Статья опубликована в рамках: XXXV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2014 г.)
Наука: Культурология
Секция: Теория и история культуры
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ДИАЛОГА
Селиванова Елена Сергеевна
аспирант Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, РФ, г. Екатеринбург
MODERN ART AND RELIGION: PROSPECTS OF COOPERATION
Elena Selivanova
post graduate student of Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Russia, Yekaterinburg
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена изменению положения религии в современном обществе, формированию новой религиозности, межрелигиозным отношениям, оказывающим влияние на различные сферы общественной и духовной жизни человека. Для примера приводится ситуация с так называемым «современным искусством», часто находящимся в конфронтации с религией. В качестве перспективы построения диалога между искусством и религией рассматривается архитектура, выявляется единый архетип православного храма и мечети.
ABSTRACT
The article is devoted to the change of position of religion in a modern society, formation of the new religion, inter-religious relationships which affect different spheres of public and spiritual life of a person. As an example, there is proposed a situation with so called “modern art” which is often confrontational with religion. Architecture is considered as a prospect for cooperation between art and religion; a unified archetype of Orthodox Church and Mosque is defined
Ключевые слова: религия; современное искусство; культовая архитектура.
Keywords: religion; modern art; religious architecture.
Изменения, происходящие в современном мире — стремительное развитие науки, техники, информационных технологий, процессы глобализации не привели, тем не менее, к уменьшению влияния религии, как предполагали многие исследователи, разрабатывая теорию секуляризации. Конец ХХ века отмечен возвращением религии в политическую и общественную жизнь — в России наиболее заметным стало возрождение православия, а на международной арене — возрастающее влияние ислама.
Однако, наряду с возрождением религии, исследователи отмечают, что вернувшаяся в нашу жизнь религиозность, не является религиозностью в традиционном понимании. Мировоззрение современного человека, сталкиваясь с религиозными идеями и феноменами, трансформирует их, создавая новые культы и учения. Подобное явление П.С. Гуревич назвал «новой религиозностью», определяя его как одно из характерных направлений современной духовной жизни [1, с. 257]. Также осложняют положение религии, в особенности ислама, политические конфликты и террористические акты. То есть, несмотря на происходящее возрождение религиозности, существуют определенные сложности, связанные с религиозным вопросом.
Эти проблемы находят свое отражение в изобразительном искусстве, являющимся своего рода барометром, отражающим изменения в духовной культуре, а также в современной политической и религиозной ситуации. Примером могут служить нашумевшие акции и выставки так называемого «современного искусства» — «Осторожно, религия!» (2003), «Запретное искусство» (2006), «Духовная брань» (2012), «Культурный альянс» (2012), «Icons»(2012), так называемый панк-молебен группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя в Москве (2012) и т. д. Подобная конфликтная ситуация между искусством и религией характерна не только для нашей страны. Работы американских и европейских художников, таких как Андрэс Зеррано, Томас Ленерер, Мартин Киппенберг и др., создаваемые с конца 80-х годов ХХ века, также продолжают вызывать споры. Еще одним примером является история с карикатурами пророка Мухаммеда в одной из датских газет в 2005 году, ставшая поводом для конфликта между мусульманами арабского мира и современной западной культурной богемой.
Россия исторически находится на стыке Востока и Запада, что оказывает влияние практически на все сферы жизни и специфику развития. Стремясь приблизится к Западу, особенно в области политики и экономики, Россия, тем не менее, на протяжении всей своей истории многое заимствует у Востока, что отражается в многообразии и разнородности современной российской культуры. Помимо этого, Россия является многонациональной и многоконфессиональной страной (кроме исторических причин это связано и с современными процессами миграции) и существует проблема мирного сосуществования людей разных культур и религиозных убеждений. Большая часть верующих в России это православные и мусульмане. И если изобразительное «современное искусство» в виде картин, фотографий, инсталляций, акций и перформансов достаточно быстро и часто провокационно реагирует на изменения современной жизни, то архитектура, будучи менее оперативным видом искусства, редко является выражением провокационных идей (по крайней мере, в нашей стране). Однако именно архитектура как нельзя лучше выражает различия и сходства в мироощущении и религиозном чувстве православия и ислама, а также демонстрирует возможность диалога культур.
В Библии присутствует описание храма Соломона, который можно рассматривать не только как один из первых иудейских храмов, но и как некий архетип мусульманской мечети и православного храма. В плане храм Соломона представлял собой три смежных помещения, располагающихся на одной оси — притвор, святилище и святая святых. Храму предшествовал большой двор, разделенный на две части — внешнюю и внутреннюю. Первым помещением с восточной стороны храма был притвор (улам), отделяющий святое от мирского. К притвору вел ряд ступеней. Православный храм также имеет притвор, символизирующий область грешного мира. К притвору ведет паперть — крытая или же без крыши лестница, называемая иногда внешним притвором. Для мечети характерно наличие открытого двора с фонтаном для омовений, который в российских климатических условиях часто трансформируется в крытое помещение.
Следующим за притвором в библейском храме было святилище (хейхал) — самое большое помещение храма, где происходило священнодействие. В православной церкви за притвором следует также самая большая по размеру часть, именуемая «храм-земля». Эта часть храма предназначена для прихожан, здесь же проходит богослужение. В мечети этому помещению соответствует молитвенный зал, где во время молитвы собираются верующие.
В глубине святилища храма Соломона располагалось небольшое по размеру помещение — святая святых (двир). Уровень пола в святая святых был выше, чем в святилище и потому туда вела лестница. Двир был отделен каменной стеной с дверью, завешанной дорогим занавесом. В святая святых имелось возвышение, на котором был установлен Ковчег Завета где хранились Скрижалии Завета. Входить в двир мог только первосвященник. Описание этой части храма Соломона во многом соответствует алтарной части храма православного. В средней части храма перед иконостасом имеется небольшое возвышение — солея. Подниматься на солею во время службы или для чтения проповедей, как и входить в алтарное пространство могут только священнослужители. Иконостас, отделяющий алтарь и среднюю часть храма, имеет дверь, называемую царскими вратами. В самом алтарном пространстве находится престол — возвышение кубической формы для совершения на нём Евхаристии. В мечети помещений, следующих за молитвенным залом, нет. Однако кибла — стена, указывающая направление на Мекку, имеет неглубокую нишу — михраб. Она предназначена для молитвы имама. В качестве аналога солеи христианского храма можно рассматривать специальную кафедру для чтения проповедей — минбар, установленную возле михраба.
Таким образом, можно сделать вывод, что архетипом православного храма и мусульманской мечети можно назвать описанный в Библии храм Соломона. Однако существует ряд отличий, обусловленных канонами конкретной религии подробно рассмотренных в работе И.А. Ибрагимова [2]. В первую очередь это пространственное расположение. Христианский храм всегда сориентирован по сторонам света и располагается алтарем на восток (ориентация на восход солнца и предполагаемое местонахождение Эдема), а в исламе у мечети нет ориентаций по сторонам света, но одна из стен — кибла всегда указывает направление на Мекку.
Во-вторых, визуальная динамика архитектуры. Важное значение для христианского храма имеет вертикальная устремленность архитектурных форм, что связано с идеей вознесения к Богу. Устремленность ввысь достигается за счет преобладания вертикальных линий над горизонтальными, путем сокращения объемов к верху, вытянутых вверх окон, деталей фасада, островерхих завершений закомар. Также можно отметить вытянутость вверх главы храма, что достигается не только за счет определенной луковичной формы купола, но и за счет высокого барабана поддерживающего главу. Для архитектуры мечети более характерна горизонтальная развернутость, поскольку мусульманин, совершая молитву, устанавливает горизонтальную сакральную связь с Каабой. Горизонтальную устремленность в архитектуре мечети можно наблюдать в ступенчатости композиции в сторону Мекки — открытый двор и далее купол над молитвенным залом. Купола и порталы, которые используются как в христианской, так и в исламской архитектуре, в мечети отличаются наличием тупых углов, они как бы прижаты к земле. Это характерно и для куполов мечети, не вытянутых, как в церквях, а сплющенных, приближенных к основному объему здания.
То есть, наблюдаем как единый архетип мечети и православного храма, так и различия в организации пространственно-художественного решения церкви и мечети, обусловленные религиозными представлениями.
Пространство религиозного помещения, к какой бы конфессии оно не относилось, может служить не только культовым целям. Некоторые общественные деятели пытаются организовать встречу не только сфер религии и искусства в широком смысле (значительное взаимоналожение которых в определенном смысле и так имеет место, как мы видим на примере храмовой архитектуры), но и религии и «современного искусства».
Можно отметить практику проведения художественных выставок в пространстве действующих религиозных объектов. Подобные примеры нашли достаточно широкое применение за рубежом: в городе Билефельд в Систеркирхе проходят выставки авангардных художников, на биеннале в Венеции в течение последних лет можно наблюдать тенденцию, когда художникам предоставляются действующие религиозные помещения, которые они оформляют в соответствии со своими художественными представлениями и идеями. В нашей стране подобные примеры немногочисленны — выставка, прошедшая в храмовом пространстве, «Двоесловие/диалог» (2010). Существуют и другие проекты, направленные на построение диалога между религией и «современным искусством» — «Хлеб Неба» (2010), «Обратная перспектива» (2012), «Искусство и религия в пространстве современной культуры» (2013) и др. Насколько такой путь является конструктивным — покажет время. Ведь современное искусство в широком смысле и так, как мы видим, в значительной степени укоренено в сфере религии.
Список литературы:
- Гуревич П.С. Культурология. М.: Проект, 2003. — 336 с.
- Ибрагимов И.А. Пространственно-ценностная ориентация и визуальная динамика храмового зодчества в христианстве и исламе. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.dissercat.com/content/prostranstvenno-tsennostnaya-orientatsiya-i-vizualnaya-dinamika-khramovogo-zodchestva (дата обращения 07.04.2014).
дипломов
Оставить комментарий