Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 12 января 2022 г.)
Наука: Культурология
Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
КИНЦУГИ - ИСКУССТВО РЕСТАВРАЦИИ ИЛИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
KINTSUGI: RESTORATION OR DECORATIVE AND APPLIED ART
Kristina Pyak
Student, Department of Materials Science and Technology of Art products, Saint-Petersburg Mining University
Russia, St. Petersburg
Natalia Kilchitskaya
member of the Union of Artists of the Russian Federation, docent of the Department of Materials Science and Technology of Art Products, Saint Petersburg Mining University,
Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена искусству кинцуги – японской технологии восстановления керамических изделий с помощью природного лака уруси, смешанного с золотым или серебряным порошком.
Целью данной статьи является попытка определить, относиться ли искусство кинцуги к реставрационным операциям или же это художественный приём в декорировании керамики.
На основе сравнительного анализа современных принципов реставрационного воздействия на объект и техники восстановления керамики кинцуги сделаны соответствующие выводы, изложенные в этой статье.
ABSTRACT
The article is devoted to the art of kintsugi, a Japanese technology for restoring ceramic products using natural urushi varnish mixed with gold or silver powder.
The purpose of this article is an attempt to determine whether the art of kintsugi refers to restoration operations or whether it is an artistic technique in the decoration of ceramics.
On the basis of a comparative analysis of the modern principles of restoration impact on the object and the techniques of restoration of kintsuga ceramics, the relevant conclusions set out in this article are made.
Ключевые слова: кинцуги, реставрация, японская керамика.
Keywords: kintsugi, restoration, japanese ceramics.
История и философия. Восстановление керамики с помощью лака и драгоценных металлов, практикуемое в Японии с давних времен, является по-своему уникальным и интереснейшим явлением в искусстве. В японской культуре высоко развито чувство внимательного бережного отношения к окружающему миру и это давало возможность создавать особенные технологии в работе с материалом, которые, впоследствии, оказали не малое влияние и на европейское декоративно-прикладное искусство. Слово «кинцуги» имеет японское происхождение («кин» – золото и «цуги» – соединение) и буквально означает «золотые швы» [4, с. 3]. Искусство кинцуги называется кинцукурой, что переводится как «починка с помощью золота». Восстановление производится за счет скрепления осколков или восполнения утрат особым лаком уруси, драгоценный металл выступает в качестве декора, тем самым подчеркивая «шов».
Установить происхождение кинцуги довольно сложно, так как информация о возникновении техники не задокументирована или же была утеряна. Наиболее распространенной и правдоподобной легендой является история о сёгуне Асикага Ёсимаса, правителя Японии 15-го века. Во время правления сёгуна развивалась культура Хигасияма, которая характеризуется появлением чайной церемонии и доминированием философией ваби-саби, что оказало огромное влияние на мировоззрение кинцуги. Являясь поклонником чайной церемонии и имея большую коллекцию керамики, Асикага Ёсимаса имел дорогую для него китайскую чашу, но однажды она была разбита. Было принято решение отвезти её на реставрацию обратно в Китай. Оттуда она приехала соединенная скобами, что, согласное легенде, вовсе не понравилось правителю. Поэтому был издан приказ о восстановлении чаши другим способом, более изящным. Так придворные склеили осколки лаком и задекорировали золотом. [2, с. 113]
Фундаментом философии кинцуги служит мировоззрение ваби-саби. «Ваби» - скромность, простота, одиночество, «Саби» - неподдельность, архаичность. Ваби-саби обращается к непостоянной и несовершенной красоте, будь то красота природы или обычных предметов быта. Ваби-саби связано с буддизмом и пониманием природы вещей, что они непостоянны, а отметины времени делают вещи прекрасней. Философия ваби-саби применима как к жизни, так и к окружающим нас предметам. Поэтому ваби-саби зарекомендовал себя не только в керамике, но и стиле интерьера, одежды, а также современном искусстве. [3, с. 12]
Философия кинцуги состоит в принятии несовершенства предмета. Даже если посуда была разбита, не нужно пытаться прятать её изъян. Нужно сделать так, чтобы предмет после приобретения второй жизни, второго дыхания стал ещё лучше. И после реставрации керамика получает совершенно новые свойства: еще большую прочность, чем до починки, большую красоту, эстетичность и ценность, так как цена возрастает из-за использования золота (или же серебра, меди) и кропотливой, долгой работы, которая, к слову, занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Говорят, что самое искусное и аккуратное кинцуги может занять и целый год.
Рисунок 1. Кашпо с зеленой глазурью с изображением цветов, Япония (?), XIX в. Выс. 11 см. Фаянс, глазурь, серебро (?). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Инв. № Мз-З-1133
Рисунок 2. Ваза с узким горлом и расширяющимся туловом, Корея, Япония. XVI-XVII вв. Выс. 28 см. Фаянс, глазурь. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Инв. № ЯК-1935
Кинцуги - реставрация? Во многих источниках о кинцуги пишут, как о реставрации керамики. Чтобы ответить на вопрос «кинцуги – это реставрационное или всё-таки декоративно прикладное искусство?», необходимо дать определение реставрации и выявить отличия науки реставрации от техники кинцуги.
Реставрация – комплекс мероприятий направленное на предотвращение разрушений и деградации предмета искусства, создание оптимальных условий для их продолжительного сохранения. Стоит подчеркнуть, что реставрация в основном нацелена на поддержание первоначального состояния объекта и сохранения его внешнего вида, чтобы минимизировать вмешательство в предмет искусства и не изменять его физическую сущность. Реставрация также и направлена на восполнение утрат, но в исключительных случаях, когда это необходимо [1, с. 54]. В то же время техника кинцуги восстанавливает уже разрушенное изделие. Реставрация как наука ориентируется на сохранение памятников искусства и музейных экспонатов, когда как техника кинцуги применяется во многом для бытовых предметов. Из определения исходит первый этический принцип музейной реставрации:
1. Принцип наименьшего вмешательства – введение как можно меньшего количества материала, как уже говорилось раннее, это может исказить внешний вид и сущность предмета, поэтому как можно меньше вводить те материалы, которых не было в объекте реставрации изначально. [1, с. 87].
И как уже говорилось раннее, чтобы вмешательство было меньше, нужно поддерживать изначальный вид, с помощью создания определенных условий и плановых реставраций; кинцуги не направлена на консервацию предметов искусства, а предполагает восстановление уже полностью или частично разрушенного. Также стоит упомянуть, что кинцуги позволяет восполнять утраченные части черепка с помощью осколков от другой керамики, такая техника называется ёбинцуги. Существует способ декорирования в кинцуги, когда утраченную часть черепка восполняют с помощью глины или наращивают слоями лака уруси, затем наносят различные узоры тем же самым лаком или порошком драгоценного металла, тем самым украшая изделие и дополняя композицию. Такой подход в реставрации не допустим вовсе, так как это полностью меняет суть предмета, его изначальную задумку и нарушается логичность композиции.
2. Обратимость реставрационного материала – то есть возможность извлечения материала из предмета без нарушения и разрушения структуры объекта. Это необходимо для того, чтобы проводить повторные реставрации, если, например, была допущена ошибка или же появились более современные материалы и технологии, которые могли бы лучше сохранить предмет. [1, с. 87].
Кинцуги это долгая и кропотливая техника, которая предполагает длительное засыхание множества клеящих слоёв лака в течение недель до нескольких месяцев. Это обеспечивает долговечность восстанавливаемого предмета, тем самым извлечь или растворить засохшие слои лака практически невозможно. Тем самым технология кинцуги гарантирует долгую жизнь предмета, укрепляя его.
3. Принцип отличимости дополнений – восполненные утраты должны быть отличимы от оригинального предмета, чтобы зритель понимал, где первоначальная композиция, а где доделки реставраторов. Необходимо, чтобы утраты можно было отличить, но в то же время они не должны бросаться в глаза. [1, с. 87].
Философия кинцуги говорит о том, что история предмета, его старение и отметины времени – это часть его цикла жизни. Главный фундамент философии – принятие этих несовершенств, вдыхание в предмет второй жизни, тем самым создавая нечто новое и красивое. Кинцуги сосредотачивает взгляд на выделении швов, чтобы они были более заметными. Это добивается с помощью декорирования золотом, серебром, узорами. Декор не всегда является необходимостью, поэтому мастера кинцуги используют цветной лак уруси, чтобы добиться наибольшего контраста шва и предмета, тем самым выделяя стыки. Чаще всего мастера применяют черный, красный, зеленый лак, наряду с этим в продаже существую лаки любого цвета.
Раннее говорилось о ёбинцуги, кроме восполнения утраченных черепков, кинцуги допускает составление композиций другими, неоригинальными осколками. Такой способ активно применяется в современном искусстве, но согласно этическим принципам реставрации ёбинцуги неприемлемо.
Рисунок 3. Тяван, современное кинцуги с декором. Выполнено Константином Корниловым. 2020 год
4. Сохранение стиля – что является самым важным в реставрации, как отмечалось раннее. Изначальный вид предмета, задуманный автором, должен быть сохранен. Такой термин как «антикварная реставрация», применяется с 19 века, когда реставраторы радикально меняли стиль предмета, его суть, дабы сделать предмет более привлекательным для потенциальных покупателей. Кинцуги, конечно же, позволяет менять стиль предмета, дополнять его в связи с задумкой автора, и как уже говорилось раннее, кинцуги активно используется в современном искусстве, где границы фантазии практически отсутствуют.
Рисунок 4. Тарелка в технике ёбинцуги. Современная интерпретация Томоми Камосита
Вывод. После определения термина реставрация и сравнения с принципами кинцуги, очевидно, что кинцуги не является реставрацией. Поэтому термин «реставрация» не применим к кинцуги как к технологии. Реставрация – сложная, многогранная наука, требующая высокой квалификации, многолетнего опыта, образования, а также знания естественных, гуманитарных наук. Реставраторами становятся после прохождения обучения в высших учебных заведениях, многочисленных аттестаций и обучения ремеслу. Также стоит упомянуть, что замена кадров в музеях происходит очень редко, поэтому попасть на работу в мастерскую музея довольно трудно. Тем самым, реставрация – наука, предполагает наличие особых знаний и навыков для становления специалистом в этой области. Реставрация является развивающейся наукой. С приходом новых технологий подходы к сохранению предметов искусства меняются и улучшаются, возникают новые способы реставрации.
Кинцуги не требует особых квалификаций и высшего образования. Качество и аккуратность работы зависит только от опыта мастера, его общего эстетического развития и знаний о ремесле. Это не отменяет того, что технике кинцуги следует учиться не один год, а также набираться компетенций в вопросе технологии. Кинцуги – это традиционная технология, которая не менялась уже несколько веков. Но при этом, люди открывают для себя новые смыслы и способы применения уже знакомых техник.
При всех отличиях, реставрация и кинцуги имеют общие черты – это почтительное отношениям к предметам, имеющих ценность для человечества или же для одного человека, стремление сохранить наследие, воспоминания о предмете. Кинцуги оставляет глубокое впечатление и открывает новые направления в исследовании.
Список литературы:
- Варламова Т.Н. Сохранение и использование культурного наследия (Охранные технологии в социально-культурной сфере): учеб. пособие для вузов. – М. 2013. 120 с.
- Егорова А.А. Реставрация кинцуги: история художественной практики и проблемы атрибуции // TERRA ARTIS. ИСКУССТВО И ДИЗАЙН: междунар. науч. пед. интернет-журн. 2021. С. 110-123. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46715626 (дата обращения: 29.12.2021)
- Кемтон Бет. Wabi Sabi. Японские секреты истинного счастья в неидеальном мире // Изд.: Бомбора, 2019 г. 304 с.
- Селин Сантини. Кинцуги-терапия. Преврати недостатки в золото — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://magbook.net/read/53045 (дата обращения: 28.12.2021)
дипломов
Оставить комментарий