Статья опубликована в рамках: LX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 11 июля 2022 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСМЫСЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА-КОНЦЕПТА «УРОЖАЙ» С ПОЗИЦИИ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
Образ-концепт «урожай» содержит в себе мировоззренческую и эстетическую доминанту, так как не только художественно отображает сельскохозяйственную продукцию (урожай в узком смысле этого слова), но и характеризует отношение человека к процессу возделывания земли и сбору урожая как к важнейшим жизненным ценностям.
Дефиниция «художественный образ-концепт» была введена в научный обиход философом Р. Мусат. Актуальность данного термина для нашего исследования связана с тем, что образы урожая в искусстве приобретают не только художественную окраску, но и становятся объектом, отражающим специфику народного мировоззрения. Согласно определению Р. Мусат, художественный образ-концепт – это «художественное выражение мировоззренческого концепта, а, точнее, и мировоззренческого, и художественного концептуального. Он усиливает значимость художественного образа и наделен качеством универсальной, всеобъемлющей природы в связи с тем, что заключает в себе основополагающую художественно-эстетическую и мировоззренческую доминанту» [1, с. 117]. Концентрированно понятие художественного образа-концепта урожая может включать в себя:
1) образ самого человека, его целеполагающих интересов, выражаемых в процессах жизнедеятельности (образы жнеи, помещика);
2) образ специфики конкретной среды (крестьянский быт, взаимоотношения между крепостными крестьянами и помещиками, взаимоотношения работников колхоза и представителей советской власти);
3) изображение обыденного опыта человека, обусловленного средой (разговор с явлениями природы, физическая работа в поле, общественное празднование окончания сбора урожая).
Исследование происхождения и отображения образов урожая в искусстве требует обращения к древнейшим формам народных праздников, посвященных окончанию сбора урожая и известных у разных народов во всех частях мира. Универсальность и обязательность подобных празднеств в древних традициях объясняется самим укладом жизни человека, судьба которого долгие века напрямую зависела от выращенного и собранного урожая. Таким образом, мировоззренческий аспект образа-концепта «урожай» в разные эпохи раскрывается через мифологическое представление о сельскохозяйственной продукции как о даре природы и отражается как в народном искусстве Китая и Беларуси через гуманистическое десакрализованное видение урожая как результата собственного человеческого труда, так и особенно в профессиональном китайском и белорусском искусстве советской эпохи.
Художественный образ-концепт «урожай» в народном искусстве Китая и Беларуси раскрывается через мифологические представления об одушевленных обитателях природы (божествах и духах), с которыми человек вступает в коммуникацию и которые обеспечивают плодородие и урожайность почвы. С течением времени в искусстве Китая и Беларуси образ-концепт «урожай» начинает характеризоваться в первую очередь как результат трудовой деятельности человека, то есть приобретает светский характер, а в профессиональном искусстве советской эпохи становится одним из ключевых образов-концептов коммунистической идеологии, предполагающей обязательность труда для всех с целью самореализации каждого человека.
Наиболее распространенными сюжетами, раскрывающими художественный образ-концепт «урожай» в китайском и белорусском искусстве являются 1) мифологические сюжеты, связанные с процессом возделывания почвы (типично для образцов древнего песенного фольклора китайцев и белорусов); 2) сцены физического труда в поле (встречается в древнем песенном фольклоре и приобретает особую популярность в визуальном искусстве ХХ в. в связи с коммунистической идеологией в Китае и Беларуси); 3) сюжеты торжественного празднования завершения сбора урожая (максимально полно претворяется в искусстве традиционного праздника урожая – Праздника середины осени в Китае и Дожинок в Беларуси, встречаются в музыкальных образцах и в живописи).
Образы урожая, представленные в китайском и белорусском искусстве, значительно разнятся как по внешним признакам, так и по семантическому наполнению, в связи с чем нуждаются в систематизации. Для создания типологии художественных образов урожая в китайском и белорусском искусстве обращаемся к трудам литературоведов М. Эпштейна [2] и Р. Мусат [1], разрабатывавших теорию художественных образов в литературе.
Опираясь на методологию М. Эпштейна, мы выделяем следующие типы художественных образов урожая: 1) индивидуальные 2) характерные 3) типичные 4) образы-мотивы 5) образы-топосы 6) образы-архетипы [2].
Обобщая накопленные материалы, касающиеся претворения образов урожая в разных видах искусства Китая и Беларуси, можно обозначить типы образов с их подробными характеристиками в следующей таблице.
Таблица 1.
Претворения образов урожая в разных видах искусства Китая и Беларуси
Тип образа |
Название |
Страна |
Виды и жанры искусства |
Семантика |
Образ- архетип |
Луна |
Китай |
Старинная и современная живопись, оформление современных телевизионных программ праздника урожая, народные песни северных корейцев |
Подательница и покровительница урожая
|
Солнце |
Беларусь |
Народный текстиль (узор), жатвенные песни, соломоплетение («солнечные кони») |
Податель и покровитель урожая
|
|
Земля |
Беларусь |
Народный текстиль (узор) |
Подательница урожая |
|
Образ- топос
|
Богиня Луны Чанъэ |
Китай |
Народное декоративно-прикладное искусство, живопись |
Покровительница урожая и семейного благополучия |
Лунный заяц |
Китай |
Народное декоративно-прикладное искусство, живопись |
Спутник богини Чанъэ и покровитель урожая |
|
Дракон |
Китай |
Народное декоративно-прикладное искусство (вырезка из бумаги), живопись |
Бог ветра и дождя, помогающий выращивать урожай |
|
Феникс |
Китай |
Народное декоративно-прикладное искусство (вырезка из бумаги), живопись |
Божество-покровитель земледельцев |
|
Божество Шэньнунь
|
Китай |
Народный танец «Ходьба за сохой» |
Покровитель земледелия и медицины |
|
Женская грудь
|
Китай |
Народное декоративно-прикладное искусство (лепка из теста) |
Символ плодородия земли |
|
Бог Солнца Ярило |
Беларусь |
Народный текстиль (узор) |
Покровитель урожая |
|
Мифологические существа Житень, Житняя Баба, Полевик, Льнянка |
Беларусь |
Народный текстиль (узоры), народное декоративно-прикладное искусство (куклы-обереги), народные песни |
Мелкие божества-покровители урожая |
|
Образ- мотив |
Жнея |
Китай, Беларусь
|
Народные песни, профессиональная музыка, декоративно-прикладное искусство, живопись |
Человек, добывающий урожай своим трудом
|
Злаковые культуры, плоды овощей и фруктов
|
Китай, Беларусь
|
Народные песни и танцы, декоративно-прикладное искусство, живопись |
Урожайная продукция, необходимая для жизни человека |
|
Сноп ржи |
Беларусь |
Декоративно-прикладное искусство, народная и профессиональная музыка, народный танец «Сноп» |
Символ богатого урожая злаковых культур
|
|
Колосящееся поле |
Китай, Беларусь |
Живопись |
Символ богатого урожая |
|
Типич ные образы |
Невестка и свекровь, ссорящиеся во время сбора урожая |
Беларусь |
Народные жатвенные песни |
Семейные взаимоотношения работников поля |
Братья и сестры, собирающие вместе урожай |
Китай |
Народные песни
|
Семейные взаимоотношения работников поля |
|
Характерные образы
Характерные образы |
«Чайная женщина» |
Китай |
Народные песни
|
Человек, собирающий урожая чая |
Сборщица лотоса
|
Китай |
Народные песни
|
Человек, собирающий урожая лотоса |
|
Кормящая женщина |
Беларусь |
Живопись (например, «Жатва» М. Севрука) |
Женщина как символ плодородия земли |
|
Бригадир колхоза |
Беларусь |
Народные песни ХХ в. |
Руководитель общества тружеников поля |
Список литературы:
- Мусат, Р. Художественная картина мира: принцип двухосновной природы / Р. Мусат // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 9. – Ч. 1. – С. 115–118.
- Эпштейн, М. Н. Образ художественный / М. Н. Эпштейн // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 252–257.
дипломов
Оставить комментарий