Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Юрченко Е.В. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ИМ. ЧАЙКОВСКОГО: РУССКАЯ И УКРАИНСКАЯ ФОРТЕПИАННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 33. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ  КОНКУРС  ИМ.  ЧАЙКОВСКОГО:  РУССКАЯ  И  УКРАИНСКАЯ  ФОРТЕПИАННЫЕ  ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ  ШКОЛЫ

Юрченко  Елена  Владимировна

аспирант,  Львовская  Национальная  Музыкальная  Академия  имени  Николая  Лысенко,  Украина,  г.  Львов

E-mail: 

 

INTERNATIONAL  COMPETITION  NAMED  AFTER  TCHAIKOVSKY:  RUSSIAN  AND  UKRAINIAN  PIANO  PERFORMANCE  SCHOOL

Yurchenko  Elena  Vladimirovna

Postgraduate,  Lviv  National  Academy  of  Music  Mykola  Lysenko,  Ukraine  Lviv

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  осуществлена  попытка  выявить  квоту  украинского  представительства  данного  конкурса  среди  лауреатов,  дипломантов  и  членов  жюри  на  различных  этапах  функционирования  конкурса.  Проанализирована  принадлежность  лауреатов  к  традициям  конкретных  авторских  пианистических  школ.  Отслежена  их  территориальная  принадлежность  и  линии  преемственности  традиций.

ABSTRACT

The  article  was  an  attempt  to  identify  a  quota  of  Ukrainian  representation  among  the  winners  of  this  contest,  winners  and  jury  members  at  various  stages  of  the  competition.  Analyzed  belong  to  the  traditions  of  the  winners  of  specific  copyright  pianistic  school.  Tracked  their  territorial  identity  and  lineage  traditions.

 

Ключевые  слова:  исполнительский  конкурс;  национальное  представительство;  фортепианная  школа;  преемственность  традиции.

Keywords:  performing  competition;  national  representation;  piano  school;  the  continuity  of  tradition. 

 

Международный  конкурс  им.  П.И.  Чайковского  —  одно  из  самых  престижных  и  сложных  по  требованиям  творческих  соревнований  академических  исполнителей  с  большой  и  интересной  историей.  Среди  группы  конкурсов  этого  масштаба  его  отличает  ряд  особенностей.  Одна  из  важнейших  состоит  в  репертуарном  и  стилевом  богатстве,  ставящим  перед  участниками  достаточно  сложные  задачи  в  области  интерпретации  —  с  одной  стороны,  и  в  то  же  время  предоставляющем  широкий  потенциал  проявления  личности,  способствующем  ее  многогранному  раскрытию.

Другой  важной  стороной,  обеспечивающей  статусность  конкурса,  является  представительский  состав  жюри  —  из  числа  ведущих  исполнителей  и  выдающихся  педагогов-методистов,  что  обеспечивает  интересный  обмен  достижениями,  творческими,  исполнительскими  и  дидактическими  позициями  специалистов  разных  стран.  В  пианистическом  конкурсе  —  это  Австралия,  Австрия,  Бельгия,  Болгария,  Бразилия,  Великобритани,  Италия,  Испания,  Китай,  Куба,  Германия,  Панама,  Польша,  Португалия,  Румыния,  США,  Венгрия,  Украина,  Уругвай,  Чехия  и  многие  другие.

Конкурс  отличает  также  акцент  в  программах  на  творчество  П.  Чайковского  и  представителей  российской  (в  т.  ч.  и  советской)  композиторской  школы  (С.  Рахманинова  и  А.  Скрябина,  Н.  Балакирева  и  С.  Танеева,  С.  Прокофьева  и  Д.  Шостаковича),  а  также  практика  привлечения  к  созданию  обязательного  конкурсного  репертуара  ведущих  композиторов  страны,  и,  соответственно,  участие  композиторов  в  работе  жюри.  Таким  образом  благодаря  требованиям  конкурсных  соревнований  реализуется  популяризация  русского  фортепианного  репертуара  разных  эпох.  Награда  в  конкурсе  гарантирует  возможность  гастрольных  выступлений  на  престижных  концертных  площадках  с  лучшими  исполнительскими  коллективами  Европы.  Процесс  творческих  соревнований  широко  освещается  в  средствах  массовой  информации  через  репортажи  и  интервью  с  исполнителями  и  членами  жюри,  конкурсные  выступления  всех  этапов  фиксируются  и  тиражируются  в  интернет-сетях.  Конкурс  в  целом  предстает  важным  событием  духовной  жизни,  вызывая  неизменно  мощную  реакцию  специалистов,  любителей  и  широкой  публики.

Вопрос  национального  представительства  участников  конкурса  им.  П.  Чайковского  на  протяжении  всей  истории  его  существования  оставался  проблематичным,  прежде  всего  в  случае  граждан  советского  государства.  Масштабность,  международный  авторитет  и  международный  состав  участников  предопределяют  интересная  задача  —  выявить  квоту  украинского  представительства  данного  конкурса  среди  лауреатов,  дипломантов  и  членов  жюри  на  различных  этапах  функционирования  конкурса  и  проанализировать  принадлежность  лауреатов  к  традициям  конкретных  исполнительских  школ.  Однако  эти  вопросы  практически  не  находят  отражения  в  классических  музыковедческих  трудах,  где  основное  внимание  уделяется  конкурсному  процессу  в  целом  или  отдельным  выдающимся  личностям  фортепианного  искусства  (где  акцентируются  преимущественно  лишь  заключительные  этапы  профессионального  становления)  [2;  10].  Подробности  рассеяны  в  конкурсных  буклетах,  личных  и  конкурсных  сайтах,  интернет-форумах  и  статьях  с  интервью  лауреатов  [1;  3—9,  11].

Соревнования  по  мастерству  инструменталистов-исполнителей  традиционно  существовали  с  целью  соотнесения  результативности  авторских,  региональных  и  национальных  исполнительских  школ  и  проявления  индивидуального  начала  творческой  одаренности  через  призму  их  системы.  Московская  консерватория,  на  базе  которой  проводится  этот  конкурс,  предстаёт  мощным  центром  фортепианного  искусства,  представляющим  ведущие  мировые  фортепианные  школы.

Именно  здесь  аккумулировался  ценный  передовой  творчески-педагогический  потенциал,  сформированный  выходцами  из  всех  советских  территорий.  Этим  обусловливается  особенно  высокий  уровень  требовательности  к  выбору  репертуара  и  ответственности  за  художественный  результат  в  среде  интерпретаторов.  Так,  характеризуя  художественные  позиции  лауреата  и  члена  жюри  названного  конкурса  В.  Крайнева,  исследователь  фортепианного  исполнительства  Г.  Цыпин  подчеркивает:  «Особенно  велик  груз  ответственности  исполнителя  в  Москве.  Конечно,  любой  активно  гастролирующий  музыкант  из  СССР  мечтает  об  успехе  в  концертных  залах  Европы  и  США,  —  и  все  же  Москва  (возможно,  еще  несколько  крупных  городов  страны  )  для  него  важнее  и  «тяжелее»  всего»  [10,  с.  137].

Изменения  в  характере  последних  конкурсных  соревнований  внесло  руководство  Валерия  Гергиева  и  назначение  главой  рабочей  группы  оргкомитета  конкурса  известного  американского  импрессарио  Ричарда  Радзинского  —  многолетнего  организатора  конкурса  Вена  Клайберна  в  Техасе.  Лауреат  последнего  из  конкурсов,  украинец  Александр  Романовский  по  этому  поводу  подчеркнул:  «Конкурс  Чайковского  имеет  особое  значение  для  любого  музыканта.  Валерий  Гергиев  сделал  все  возможное,  чтобы  переломить  негативную  тенденцию,  сложившуюся  в  последние  годы.  Он  пригласил  в  жюри  играющих  музыкантов.  Многие  из  них  впервые  работали  в  таком  качестве.  Просто  сыграть  перед  этими  людьми  —  уже  само  по  себе  уникальный  шанс»  [5].

Среди  наиболее  ранних  по  времени  участия  пианистов  из  украинских  центров  профессионального  образования  следует  назвать  выходца  из  Житомира,  ученика  музыкальной  школы  для  особо  одаренных  детей  при  Музыкально-театральном  институте  им.  Н.  Лысенко  в  Киеве  и  выпускника  класса  К.  Игумнова  в  Московской  консерватории  Наума  Штаркмана,  получившего  третью  премию  I  Международного  конкурса  им.  П.  Чайковского  (1958).

Следующим  из  украинских  пианистов,  кто  фигурирует  среди  победителей  конкурса,  является  лауреат  третьей  премии  (1966)  Виктор  Ересько,  выходец  из  Киевщины.  Он  прошел  мощную  школу  исполнительства  во  Львовской  специальной  средней  музыкальной  школе  им.  С.  Крушельницкой  (классы  В.  Зеленской  и  педагога-новатора  Михаила  Лермана).  Дальнейшая  профессионализация  проходила  в  школе  Московской  консерватории  под  руководством  Я.  Флиера  и  Л.  Власенко,  а  закончил  консерваторию  в  1965  году  по  классу  Льва  Наумова  —  выпускника  класса  и  аспиранта  Г.  Нейгауза.  Во  время  учебы  в  аспирантуре  В.  Ересько  обязывают  принять  участие  в  III  Конкурсе  имени  Чайковского,  где  был  удостоен  лауреатского  звания  с  особенно  высокой  наградой  за  исполнение  “Вариаций  на  тему  Корелли”  С.  Рахманинова[1].

В  этом  же  конкурсе  четвертую  премию  получил  Александр  Слободяник,  который  в  свое  время  также  прошел  начальное  музыкальное  образование  в  Львовской  ССМШ  им.  С.  Крушельницкой  (класс  Лидии  Голембо).  Дальнейшее  обучение  пианист  проходил  в  ЦСММШ  в  классе  Генриха  Нейгауза  в  Москве,  а  затем  —  в  Московской  консерватории  по  классу  его  ученицы  —  Веры  Горностаевой. 

В  следующем  —  IV  конкурсе  (1970)  лауреатом  стал  Владимир  Крайнев,  который  принял  решение  принять  участие  в  конкурсе  в  26  лет.  Начало  его  творческого  формирования  связано  с  Харьковской  школой-десятилеткой  в  классе  Марии  Итигиной.

После  завершения  обучения  в  Центральной  музыкальной  школе  при  Московской  консерватории  имени  П.И.  Чайковского  (класс  А.  Сумбатян),  его  мастерство  шлифуется  в  Московской  консерватории  в  классах  Г.  Нейгауза,  а  дальше  —  С.  Нейгауза  (в  течение  двух  лет  совершенствовался  у  него  же  в  аспирантуре).  Его  наставник  —  Г.  Нейгауз  специально  обращал  внимание  на  особенность  личности  своего  талантливого  ученика:  «Есть  у  Володи  и  дар  общения  —  он  легко  вступает  в  контакт  с  публикой»  [4,  с.  70].

Современное  состояние  фортепианного  искусства  несет  в  себе  мощный  потенциал  синтезирования  ведущих  педагогических  систем  и  традиций,  обусловленный  структурой  и  характером  получения  специального  образования,  дальнейшего  совершенствования,  традициями  исполнительской  практики.  С  другой  стороны  —  это  неизбежно  ведет  к  потере  национальной  самобытности  и  неповторимости  достижений  отдельных  педагогических  школ.  Все  вышеназванные  выступления  фигурировали  как  явления  исполнительства  СССР  как  государства.  Событием  нового  времени  стало  участие  в  соревновании  киевлянина  Олега  Полянского  в  1998  г.,  где  пианист  получил  шестую  премию  как  исполнитель,  представляющий  Украину[2].  Однако  и  само  образование  его  носит  поликультурной  характер:  его  наставниками  являются  Александр  Александров  из  Института  имени  Гнесиных  (г.  Москва),  Сергей  Доренский  из  Московской  консерватории  и  Павел  Гилилов  из  Высшей  Музыкальной  Школы  (г.  Кельн). 

Выступление  львовского  пианиста  Дмитрия  Онищенко  на  конкурсе  им.  П.  Чайковского  2002  г.  пресса  расценивала  как  сенсацию:  он  завоевал  пятое  место,  специальный  приз  самого  молодого  лауреата.  С  1990  года  он  учился  в  Львовской  средней  специальной  музыкальной  школе-интернате  им.  С.  Крушельницкой  (классы  А.  Качевой,  А.  Мацулис  и  А.  Гереги),  Львовской  государственной  музыкальной  академии  им.  Н.  Лысенко  (класс  доцента  Н.  Грамотеевой,  аспирантура  —  класс  проф.  Марии  Крых),  а  затем  —  в  Московской  государственной  консерватории  им.  П.  И.  Чайковского,  которую  окончил  в  2006  году  (аспирантуру  —  в  2009  году)[3].

В  период  участия  в  конкурсе  Д.  Онищенко  —  ученик  профессора  Льва  Наумова  в  Московской  консерватории,  а  также  Королевского  Северного  колледжа  Музыки  (г.  Манчестер,  Великобритания). 

Имена  ряда  исполнителей,  педагогов  и  композиторов  —  выходцев  из  Украины  связаны  работой  в  жюри.  В  жюри  входили  также  воспитанники  Одесской  и  Московской  консерваторий  Эмиль  Гилельс  (глава  жюри  конкурсов  1958,  1962,  1966,  1970),  Святослав  Рихтер  (член  жюри  конкурса  1958  г.),  Яков  Зак[4]  (конкурсы  1966,  1970,  1974  года).  Все  трое  выдающихся  пианистов  —  выпускники  класса  Г.  Нейгауза  в  Московской  консерватории,  а  их  присутствие  в  жюри  свидетельствует  о  преемственности  традиции  и  формировании  своеобразной  одесско-киевской  ветви  пианистического  искусства  в  контексте  такого  сложного  поликультурного  явления  как  московская  фортепианная  школа.

Еще  один  её  представитель  —  Владимир  Крайнев  (в  свое  время  —  лауреат  IV  конкурса)  —  член  жюри  конкурса  1990  и  1994,  а  в  2002  г.  на  XII  по  счету  конкурсе  им  П.  Чайковского  возглавил  его  работу  как  председатель.

В  дополнение  исследуемой  линии,  в  составе  жюри  второго  конкурса  встречаем  имя  Бориса  Лятошинского,  блестящего  пианиста  и  композитора,  педагога  Киевской,  Московской  и  Саратовской  консерваторий,  а  в  работе  жюри  IV  и  V  Международных  конкурсов  фигурирует  Андрей  Штогаренко  —  украинский  композитор  и  педагог,  ректор  Киевской  консерватории  (1954—1968  г.),  музыкант,  получивший  немалый  опыт  в  организации  Международного  музыкального  конкурса  им.  Н.  Лысенко  в  Киеве.  Подытоживая  изложенное,  можно  утверждать,  что  среди  успешных  участников  московского  конкурса  пианистов  им.  П.  Чайковского  на  всем  протяжении  его  истории  представлена  значительная  группа  выдающихся  исполнителей  —  выходцев  из  украинских  центров  профессионального  музыкального  образования  (Киев,  Харьков,  Одесса,  Львов,  Житомир).  Обращает  на  себя  внимание  безусловное  доминирование  специалистов,  завершающих  или  совершенствующих  музыкальное  образование  в  Московской  консерватории  или  в  классах  ее  выпускников  в  других  странах.  Наличие  представителей  Украины  среди  лауреатов  и  членов  жюри  мощнейшего  среди  фортепианных  конкурсов,  проводимых  в  Москве,  свидетельствует  о  жизнеспособности  и  преемственности  традиций  русской  и  украинской  пианистических  школ.

 

Список  литературы:

  1. Березовская  Е.  Фестиваль  “Великие  имена  искусства”  посвятили  памяти  Владимира  Крайнева  /  Екатерина  Березовская  //  Вести.  2012.  09.04.
  2. Григорьев  Л.,  Платек  Я.  Современные  пианисты  /  Л.  Григорьев,  Я.  Платек.  М.:  Советский  композитор,  1990.  —  464  с.
  3. Добыш  Г.  И  предался  одной  музыке  /  Георгий  Добыш  //  Фактор  времени.  —  2012.  —  2  июня.  —  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://gasoilpress.ru/fv/fv_detailed_work.php?FV_ELEMENT_ID=52767&WORK_ELEMENT_ID=52880
  4. [Е.  О].  Певый  Лидский  //  Советская  музыка.  —  1963.  —  №  12.  —  С.  70.
  5. Элькин  С.  Александр  Романовский:  “Марафон  только  начинается…”  /  Сергей  Элькин  //  Частный  корреспондент.  2011.  18  августа.
  6. Кимкелис  Г.  Дальше  уже  тупик?  Грустные  итоги  конкурса  имени  Чайковского  /  Герард  Кимкелис  //  Культуная  газета  Восьмая  нота.  ПС  №  47.  —  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ps.1september.ru/article.php?ID=200204732
  7. Муравьева  М.  Нотный  стон.  Денис  Мацуев  об  итогах  Конкурса  Чайковского  /  Ирина  Муравьева  //  Российская  газета.  —  2011.11.07.  —  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.rg.ru/2011/07/11/akademia.html
  8. Назарян  Н.  Александр  Могилевский:  “То,  как  показали  себя  уругвайские  футболисты,  в  частности  Диего  Форлан,  —  это  был  просто  блеск!”.  “Конкурент”  беседует  с  известным  российским  пианистом  /  Нелли  Назрян.  //  Конкурент.  2010.  №  35(000261).  27  сентября.
  9. Хусточка  М.  Украина  на  конкурсе  Чайковского  :  сегодня  и  вчера  /  Михаил  Хусточка  /  Одна  родина.  —  2011.23.07.  —  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://odnarodyna.com.ua/content/ukraina-na-konkurse-chaykovskogo-segodnya-i-vchera
  10. Цыпин  Г.М.  Портреты  советских  пианистов  :  музыкально-критические  статьи  /  Г.М.  Цыпин;  ред.  А.  Курцман;  рец.  А.Д.  Алексеев;  худ.  А.  Смеляков.  М.:  Советский  композитор,  1982.  —  236  с.

 

[1]  Это  была  высшая  награда  конкурса  среди  представителей  Московского  музыкального  вуза,  за  что  педагога  (Л.  Наумова)  представили  к  званию  Заслуженного  артиста.

[2]  Навчався  у  КССМШ  ім.  М.  Лисенка  в  Києві,  де  його  педагогами  були  Наталія  Гриднєва  та  Наталія  Толпиго.

[3]  Его  педагогами  были  доцент  Ю.  Лисиченко,  профессор  Л.  Наумов  и  доцент  А.  Диев.

[4]  Так,  например,  Яков  Зак  в  1932—1935  гг.  под  руководством  Г.  Нейгауза  совершенствовался  в  Школе  высшего  исполнительского  мастерства  в  Московской  консерватории.  По  признанию  пианиста,  многое  он  понял  уже  после  окончания  школы,  присутствуя  на  уроках  педагога  в  качестве  ассистента.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.