Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXV-LXXVI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 ноября 2023 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Парамонова Е.Н. ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА АСМОЛОВА: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, МУЗЫКАНТ, ЧЕЛОВЕК (ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КОЛЛЕГ И УЧЕНИКОВ) // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXXV-LXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 10-11(63). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 5-12.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА АСМОЛОВА: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, МУЗЫКАНТ, ЧЕЛОВЕК (ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КОЛЛЕГ И УЧЕНИКОВ)

Парамонова Елена Николаевна

преподаватель, ГПОУ «Саратовский областной колледж искусств»,

РФ, г. Саратов

В основу работы легли воспоминания разных лет друзей, коллег, учеников Ирины Александровны Асмоловой – доцента кафедры фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова.

Когда неожиданно уходит из жизни человек, с которым ты хорошо знаком - коллега, наставник, просто друг, хочется еще раз вспомнить все события жизни, связанные с ним, и поделиться этими воспоминаниями.

Ирина Александровна Асмолова (16.02.1954 – 11.07.2016) – доцент кафедры фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова.

Заведующая кафедрой фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, доцент Зинаида Владимировна Рождественская вспоминает:

«Ирина Александровна воспитывалась в семье военного врача. Она была очень дисциплинированна, строгая, иногда, чересчур формальная.

Всегда была отличницей. Училась в музыкальной школе № 3 города Саратова. В 1973 году окончила с отличием Саратовское музыкальное училище, в 1978 году – с отличием СГК им. Собинова, в 1985 году – ассистентуру-стажировку на кафедре специального фортепиано (класс доцента О. В. Мироновой)»[1].

Ирина Александровна начала преподавать с 1972 года, а с 1979 года на кафедре фортепиано консерватории.

«На кафедре фортепиано Ирина Александровна работала с 1979 года, - продолжает З.В. Рождественская, «вела все специальности, очень любила работу с вокалистами, так как всё время была концертмейстером в вокальных классах. Часто выступала в концертах, а также в проекте «Учитель и ученик». Была очень аккуратной, методичной, точно выполняла все поручения кафедры. Уважение вызывал её интерес к научным исследованиям. Она была соискатель, готовила материалы для кандидатской диссертации по теме «Фортепианный ансамбль».

«Ирина Александровна всегда занималась самообразованием; росла как концертмейстер, что особенно было заметно в  последние годы. Студенты её класса участвовали в конкурсах, даже хормейстеры, она умела их организовать, и они не были «против». Студенты её уважали, ценили, иногда боялись! С педагогами была в ровных отношениях. Любила природу, занималась дачей. Всегда трудилась, что вызывает у всех уважение».

«В классе И. А. Асмоловой прошли курс фортепиано студенты многих специальностей: академическое пение, музыковедение, дирижирование академическим хором». [7, с. 30]

С 1998 года Асмолова являлась руководителем секции по курсу фортепиано для студентов кафедры народного пения и этномузыкологии.

Доцент кафедры фортепиано, кандидат педагогических наук Светлана Николаевна Чечина вспоминает:

 «И. А. Асмолова в 1998 году стала руководителем секции по курсу фортепиано для студентов кафедры народного пения и этномузыкологии. Она составляла рабочий план по предмету, организовала факультетские прослушивания.

Вдумчивый и опытный педагог, хорошо знала специфику работы, умела правильно оценить студентов»[2].

Из воспоминаний Азиханова Марата, преподавателя музыкального училища при Саратовской государственной консерватории, выпускника  факультета народное пение:

«Когда я впервые пришел к Ирине Александровне на урок, мне стало понятно, что она очень внимательный педагог и к каждому студенту находила особый подход. Она не любила, когда без уважительной причины пропускали занятия, и любила пунктуальность со стороны студентов.

Была заинтересована в каждом своём подопечном. Она была не только строгий, но и справедливый преподаватель, профессионал своего дела! Прекрасный исполнитель, концертмейстер и человек!

С ней очень интересно было разговаривать, проводить дискуссии, обсуждать многие вопросы. Она могла дать дельные советы, высказать свою точку зрения. Я очень благодарен, что в моей жизни был такой педагог, от которого действительно я получил многое в плане техники и навыков игры на фортепиано»[3]. Круг её активной деятельности был широк.

Вот как вспоминает директор школы искусств № 20 города Саратова Трофимова Светлана Николаевна: 

«И. А. Асмолова с 1986 – 1998 год была заведующей отделом фортепиано в нашей школе. Она – мастер своего дела, знающий и достаточно твердый, даже жесткий человек. Хорошо организовала и наладила работу на отделе»[4].

Из воспоминаний Страдзе Наталии Анатольевны, преподавателя   Центральной музыкальной школы города Саратова:

«Ирина Александровна пришла на работу в Центральную музыкальную школу в 1972 году в качестве концертмейстера в класс «скрипки».

В 1996 году мы придумали проект на музыку «Детского альбома» П.И. Чайковского «Ожившие картинки» и пригласили Ирину Александровну принять участие в качестве концертмейстера. Она была - очень творческим человеком, профессионал, дисциплинирована, никогда не ставила себя выше других. В подготовке приняли участие дети всех специальностей.  Трудилась вся школа!»

«В 2002 году музыкальный проект на музыку П. И. Чайковского, в котором Асмолова приняла участие в качестве концертмейстера, стал лауреатом третьей степени на Всероссийском конкурсе «Балакиревский проект в Москве». [7, с. 30]

«Этот проект был записан на телевидении города Саратова и имел большой успех. Он до сих пор - в прокате!

Через год мы организовали новый проект, посвященный  200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Ирина Александровна была в инициативной группе. Музыкальный материал, подобранный к сценарию был её вкладом в дело. Она провела очень кропотливую работу в поисках нужного материала, а также участвовала в репетиционной подготовке. Проект завершился достаточно успешно. Был интересен и познавателен»[5].

«С 1998 года Ирина Александровна успешно совмещала педагогическую деятельность с работой концертмейстера кафедры академического пения. Вела активную исполнительскую работу, выступая в качестве солистки и концертмейстера с народным артистом РФ В.В. Вериным, заслуженной артисткой РФ Л.В. Беловой, заслуженной артисткой Кабардино-Балкарии профессором Л.В. Лукьяновой, с солистами областной филармонии имени А. Шнитке, студентами и аспирантами кафедры академического пения» [7, с. 30].

Евгения Геннадьевна Каплун, преподаватель Саратовского областного колледжа искусств, с теплотой вспоминает совместную работу с Ириной Александровной:

«Не помню первый день нашего знакомства и не знаю, как так получилось, что обучаясь в классе академического вокала у заслуженной артистки Кабардино-Балкарии Лукьяновой Людмилы Васильевны, где работали два концертмейстера, я стала все академические концерты, экзамены, конкурсы и концертные выступления петь с Асмоловой Ириной Александровной. Я благодарна и счастлива, что получилось так!

Работать с Ириной Александровной – это большое удовольствие и счастье! Хороший концертмейстер – это «штучный товар» и не всегда можно поставить знак равенства: хороший пианист – хороший концертмейстер.

В ней всё это сочеталось наилучшим образом: и безупречная техническая оснащенность, трудолюбие и постоянное самосовершенствование, музыкальная чуткость и умение выдвинуть солиста на первый план, показать его с лучшей стороны или «прикрыть» его слабые стороны.

И то, как внимательно Ирина Александровна относилась к тебе, к твоим проблемам, всегда поддерживала и помогала, искренне радовалась удачам!

Ты чувствовал себя каким-то особенно важным для неё человеком! Хотя, конечно же, она ко всем относилась с одинаковым вниманием и чуткостью, потому что иначе не умела!»[6].

В 2009 году на Всероссийском конкурсе вокалистов «Art – vocal» И.А. Асмолова получила Диплом «Лучший концертмейстер» [7, с. 30]. Уровень конкурса «Art – vocal» очень высокий. Сейчас – это международный конкурс. Поучаствовать в нём приезжают вокалисты из консерваторий и оперных театров мира. В жюри сидят народные артисты, профессора консерваторий из Москвы, Волгограда, Екатеринбурга и других городов мира. Лучшие участники конкурса получают диплом и звание лауреата, дипломанта, лучшего концертмейстера, диплом за лучшее исполнение.

Ирина Александровна очень гордилась этим дипломом!

«Вспоминаю... 2001 год. Саратовский областной колледж культуры имени Е. Н. Курганова, в то время – Саратовское областное училище культуры.

Там мы встретились с Ириной Александровной Асмоловой. Между нами сразу возникли теплые дружеские отношения. Ирина Александровна как будто бы взяла меня под «своё крыло». Здесь я увидела: как она работает.

Приходила очень рано – к 7 часам утра, а иногда и раньше, много занималась самостоятельно.

Уроки со студентами начинала и заканчивала вовремя.

Не любила, когда её отвлекали во время занятия, ценила время ученика и своё. Замечания её были точные, ёмкие и корректные, умела одной фразой поставить всё на места. Она никогда не унижала достоинств ученика и педагога. К ней относились с уважением!»

Алексей Николаевич Самохин, преподаватель Саратовского областного колледжа искусств вспоминает:

«Раннее утро. Из концертного зала Саратовского областного колледжа культуры имени Е. Н. Курганова лилась прекрасная музыка. Это была «Элегия» С.В. Рахманинова, играла Ирина Александровна Асмолова. На занятие уже спешили студенты её класса. С появлением их, она переключилась на урок.

Неоднократно довелось видеть большую просветительскую деятельность Ирины Александровны. Она выступала с лекциями перед учащимися школ города Саратова в Центральной городской библиотеке, самостоятельно иллюстрируя материал, а так же, выступая как концертмейстер.

Ирина Александровна Асмолова была чутким, отзывчивым человеком, великолепным музыкантом и прекрасным педагогом, память о котором останется на долгие годы»[7].

В памяти сохранились беседы с Ириной Александровной. Общаться с ней было очень легко и непринужденно. Она обладала большой эрудицией, была очень любознательна, проявляла интерес не только к музыке; любила заниматься дачей.

Она была чутким и довольно скрытным человеком; умела поддержать в трудную минуту.

Однажды, Ирина Александровна предложила сыграть с ней в ансамбле. Репетиций было мало, она сразу играла в нужных темпах и со всеми оттенками. Я очень волновалась. Но, оказалось, выступать с ней – одно удовольствие!

На сцене она настоящий партнер: прекрасное знание музыкального материала, безупречное исполнение и ещё это тонкое чувство ансамбля.

Ко всем мероприятиям в нашем колледже она относилась очень ответственно и серьёзно.

Вспоминаю подготовку к Областному конкурсу по дисциплине «Фортепиано» среди студентов средних учебных заведений искусства и культуры «Играем вместе». Ирина Александровна сразу подключилась.

Она играла все свои партии со студентами – наизусть!

Уметь довести до блеска свою работу была её черта!

Как-то, в личной беседе, Ирина Александровна сказала мне: « Знаешь, быть в своей профессии – это не выпячивать себя напоказ, а идти честно своим путём, каким бы трудным он ни был, до конца!» Именно так она и поступала.

Ирина Александровна Асмолова была высококлассным специалистом, прекрасно владела профессией и грамотно преподносила знания, обладала широким кругозором и пытливым умом, была организована и трудолюбива, постоянно совершенствовала свое мастерство, при этом всегда оставалась исключительно доброжелательным человеком.

На протяжении всей педагогической деятельности Ирина Александровна проявляла живой интерес к методическим разработкам.

Она имеет 11 публикаций по вопросам методики преподавания курса фортепиано. Среди них:

«Курс фортепиано в системе профессиональной подготовки студентов – вокалистов» [3. С. 110 – 113];

«К вопросу преподавания фортепиано у студентов отделения Хорового дирижирования» [2. C.354 – 356];

«Из опыта работы на факультативных занятиях (отделение «Актёр драматического театра и кино») Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова [1. C.278];

« Фортепианный ансамбль в учебно-педагогической практике. К истории исследования проблемы» [4. C.24 – 30];

«Фортепианный ансамбль на общем курсе фортепиано как средство музыкального воспитания и развития студентов разных специальностей» [6. C.122 – 126];

«Фортепианный ансамбль на курсе фортепиано как средство активизации процесса профессионального музыкального воспитания студентов» [5. C.139 -144].

В её методических работах прослеживается высокий уровень профессионального интеллекта, знание специфики предмета для разных специализаций, умение обобщить накопленные знания и опыт и грамотно применить их в работе, логичность и ясность высказывания.

Особый интерес Ирина Александровна проявляла к жанру фортепианного ансамбля. Она собирала материалы по этой теме для кандидатской диссертации, а также собирала нотную библиотеку.

В 2013 году мы  вместе с Ириной Александровной подготовили открытый урок по теме «Фортепианный ансамбль для студентов разных специализаций» в коллеже культуры имени Е.Н. Курганова.

Её выступление: размышления и выводы мы записали на видео.

Её речь – глубокая изученность предмета и доходчивость в изложении.

Впоследствии колледж культуры имени Е.Н. Курганова объединили с Саратовским областным колледжем искусств, и наши пути разошлись. Но, дружеские отношения сохранились до самого конца.

До последних дней Ирина Александровна продолжала работать.

Мало кто знал о её болезни…

Выпускники Асмоловой И. А. работают в театрах и учебных заведениях страны, среди них лауреаты и дипломанты Всероссийских и Международных конкурсов. Её дело имеет достойное продолжение.

Память об Ирине Александровне живет в сердцах ее друзей, коллег, учеников. Её методические наработки востребованы и будут использованы  новым молодым поколением музыкантов.

Её жизнь – пример безупречного служения искусству и своей профессии!

 

Список литературы:

  1. Асмолова И.А. Из опыта работы на факультативных занятиях по фортепиано со студентами Театрального факультета (отделения «Актер драматического театра и кино») // Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики [Текст]: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – С. 114 – 120.
  2. Асмолова И.А. К вопросу преподавания фортепиано у студентов отделения Хорового дирижирования // Культурологическое образование нового тысячелетия. Вып. 8 – Москва, 2006. - С. 354 – 356.
  3. Асмолова И.А. Курс фортепиано в системе профессиональной подготовки студентов – вокалистов // Исполнительская интерпретация. Музыкальная наука. Музыкальная и театральная педагогика. Часть 1.:Фортепианное исполнительство и педагогика: наследие и современные тенденции: Сборник статей. – Саратов, Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л. В. Собинова.2012. – С. 110 – 113.
  4. Асмолова И.А. Фортепианный ансамбль в учебно-педагогической практике. К истории исследования проблемы // Курс фортепиано для студентов разных специальностей. – Саратов: СГК, 2015. – С. 24 – 30.
  5. Асмолова И.А. Фортепианный ансамбль на курсе фортепиано как средство активизации процесса профессионального музыкального воспитания студентов // Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики [Текст]: межвузовский сборник научных трудов. Вып.8 - Саратов: «Наука», 2013. – С.139 – 144.
  6. Асмолова И.А. Фортепианный ансамбль на общем курсе фортепиано как средство музыкального воспитания и развития студентов разных специальностей // Исполнительское искусство и педагогика. – Саратов: СГК, 2014. – С. 122 – 126.
  7. Саратовская государственная консерватория им.Л. В. Собинова: 1912 – 2012: Энциклопедия. / М – во культуры Саратовской обл.; Саратовская государственная консерватория; отв. ред. О. Б. Краснова. -  Саратов: Изд. ИП Везметинова, 2012. – 444 с.
  8. Фортепианная школа Саратова. Выпускники кафедры специального фортепиано 1915 – 2013 /Авторы – составители Н. М. Смирнова, И.А. Хрулькова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2014. – 288 с.

 


[1] Из личной беседы с заведующей кафедрой фортепиано СГК имени Л. В. Собинова Рождественской З.В.

[2] Из личной беседы с доцентом СГК, кандидатом педагогических наук Чечиной С. Н.

[3] Из личной беседы со студентом магистратуры Азихановым Маратом.

[4] Из личной беседы с директором школы искусств № 20 г. Саратова Трофимовой С. Н.

[5] Из личной беседы с преподавателем Центральной музыкальной школы города Саратова Страдзе Н. А.

[6] Из личной беседы с преподавателем Саратовского областного колледжа искусств Каплун Е. Г.

[7] Из личной беседы с преподавателем Саратовского областного колледжа искусств Самохиным А. Н.

Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.