Статья опубликована в рамках: XXXIV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 марта 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Театральное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
«ВЕЧЕРА ЯКУТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА» 1957 Г. В МОСКВЕ, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Крылова Вера Климентьевна
канд. искусствоведения, старший научный сотрудник сектора истории Института Гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, РФ, г. Якутск
E-mail: kvkrepressgur@ mail.ru
«NIGHTS OF YAKUT LITERATURE AND IN MOSCOW» IN 1957. AS AN INDICATOR OF CREATIVE GROWTH OF NATIONAL CULTURE
Vera Krylova
ph. D. in Art Criticism/ Sector of HistoryInstitute of the Humanities and Indigenous Peoples of the North Siberian Brach of the Russian Academy of Sciences, Russia Yakutsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются культурные мероприятия под общим названием «Вечера якутской литературы и искусства», проводимые якутским правительством в Москве в ознаменование 325-летия вхождения Якутии в состав Российского государства, которые стали важным событием для республики. Это был не только отчет партийного руководства о проделанной работе, но и демонстрация достижений в экономике, литературе, музыкальном, театральном искусстве. Задача статьи отразить это важное событие, показать, интеллектуальный, культурный уровень северного региона в середине 1950-х годов ХХ века.
ABSTRACT
The article considers the cultural events under the title "Evenings of Yakut literature and art," conducted by the Yakut government in Moscow to commemorate the 325th anniversary of entry of Yakutia as a part of Russian State, which has become an important event for the country. It was not only the report of the party leadership about the work done, but also demonstration of achievements in economics, literature, music and theater arts. The task of the article to reflect this important event, to show intellectual and cultural level of the northern region in the mid-1950s of the twentieth century.
Ключевые слова: Якутский Музыкально-драматический театр; якутское музыкальное и танцевальное искусство; выставка якутской художественной литературы; театральное представление; книжная выставка; якутская опера; народное пение; якутская национальная культура.
Keywords: Yakut Music and Drama Theatre; Yakut music and dance art; exhibition of Yakut literature; theater performance; a book exhibition; Yakut opera; folk singing; Yakut national culture.
Как известно с 10 по 17 декабря в Москве прошли «Вечера якутской литературы и искусства», приуроченные к 325-летню вхождения Якутии в состав Российского государства. На них, «автономная республика достойно продемонстрировала свое главное детище» [1] — современное якутское искусство. Открылись они в Колонном зале Дома Союзов, а завершились 17 декабря в филиале Большого театра. В «Вечерах…» приняли участие писатели, художники Якутии, артисты Якутского Государственного Музыкально-драматического театра им. П.А. Ойунского, хор Комитета по телевидению и радиовещанию при Совете Министров ЯАССР, участники художественной самодеятельности Домов культуры Сунтарского и Таттинского районов, а также Дворца пионеров г. Якутск.
Перед их открытием в газетах «Правда», «Советская Россия», «Социалистическая Якутия», по центральному радио прошла информация о предстоящих мероприятиях. Многолюдно стало в столичном доме № 41 по улице Большая Полянка, где в комнатах третьего этажа располагалось постоянное представительство Совета Министров ЯАССР при Совете Министров РСФСР. В то время он представлял штаб по подготовке к предстоящим «Вечерам…».
Первого декабря на огромную бетонированную площадку Внуковского аэродрома приземлился самолет из Якутска, на борту которого находилась первая группа участников предстоящих мероприятий — якутские писатели. В аэропорту их встречали коллеги, члены Союза писателей СССР
В хрустально чистое утро 2 декабря на Казанский вокзал прибыл специальный состав, сформированный в Новосибирске. Несмотря на 12-ти градусный морозец, прибывших пассажиров москвичи встречали цветами. Этим поездом приехали директор якутского театра Захар Тюнгюрядов, главный режиссер Спиридон Григорьев, артист драмы Лазарь Сургучев, певец Николай Баскаров, зас. арт. РСФСР Виктор Савин, артистка Мария Белобюбская, зас. арт РСФСР, нар арт Якутии Матрена Слепцова, нар. арт РСФСР и ЯАССР П. Решетников. Всего 250 человек, включая участников художественной самодеятельности.
На непродолжительном митинге с теплыми приветственными речами от посланцев Якутии выступил министр культуры республики Г.В. Попов, нар. арт. ЯАССР Д.Ф. Ходулов. «Великая радость наполняет каждого из нас, сказал он. — Мы приехали в Москву. Свои предстоящие выступления мы рассматриваем, как ответственный, серьезный, творческий экзамен» [4].
И надо сказать, что этот экзамен был выдержан успешно.
Уже 3 декабря у центральных и районных театральных касс, приступивших к предварительной продаже билетов на оперу «Ньюргун Боотур» Г. Литинского и М. Жиркова, концерт мастеров искусств Якутии, выстроились очереди из желающих купить билетики. А 6 декабря в Центральном Доме литераторов открылась книжная выставка. На ней, практически, были представлены все жанры якутской художественной литературы. Коллекция насчитывала около 100 названий и состояла из 450 книг. Примечателен тот факт, что вместе с писателями-прозаиками и поэтами современниками Н. Мординовым, Д. Сивцевым-Суорун-Омоллооном, Н. Заболотским, И. Чагылганом, Н. Поповым, В. Новиковым-Урастыровым, Софроном и Семеном Даниловыми, А. Лавриком, А. Бэрияком, С. Васильевым и др., здесь впервые после реабилитации были представлены портреты и произведения дореволюционных писателей — Алексея Кулаковского, Анемподиста Софронова, Николая Неустроева.
Выставку открыл Николай Мординов словами: «У якутов есть прекрасный семейный обычай. Когда молодожены впервые собираются в гости к своей старшей родне, они стараются взять как можно меньше подарков. Скромность подарка означает скромность их образа жизни, скромность их мыслей. Следуя обычаю своего народа, мы привезли скромный подарок — наши книги — результат нашего скромного труда» [5]. Известный к тому времени писатель, автор шестнадцати изданных книг и в том числе романа «Весенняя пора» явно поскромничал. О том, что выставка якутской художественной литературы оказалась не столь «скромным» вкладом в литературу СССР, подтверждал один из многочисленных отзывов посетителей. «Выставка свидетельствует о том, как талантлив якутский народ и какие возможности для развития его дальнейших творческих сил еще имеются» [5]. Газета «Советская культура» от 7 декабря 1957 г. тоже констатировала ее значимость. «Выставка якутской книги в Москве, — писала она, — является одним из показателей расцвета культуры Якутской АССР».
Кроме того, была организована выставка изобразительного искусства, на которой были представлены картины художников И. Попова, М. Носова, П. Романова, Е. Крылова, М. Лукина, Л. Габышева, Л. Кима. Как и первую, эту осмотрел посол Франции М. Дежан, работники зарубежных представительств посольств Италии, Бельгии Нидерландов [2] и тоже оставили положительные отзывы.
10 декабря на открытие «Вечеров якутской литературы и искусства» в Колонном зале собралось свыше тысячи человек. По заведенной в то время традиции — в президиуме руководители республики, представители общественных организаций, министерства культуры Российской Федерации, Союза писателей. Торжественное собрание открыла министр культуры Т.М. Зуева словами: «Начинающиеся сегодня вечера литературы и искусства в Москве, проводимые в ознаменование 325-летия вхождения Якутии в состав российского государства, являются праздником не только якутской, но и всей многонациональной культуры» [6].
Со вступительным словом к собравшимся, обратилась секретарь Якутского ОК КПСС А.П. Данилова. Она рассказала об экономических достижениях Якутии, о бурно развивающейся алмазной, угольной, газовой, слюдяной, пищевой промышленностях, о больших сдвигах в рыбной и других отраслях. Подчеркнула значимость, возрастающий уровень якутской культуры.
11 декабря для творческой интеллигенции стал одним из самых ответственных и волнующих. В этот день в помещении Московского музыкального театра им К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данчено состоялась премьера первой якутской оперы «Ньюргун Боотур» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского на либретто Д.К. Сивцева-Суорун-Омоллоона, которую представили артисты Якутского Государственного музыкально-драматического театра им П.А. Ойунского. Замечу, что первоначально она создавалась как музыкальная драма и к данным «Вечерам…» Генрих Литинский совместно с Марком Жировым переписал музыкальный ряд, превратив драму в оперу.
В ней он соединил два типа пения якутского народа: «дьиэ-буо» — гортанного в диапазоне увеличенной кварты и «дэгэрэн-ырыа» — развернутой мелодики. Заслуга Литинского и Жиркова состояла и в том, что они посредством выражения в крайне ограниченной мелодике, какой является пение приемом «дьиэ-буо» смогли передать все многообразие человеческих чувств. Тем самым не только симфонизировали данное олонхо, что само по себе задача не только сложная, но и новаторская, в то же время сохранили корни якутского пения, сделали его доступным для будущих поколений.
Над оформлением спектакля кроме художника Г.М. Туралысова, работали его коллеги А.Н. Осипов, С.Л. Александров, В.К. Антонов. К его показу коллектив готовился весь год. Работали не только над шлифовкой музыкальных партий, художественным оформлением, костюмами, но готовили себя психологически. Потому что покорить избалованного московского зрителя не так то просто.
…Но вот открывался занавес. Затемнен огромный полукруглый зал. За дирижерским пультом нар. арт. ЯАССР Галина Михайловна Кривошапко. Перед зрителям предстал Средний мир — мир вечного сияния дня. В центре легкой берестяной урасы, украшенной ажурным узором, бисером и корольками, сидела дочь Тюэнэ Могола, старейшины племени «айыы» Туйаара-Куо — (народная артистка ЯАССР Анна Егорова. В паре с ней эту же роль исполняла и Анастасия Лыткина. — В.К). Прекрасная девушка встревожена, окружена подругами. Предсказанное ей будущее вызвало у нее боль и страх.
Уже с первых звуков затих весь зрительный зал, обратив свои взоры на сцену. А там богатырь Юрюн Уолан совершает свой первый подвиг — сбивает золотое яйцо. Но внезапно налетает вихрь и под оглушительные раскаты грома, сверкание молний злодей Уот Усутаакы похищает Туйаару-Куо. Зрелище было настолько впечатляющим, что к концу первой картины раздался гром аплодисментов. «Так пришел первый успех», — вспоминала первая в Якутии женщина-дирижер Г.М. Кривошапко. И чем дальше разворачивались события, тем чаще и продолжительнее становились аплодисменты. Особого апогея они достигли, когда перед взором зрителей открылась изумительно красивая и правдоподобная картина огнедышащего моря, над бездонной пучиной которого, стоя на канате, бились не на жизнь, а на смерть два богатыря — Ньюргун Боотур и Уот Усутаакы. Тогда аплодисменты перешли в дружное скандирование.
К концу спектакля и сцена, и зрительный зал слились в единое целое Зрители, стоя, почти 10 мин дружно аплодировали якутским артистам, а те, в свою очередь — зрительному залу.
14 декабря в концертном зале им П.И. Чайковского состоялся торжественный концерт в ознаменование вышеназванной даты. В нем были представлены разные музыкальные и танцевальные жанры: от народного до классического.
Наконец, 17 декабря был дан заключительный концерт. Начинался он с изображения на сцене зимней ночи с северным сиянием. На сцене появлялся охотник, которого исполнял народный певец, зачинатель. якутской сценической танцевальной культуры Сергей Зверев — Кыыл Уола, Под пение песни «Завтра, завтра утром» он разводил костер. «На огонек» на собачьих упряжках прибывали участники художественной самодеятельности Таттинского района, изображая охотников-эвенков. Они доставали мешок с пушниной, ставили на середину и начинали исполнять танец «Сээдьэ».
Затем охотники рассаживались вокруг костра, а С. Зверев пропевал им танцевальные мелодии. Для того чтобы москвичи почувствовали «дыхание Севера», все действо происходило на фоне падающих хлопьев снега. После чего сцена затенялась, а через доли секунд на ней уже была «Весна». Раздавалось звонкое «ку-ку» и девушка в весеннем наряде сообщала зрителям, что у якутов кукушка предвестница весны, с ее пением в край холода приходит красавица-Весна. В подтверждение ее слов на сцене появлялся квартет из четырех девушек в национальных костюмах и начинал исполнять якутскую народную песню «Кукушечка» [3].
В обширной программе, которую якутяне привезли в Москву, были представлены вокальные номера из оперы Г. Григоряна «Ньюргусун и Лоокут» в исполнении женского вокального ансамбля Музыкально-драматического театра. Анастасия Лыткина исполнила «Приветственную» З. Винокурова на слова С. Данилова. В сопровождении оркестра Большого театра засл. артист ЯАССР Надежда Шепелева исполнила «Ариозо кумы» из оперы П. Чайковского «Чародейка», а засл. артистка РСФСР Матрена Слепцова с большим вдохновением прочитала стихотворение С. Данилова «Мой русский язык». Примечательно, что в концертах принимали участие будущая гордость музыкальной и танцевальной культуры Якутии, тогда еще ученица музыкальной школы-десятилетки при Ленинградской государственной консерватории арфистка Лидия Новгородова, исполнившая соло И. Глазунова из балета «Раймонда». Пианист, ученик 9 класса музыкальной школы при Ленинградской консерватории затем известный якутский музыкант Марк Слепцов, исполнил «Юмореску» С. Рахманинова. Учащаяся Ленинградского хореографического училища, затем прославленная балерина Евдокия Степанова, с партнером Бахтаром Рабимовым исполнила «Вальс-каприс» А. Рубинштейна.
Первое отделение заключительного концерта мастеров искусств Якутии закончилось фрагментами из музыкальных и танцевальных произведений под названием «Народный праздник ысыах». Во втором была исполнена театрализованная оратория «Якутская праздничная» Г. Григоряна на либретто Д.К. Сивцева-Суорун -Омоллоона.
Можно приводить еще множество примеров. Но все они будут свидетельствовать об одном. Данные «Вечера…» стали своеобразным символом, показателем творческого роста якутской национальной культуры, определенным этапом ее достижений, вместе с тем точкой нового отсчета накопления духовного богатства нации. И произошло это благодаря «…поддержке нового, вырастающего на здоровой почве народного и классического искусства, которые оставались главными приоритетами руководства Республики» [1]. Действительно, данное событие в столице государства, могло быть расценено не сиюминутным мероприятием, а осознание якутским народом своего настоящего, устремленного в будущее.
Список литературы:
- Борисов С.З. Литература и искусство советской Якутии // Правда, 1957. 10 декабря.
- Из информации. Иностранные дипломаты на выставке изобразительного искусства и народного творчества Якутской АССР. // Известия, 1957. 19 декабря.
- Искусство якутского народа. Заключительный концерт в филиале Большого театра СССР // Правда, 1957. 18 декабря.
- Сибиряков Н. Москва говорит: Добро пожаловать! // Социалистическая Якутия, 1957. 4 декабря.
- Сибиряков Н. В атмосфере горячей дружбы // Социалистическая Якутия, 1957. 10 декабря.
- Сибиряков Н. Открытие Вечеров якутской литературы и искусства // Социалистическая Якутия, 1957. 13 декабря.
дипломов
Оставить комментарий