Статья опубликована в рамках: LI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 06 октября 2021 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыкальное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
АНАЛИЗ ЛИЧНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И. БРАМСА
ANALYSIS OF THE PERSONAL AND CREATIVE LIFE OF I. BRAMS
Olga Tsvetkova
Associate Professor of the Department of Orchestral String, Wind and Percussion Instruments, Chelyabinsk State Institute of Culture,
Russia, Chelyabinsk
АННОТАЦИЯ
Цель исследования – раскрыть жанровые особенности и предпочтения Иоганна Брамса, а также личностные качества композитора. В статье рассмотрены произведения музыканта в которых ясно прослеживается влияние традиций и жанров различных эпох, таких как романтизм, классицизм, барокко. На творчество немецкого композитора было оказано воздействие именитых музыкантов - Шумана, Баха, Моцарта, Гайдна и т.д. Была проанализирована и личная жизнь Брамса, которая формировала его взгляды на творческую реализацию. В этом формирование сыграло роль общение с Кларой Шуман и Агатой Зибольд. Таким образом можно утверждать, что творчество Иоганна Брамса, благодаря многочисленным влияниям, обширно и разнообразно. Оно имеет свой стиль и неповторимую индивидуальность.
ABSTRACT
The aim of the study is to reveal the genre features and preferences of Johannes Brahms, as well as the personal qualities of the composer. The article considers the musician's works in which the influence of traditions and genres of different epochs, such as romanticism, classicism, baroque, can be clearly traced. The work of the German composer was influenced by notable musicians - Schumann, Bach, Mozart, Haydn, etc. Brahms' personal life, which shaped his views on creative realization, was also analyzed. Communication with Clara Schumann and Agatha Siebold played a role in this formation. Thus it can be said that Johannes Brahms' work, thanks to his many influences, is vast and varied. It has its own style and a unique individuality.
Ключевые слова: традиции; стиль; жанр; романтизм; барокко; классицизм; народность.
Keywords: traditions; style; genre; romanticism; baroque; classicism; popularism.
Актуальность выбранной темы продиктована тем, что биография и творчество И. Брамса зафиксирована во многих литературных источников и методических работ. Такое большое количество материала помогает не только всецело погрузиться в жизнь и эпоху немецкого композитора, но выделить и собрать в единый текст самые интересные и познавательные факты из его творческой жизни.
Иоганнес Брамс (1833 – 1897 г.) – немецкий композитор и пианист. Яркий представитель эпохи романтизма. Но в историю вошёл как воссоздатель старинных музыкальных традиций различных эпох. В то время, как Ф. Лист и Р. Вагнер занимаются развитием новых жанров программной и театральной музыки, И. Брамс обращается к классическим музыкальным формам, обогащая их блестящим мастерством и мироощущением современности. Отбирая самое жизнеспособное и устойчивое, Брамс никому не подражает, а создаёт свой стиль – органичный и перспективный. По мнению Е.М. Царевой, в своей музыке композитор создал правдивую и сложную картину человеческого духа – бурного во внезапных порывах, стойкого и мужественного во внутреннем преодолении препятствий, веселого и жизнерадостного, мудрого и строгого [5, c. 314].
Родился будущий композитор в музыкальной семье, в немецком городе Гамбург. Его отец, который работал органистом в протестантской церкви, дал мальчику первые навыки игры на духовых и струнных инструментах. Но юного музыканта больше всего тянуло к фортепиано. Несмотря на то, что отец мечтал сделать сына своим приемником, Брамс стремился сделать карьеру классического музыканта. Уже в десятилетнем возрасте, Брамс успешно выступил фортепианным солистом на одном из публичных концертов. И именно на этом концерте талантливого мальчика заметил один из самых выдающихся музыкантов города Гамбурга, пианист и композитор Эдуард Маркссен. Он с удовольствием стал заниматься с юным Брамсом и уже к восемнадцати годам И. Брамс в совершенстве владел музыкальной формой и фортепианным репертуаром того времени.
Осенью в 1853 года двадцатилетний И. Брамс решается посетить человека, которого ставил превыше всех в мире музыкального искусства – Роберта Шумана. Он показал ему свои первые сочинения и эта встреча надолго оставила свой след в жизни и творчестве Брамса. Располагающий характер и внешность юного музыканта произвели на Шумана неизгладимое впечатление. После этой встречи, Роберт Шуман, который был известен не только как музыкант, но и как критик, нарушил своё долголетнее молчание. В одном из самых авторитетных музыкальных журналов Шуман опубликовал свою статью под названием «Новые пути», где он написал о Брамсе следующие строки: «Должен был явится некто, призванный в идеальной форме, дать высшее выражение времени…И он явился…В мире, возможно, ждут его раны, но также и лавры, и пальмовая ветвь. Мы говорим ему: добро пожаловать, - видя в нём могучего борца.»
После этих слов, помимо радости и счастья, И. Брамс начинает чувствовать и некую ответственность перед своими будущими слушателями. После приезда в Гамбург Брамс отдаёт в издательство гораздо меньшее количество своих сочинений, чем он показывал Шуману. Это скерцо для фортепиано, три сонаты и 18 песен. Всё остальное было уничтожено самим композитором.
Присматриваясь к сонатам И. Брамса, можно найти несколько отличий от сонат композиторов-современников. Во-первых – все три сонаты были не программными. Хотя эпоха романтизма была расцветом программной музыки. Во-вторых – в сонатах Брамса совершено чётко прослеживается связь с традициями сонат Бетховена. Это героическое начало первой сонаты, применение фактурных Бетховенских приёмов в изложение и развитие тем сонатной формы. Первое предложение периода часто выдержано в гомофонном складе, второе – в полифоническом.
Вторая соната И. Брамса была посвящена Кларе Шуман-Вик, жене Роберта Шумана. Это была уникальная женщина своего времени. Блестящую исполнительскую и педагогическую деятельность она сумела совместить с заботой и воспитанием восьмерых детей. Она стала первой исполнительницей сочинений И. Брамса. Впоследствии, начинающий композитор ввёл многолетнюю переписку с Кларой, в которой немецкая пианистка давала строгую, но справедливую оценку его сочинениям. Брамс высоко ценил мнение Клары, но при этом не всегда прислушивался к её замечаниям. Подобная переписка продолжалась очень много лет, пока Клара не обнаружила в письмах Брамса намёки на любовные чувства к ней. Как верная и любящая жена Клара Шуман не могла себе позволить это безрассудство. В один из моментов она попросила забрать Брамса его письма. Композитор долго сопротивлялся, но через какое-то время всё же выполнил просьбу Клары.
Однажды, сидя в кафе, Брамс и Шуман обсуждали очень серьёзные вопросы: какими качествами должен обладать современный великий композитор? Должен ли он иметь многодетную семью, как Шуман или же будет лучше оставаться холостяком, чтобы всё свободное время и физические силы посвящать своему таланту? Пожертвовать семьёй для того, чтобы писать гениальную музыку. И Брамс выбрал судьбу свободного, но талантливого и гениального холостяка. К концу жизни композитор полуиронически повторял: «К сожалению, я не был женат…слава богу, всё ещё не женат» [3, c. 11].
Вообще связь между творчеством и личность И. Брамса – излюбленный сюжет психоаналитических истолкований. Уже в 80-е годы начинается новый этап в психоаналитической интерпретации музыки, где объединяются проблемы и особенности личной жизни композитора в его художественных творений. В первую очередь доминирует интерес к личностным мотивам и побуждениям Брамса. Музыкальные аналитики пытались найти конфликт его интимной сферы: столкновение двух типов любви и двойственный опыт личной жизни, борьба между «идеальной» (отношения с Кларой Шуман) и «грубой» любовью (отношения с Агатой Зибольд, которая чуть не довела его до алтаря). В творчестве, таким образом, Брамс осуществляет то, что было подавлено обстоятельствами и внутренними конфликтами в реальной жизни. Все эти внутренние противоречия были отражены в его музыке.
В И. Брамсе глубоко укоренилось влечение к прошлому. Традиции для Брамса, есть нечто живое и органичное. Он понимал, что при нынешних обстоятельствах в сфере искусства, прошлое должно было найти яркое отражение в его творчестве. Произведения Гайдна, Моцарта и Бетховена служили образцами для великого композитора. Эта живая связь с традицией помогла Брамсу преодолеть разрозненность музыкального времени, которая была присуще программной музыке. Позднее, уже будучи известным композитором и исполнителем, Иоганнес Брамс скажет: «Я смог взглянуть дальше, только потому что стоял на плечах гигантов». Взглянуть дальше, для Брамса обозначало передать в музыке непрерывность эмоционально-психологического процесса. Затаённая сосредоточенность и отсутствие цезур в фортепианных сонатах Брамса может постепенно привести к эмоциональной кульминации.
Что касается вокальных сочинений Брамса, в них особо сильно ощущается охват традиций опыта мастеров от эпохи Возрождения до современной бытовой музыки. Наиболее популярными в творчестве немецкого композитора были лирические, народные и бытовые песни. Работу над народной песней Брамс ввёл практически всю жизнь. Так как композитор был ещё и руководителем любительских певческих объединений, то он очень тесно соприкасался с народным демократическим музыкальным бытом. Также одной из причин интереса к народной песни послужил ещё то факт, что с конца тридцатых годов девятнадцатого столетия начинает развиваться научная музыкальная фольклористика. Появляются тетради народных песен, собранные норвежским композитором и фольклористом Людвигом Матиасом Линдеманом, а за ним и ряд других. Это с подвигло Брамса к более углублённому знакомству с народной песней. Брамс стремился отразить дух и мироощущение народа. И именно это острое и верное чувство художественной правды позволяло композитору свободно обрабатывать, а также сочинять свои собственные мелодии на народные тексты. Просматривая большое количество фольклорных собраний, он отбирал то, что представлялось ему художественно совершенным, что могло способствовать воспитанию эстетических вкусов любителей музыки.
Постоянный интерес к народному творчеству обусловил наиболее привлекательные черты вокальной музыки Брамса: законченность мелодической линии, чёткая и ясная форма, пластичность и обобщённость мелодии. Обработками немецких народных песен Брамс занимался в течение всей жизни.
Среди вокального наследия композитора, известностью также пользуются и его лирические песни. Несмотря на ощутимую связь с творчеством великих мастеров Р. Шумана и Ф. Шуберта, лирика Брамса индивидуальна, ей присущ объективный тон и уравновешенность эмоций. В песнях Брамса нет остроты восприятия человеческого горя и простодушной непосредственности, которая характерна для вокального творчества Шуберта. Его вокальное творчество посвящено глубоким раздумьям и спокойному созерцанию природы. Всё вышеперечисленное можно услышать в «жемчужинах» вокальной лирики Брамса – «Смерть – это светлая ночь», «В зелёных липах дом стоит», «Клятва любимой» и т.д. В. Васина-Гроссман, освещая вокальную лирику композитора, отмечает, что романтические выразительные приемы становятся у Брамса более уравновешенными, чему способствует своеобразный сплав в его творчестве романтических и немецких классических традиций [1, c.241].
Особенно велики достижения Брамса в области симфонической музыки. Несмотря на активное развитие программной симфонии, Брамс смог возродить и доказать своим творчеством жизнеспособность симфонии классического типа. Брамс трактовал циклическую композицию симфонии, как инструментальную драму, имеющая по классическому образцу четыре части. Вслед за Л. Бетховеным и Ф. Шубертом Брамс объединил все четыре части одной, каждый раз индивидуально решённой поэтической идеей. Средние части симфоний – служат лирическим отступлением в стихии драматических столкновений, содержание крайних частей – обычно отмечено напряжённой конфликтностью. Продолжая традиции Бетховена, И. Брамс, для достижения драматического напряжения, нередко использует широкий фактурный диапазон, с применением канонической техники. Так, например, в разработке первой части Четвёртой симфонии для усиления напряжённого звучания композитор использует трёхголосный канон.
Таким образом, в творчестве Брамса встретились две традиции: контрапункт, идущий от Баха, и архитектоника, развитая композиторами венского классицизма (Бетховена, Гайдна). Творчество Баха, Бетховена и Гайдна, Шумана и Брамса объединяет выражение того коренного свойства нации, которое Томас Манн называет «самоуглубленностью» [4, c. 286]. И. Брамс соединяет и совершенствует своей композиторской техникой элементы немецкой классической школы и романтический колорит. Композитор показал, что классическое и романтическое могут взаимодействовать и в условиях драматических противоречий, как бы подытоживая их [2, c. 250]. Можно сказать, что его творчество завершает классический период в немецкой музыке.
Список литературы:
- Васина-Гроссман, В. «Строгая лирика» Брамса / В. Васина-Гроссман. — М. : Музыка, 1966. — 234-273 с.
- Гейрингер, К. Иоганнес Брамс / под ред. Г. Балтер. — М., 1965. — 250 с.
- Друскин, Ю. Иоганнес Брамс : монографический очерк / Ю. Друскин. — 4-е изд. — Л. : Музыка, 1988. — 96 с. — ISBN 5-7140-0011-0.
- Манн, Т. Собр. соч. : в 10 т. / Т. Манн. — М., 1961. — Т. 10. — 286 с.
- Царева, Е. Иоганнес Брамс: монография / Е. Царева. — М. : Музыка, 1986. — 314 с.
дипломов
Оставить комментарий