Статья опубликована в рамках: LXXX Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 11 марта 2024 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВОПЛОЩЕНИЕ АРХЕТИПА «ДРЕВА ЖИЗНИ» В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ БЕЛАРУСИ
THE EMBODIMENT OF THE “TREE OF LIFE” ARCHETYPE IN THE FINE ART OF BELARUS
Liu Xinyuan
Postgraduate student of the Belarusian State University of Culture and Arts,
Belarus, Minsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вариации проявления в изобразительном искусстве архетипа «Древо Жизни» – одного из ключевых символов, отражающих миропонимание и менталитет белорусского народа. С древнейших времен Древо жизни рассматривалось в качестве символа мироздания, духовной и физической силы, плодородия, связи поколений. До наших дней мотив Древа Жизни является одним из наиболее популярных в белорусском искусстве, что и обусловливает актуальность настоящего исследования. Автором прослеживается трансформация значения данного архетипа на различных исторических этапах его развития. Материалы исследования могут представлять интерес для специалистов в области теории и истории искусства, культурологии, этнографии.
ABSTRCAT
The article examines variations in the manifestation of the archetype "Tree of Life" in the visual arts – one of the key symbols reflecting the worldview and mentality of the Belarusian people. Since ancient times, the Tree of Life has been considered as a symbol of the universe, spiritual and physical strength, fertility, and the connection of generations. To this day, the motif of the Tree of Life is one of the most popular in Belarusian art, which determines the relevance of this study. The author traces the transformation of the meaning of this archetype at various historical stages of its development. The research materials may be of interest to specialists in the field of theory and history of art, cultural studies, and ethnography.
Ключевые слова: изобразительное искусство, искусство Беларуси, станковая живопись, скульптура, архетип, Древо Жизни.
Keywords: fine art, art of Belarus, easel painting, sculpture, archetype, Tree of life.
Архетип (от греч. ἀρχή – начало, первооснова и τύπος – образ, отпечаток) – это первообраз, лежащий в основе последующих представлений и образов. Понятие архетипа было введено швейцарским психиатром и психологом К. Г. Юнгом для обозначения изначальных, врожденных психических структур коллективного бессознательного, которые являются универсальными для всего человечества. Согласно Юнгу, архетипы формируются в процессе адаптации человеческого рода и закрепляются в коллективном бессознательном, передаваясь из поколения в поколение; в них содержится вся мудрость предков данной культуры [3, c. 73]. Архетипы играют важную роль в культуре, религии, искусстве, поскольку задают определенные паттерны поведения, эмоциональные реакции и способы осмысления реальности, транслируемые в обществе из поколения в поколение. Изучение архетипов позволяет лучше понять природу человека, мотивы его поступков, а также проанализировать различные феномены культуры.
Архетип Древа Жизни является одним из древнейших и распространенных в культуре символов, воплощающих идеи плодородия, роста, развития и вечного обновления. Древо Жизни символизировало знания предков, опыт поколений, мудрость природы. Оно было источником пищи и целебных свойств растений. В некоторых традициях считалось, что на Древе Жизни растут все существующие растения, оно является их прародителем.
В контексте христианской культуры Древо Жизни интерпретировалось как райское дерево – источник бессмертия и вечной жизни. В концепции Юнга оно отождествляется с архетипом Самости – высшим единством личности.
Древо Жизни может быть представлено как всего одним деревом с особыми целебными свойствами, такими, как яблоня, дуб, клен, так и целой рощей – например, мифическим лесом в славянском фольклоре. В зависимости от культурного контекста и исторической эпохи менялись конкретные детали образа Древа, однако его глубинный смысл оставался неизменным. Этот образ синтезировал в себе представления людей о единстве и взаимосвязи мира, непреходящем значении традиций, а также идеи цикличности и обновления жизни. В современной культуре архетип Древа Жизни по-прежнему актуален и востребован. Изображение величественного Древа можно встретить в произведениях как традиционного изобразительного искусства, так и современного цифрового искусства.
Мировое древо занимает важное место в системе сиволов традиционной белорусской культуры. Древний символ нашел отражение в орнаментике предметов быта, одежды, изделиях декоративно-прикладного искусства –вышивке, ткачеству, резьбе по дереву и других ремеслах. Символ Древа Жизни несет богатое смысловое наполнение, связанное с благосостоянием, плодородием, гармонией и единством с природой. Самым распространенным узором, встречающимся в белорусском прикладном искусстве, является цветок в виде розетки, который символически соотносится с образом мирового Древа – Древа Жизни. Лепестки расходятся от центрального глазка, символизируя все существующие в мире формы жизни, которые исходят из единого источника – семени. Вариантом изображения Древа Жизни является древообразный крест с раздвоенным фундаментом и разветвлениями наверху, который олицетворяет мировую ось, связующую миры. Иногда крест оплетается стеблями растений или произрастает из расходящихся цветочных розеток, что усиливает эту связь.
Символ Древа в традиционной вышивке белорусов иногда композиционно включается в изображение Матери-земли: деревья растут из фигуры женщины – хранительницы домашнего очага и покровительницы рода. Эта образность перекликается с символом Мирового Древа как великой Матери – прародительницы всего живого. Вокруг головы женщины могут кружить птицы, выдавая райский, благодатный характер дерева [1, c. 29].
Другими часто встречающимися элементами, близкими по значению символике мирового древа, являются:
- крестоцветы – стилизованные изображения цветов, строящиеся по принципу креста или звезды с раздвоенным низом и разветвлениями наверху. Символизируют плодородие, жизненные силы, гармонию с природой;
- колосья – ассоциируются с Древом жизни как источником пищи для человека;
- растительные побеги, листья, цветы, ягоды – эмблемы неумирающей и вечно обновляющейся жизни;
- птицы, особенно павы и петухи – символы солнечного начала, хранители райского древа;
- ромбы и треугольники (ласточкины хвосты) – древний знак влаги, богини-матери, плодородия, которые ассоциируются с верхушкой мирового столпа-древа;
- изображения деревьев, чаще всего елей или кустов с плодами, имеющих прямое указание на связь с природой и плодородием.
Таким образом, Древо Жизни стало одним из важнейших символов в орнаментальном искусстве белорусов наряду с символикой солнца, земли и воды. Через различные узоры – розетки, кресты, ветви, птиц – выражались идеи благополучия, изобилия, силы и продолжения рода. Этот древний архетип до сих пор сохраняет свое значение, олицетворяя связь с природными жизненными истоками и энергиями.
Образ Мирового Древа нашел свое воплощение и в произведениях белорусского изобразительного искусства, воплотившись на полотнах художников разных эпох.
Пример ярких и разнообразных образов Древа представлены в пейзажной живописи Ф. Рущица: «У костела» (1899), «Старые яблони» (1900), «Зимняя сказка» (1904). Деревья на полотнах художника либо органично сливаются с пейзажем, словно поднимаясь вместе в порывами ветра в глубокое весенее небо («У костела»), либо прочно уходят вглубь узловатыми корнями, олицетворяя прочную связь всего сущего на Земле («Старые яблони»), либо представляют собой сказочно-мифическое райское древо из народных преданий («Зимняя сказка»).
Образ дерева часто встречается в пейзажах таких художников как С. Жуковский и В. Белыницкий-Бируля. В пейзажах С. Жуковского, В. Белыницкого-Бирули деревья часто изображаются на заднем или среднем плане, дополняя композицию. Они могут быть как лиственными, так и хвойными. Иногда это отдельно стоящее величественное дерево, подчеркивающее масштаб пейзажа, а иногда небольшая рощица. Несмотря на декоративную роль, деревья создают реалистичное ощущение живой природы и подчеркивают единство зрителя с миром природы, отображенным на картине.
К образу Мирового Древа обращался и художник М. Шагал. На картине «Древо жизни» (1924) представлено абстрактное дерево с разветвленной кроной, напоминающей пламя. Этот мистический символ переплетается у М. Шагала с мотивами еврейской истории и культуры. Древо здесь – знак единства человека с его корнями и олицетворение жизненной энергии [2, c. 67].
В изобразительном искусстве Беларуси XX в. одним из приоритетных жанров оставался пейзаж. Образ дерева на полотнах художников реалистического направления подчеркивал общее настроение пейзажа. В живописных произведениях начиная с 1970-х гг. проявляются тенденции аллегоризма и иносказательности, проявившиеся в символике Древа Жизни и других узаваемых образов.
Важную роль играет образ дерева в «пейзажах настроения» И. Бархаткова. Деревья используются художником для передачи определенных эмоциональных состояний: покой, одиночество, тревога. Например, голые зимние деревья символизируют увядание, скрюченные силуэты – тоску, а цветущие вишни – радость и обновление. И. Бархатков мастерски использует цвет, композицию, фактуру для создания нужного настроения. К примеру, на картине «Одинокая береза» (1988) изображена одиноко стоящая на поле белоствольная береза. Ее ствол искривлен, а ветви приподняты под порывами ветра. Фон составляет темно-серое мрачное небо с тяжелыми тучами. Общий колорит картины приглушенный, монохромный. Береза здесь выступает как символ одиночества, покинутости и грусти. Ее искривленный ствол и растрепанная крона передают ощущение внутреннего напряжения и тревоги. Темный фон усиливает эмоциональное воздействие образа.
У художников В. Шкарубо и В. Тихонова образы дерева и дороги подчеркивают философское содержание произведений, заставляя задуматься о извечных вопросах поиска смысла жизни. У В. Шкарубо дорога, уходящая вдаль между деревьями – это символ жизненного пути. Изображенные на полотнах В. Тихонова старые раскидистые деревья заставляют задуматься о цикличности природы и хрупкости человеческой жизни. Например, на картине «Старая аллея» (1982) изображена аллея, вдоль которой растут могучие дубы с раскидистыми кронами. Дорога, окаймленная деревьями, уходит вдаль, где виднеется лес. Небо затянуто тучами, освещение приглушенное. Монументальные дубы ассоциируются со старостью и мудростью, олицетворяют ход времени и цикличность природы. Некогда посаженные людьми, они пережили не одно поколение и будут стоять еще долго. Аллея символизирует жизненный путь человека, который в сравнении с вековыми дубами кажется коротким и быстротечным.
В работах А. Гришкевича дерево также символизирует жизненный путь человека. Одинокое дерево на фоне пустынных пейзажей олицетворяет стойкость человека в преодолении трудностей. К примеру, на картине «Одинокий тополь» (1984) изображен высокий тополь, растущий в степи. Его ствол искривлен, а ветви подняты вверх. Вокруг простираются бескрайние пустынные пространства. Одинокое дерево ассоциируется с человеком, стойко переносящим все тяготы и невзгоды. Оно олицетворяет мужество, стремление к свету и преодоление жизненных трудностей.
У А. Барановского образ дерева связан с «малой родиной» и помогает передать чувство сопричастности к ней. Основой композиции картины «Родные деревья» (1998) является березовая роща. Золотистый колорит и мягкий свет осеннего солнца создают ощущение умиротворения. Роща воспринимается как родной уголок, с которым связаны теплые воспоминания. Образ берез передает чувство глубокой привязанности автора к своей родине.
Непосредственно архетипический образ дерева представлен в таких работах, как «Райская яблоня» Е. Батальонка (1998); картинах Б. Казакова «Белая Русь» (1992), «Дичок» (1950), «Белый снег» (1960); «На поляне» В. Шкарубо (1982); «На краю» А. Гришкевича (1984); «Гнёзда» А. Барановского (1979). В данных произведениях дерево выступает воплощением извечных ценностей, олицетворением истоков и связи с родом.
В работах современного белорусского художника В. Слободчикова Древо Жизни является одним из центральных образов. Работы «Родословная» (2001), «Корни» (2013), «Древо познания» (2014) пронизаны философскими размышлениями о связи человека со своими предками, с историей родной земли [5, c. 14]. Древо Жизни на полотнах художника часто приобретает черты конкретных деревьев – дубов, кленов, берез. Они символизируют мощь народного духа, его стойкость в самые трудные времена. Цветовая палитра полотен тяготеет к приглушенным зеленым, коричневым, золотистым тонам – цветам земли и коры деревьев.
Характерная особенность интерпретации образа Древа Жизни в белорусском искусстве – тесная связь с фольклорной традицией. Это проявляется как в декоративности живописной манеры, так и в сюжетных мотивах [4, c. 398]. Например, в работе Г. Скрипниченко «Поклонение Древу» (1977) Древо Жизни становится частью обрядовой сцены – вокруг него собрались женщины в национальных костюмах с цветами в руках. Само дерево также украшено разноцветными лентами, как это принято в славянской традиции. Произведение отличается декоративностью и насыщенностью колорита.
В творчестве белорусских художников XX – XXI вв. Древо Жизни предстает символом единства человека с предками и родной землей, неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего. Оно вбирает в себя национальные особенности мировосприятия, фольклорные традиции, при этом сохраняя универсальные значения, присущие этому архетипическому образу.
Одна из самых известных скульптурных композиций, посвященных этому символу – «Крывiчскае Дрэва Жыцця» в городе Полоцке –монументальная скульптурная группа, созданная в 2009 г. скульптором А. Гордиенко. В центре композиции возвышается величественный Дуб – священное дерево славян, Мировое Древо, символ жизненной силы и единства мироздания. У подножия Дуба расположены фигуры людей – представителей разных сословий и профессий – воины и кузнецы, земледельцы и жрецы, матери с детьми. Все персонажи скульптурной группы соединены в круговой композиции, символизируя нерасторжимое единство человека с Древом Жизни. Монумент выполнен из бронзы и гранита, что подчеркивает монументальность и величие замысла.
Другим примером может служить скульптура «Древо Жизни» в городе Могилеве, открытая в 2015 г., автор – А. Кузнецов. Это изящная композиция из трех фигур, символизирующих три поколения белорусов, в центре которой расположен высокий могучий Дуб с раскидистой кроной, а справа от него – юноша со снопом, олицетворяющий молодое поколение. Слева – девушка с колосками – символом достатка и плодородия. Фигуры выполнены из бронзы, все отличаются реалистичностью и тщательностью проработки деталей. Вместе они создают гармоничный образ крепкой связи времен и бережного отношения белорусов к своим корням.
Подобные скульптурные композиции, посвященные Древу жизни, есть и в других городах Беларуси. Все они имеют глубокий смысл, отражают особое почитание образа Древа в славянской культурной традиции.
Таким образом, можно отметить, что образ Древа Жизни глубоко укоренен в славянской мифологии и является важной частью белорусской культурной традиции. В изобразительном искусстве Беларуси этот архетипический символ обретает яркое воплощение в творчестве многих художников XX – XXI вв. Древо Жизни в произведениях белорусских мастеров олицетворяет собой связь человека с его корнями, историей, культурой. Образ часто интерпретируется в национальном ключе, с использованием мотивов фольклора, с отсылкой к облику конкретных деревьев. Скульптурные композиции, посвященные Древу Жизни, также играют важную роль в монументально-декоративном искусстве Беларуси. Творческое осмысление этого символа помогает выразить глубинные особенности национального менталитета и мировосприятия.
Список литературы:
- Лобач, У. Міфалагічныя вобразы ў мастацтве Беларусі / У. Лобач. – Мінск : Беларусь, 2009. – 211 с.
- Яцутко, А. М. Образ древа жизни в творчестве М. Шагала. / А. М. Яцутко // Искусствознание. – 2018. – № 3. – С. 67–79.
- Скульптура Белоруссии XVIII – XX веков: каталог. – Минск : Беларусь, 2005. – 312 с.
- Иванов, В. В. Древо жизни / В. В. Иванов // Мифы народов мира. – Т. 1. – М. : Советская энциклопедия, 1980. – С. 398–399.
- Жабинский, А. Образы славянской мифологии в современном изобразительном искусстве Беларуси / А. Жабинский // Роднае слова. – 2010. – № 5. – С. 14–17.
дипломов
Оставить комментарий