллектуальное и чувственное начала.
Музыка действует не столько на сознание человека, сколько на его подсознание, приводя в движение скрытые механизмы его культурной памяти. Восприятие музыки представляет собой стихийный, во многом неосознанный, процесс, в котором заметную роль играет «интонационный запас» (М.К. Михайлов) слушателя, способствующий пониманию смыслов музыки. Осознание музыки, то есть чисто интеллектуальный процесс ее постижения, происходит позже, уже после того, как ее идея интуитивно постигается слушателем. Но в этом процессе участвует не только явное знание, осознанное и пропущенное человеком через его сознание, но и скрытое, идущее от тайников его подсознания. Понимание музыки, таким образом, позволяет человеку привести в движение могучие силы своего внутреннего мира, многие из которых остались бы без всякого движения, если бы не музыка.
Хотя появление музыки относится к глубокой древности, но, при этом, музыка как культура слышания и способности строить абстрактные формы, представляет собой довольно позднее явление в истории развития человечества. С. Лангер ссылается на У. Уоллеса, утверждавшего, что развитие музыки связано с появлением новой способности слышания [2, с. 225]. Действительно, восприятие музыки, как наиболее абстрактного и удаленного от эмпирического мира вида искусства, требует достаточно развитого мышления. И понимание музыки требует от человека многого, так как это процесс, охватывающий не только эмоциональную сферу внутренней жизни человека. Вслушивание в музыку сопровождается операциями сравнения, запоминания, выводов, обобщения, которые требуют напряженной работы мысли. Так как все эти процессы протекают на уровне подсознания, то активная мыслительная деятельность не замечается. Музыка позволяет обострить интерес к чему-либо, воспринять событие как значимое, как обращенное к нам. Ощущение сопричастности событию означает эмоциональное, чувственное сопереживание, в результате которого рождается понимание сущности бытия. Бытие, благодаря этому, приобретает в наших глазах не просто полноту, которой не было ранее, но рождает чувство сопричастности ему. Познание музыки — это путь к постижению скрытых сторон бытия.
Обладая большими суггестивными возможностями, музыка дает человеку шанс расширить свое знание в области собственного внутреннего мира. Она создает ситуацию обращенности к каждому отдельному человеку. Ощущение того, что некто обращается к нам, рождает канал понимания, через который проходит информация особого характера — окрашенная эмоциональностью. Эта эмоциональная наполненность и делает ее исполненной глубокого смысла для слушателя, создающей эффект сопричастности художественному явлению, каким выступает музыкальное произведение.
Музыка раскрывает в себе особенности как сознательного, так и бессознательного. Хотя мышление традиционно причисляется исследователями к области сознательного, в нем имеется область, выходящая за его пределы. Основу любого мышления составляет не линейность, а объемность, пространственность, идущая от воплощения образа. Составляя некую целостность, образ несет в себе контрастность основного и второстепенного, то есть закладывает пространственную координату. Именно в образе «происходит формирование пространственных и временных импульсов при восприятии» [3, с. 7—8]. Концентрация вокруг главного, центрального момента придает необходимую целостность образу.
Образность как концентрация многого является источником творения. Целостность образа предполагает сосуществование разных, иногда очень контрастных элементов, которые находятся в нем в гармоничном единении. Творение предполагает способность сосредоточиваться на чем-то главном и охватывать пространство вокруг центральной идеи. Музыкальная интонация, концентрируя в себе большой объем информации, направляет внимание на разные аспекты образа музыки, в результате которого рождается ощущение его богатства, многогранности.
Мышление, имеющее отношение к художественному творчеству, безусловно, отличается от логического мышления, преобладающего в области науки. Сам процесс мышления, представляющий собой обработку получаемой извне информации, предполагает, во-первых, наличие ощущений, на основе которых вырастает восприятие, во-вторых, памяти, без которой невозможно получение и сохранение художественного опыта. Л.С. Выготский был прав, когда писал, что искусство «есть работа мысли, но совершенно особенного эмоционального мышления» [1, с. 52].
Без эмоциональной стороны невозможно восприятие и понимание музыки, так же, как и ее творение. Создание музыкального образа — это перевод переживания в область эмоций. Назвав музыку «логическим выражением чувств» [2, с. 195], С. Лангер подчеркнула роль волевого начала в работе творца. В музыке творец создает не сами эмоции как таковые; он моделирует ситуацию, которая вызывает определенные чувства, то есть раскрывает «знание композитором человеческих чувств» [2, с. 198].
Эмоциональная жизнь, раскрываемая в рамках музыкального произведения, лишена беспорядочности эмпирического переживания. Благодаря искусству композитора и исполнителя в музыке эмоция обретает присущую только ей логику. В воплощении эмоциональности присутствует некая система, связанная с теми особенностями, которые отличают стиль данного композитора. Другими словами, выражение даже той стороны внутренней жизни человека, которая, казалось бы, не поддается логизации, в музыке имеет смысл, определяемый художественной задачей.
Эмоциональная картина музыки имеет своим истоком индивидуальное переживание. Но, благодаря силе искусства, оно становится ярче и выразительнее. Освобождаясь от всего случайного, оно приобретает эстетическую ценность, находящую воплощение в красоте. Это придает музыке универсальность, поднимающую индивидуальное переживание до уровня общезначимого явления.
Являясь искусством интонационным, в котором смыслы выявляются через выразительность интонирования, музыка тесно связана с характером проговаривания речи. Не следует забывать о том, что музыка, как альтернативная звуковая система в жизни человечества, развивалась параллельно с речью и впитала в себя речевую выразительность. Недаром любая национальная музыка отражает, в обобщенном виде, некоторые речевые особенности языка. Музыка и язык сумели вобрать в себя психические особенности, сопровождающие любые высказывания человека — вербальные или невербальные. Но, лишенная четкой понятийной основы, как это присутствует в вербальном языке, музыка, вместе с тем, несет в себе то начало, которое невозможно вместить в какие-либо логические рамки. Стихийная сила музыки, ее неопределенность и окончательная непознаваемость делает ее источником творческого начала. К музыке обращаются в поисках импульса, способного раскрыть бессознательные силы внутреннего мира человека.
Искусство дает человеку ответы на вопросы, которые не в состоянии дать другие формы духовной деятельности. Нередко эти вопросы являются самыми главными в жизни человека. Заставляя человека чувствовать и размышлять, искусство оправдывает человеческое существование и придает жизни высшую целесообразность.
Список литературы:
1.Выготский Л.С. Психология искусства. Мн.: Современное Слово, 1998. — 480 с.
2.Лангер С.Философия в новом ключе. М.: Республика, 2000. — 287 с.
3.Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
дипломов
Оставить комментарий