Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Хореографическое искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Мацаренко Татьяна Николаевна
канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры педагогики
и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, РФ, г. Москва
STAGES OF FORMATION OF PEDAGOGICAL SETTING OF THE FUTURE CHOREOGRAPHY TEACHERS
Matsarenko Tatiana Nikolaevna
candidate of pedagogical sciences, Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology Academy of improvement of professional skill and professional
retraining of educators, Russia Moscow
АННОТАЦИЯ
В статье представлены: требования к педагогической деятельности педагога-хореографа, этапы педагогической установки, саморазвитие хореографов в педагогической деятельности, поиск педагогических методик, специфические особенности деятельности педагога-хореографа, функции педагогической деятельности педагога-хореографа, основные задачи управления хореографическим коллективом.
ABSTRACT
The article presents: the requirements for pedagogical activity teacher-choreographer, pedagogical installation steps, self-development of choreographers in of pedagogical activity, search teaching methods, specific features activity of the teacher-choreographer, functions of pedagogical activity teacher-choreographer, main management tasks choreographic group.
Ключевые слова: педагог-хореограф; педагогическая установка; этапы педагогической установки; саморазвитие педагога-хореографа.
Keywords: teacher-choreographer; pedagogical installation; pedagogical installation steps; self-development teacher-choreographer.
Важной характеристикой будущих педагогов-хореографов является педагогическая установка, а именно создание внутренней настроенности на осуществление педагогической деятельности. Л.Ф. Сельмидис выделены основные компоненты в структуре педагогической установки: готовность к саморазвитию, рефлексия, достижение успеха [3]. Чем выше сформирована установка на саморазвитие, тем сильнее выражена направленность хореографов на педагогическую деятельность, происходит формирование адекватной оценки человеком своих возможностей. Главной ценностью становится развитие потребности и возможности выйти за пределы изученного, освоенного, способность к самореализации творческого потенциала. По мнению Н.Г. Пешковой, личность, способная к саморазвитию достигает значительного успеха в деятельности, которая служит для нее объектом самовыражения, получает удовлетворение от своей жизни, в том числе от профессиональной деятельности, открыта переменам и новому жизненному опыту [2]. Педагогическая деятельность дает возможность педагогам-хореографам развития тех способностей, которые не получали реализации в сценической деятельности: включение в исследовательскую деятельность (развитие познавательных, аналитических способностей, памяти, речи); управление коллективом (организаторские способности); свобода выбора. Проведенное нами анкетирование среди педагогов-хореографов хореографических коллективов «Франжелика», «Эльфы», «Лебедушка» во Всероссийском центре детского творчества, «Ровесник» МОУ ДОД Центра эстетического воспитания учащихся, «Юный москвич» ДК им Зуева, «Аленушка» ДК «Дружба», «Блюз» и «Антре» Московского Дома самодеятельного творчества, «Арабеск» ДК «Гармония», ДК «Салют» показало, что по мнению 43 % хореографов самореализация в педагогической деятельности дает возможность развития новых личностных качеств, 20 % респондентов — приобретение педагогических знаний, 12 % — возможность изучить новые направления хореографии, 8,6 % возможность реализоваться в новом статусе, 5,6 % — заниматься танцевальными постановками, учитывая потребность публики, поддерживать хореографическую форму — 3,9 %.
Формирование установки на педагогическую деятельность протекает в результате прохождения нескольких этапов.
Первый этап. Для того чтобы произошло включение хореографов в педагогический процесс, необходима их заинтересованность новыми способами работы. Этап связан с развитием познавательных интересов, установкой на саморазвитие, предполагает формирование у хореографов необходимых знаний о педагогической деятельности и включает решение следующих задач:
· усиление мотивации выбора профессии;
· активизация самостоятельности, инициативности;
· осознание социальной значимости и творческого потенциала педагогической профессии.
Второй этап направлен на овладение приемами, умениями, навыками педагогической деятельности. В основе данного этапа положены следующие теоретические предпосылки: знания становятся установками, если они осознаются как практически и лично значимые, педагогическая установка формируется, если человек активизирует педагогическую деятельность.
У хореографов должна сформироваться система представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать в хореографическом коллективе. Исследования показывают, что в настоящее время реализуются новые способы использования развивающих возможностей:
· «Психогимнастика» [4] — мимические и пантомимические этюды;
· «Фитбол» — программа, включающая в себя упражнения, которые выполняются сидя или лежа на специальном гимнастическом мяче;
· «Ритмические упражнения» [1] воспитание детей с различными отклонениями в развитии;
· «Коррекционный танец» — специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений происходит коррекция психоэмоциональных состояний учащихся.
Авторы данных методик ищут пути превращения процессов телесного движения в непосредственную результативную силу, оказывающую положительное воздействие на психический, физический и социальный мир учащегося [5].
При осуществлении педагогической деятельности начинающие педагоги-хореографы испытывают потребность в саморазвитии, приобретении новой информации, пополнении собственного теоретического багажа педагогических знаний, что в свою очередь способствует повышению педагогического мастерства.
Особенность третьего этапа формирования установки на педагогическую деятельность заключается в направленности педагога-хореографа на мотивацию достижения успеха хореографического коллектива под его управлением и решает следующие задачи:
· самостоятельное овладение методами педагогической деятельности, общения и поведения;
· самооценка собственных результатов профессионального роста;
· ориентация личности в профессиональных ценностях;
· проектирование собственного профессионального развития.
Данный компонент педагогической установки необходимо развивать у хореографов, начинающих педагогическую деятельность, так как у них развита направленность на себя, как на сценических исполнителей и отсутствует мотивация к повышению исполнительского уровня хореографического коллектива, под их руководством.
Изначально в структуре личности хореографа присутствует установка «Я-танцовщик», поэтому такие аспекты педагогической профессии как умение и желание работать с хореографическим коллективом, прежде всего с детьми, регулярное сочинение танцевальных композиций, не привлекают его должного внимания. Именно установка определяет способы, средства, приемы удовлетворения мотивационно-ценностной сферы будущего педагога-хореографа.
Данные анкетирования показывают, что 30 % хореографов стремятся к личностной значимости, 23 % — карьерному росту, 17 % желают повысить свой профессиональный статус, участвуя в международных конкурсах, 15 % — создать новое направление в хореографии, 13 % стремятся найти единомышленников для реализации своей профессиональной деятельности.
Формирование установки на педагогическую деятельность непосредственно связано с раскрытием возможностей и способностей будущих педагогов-хореографов. Данное понятие часто отождествляют с ожиданиями человека, связанными с предстоящей деятельностью. Педагог-хореограф выполняет ряд функций: организатор хореографического коллектива, педагог-постановщик танцевальных номеров, педагог-воспитатель, педагог-организатор, при этом начинающие педагоги-хореографы испытывают трудности при организации хореографического коллектива, отсутствует ответственность за состояние дел, прогнозируемость результатов своей деятельности.
Установка «Я-педагог-хореограф» происходит на основе процесса преподавания, которое включает:
· владение методами организации групповой деятельности;
· насыщение уроков импровизацией и творчеством;
· направленность на объект (учащегося), установки на конкретную педагогическую цель, которая выражена в конкретных действиях обучаемого;
· поддержание атмосферы взаимного уважения, терпимости, доверия, открытости в общении и совместной деятельности;
· обеспечение доступности преподаваемого материала;
· учитывание реальных возможностей обучаемых.
Cреди опрошенных 100 действующих педагогов-хореографов только 8 % стремятся к открытию своего центра или школы, осознавая трудности и ответственность, 42 % респондента отметили, что для преподавания хореографии необходимо искать индивидуальный стиль деятельности, 56 % считают, что преподавательская деятельность обеспечивает надежность существования, такая профессия — признак стабильности. Показателями достижений педагогов-хореографов являются уровень владения педагогическими умениями и навыками, культура педагогического мышления, ценностное отношение к инновационным подходам, успешная подготовка хореографического коллектива для участия в конкурсах, соревнованиях.
В процессе формирования установки на педагогическую деятельность следует отметить, что старая установка «Я-танцовщик» разрушается не полностью, лучшие ее элементы (организованность, работоспособность, требовательность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность) обогащаются, сохраняются и развиваются на основе преемственности.
Специфика деятельности педагога-хореографа заключается в увеличении интереса и популяризации в среде молодого поколения хореографического искусства, реализации педагогического и хореографического видов деятельности, сущность которых заключается в облагораживании внутреннего мира учащихся через хореографическое искусство.
Список литературы:
1.Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р. Шашкина, О.Л. Сергеева; Под ред. Е.А. Медведевой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
2.Пешкова Н.Г., Пешков С.Т. Педагог в системе личностно ориентированного образования. Ростов н/Д, 1997.
3.Сельмидис Л.Ф. Педагогическая установка как компонент педагогической направленности личности будущего социального педагога // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008.
4.Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.: ил.
5.Фомин А.С., Фомин Д.А. Оcмысление танца в образовательных технологиях // Современные наукоемкие технологии. — 2004. — № 5 — С. 55—58.
дипломов
Оставить комментарий